Дословная черновая расшифровка интервью. Только для читателей авиамиртесен.
Леонид Володарский: Уважаемые радиослушатели, как и было обещано, гость приехал – вон он сидит, передо мной, и я пользуюсь этим случаем, чтобы его официально представить, потому что что-то я там недоговорил. Итак, у нас в гостях Леонид Тюхтяев, Президент Федерации воздухоплавания России, мастер спорта международного класса, обладатель восьми мировых рекордов в сфере воздухоплавания, награжден золотой дирижабельной медалью Сантос-Дюмона, а также золотой звездой с тремя бриллиантами Международной авиационной федерации ФАИ.
Лёнь, здравствуй! Ничего, что я сидя буду с тобой?
Леонид Тюхтяев: А я ничего?
Л.В.: Лёнь, скажи мне, пожалуйста, мы давно с тобой знакомы. С чего воздушный шар? У тебя началось все с воздушных шаров. Зачем ты летаешь на воздушных шарах уже давно? Зачем тебе, куда, тянет?
Л.Т.: Конечно, тянет. Вот на земле не прикалывает, а в небе очень прикалывает. Вот поднимаешься – и так хорошо становится, приземляться неохота. Действительно, это так. Тянет меня в небо. Я иду по улице и всегда в небо смотрю. Если я зашел в помещение, я помню, как ветер наверху, куда облака едут. Выхожу из помещения или из машины, первый раз взгляд на небо, ну, такой вот я долбанутый.
Л.В.: Ну, аномалия.
Л.Т.: Пилоты они все такие, если хорошие. Кого я знаю. Я, может, не очень хороший, но те, кого я знаю хороших, все такие.
Л.В.: Ты восьмикратный рекордсмен мира.
Л.Т.: Ну, это формальность…
Л.В.: И тем не менее, давай формально.
Л.Т.: Формально, за полеты по дирижаблях, по дальности, по продолжительности полета есть рекорды. А вот на воздушных шарах еще мне не доводилось рекордов ставить. Но, надеюсь, в предстоящем полете получится, если Бог даст.
Л.В.: Вот давай мы об этом полете поговорим чуть-чуть попозже, а для начала вот на это вопрос ты ответил. А вообще чего ждать. Не будем ждать. Какие творческие планы, куда сейчас собираешься?
Л.Т.: Творческие планы простые – на воздушном шаре перелететь через Тихий океан.
Л.В.: Откуда стартовать и где приземляться?
Л.Т.: Стартовать из Японии, из самых южных островов, там есть самый южный остров и город Саго, вот там и старт, ну, Бог даст, приземлиться на территории Соединенных штатов или Канады. Как получится.
Л.В.: А скажи, пожалуйста, почему из Японии?
Л.Т.: Из Японии, потому что есть господствующие направление ветров, такая возможность по погоде, например, обратным путем ну точно не получится, нет таких ветров, так у нас устроена атмосфера. И сейчас там уже находится шар, и оболочка, и гондола – все оборудование находится там, ждет, когда мы туда приедем и взлетим.
Л.В.: Хорошо. Экипаж воздушного шара, на котором ты летишь, сколько человек будет?
Л.Т.: Два человека. Американский пилот Трой Брэдли, мой давний друг, и я.
Л.В.: Почему ты выбрал этого человека?
Л.Т.: Тут как раз наоборот, он меня выбрал. Он первый пилот, он командир экипажа и он мне предложил лететь. Он этим полетом болел давно, занимался давно. По различным причинам у него в 2008 году был отложен старт, и проект каким-то образом приостановился. А с этого года мы реанимировали этот проект, вдохнули в него новую жизнь, назвали этот проект «Два орла» - «Two eagles» по-английски. И вот соответственно два орла – мой друг Трой и я…
Л.В.: Чистой воды орел…
Л.Т.: Ну, а что, не орел что ли?!
Л.В.: Я-то как раз за.
Л.Т.: Вот смотрите – знак есть птица. Орел настоящий. Вот посмотрим, как оно у нас получится. Кроме того, тут еще почему «Два орла»? Гербы наших государств – это орлы: российский герб – орел, и американский герб – орел. Поняли, что удачное название будет вроде бы.
Л.В.: Лёнь, сразу же я тебе вопросы, которые присылают слушатели.
Сержик спрашивает: «Как поменять тупую офисную работу на воздухоплавание?»
Л.Т.: Я не менял. Честно сказать, я занят, «тупой офисной работой, как выразился Сержик, 25 лет свое жизни. До этого был инженером, работа была неофисная.
Л.В.: Ты МИФИ заканчивал?
Л.Т.: Ну, МИФИ, а какая разница, что заканчивал? «Инженер» в дипломе написано, «инженер-физик». Вот инженером работал. А офисная работа, ну, с 90-го года офисная. Она может быть и не тупой. Учитесь летать, если вас это прикалывает. Хочется в акваланг – значит, учитесь в акваланге нырять, глубже, так сказать знамя отечественного спорта.
Л.В.: Лёнь, и выше…
Л.Т.: А, ну, мы выше, а они глубже.
Л.В.: Да-да-да.
Л.Т.: Поменять легко, но стоит ли менять. Я, например, совмещаю.
Л.В.: Скажи, пожалуйста, насколько это дорогое удовольствие? Воздушный шар мы берем, не дирижабль.
Л.Т.: Просто воздушный шар, на котором можно летать за городом, просто набрать в интернете «покататься на воздушном шаре» – и тебя прокатят. 150–200 долларов, не знаю, с человека катают в районе Москвы.
Л.В.: Насколько это длительный процесс?
Л.Т.: Ну, с часок, полетаешь. Красиво, кстати, всем советую.
Л.В.: Я летал, ты меня возил.
Л.Т.: Ну, это я тебя возил. А вот еще рядом катали ребята, это коммерция, ты можешь заплатить, и тебя прокатят.
Л.В.: Сейчас, наверное, еще не сезон.
Л.Т.: Сейчас ничего, вот дождик начинается, а так сухая была осень, можно.
Удовольствие, ну, шар стоит 40000 евро, если шар взять, который пассажиров катает.
Л.В.: А ваш шар каков?
