1881 - Первым в России Александр Фёдорович Можайский получил патент на "воздухоплавательный снаряд".
1891 - На заседании Московского математического общества Николай Егорович Жуковский сделал доклад «О парении птиц», в котором дал теоретическое обоснование фигурных полётов, и в частности «мёртвой петли», совершённой через 22 года Петром Николаевичем Нестеровым.
Ещё 14 лет назад из поездки в Париж Жуковский привёз много летающих моделей, а также велосипед, с громадным передним колесом, изобретение француза Мишо. Разъезжал на нём Николай Егорович с огромными крыльями из ткани за спиной, стараясь определить их подъёмную силу и центр парусности. Большую роль в написании этого труда сыграло и знакомство Жуковского с планеристом Карлом Вильгельмом Отто Лилиенталем, изучившим полёт птиц, казалось, досконально. В труде своём Николай Егорович писал: "Если на некоторой высоте над землей плывут громадные вихри с горизонтальными осями, то птица, забравшись с той стороны вихря, с которой имеется восходящий поток воздуха, и следя за движением вихря, может некоторое время оставаться в восходящем потоке и описывать благодаря ему в движении относительно некоторых подвижных осей горизонтальные круги".
1897 - Первый подъём с аэродрома Темпльхоф близ Берлина цельнометаллического дирижабля конструкции Давида Шварца (венгерского лесопромышленника, подданного Австро-Венгерской империи.
Полёт закончился разрушением летательного аппарата из-за отказа двигателя. Каркас и внешняя оболочка дирижабля были сделаны из алюминия, а 9-киловаттный газовый мотор Даймлера приводил во вращение три пропеллера. Дирижабль быстро набрал высоту, но пропеллеры не выдержали и сломались, пилот потерял контроль над управлением, и дирижабль рухнул вниз. Среди многочисленных зрителей, наблюдавших за испытаниями, был граф Ф.Цеппелин, который ещё в 1894–1895 гг. подавал заявки на патентование алюминиевого дирижабля. В 1898 г. он купил у вдовы Шварца его чертежи и документы и заключил с ней соглашение о том, что она не будет патентовать конструкцию дирижабля, разработанного Шварцем. В дальнейшем Цеппелин использовал принципы конструкции Шварца, но нигде не упоминал о нём.
1907 - Во Франции совершил свой первый полёт с человеком на борту вертолёт (геликоптер). Аппарат пилотировал французский инженер Поль Корню. Вертолёт имел двигатель «Антуанэтт» мощностью 24 л.с., который обеспечивал скорость вращения винтов 90 оборотов в минуту. Трансмиссия обеспечивалась ремнем длиной 24 метра, соединяющим двигатель с двумя большими шкивами, на которых крепились двухлопастные винты по обеим сторонам конструкции. Плоскости рулевого управления размещались непосредственно под винтами. Взлётный вес вертолёта составлял 328 килограммов. Корню поднялся в воздух на двухвинтовом вертолёте на высоту 1,5 м. всего на 20 секунд. Но, даже такая высота по тем временам казалась огромной, и поэтому все последующие испытания проводились на привязи. Основное достижение Корну состояло в попытке сделать вертолёт управляемым, для чего изобретатель установил под винтами специальные поверхности, которые, отражая поток воздуха от винтов, давали аппарату определенный запас маневренности. Хотя вертолёт, построенный Полем Корню, не годился для какого бы то ни было практического применения, именно с момента его старта начат отсчёт развития вертолётостроения.
1909 - Пилот и конструктор Анри Фарман пролетел без посадки за 4 часа 17 минут 53,5 секунды расстояние в 234 212 м. Мировой рекорд дальности.
1914 - Французский военный пилот сержант Ролан Гарро, служивший лётчиком-сдатчиком на фирме «Моран», подал рапорт об изобретении, позволяющем стрелять из пулемёта через лопасти винта самолёта. Идея состояла в применении призм-отсекателей пуль в тех местах лопастей винта, которые пересекаются траекториями пуль. Такой винт был установлен на двухместный самолёт-моноплан Моран-Солнье с пулемётом, установленным параллельно оси самолёта. Эти самолёты, снабжённые пулемётами и винтами Гарроса, были применены на фронте в марте 1915 года. 18 апреля 1915-го Ролан Гарро был сбит и пробыл военнопленным до февраля 1918 года, когда ему удалось бежать. В октябре того же года он снова был сбит и погиб. Именем лётчика был назван теннисный комплекс в Париже, где проводится Открытый чемпионат Франции по теннису. Сам чемпионат также нередко называют турниром «Ролан Гаррос».