Л.Т.: Наш шар – это нечто! Во-первых, он большой очень. И он не предназначен для катания пассажиров, он чисто для спорта, конкретно для этого полета, сделан в одном экземпляре. Все шары, которые летают вокруг света, делаются в одном экземпляре. Сделан, прилетели – до свидания. Больше на нем никто никогда не полетит.
Л.В.: Подожди, и что, он будет вот так где-то в ангаре.
Л.Т.: Нет, ну он в ангаре сейчас в сдутом состоянии, а после того, как он будет наполнен и, дай Бог нам на нем пролететь, ну где он будет потом, не знаю, на земле будет валяться. Гондолу у меня японцы в музей попросили. Говорят: «Отдашь?». Я: «Да, пожалуйста». Но до этого надо еще дожить и долететь. До музея пока еще рано.
Л.В.: Скажи, пожалуйста, в чем заключалась подготовка, сейчас есть же красивое слово – логистика?
Л.Т.: Логистика, да.
Л.В.: Как вы готовились к этому полету, сколько он времени займет, какие припасы вы берет с собой? Поширше.
Л.Т.: Шар очень большой. Если его в высоту надуть – 60 м, 20-этажный дом. Это от гондолы до топа шара. Он из полиэтилена, поэтому на вид прозрачный. Такой гигантский огромный полиэтиленовый пакет. Надувается он, часа 3-4 его непосредственное наполнение займет. Потом со всей подготовкой, подвесом балласта и прочего, у нас часов 12 должно пройти на подготовку при хорошей погоде от команды «Вперед!» до того, как мы отрываемся от земли. Гондола – она у нас, как маленькое купе поезда. Там полочка в мой рост, как в плацкартном вагоне откидная, под ней аккумуляторы, еда. Точно такая, как в поезде, один в один. И столик, на противоположной стороне полки нет, одна только. И высотой, как я сижу, вот так упираюсь. Мой друг чуть пониже ростом, а я как раз, если сижу на полке, упираюсь в потолок. В гондоле есть сверху люк, то есть она не герметичная, не как в самолете мы летим, а мы выходим – балласт надо же кидать – мы выходим, обрезаем мешочки, они падают в океан. Вышел песок из океана, туда и вернулся. Надо земле все отдать и лететь дальше. Вот. Быт у нас простой очень.
Л.В.: Там же холодно наверху. Что едите? Правда ли, что алкоголь наверху, забирает конкретно?
Л.Т.: Я во время длительных полетов, больших, однажды мы летели на кубок Гордона Беннетта, брали с собой вино. Кубок Гордона Беннетта на газовых шарах летишь суток двое-трое.
Л.В.: Сколько этот перелет займет?
Л.Т.: Этот перелет. Мы думаем, что неделю, готовимся к 10-дневному полету, ну, а там посмотрим. А алкоголь, ну, не знаю, я как-то опасаюсь и не возьму в этот полет алкоголь, потому что там кислорода мало, мы в масках будем, не нужен там алкоголь, там нужен какой-то другой способ разговаривать с Богом. А потом на посадке, конечно. Я думаю, мы бутылку шампанского возьмем под лавку. И там ее засосем, когда выйдем уже на земле.
Л.В.: Сколько стоит воздушный шар, и кто вложил в него баксы?
Л.Т.: Баксы вложил в том числе и я, баксов много. Обычно такие полеты… Ну, мы с вам не бухгалтерия, а на радиостанции находимся. Обычно такие полеты стоят, вы про баксы, вот я вам отвечу на этом языке – лимон баксов. Понятно ответил?
Л.В.: Конкретно.
Л.Т.: Лимон. Вот так. Вопрос был, ответ был тоже.
Л.В.: У богатых свои причуды. Вот лучше водку пить. Если б ты пил водку целыми днями…
Л.Т.: Ну, когда готовлюсь к полету, не пью, вот сейчас месяц не пил.
Л.В.: Так надо было.
Л.Т.: Я вообще вино люблю…
Л.В.: Зачем на воздушных шарах летать, когда можно пить?
Л.Т.: Не знаю. Я не считаю это альтернативой.
Л.В.: Подумай (смеется).
Л.Т.: Прилечу, выпью с друзьями обязательно.
Л.В.: Летание на шарах – это просто кайф и хобби или научные эксперименты?
Л.Т.: Научными экспериментами мы там заниматься не буем. Для нас это спорт. Или попытка какие-то силы из глубины себя получить или от неба, это эксперимент над собой, я бы так сказал. Я бы не сказал, что это подвиг или какой-то большой научный эксперимент, никакой науки у нас там нет.
Л.В.: Хорошо. Про размеры шара ты сказал.
Л.Т.: Большой страшно.
Л.В.: Да. Кто его сделал.
Л.Т.: Он американского изготовления. Мой друг Берт Паделт, он конструктор и пилот хороший, кстати, сделал это шар на фабричке из полиэтилена. Сам его клеил, сам конструировал, довольно непростое устройство шара. Это не просто полиэтиленовый пакет. Там есть нечто такое хитрое, что позволяет ему лететь долго, хорошо, не подвергаться обледенению, выдерживать всякие условия в атмосфере. Сложная оболочка. Весит 450 кг, по-моему. То есть ее доставать помогали нам 30 человек. Я в Японию недавно летел ревизию сделать, посмотреть, как там все идет. Заодно воду купил, еду, все в гондолу погрузил.
Л.В.: Спрашивают слушатели: «Как птицы реагируют?»
Л.Т.: На таких больших высотах птиц нет. Мы пойдем где-то на высоте 7000 м.
Л.В.: А метеорология?
Л.Т.: Метеорология – это одна из больших проблем. Нам помогает известнейший метеоролог Люк Труллеман. Он постоянно занимается такими проектами. С точки зрения погоды он водил в удачный полет Брейлинг, тогда швейцарец и англичанин вокруг света удачно облетели. И Стив Фоссет, который облетел удачно в одиночку впервые, тоже летел под метеорологическим руководством Люка Труллеман. Я, кстати, к нему лечу через неделю в Брюссель, у нас там брифинг будет, вся команда слетится, американцы мы, и уже будем мозговать на счет погоды.
Л.В.: Сколько людей в команде вообще? Сколько человек обеспечивают полет?
Л.Т.: Человек 10, может, чуть побольше, не будем называть всех поименно, имена есть у нас на сайте. Сайт pacificballoon.com, некоммерческий сайт. Там есть все люди, с биографиями. Там много, там и диспетчера, и опять же логистику надо обеспечивать, много кто чего делает, погодный мастер – Люк, много людей, которые помогают. Просто так его не стартуешь, чтоб его стартовать нужно человек 40 только на старте, это непосредственно помогать – вешать балласт и т.д.
Л.В.: То есть это немного не похоже на полет Незнайки с друзьями.
Л.Т.: Не был на старте у Незнайки с друзьями…
Л.В.: А что ты читал?
Л.Т.: Это немножко другое, чуть побольше мероприятие, покрупнее. С 20 декабря начинаем считать мы погоду, и я улетаю в Японию, и буду там сидеть, может, месяц, может, два месяца придет прождать, пока будет струя так называемая, струйное течение в атмосфере. Если метеоролог видит, что будет струя, он нам говорит: «Давай начинай!» Мы дергаем за веревочку, заполняем баллон, и уходим туда в струю, входим в нее и летим. А она от 200 км/ч может быть скорость ветра. Это та скорость, которая нам нужна, чтобы перепрыгнуть океан.
Л.В.: То есть на все это у тебя уйдет несколько месяцев твоей жизни?
Л.Т.: Я не считаю, что это уйдет.
Л.В.: Нет, это не несет никакого эмоционального окраса. Просто пройдет несколько месяцев.
Л.Т.: Да, конечно. Надеюсь, в марте все будет хорошо.
Л.В.: А вот, например, опиши мне: гондола, что она из себя представляет?
Л.Т.: Такой кубик черного цвета, там есть люк. Туда залезаешь, сидишь на лавочке. И там есть два маленьких окошечка. Больших окон нет, потому что они и не нужны, ничего в них не видно там.
Л.В.: А на этой скамеечке спать можно?
Л.Т.: Да, можно. Она в мой рост, она сделана под мой рост. Можно вытянуться, поспать. Там есть спальный мешок.
Л.В.: Но спальный мешок один, конечно.
Л.Т.: Один, но еще подушка есть. Мы весом не ограничены. У нас 5 тонн песка с собой балласта. Ну, возьми каких-то предметов других. В случае чего кинешь их, если не нужны будут, а спастись надо. Так что мы весом не ограничены, берем сколько хочешь: еду, воду, теплые вещи. У нас ожидается -30–35 вокруг в атмосфере, мы там дышать будет, плюс у нас будет небольшая газовая печечка, и она нас там будет нагревать. В гондоле внутри мы +10 ожидаем. Такая вот температура. Можно вполне жить неделю при такой температуре без проблем. Вот в курточке, шапочке сидишь и следишь. Один спит, один рулит и наоборот потом, этот проснулся, умылся – давай садись рули. Что значит рули? На приборы смотри, чтоб все было нормально. Можно вообще ничего не делать, но только чтоб все было нормально. Я сколько летал на рекорды, никогда все нормально не было.
Л.В.: А поподробнее?
Л.Т.: Ну всяко бывало. Но мы сейчас об этом полете говорим, не о бывших.
Л.В.: Я почему поподробнее. Было ли у вас ЧП, когда думали, что вот все – конец.
Л.Т.: Не знаю. Я просто не склонен к таким мыслям. Как-то было такое ЧП. И у меня, как выяснилось, была за ухом видеокамера, и когда подъехали, так сказать на место несостоявшегося происшествия, оператор сказал: «Вот сейчас мы узнаем, что ты сказал в последнюю секунду!». Ну, когда ударился об землю. Посмотрели, а я ничего не сказал. И в общем-то даже как-то и лицо не изменилось. Может, просто не настает такой момент, когда об этом думаю. Бывали сложные случаи, как-то выходил – Бог миловал. Всегда что-нибудь находилось. В основном из чего готовился. Все время что-то делала из того, к чему готовился. Просто так озарение не придет, если ты не готов. Я думаю так.
Л.В.: Почему шар делают американцы?
Л.Т.: Ну, во-первых, его не делают. Он сделан был для полета в 2008–2009 годах, в ту зиму.
Л.В.: И не состоялось…
Л.Т.: Полет не состоялся по причине того, что не сложилась погода там, и буквально за пять дней оттуда же вылетел японец в одиночку на шаре и он пропал, погиб. Мой друг Мичио Канда. Его больше с нами нет. Этот полет был отложен – погода была плохая. Сейчас в эту зиму мы ожидаем минимум грозовой активности в Тихом океане, как раз наиболее холодный океан, это восьмилетний минимум. Но струи ветра будут ровные и сильные, а турбулентности и активности грозовой не будет. Вот почему эта именно зима. А шар ждал, лежал, его сделали. Я его не заказывал сделать.
Л.В.: То есть шар уже был готов и для твоих целей он подошел.
Л.Т.: Получается, что так. Меня пригласил в эту команду мой друг Трой. Он первым пилотом, я – вторым. На первый-второй рассчитайсь! Первый – Трой Брэдли, второй – Леонид Тюхтяев – все, расчет окончен.
Л.В.: В «Швейке» помнишь, был генерал-дохлятинка, у него два денщика…
Л.Т.: А вот это вспомнил…
Л.В.: Он их строил и приказывал рассчитаться на первый-второй.
Л.Т.: Мы рассчитались на первый-второй, оба сядем и полетим.
Л.В.: Высота полета, ты уже сказал, 7000 м.
Л.Т.: Ну, где-то под 7000, может быть, меньше, но не выше.
Л.В.: А совпадает ваш курс с самолетами?
Л.Т.: У самолетов эшелон выше идет: они идут 9300 и дальше, это которые над океаном идут. А близко – ну, диспетчера разведут нас. Японцы сказали, выпустят нормально. Будем стараться стартовать на рассвете, там с юга Японии не очень интенсивное движение. Аккуратненько пойдем.
Л.В.: Радиосвязь будет у вас?