1915 - Суб-лейтенант британского флота X. Таулер на самолёте Bristol Scout взлетел с палубы авианосца «Виндекс» (переоборудованного парохода), став, таким образом, первым аэропланом с колёсным шасси, стартовавшим с корабля на ходу.
1926 - Первый полёт палубного истребителя Boeing Model 69, (прототип XF2B-1). По результатам испытаний прототипа была заказана партия из 32 серийных F2B-1, поставки которых начались 30 января 1928 года. Самолёты поступили на вооружение 1-й истребительной (VF-1B) и 2-й бомбардировочной (VB-2B) эскадрилий, приписанных к авианосцу "Саратога". От прототипа серийный самолёт F2B-1 отличался отсутствием кока винта и наличием весового балансира руля направления.
1938 - Начались заводские испытания многоцелевого самолета СЗ-3 ("Сталинское задание") Павла Осиповича Сухого с мотором М-87, лётчик-испытатель Александр Петрович Чернавский.
1945 - Родился Юрий Семёнович Соломонов — советский и российский конструктор ракетной техники военного назначения, педагог, доктор технических наук, профессор. Генеральный конструктор Московского института теплотехники с 1997 года. Академик РАН (2006; член-корреспондент с 2000). Герой Труда Российской Федерации (2015). Заслуженный изобретатель РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Соломонов окончил Московский авиационный институт в 1969 году. В 1969—1971 проходил военную службу в Ракетных войсках стратегического назначения СССР, воинское звание лейтенант. С 1971 года работает в Московском институте теплотехники в различных должностях от инженера до генерального конструктора и директора института (с 1997 года по 2009 год). Участвовал в разработках ракетных комплексов РСД-10 «Пионер», РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Руководитель разработки ракетного комплекса Р-30 «Булава».
Автор более 300 научных работ, в том числе 194 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук (1986), профессор. Член-корреспондент РАН c 26 мая 2000 года, академик РАН с 25 мая 2006 года по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение). Заведующий кафедрой «Защита информации» МГТУ им. Н. Э. Баумана.
1945 - На рассмотрение Комитета начальников штабов США был представлен доклад за №329 от Объединенного разведывательного комитета. Первый же параграф данного документа гласил: «Отобрать приблизительно 20 целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки Советского Союза».
1952 - Первый полёт самолёта SAAB 32 «Лансен». Двухместный штурмовик совершил первый полёт с турбореактивным двигателем Роллс-Ройс "Эвон" с тягой 3400 кг. Стрелковое вооружение самолёта состоит из четырёх 20-мм пушек. Взлётный вес самолёта 10 000 кг, максимальная скорость 1120 км/ч.
1957 - В СССР с полигона Тюра-Там (с 1961 г. космодром Байконур) ракетой-носителем "Спутник 8К71-ПС" (на базе Р-7) запущен космический аппарат «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту.
Лайка - первое животное, выведенное на орбиту Земли. Была запущена в космос в половине шестого утра мск. На тот момент Лайке было около двух лет. Возвращение Лайки на Землю тогда было ещё неосуществимо. Собака погибла во время полёта. Через 5 - 7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели...
1959 - Американский транспортник Дуглас C-133A “Cargomaster” впервые перевёз межконтинентальную ракету “Атлас”.
1965 - На авиабазе Edwards осуществлён сорок третий полёт американского ракетного самолёта "X-15A-2", № 2. Самолёт пилотировал лётчик Роберт Эйткен «Боб» Рашворт (Robert A. Rushworth). В полёте достигнута максимальная скорость 2414 километров в час при максимальной высоте подъёма 21520 метров. Первый полёт на модифицированном самолёте с подвесными топливными баками.
1966 - В НПП "Аэросила" разработан и передан в серию воздушный винт АВ-14 для Ан-14 "Пчёлка".