Л.Т.: Ну, конечно, как у любого воздушного судна, радиосвязь, транспондер, трекер, который подает в интернет раз в 15 минут наше местоположение. Путь будет виден, на сайте можно будет проследить, как продвигается точка, кому интересно. Даже можно будет на сайт какие-то смски отправлять с пожеланиями, я надеюсь, с хорошими. Не надо мне посередине океана слать «У богатых свои причуды». Да, я знаю, что у богатых свои, но посередине океана я этого читать не хочу. Я хочу читать: «Лёня, давай, мы в тебя верим!», - что-то такое. Попробуйте пойти туда, где играет «Спартак», сесть, где болельщики и кричать: «У богатых свои причуды!» Ну, богатые ж футболисты, им миллионы платят. Не надо ж кричать: «У богатых свои причуды!». Другое что-нибудь надо кричать.
Л.В.: НРЗБ… Как болельщик я тебе говорю.
Л.Т.: Я хочу сказать, что спортсмен – это не человек, у которого много денег, и не потому они играют, и спортсменов уважают не за это. Это люди, которые выкладываются. И мы собираемся выложиться до конца.
Л.В.: Вот! Это главное.
Л.Т.: Это я гарантирую сам себе, прежде всего, и своему напарнику, с которым лечу, что все будет отдано. Мы не можем не долететь. Понимаешь, это не то, что полпути пролетел и надоело. Недолет у нас не считается.
Ты меня разволновал. Вопросы меня разволновали. Я думал, у тебя есть какие-то готовые вопросы. Все чинно, благородно.
Л.В.: У меня есть.
Л.Т.: …А ты провокацию какую-то устраиваешь.
Л.В.: Провокация устраивается не так, после передачи я тебе расскажу, как она устраивается.
Л.Т.: Я понял-понял, хорошо.
Л.В.: Я даже дальше пойду. Я сейчас до новостей приму пару звонков наших слушателей. 7373948, по коду 945. Здравствуйте! Пожалуйста, Ваш вопрос.
Радиослушатель: Добрый день! Вопрос к Леониду. Скажите, Леонид Тюхтяев, а отчество?
Л.Т.: Борисович.
РС: А, извините. А то был Николаевич, в институте Курчатова у меня работал. Вернусь к предыдущему вопросу.
Л.В.: А мог бы попасть.
РС: Великолепный профессионал своего дела.
Л.В.: Спасибо!
Л.Т.: Приятно за однофамильца.
Л.В.: 7373948, говорите, здравствуйте! Говорите, пожалуйста, Ваш вопрос.
РС: Добрый день! Владимир, Москва
Л.В.: Да, пожалуйста, Владимир, Ваш вопрос.
РС: А скажите, пожалуйста, как с гигиеной? Все-таки 7 дней.
Л.Т.: Ну, гигиена у нас простая. Есть у нас там ведро и полиэтиленовые пакеты. Вы спросили – я ответил.
Л.В.: Все доступно.
Л.Т.: Обтираемся влажными салфетками. Водой холодной там неохота обтираться. Вот как-то так.
Л.В.: Ну, потерпите.
Л.Т.: Космонавты салфетки используют. Нормально.
Л.В.: О, важно. Вас страхуют и кто?
Л.Т.: Ну, как вам сказать. Молитва у меня с собой есть.
Л.В.: Да-да. У этих, не знаю, как сказать, в свое время американских подразделений специального назначения: тебе нужна помощь – нарисуй плечо и обопрись.
Л.Т.: Ну, наверное, так. Никакой страховки в океане, если вы говорите, спрашиваете об этом, нет. Никакой корабль со скоростью 200 или даже 150 по океану идти не может. Так что мы просто летим над океаном. И никто не обязан нас страховать, весь океан кораблями уставлять по нашему пути.
Л.В.: И тут сообщение, не понятно, о чем, но понятно, о чем. Таинственный остров.
Л.Т.: Таинственный остров?
Л.В.: Ну да.
Л.Т.: А да!
Л.В.: Да-да-да.
Л.Т.: Я понял. Лучше бы полуостров, на полуострове предпочитаю приземлиться, а не на острове.
Л.В.: Да, правильно, я понял.
Л.Т.: 7373948, ваш вопрос, пожалуйста.
РС: Здрасте! Да у меня не вопрос. А в общем-то товарищу Тюхтяеву хотим передать привет из Киржача. Он помнит, знает, что это такое.
Л.Т.: Да, конечно.
РС: Пилотировал дирижабль.
Л.Т.: Стартовал оттуда на дирижабле в рекордный полет, и на Разъере стартовал в рекордный полет. Спасибо большое! Спасибо, друзья!
РС: От горя Николаевича Куликова Вам привет. Слушаем Вас.
Л.Т.: Вернусь – отметим!
Л.В.: О! Тут тебе! Слушай. Тут рецепт. А нет. Он пишет только для тебя и только для меня. Он тут рецепт, как настаивать напиток, и говорит, что рай, нектар.
Л.Т.: Ну, дело неплохое.
Л.В.: Да, мы после эфира запишем и возьмем на вооружение.
7373948, здравствуйте, Ваш вопрос, пожалуйста.
РС: Здравствуйте!
Л.В.: Не-не, радио надо выключить.
РС: Леонид, я хочу сказать, что каждый день слушаю вашу передачу, и Вашему собеседнику удачного полета.
Л.В.: Ну, каждый день меня нет, я только по выходным. Спасибо Вам большое.
Хорошо, я тогда спрошу, потому что я уверен, что реакция какая-никакая, а будет. Сколько времени курс молодого бойца?
Л.Т.: Ну, для чего, для того чтобы научиться просто на шарике летать?
Л.В.: О, не для того чтобы тебя прокатили, тут я думаю не нужно.
Л.Т.: При хорошей погоде наши ребята, хорошие тренеры, за две недели научат летать первично. Но это вовсе не значит… Потом всю жизнь учишься. Я видел одно объявление: «Научим покорить небо» и вертолет нарисован. За 20 часов. Не, не научат. Покорить небо невозможно.
Л.В.: Я тоже, как вижу где-нибудь объявление: «Иностранный язык за две недели»…
Л.Т.: Да-да-да. Русский пусть выучат сначала.
Л.В.: Ну, это да, но они обижаются, когда им это говоришь. Новости на радиостанции «Говорит Москва», а после продолжим.
Еще раз здравствуйте, дорогие друзья! У нас в гостях Леонид Тюхтяев, президент Федерации воздухоплавания России, мастер спорта международного класса, обладатель восьми мировых рекордов в сфере воздухоплавания, награжден золотой дирижабельной медалью Сантос-Дюмона, - это какая-то, Лёнь, специфическая…
Л.Т.: Это за дирижабли золотая из настоящего золота.
Л.В.: А вот тут еще написано: «…а также золотой звездой с тремя бриллиантами Международной авиационной федерации», - и что три бриллианта настоящие?
Л.Т.: И бриллианты настоящие.
Л.В.: И золото настоящее?
Л.Т.: Ну, наверное, да. Думаю, да.
Л.В.: Вот это инвестиции! Вот это да! Здоровско!
Л.Т.: Ну, не говори.
Л.В.: Интересуются вот здесь, спрашивают еще раз, какая скорость будет.
Л.Т.: В струе до 200 км/ч вполне возможно. Я не оговорился, на высоте такие струи существуют. Если под струей пойдем, может, 150 будет. 100 - минимум, мы иначе не долетим, если меньше 100 будем лететь.
Л.В.: Вот человек спрашивает: «Хочу на воздушный шар. С чего начать?»
Л.Т.: Научиться летать на воздушном шаре. У нас в Москве есть тренеры хорошие, мои все друзья. Научат, учитесь, нормально. Желаю успеха. Дело хорошее. В любом возрасте можно учиться.
Л.В.: Я летал – очень здорово!
Л.Т.: Вот начать с этого. Набрать в интернете и пойти туда учиться. Там дальше все объяснят.
Л.В.: Дальше. Леониду Тюхтяеву наилучших пожеланий и удачи.
Л.Т.: Спасибочки!
Л.В.: Проколы шара в полете случаются? Как лечите над океаном?
Л.Т.: У нас не предусмотрено. Если случится прорыв оболочки, починить мы ее не сможем никак. Мы надеемся, разрыв оболочки не случится. В случае разрыва, газ будем терять, значит, будем снижаться, значит, будем сыпать балласт, чтобы как-то дотянуть до берега. Кончится балласт – приводнимся.
Л.В.: Вот и спрашивают.
Л.Т.: Возможности залатать оболочку у нас нет.
Л.В.: Гондола плавает?
Л.Т.: Гондола плавает. Но это не будет легким плаванием, не дай бог. Вода 10 градусов. Гондола плавает, как мячик теннисный. Это не корабль с килем, с носом и т.д. Я не знаю, как она себя будет вести на волнах. Не дай бог испытать. Но вообще-то она плавает. Это как вспененный кевлар. Есть из кевлара бронежилеты. Если из него сделать пенопласт – вот из такой штуки сделана гондола.
Л.В.: Вот здесь уже – ваши действия в случае посадки на воду.
Л.Т.: В случае посадки на воду выпускаем два гадропа, подаем аварийный сигнал: крышечку открыл, кнопочку нажал. А дальше будем жить. Ну мы на самом деле на 3 недели пресной воды берем. То есть полет на 10 дней рассчитываем, еды – на две недели, пресной воды – на три недели. А там посмотрим. Но я не яхтсмен. Я над водой – это мое. Не говори про фигню – она и не случится. Такая примета у нас есть, друзья.
Л.В.: Лёнь, а рацион какой будет?
Л.Т.: Рацион обычный пилотский.
Л.В.: Что в него будет входить?
Л.Т.: Во-первых, аппетит там будет небольшой: кислород, холодно. Мы, когда дышим наверху, аппетит там не очень большой. Мы не будем работать физически. Будем сидеть в основном или лежать. Соответственно небольшой расход энергии. А кушать сухие продукты: сухофрукты, шоколад, печенье, - что-то такое. Пить воду. Ну, чай купил, зеленый в больших бутылях полуторолитровых. У нас будет возможность чуть-чуть ее разогреть, у нас там градусов 40 температура выхода воздуха из печки. Вот туда поставил чашечку, подогрел ее и попил тепленького. Довольно скромно у нас все будет с питьем и едой. Ну, яблоки возьму, апельсинчики – все, что за неделю не испортится.
Л.В.: Хорошо. Книжку возьмешь какую…
Л.Т.: Я думаю, возьму Библию, конечно. Не из страха, а просто люблю ее почитать. А книжечку возьму какую-нибудь, да, думаю, из классики что-нибудь любимое. Точно не знаю, какую, какую-нибудь небольшую.
Л.В.: Да. Я вот вам еще хочу сказать, что Леонид Тюхтяев вместе со своей супругой Ириной Тюхтяевой написали книгу детскую. Называется эта книга «Зоки и Бада». Могу вам сказать, что ничуть не хуже «Малыша и Карлсона», ничуть не хуже «Чиполино», ничуть не хуже «Незнайки». Подзаголовок «Зоки и Бада», дальше «Пособие детей по воспитанию родителей». У Леонида с Ириной двое детей, взрослые уже. И написали еще и вторую часть. А ты не будешь писать ничего об этом путешествии? Ну, не знаю… «Как я слетал из Японии в Амерку?»
Л.Т.: Ну, во-первых, я уже веду дневник и письменный, и аудио. Я начал готовиться где-то полгода назад. И о подготовке вел, и кое-какое видео снимал, снимал интервью со своими членами команды. Подготовка – это и раздумья, в том числе и записываешь, какие-то таблицы, чисто по технике дела, и себя готовишь. Об этом все я кое-какие фрагменты пишу. Потом, да, надеюсь, что-то вроде – ну, это, как, знаете, книги бывают про походы, про путешествия пишут: «Курс был такой-то, время на часах такое-то, высота такая-то – то есть это не будет очень литературно, а это будет хроника.
Л.В.: Хроника-отчет.
Л.Т.: Я думаю, интересно будет профессионалам, пилотам. Как-то так. Я учился по таким книгам. Книги о кругосветных путешествиях на шаре. Я читал книги наших отечественных предшественников, которые через океан перелетели, американцы – читал я эти книги, они мне во многом здорово помогли в подготовке. Там будем мы, наверное, снимать видео, на iPhone, наверное, чуть-чуть интервью друг с другом…
Л.В.: А вот, кстати, спрашивают по этому поводу: «А камера будет на гондоле?»