1967 - Операция Nice Girl. Для сравнения эффективности стратегические высотные разведчики Lockheed A-12 и SR-71 той же фирмы пролетели по одному и тому же маршруту - с севера на юг вдоль Миссисипи. Состязание завершилось не в пользу первого.
1971 - Первый в мире десантный экраноплан «Орлёнок» принят в состав ВМФ. В одном из испытательных полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилот - за штурвалом был сам Ростислав Евгеньевич Алексеев, - вовремя среагировал, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смог довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал был заменён на алюминиево-магниевый сплав.
Всего было построено пять экранопланов типа «Орлёнок». Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят». После 1985 года программа была закрыта, освободившееся деньги были пущены на строительство АПЛ.
Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в Каспийске. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
1973 - В США с космодрома на мысе Канаверал ракетой-носителем Атлас/Центавр (Atlas SLV-3D/Centaur D-1A) запущена автоматическая межпланетная станция "Mariner-10". Целью полёта было изучение планет Венера и Меркурий с пролётной траектории. Общая стоимость проекта составила около $100 млн. До 2008 года «Маринер-10» оставался единственным аппаратом, произведшим исследования и съёмку Меркурия с близкого расстояния. Это был последний аппарат серии «Маринер», поскольку аппараты «Маринер-11» и «Маринер-12» были переименованы в «Вояджер-1» и «Вояджер-2» соответственно.
1983 - Катастрофа Ми-4А, СССР-38288, Магаданская область, Чукотский АО, 137 км от аэропорта Анадырь, Аэрофлот (СССР), Магаданское УГА, Анадырский ОАО.
Через 55 минут после взлёта на высоте 600 м возникла сильная тряска, затем в воздухе отделилась хвостовая балка. Вертолёт перешёл в резкое снижение, столкнулся с землей и разрушился. Погибло: экипаж - 3, пассажиры - 2.
1994 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-66 осуществлён запуск корабля многоразового использования "Atlantis №13" с астронавтами Марком Брауном (Mark Brown), Дональдом МакМонейлом (Donald McMonagle), Эллен Очоа (Ellen Ochoa), Скоттом Паразински (Scott Parazynski), Джозефом Таннером (Joseph Tanner) и Жаном-Франсуа Клервуа (Jean-Francois Clervoy) на борту. На следующий день с борта МТКК "Atlantis" осуществлён запуск германского спутника "CHRISTA-SPAS-4". Третий полёт по программе научно-прикладной лаборатории ATLAS по изучению атмосферы и Солнца.
1995 - Катастрофа Ми-2 (RA-14221), Архангельская область, НАО, близ с. Дресвянка, Нарьян-Марский авиационный отряд
Экипаж вертолёта приступил к заходу на посадку днём на вертолётную площадку нефтедобывающей компании. Затем он был обнаружен разрушенным и сгоревшим в 2 км от неё. Всего погибших - 4, экипаж - 1, пассажиры - 3.
1997 - Российские космонавты Анатолий Яковлевич Соловьев (13-й выход) и Павел Владимирович Виноградов (3-й выход) совершили второй выход в открытый космос длительностью 6 часов 4 минуты. Ручной запуск макета Первого искусственного спутника Земли («Спутник-40», масштаб 1:3). Складывание, демонтаж и перенос многоразовой солнечной батареи МСБ-4 с модуля «Квант» на Базовый блок станции «Мир», установка временной заглушки на одном из технологических люков на Базовом блоке для обеспечения монтажа вакуумного клапана системы очистки атмосферы «Воздух», снятие экспериментальной панели дополнительной монтируемой солнечной батареи на Базовом блоке, демонтаж панели «Компласт» № 3 с образцами, оборудования «Платан-Н» № 5 и съёмной кассеты-контейнера СКК-11 и установка съёмных кассет-контейнеров «Солярис» и СКК-6 на модуле «Квант-2». Из-за негерметичности шлюзового специального отсека обратное шлюзование осуществлялось в приборно-научном отсеке модуля «Квант-2». Анатолий Соловьёв стал первым космонавтом, выполнившим 13 выходов в открытый космос за карьеру.
2016 - Первый запуск самой мощной китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-5» CZ-5, способной выводить на низкую орбиту ИСЗ 25 т.
2018 - Первое висение транспортно-десантного вертолёта Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолётным заводом, созданного по заданию Минобороны РФ.
Свежие комментарии