Л.Т.: Ну, какой-то GoPro повесим. Я не уверен, что у нас интернет потянет оттуда видео, но текст потянет точно. Я буду там что-то в блоге писать или в Фейсбуке у себя, как дела.
Л.В.: А ты будешь еще селфи размещать?
Л.Т.: Может быть, да, если фотка пройдет. Я не знаю, какая будет скорость интернета, посмотрим. Это не самое главное в жизни – скорость интернета. Главное, чтобы нас слышали. «Иридиум» телефон будет…
Л.В.: А спутниковый…
Л.Т.: …и вот по нему мы будем связываться с диспетчерами, по радио с диспетчерами тоже на частоте авиационной и со своими погодными мастерами. Это самое главное для нас. Интернет – это приложение, это для веселья я буду говорить: «Все ОК».
Л.В.: Наталья спрашивает: «Библию в переводе или настоящую, где сам черт ногу сломит?»
Л.Т.: Я не знаю, насчет настоящей, у меня их несколько экземпляров, я не считаю себя сильно верующим человеком, но тем не менее возьму. Зелененькая такая с маленькими буквочками, она на русском языке.
Л.В.: У меня такая есть.
Л.Т.: Небольшого формата.
Л.В.: Я хочу сказать, поддержать тебя в том смысле, что если перед тобой стоит выбор одну книгу взять, то тут какие сомнения.
Л.Т.: Конечно, Библию, я так выбрал. Может, я две возьму, может, три. Там видно будет.
Л.В.: Да-да-да. А музыка, накачать, может, фильмов себе.
Л.Т.: Фильмов точно нет. Музыку, не знаю, будет интернет – может, буду слушать, я как-то не большой любитель слушать музыку, и, кроме того, там, с одной стороны, мы ничего не делаем, а с другой – постоянно ко всему готовы. Там такая специфика в наших дальних полетах – нужно все время замечать мелкости, которые вдруг начинаются: где-то иней, где-то что-то шуршит не так, где-то что-то трещит не так, – это все нужно замечать заранее, а иначе потом плохо кончится. Не надо в полете слушать музыку. И вот, допустим, кто едет, говорит: «Я люблю по трассе: врубил 180, и на полную громкость динамики». Вот не советую. Советую в тишине ехать и слушать автомобиль, может, он тебе чего-нибудь и скажет перед тем, как у него отвалится, он стуканет. А когда у тебя на полную громкость динамики, не услышишь.
Л.В.: Да, а рядом такой же.
Л.Т.: Я, кстати, тихо езжу. И вот когда мы полетим, сильно отвлекаться музыкой я бы не хотел. Может, перед сном послушать в наушничках, чтоб напарнику не мешать. Наверное, какой-нибудь релакс, летишь над океаном, -35, океан кругом, на 5000 км никого и ничего, и у тебя релакс. Люблю релакс.
Л.В.: Да-а-а… А вот тебя спрашивает мальчик Коля…
Л.Т.: Может, уже дядя.
Л.В.: Нет. «Вы сейчас рекламой занимаетесь?»
Л.Т.: Нет, я ничего не рекламирую, у нас нет коммерческих логотипов на гондоле, нет спонсоров.
Л.В.: Ты ничего не пытаешься мне продать?
Л.Т.: Нет, ни Вам, ни слушателям.
Л.В.: Я заметил, ничего он мне не хочет продать. Я бы, может, хотел, чтобы он предложил, но он не предлагает.
Л.Т.: Я занимаюсь рекламой воздухоплавания, нашего образа жизни.
Л.В.: 7373948, Ваш вопрос Леониду Тюхтяеву. Здравствуйте!
РС: Здравствуйте! Меня зовут Владов Геннадий. Очень приятно слышать Вашего собеседника. Семь дней все-таки в полете, семь дней будете болтаться, как говорится, между небом и океаном, все равно рано или поздно какая-то стрессовая ситуация, как будете снимать – это первое. Во-вторых, Тихий океан, несмотря на тихие холодные воды – не дай бог, конечно, – гондола приземлится, шторм и местная флора с большими зубами. Спасибо за ответ.
Л.Т.: Акулы там не главное. Там главное – это холод и шторм. До акул там можно не дожить. Дальше – насчет, как снимаем стресс. Лучше в него не попадать. Есть какое-то понятие о самоконтроле. Тут могу сказать, не хвастая, умею себя контролировать. Готовлюсь, физическую форму соблюдаю. А от тела идет и дух более стойкий. Мы не паникуем. Мой друг Трой – многократный рекордсмен мира, по-моему, у него 43 мировых рекорда. Это человек, который видел многое в небе, кое-чего видел и я. Ну если что, будем выкарабкиваться. Мы оптимисты вообще-то. Стресс снимать какими-то успокоительными таблетками нельзя, потому что они притупляют чувствительность.
Л.В.: Тормозят.
Л.Т.: Да, если димедрольчику напьешься, не увидишь и не услышишь то, что должен увидеть и должен услышать. Поэтому химия нам, к сожалению, не поможет.
Л.В.: Как с электрообеспечением? Подзарядка телефона.
Л.Т.: На этот раз легко. Потому что, когда мы летаем на маленьких шарах, там вес экономим, не очень много всяких батарей берем и т.д. А здесь мы взяли просто 6 больших по 90 А/ч автомобильный аккумуляторов, купили их в Японии, а там все японское: и аккумуляторы, и шурупы, и кирпичи. Поставили их себе под лавку, соединили проводами, как ты вот «прикуриваешь», когда аккумулятор не заводится. Нам хватит, это не то, что нас будет парить. Ну и подзарядники есть для iPhone, iPad, что хочешь. Фонарики у нас там внутри есть в гондоле, чтоб веселее было.
Л.В.: Между собой на каком языке общаетесь? На английском, я думаю.
Л.Т.: На английском, да. Я бытовым, простым английским владею, авиационные термины все знаю, на английском с диспетчером поговорить могу.
Л.В.: О! Вот это, наверное, профессиональный достаточно вопрос. Расскажите, пожалуйста, об аптечке, состав. Как меняется состав аптечки в зависимости от различных полетов.
Л.Т.: Кроме обычных вещей – жгут, бинт, йод – для высотных таблеточки специальные пьем, чтоб кислород лучше в крови усваивался, диакарб они называются, чтоб в организме все правильно было. Такие вот пьем. А специально, такая обычная аптечка первой помощи, ничего страшного. Кислород измеряем в крови постоянно пульсоксиметром. Раз в час надо мерять, я считаю. Смотрим друг на друга, потому что человек при кислородном голодании не кричит, он может находиться на грани какого-то шока, но ему кажется, что все зашибись. Поэтому друг за другом надо наблюдать.
Л.В.: «Извините, если я вас обидел», - Коля.
Л.Т.: Нет, мы не обижаемся. Нормальный вопрос про рекламу.
Л.В.: А вот эти как они называются: на одной стороне надо нарисовать Незнайку, а на другой – капитана Гранат, не Сайрес Смит в «Таинственном острове». Но вы потом замучаетесь объяснять, кто это.
Л.Т.: Ну, конечно, их сейчас никто уже не знает. У нас на гондоле американский флаг, российский. Я еще полечу с флагом Московской области, а мой друг Трой – с флагом родного штата Нью-Мексико. С точки зрения символики у нас вот так.
Л.В.: А может, вопрос, на каком языке общаетесь, это нам с тобой?
Л.Т.: С тобой – на русском, а с Троем – на английском.
Л.В.: Сколько Вам лет?
Л.Т.: Мне 58 исполнилось в этом году.
Л.В.: Пацан.
Л.Т.: Ну, конечно.
Л.В.: Размеры гондолы?
Л.Т.: Размеры гондолы. Внутри – я метр восемьдесят шесть – она, наверное, метр девяносто на метр сорок. А в высоту – метр пятьдесят, метр пятьдесят пять. Прямоугольный кубик такой.
Л.В.: Сбитый летчик рекомендует взять с собой шоколад и побольше.
Л.Т.: Шоколад берем, но не побольше, а по норме.
Л.В.: 7373948, у нас в гостях Леонид Тюхтяев, он собирается вылететь из Японии и пересечь Тихий океан и приземлиться в Канаде или в США. Ваш вопрос воздухоплавателю. Здравствуйте!
РС: Леонид Вениаминович, доброе утро! Меня зовут Элеонора Александровна из Москвы!
Л.В.: Очень приятно!
РС: У меня к Вам большая просьба. С большим вниманием слушаю Вашу передачу, буду очень переживать за наших путешественников. И большая просьба сообщите, пожалуйста, когда они приземлятся. Мы будем все с большой тревогой ждать вашего сообщения.
Л.В.: Спасибо большое! Надо ждать с большим оптимизмом их сообщение.
Л.Т.: Спасибо большое! Это мне поможет.
Л.В.: Мы будем, конечно, с Леонидом общаться. Но пока и дата не ясна, я так понял, потому что как только погода пойдет.
Л.Т.: В январе взлетим, будет струя.
Л.В.: Ты на Новый год там будешь?
Л.Т.: 20 декабря вылетаю в Японию и там безвылазно жду струи.
Л.В.: Все понятно. 7373948. Здравствуйте!
РС: Здравствуйте! Что с развитием дирижаблестроения? На самом деле мне кажется, это будущее.
Л.Т.: Не та тема.
РС: Почему не та?
Л.Т.: Мы сегодня говорим про воздушный шар. Дирижабли – это часть моей души.
РС: Тогда извините, а я вообще думал про будущее. Извините.
Л.Т.: Про дирижабли ничего не могу сказать, потому что сегодня у нас другая тема. И она очень большая, хорошая, но не сегодняшняя.
Л.В.: Ну, вот человек, наверное, не с самого начала слушал, Галактозар: «Откуда на все деньги?»
Л.Т.: Как откуда – заработаны. Спонсоров нет, я вкладывал свои средства. Я никуда не ходил, ни у кого не просил.
Л.В.: Откуда ж деньги тогда? Ты мне поподробнее расскажешь потом.
Л.Т.: Рассажу после передачи.
Л.В.: 7373948. Здравствуйте, ваш вопрос Леониду Тюхтяеву.
РС: Снова Геннадий беспокоит. Я смотрел по каналу Discovery, когда была Вторая мировая война, воздушные потоки шли от Японии в сторону Калифорнии, или на Северную Америку. Леонид учитывал этот опыт? Когда они подвешивали к аэростату бомбу, и через энное количество дней эта бомба срабатывала над американской территорией. Спасибо Вам за ответ.
Л.В.: Спасибо за вопрос.
Л.Т.: Да, это известное явление, и именно с этими потоками мы и собираемся лететь. Географически так земля устроена, что есть потоки из Японии через океан в Америку. Именно в этих потоках мы и собираемся лететь.
Л.В.: У японцев была потрясающая эффективность. Они каких-то лесорубов напугали в Вайоминге
Л.Т.: Ну, боевая эффективность, наверное, была не очень.
Л.В.: Вообще никак.
Л.Т.: А с точки зрения опытов в атмосфере мы идем путем вот таких шаров.
Л.В.: 7373948, ваш вопрос Леониду Тюхтяеву. Пожалуйста!
РС: Добрый день, коллеги! Я вот только подключился. Хотел спросить, зачем они это делают?
Л.В.: С этого мы начали, но Лёнь, ты уж ответь.
Л.Т.: Потому что интересно, хочется понять, где предел сил. Черпануть их из себя и вложить в полет.
Л.В.: По-моему, у Эдмунда Хиллари, когда он первым залез на Эверест, у него спросили: «Зачем Вы лезете на эти горы?». Он ответил: «Да потому что они есть!» Хрестоматийная цитата.
Л.Т.: У нас недавно был корпоративный праздник Октоберфест, я проводил презентацию своего тихоокеанского проекта, и меня спросил человек, держа в руках большую кружку немецкого пива: «Ну, а зачем это делать?» А я его спросил: «А ты зачем здесь с кружкой пива стоишь? У тебя какой смысл вот этого?» Ответа тоже нет.
Л.В.: Не было, да? Он не смог ответить?
Л.Т.: Ну, мы с ним хорошие друзья, это такая полемика была. Мы-то с ним потом допили это все. Тем не менее, ответа не было, на этот вопрос ответа не существует.
Л.В.: Ну вот все равно народ интересуется: «Видео в полете снимать будете? Или просто в Твиттер выкладывать?»
Л.Т.: Буду. Я в Фейсбук буду выкладывать. В Твиттере меня нет, а в Фейсбуке присутствую. Набирайте «Леонид Тюхтяев».
Л.В.: Коля опять спрашивает: «Жена, семья, дети? Как относятся?»
Л.Т.: Я получал разрешение у жены на этот полет, когда мне предложили лететь. Я сказал потом своему другу Трою: «Две минуты я думал и двое суток получал разрешение у жены». Через два дня я сказал ему, что согласен.
Л.В.: А у Ирины были возражения какие-то?
Л.Т.: Ну, мы обсудили, и она разрешила. У нас с ней так всегда. После 50 я стал заниматься полетам на рекорды. Я попросил разрешения, можно ли я займусь теперь вот такими делами. Она сказала: «Ну, давай».
Л.В.: Ну ладно, посуду помой и давай.
7373948. Здравствуйте! Пожалуйста, ваш вопрос Леониду Тюхтяеву.
РС: Добрый день! Меня Иван зовут. Я хотел бы спросить, как выбор места посадки осуществляется? Какая связь с какими диспетчерами будет в ходе полета и т.д. Можно чуть подробнее рассказать.
Л.Т.: При подходе к берегу мы попадаем в зону американской ответственности управления воздушным движением. Все небо поделено, там нет каких-то таких «мертвых» зон. Подлетаешь, выходишь на частоту, говоришь ему, куда и чего. Если ты решаешь здесь сесть, говоришь ему о намерении посадки. Полосы у нас нет, мы в поле садимся или в лес, куда получится. Мы просто докладываем, что намереваемся сесть, а дальше по обстановке. Выбираем площадку с воздуха, если она нам нравится, подлетаем, садимся. Как-то так. Постоянно связь с диспетчером есть, он нас будет видеть на транспондере, чтоб мы не мешали воздушным судам другим. На радаре он видит наш транспондер.
Л.В.: Я так понимаю, особо на территорию Соединенных Штатов вы углубляться не будете?
Л.Т.: Все возможно, я не знаю.
Л.В.: Хочется?
Л.Т.: Мне сначала хочется долететь до берега, увидеть берег.
Л.В.: Не-не, мечтаешь об этом, ждешь?
Л.Т.: Мечтаю об этом полете, жду и очень хочу полететь.
Л.В.: Здорово! Вот это здорово, что есть такая цель, есть возможность и есть желание осуществить эту задумку. И я просто двумя руками за, тем более, если Ирина разрешила, тогда я вообще за.
7373948. Здравствуйте!
РС: Здравствуйте!
Л.В.: Ваш вопрос, пожалуйста.
РС: Мой вопрос. Ну, во-первых, хочется выразить восхищение и гордость за русского человека, который совершает такие отважные вещи. А вопрос такой. Есть ли научная программа: наблюдения за атмосферой, астрономические, астрофизические.
Л.Т.: Нет, научной программы нет, потому что и без нас видна вся атмосфера, есть и спутники, космос есть, сейчас все приборы размещены, где надо. У нас научной цели нет, есть только спортивная цель и цель познать себя…
Л.В.: Испытать себя.
Л.Т.: Научных целей нет. При моем уважении к науке. Мало того без науки невозможен был бы наш полет. Без метеорологии, без материаловедения, шар сделать и т.д.
Л.В.: Вот Коля: «Приятного и успешного Вам полета!»
Л.Т.: Прекрасно! Вот с Колей поговорили сегодня как следует. Уважаю.
Л.В.: Сначала вышло недоразумение. Потом прояснилось.
Л.Т.: Ничего страшного.
Л.В.: Все здорово получилось.
7373948. Здравствуйте!
РС: Здравствуйте! Я хотел спросить. Вот у них транспондер есть с собой, а будет ли их видно на сайте flightradar? И хотел бы сказать, что голос для 58 лет у человека бодрый такой, отлично!
Л.Т.: Мне действительно 58, я сейчас на радиостанцию заходил, паспорт показывал на пропускной системе.
Л.В.: То есть ты еще раз посмотрел?
Л.Т.: Чтоб не думали, что это подстава. Это я, и это мой голос. Дальше насчет транспондера. Я не думаю, что он будет виден на flightradar, но на сайте будет, наберешь «полет через океан», поисковик туда отправит.
Л.В.: Как оформляется пересечение границы по прибытию?
Л.Т.: Я уже поучил американскую визу, трехлетнюю дали. Такое бывало, когда прилетаешь в страну на шаре, но, не имея визы, надо отметиться на таможне, где есть ближайший аэропорт, где есть эти пропускные пункты или в порт и там объясняешь ситуацию, что прилетел на шаре, вот мой паспорт, прошу мне штампик в паспорт поставить.
Л.В.: Слушатели беспокоятся о вас. «Пусть учтут, что аккумуляторы теряют на морозе емкость».
Л.Т.: Учли. У нас +10 в гондоле ожидается. Японский аккумулятор даже при -35 не успеет за неделю… ну, сами понимаете, все заводим, бывало еще ведро с водой, чтоб завести машину. Спасибо за это напоминание. Тут учтено. Морозов не боимся. Аккумулятор выдержит.
Л.В.: Лёнь, я тебе безмерно благодарен, что ты принял приглашение, ты пришел. И приятно, что такие сумасшедшие в хорошем смысле этого слова – ну, мы с тобой давно друг друга знаем – они есть, и можно следить за тем, что они делают, и восхищаться ими переживать за этих людей. Я думаю, все радиослушатели ко мне присоединятся. Счастливого Вам пути! Чтоб не сидел ты в Японии, черт знает, сколько времени и не ждал, пока воздушная струя пойдет. Чтоб она пошла на второй-третий день, чтоб ты оклиматизировался.
Л.Т.: Лучше на десятый.
Л.В.: Как скажешь.
Л.Т.: Как у нас говорят, чтоб количество взлетов равнялось количеству посадок.
Л.В.: Вот давайте я так и скажу. Лёнь, чтоб у вас всех количество взлетов соответствовало количеству благополучных посадок. До свидания! До завтра! Тебе удачи!
Л.Т.: Спасибо!
Свежие комментарии