Аэрокосмическая компания, основанная Полом Алленом, закрывает свои операции и прекращает попытки бросить вызов традиционным аэрокосмическим компаниям в новой «космической гонке». Правда, ее представители опровергают эти слухи. Поговорим о том, почему самолеты проигрывают ракетам? Вспомним о большой космической гонке СССР и США, о военно-космических программах и самолетах выводимых на орбиту.
О близких «родственниках» - русском «лапте» и американском «гонщике».По данным четырех «приближенных к компании» источников, авиапроизводитель Stratolaunch прекращает работу, пишет Reuters.В пресс-службе компании говорят, что «Stratolaunch остается в рабочем состоянии» и «предоставит обновленную информацию, когда появятся новости, которыми можно поделиться». Тем не менее, в компании говорят, что рассматривают возможность продажи своих активов и интеллектуальной собственности. В апреле 2019-го инженеры Stratolaunch впервые протестировали шестимоторный самолет с размахом крыльев в 117 метров, что является абсолютным мировым рекордом. Самолет рассматривался в первую очередь как воздушная платформа для запуска ракет-носителей Pegasus XL. Его грузоподъемность должна была составить почти 350 тонн.
Что известно на данный момент
По информации источников авиастроитель Stratolaunch прекращает свое существование. В ответ на запрос о возможном завершении операций представитель компании из Сиэтла ответил: «В настоящее время у нас нет новостей или объявлений, которыми можно поделиться. Stratolaunch продолжает работать».
Stratolaunch Пола Аллена
Вопросы о будущем Stratolaunch возникли почти сразу после того, как Аллен, соучредитель Microsoft, умер в октябре 2018 года в возрасте 65 лет. По данным Reuters, решение о стратегии выхода было принято в конце прошлого года сестрой Аллена Джоди Аллен. В январе Stratolaunch прекратил усилия по созданию серии ракет, которые будут запускаться с его большого самолета-носителя - зловещий знак. Это бросило тень на первый полет самолета. Компания сообщила, что во время своего 150-минутного испытательного полета самолет он благополучно приземлился в воздушно-космическом порту Мохаве. Но с тех пор он больше не летал.
Аллен основал компанию в 2011 году, вдохновленный детскими мечтами о космическом полете и желанием снизить стоимость доступа в космос. С Stratolaunch был заключен контракт на запуск ракеты Pegasus, разработанной Northrop Grumman, которая имеет мощность около 450 кг на околоземной орбите.
Конкурент, Virgin Orbit, намного ближе к рынку с его системой запуска по воздуху. Компания использует модифицированный самолет Cosmic Girl, и ожидается, что коммерческое обслуживание ракеты LauncherOne начнется в конце этого года. Эта ракета имеет грузоподъемность около 500 кг на околоземную орбиту.
Теперь кажется, что самолет Stratolaunch действительно может быть вторым пришествием самолета Spruce Goose. Этот знаменитый самолет, построенный в 1947 году в качестве тщеславного проекта эксцентричного делового магната Говарда Хьюза, который пролетел всего одну милю на высоте менее 100 футов, а затем был выставлен в Музее авиации и космонавтики им. Эвергрина в Орегоне. Spruce Goose дословно «Еловый гусь», несмотря на своё прозвище, построен практически полностью из берёзы, точнее из выклеенной по шаблону берёзовой фанеры. Был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла в 98 метров оставался рекордным до 31.05.2017 (почти 70 лет), когда был предъявлен журналистам двухфюзеляжный транспортный самолёт Stratolaunch с размахом крыльев 117 метров.
Космические мечты Алена
«Я мечтал стать космонавтом», - сказал Пол Аллен на запуске компании в 2011 году, - «Плохое зрение разрушило еще одну мечту - стать пилотом».
В январе, через три месяца после смерти Аллена, Stratolaunch заявил, что уничтожает ракетостроительную часть компании, но будет продолжать концентрироваться на ее авианосце. «Мы оптимизируем операции, концентрируясь на самолете и нашей способности поддержать демонстрационный запуск ракеты-носителя Northrop Grumman Pegasus XL», - сообщала компания в то время, сообщается на сайте GeekWire.
По состоянию на 1 апреля 2019 года в Stratolaunch было всего 21 сотрудник, по сравнению с 77 в декабре прошлого года, сообщил один из четырех источников. Большинство оставшихся сотрудников были сосредоточены на завершении испытательного полета самолета-носителя.
Решение разработать «стратегию выхода», якобы, было принято в конце прошлого года сестрой Аллена, Джоди Аллен, председателем Vulcan Inc и доверенным лицом Пола Аллена.
Джоди Аллен решила позволить самолету-носителю летать, чтобы выполнить пожелания своего брата, а также доказать, что транспортное средство и концепция сработали, сказал один из четырех человек. В последние месяцы несколько сотрудников Stratolaunch перешли в другие аэрокосмические компании, в том числе Blue Origin и Sierra Nevada Corporation, согласно обзору профилей LinkedIn.
1947 год. Самолета Spruce Gooseчасти
Самолеты проиграли ракетам
В 1950-х годах, когда стали появляться проекты воздушного пуска, СССР и США участвовали в большой космической гонке, ревниво следя друг за другом. В это же время в обеих сверхдержавах стали разрабатываться военно-космические программы. В США была запущена программа военного космического самолета X-20 Dyna Soar который выводился на орбиту при помощи ракеты.
Самолет X-20 Dyna Soar
Ответом на него был советский проект «Спираль» (главный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский), в котором уже фигурировал самолет-пусковая платформа.
Советский проект «Спираль»
«Спираль» предназначалась для роли космического разведчика, орбитального перехватчика и сверхвысотного (неуязвимого для истребителей и ПВО) охотника на американские авианосцы. Система планировалась как комбинация из тяжелого самолета-разгонщика (сверхзвуковой летающий космодром) и орбитального самолета. «Спираль» была намного выгоднее, чем Space Shuttle (не нужен дорогой космодром, система имеет непревзойденную свободу маневра при запуске). Но, на «высшем уровне» (проект закрыл Брежнев в 1976 году) решили отказаться от разработки и копировать американцев. Хотя, в 1982 г. в космос (на ракете) слетал макет орбитального самолета - БОР-4.
Более поздняя американская программа космических кораблей Shuttle тоже изначально создавалась с возможностью воздушного запуска. Планировалось, что Shuttle будет запускать специальный самолет Virtus.Его основой должны были служить два фюзеляжа от бомбардировщиков B-52 Stratofortress.
Boeing B-52 Stratofortress
Другой вариант предусматривал самолет, созданный из двух тяжелых транспортных самолетов Lockheed C-5 Galaxy.
Во время испытаний Шаттл Enterprise были проведены его воздушные пуски. Аппарат отсоединялся во время полета от специального самолета-транспортировщика Шаттл, сделанного на основе Boeing -747
Советский самолет для космических запусков - Ан-225 Мрия - был разработан в научно-производственном объединении "Молния". Предполагалось сделать его носителем в рамках проекта "Многоцелевая авиационно-космическая система" (МАКС). В это время в КБ Антонова разрабатывали сверхтяжелый транспортный самолет Ан-124 Руслан. Однако он не мог поднять груз весом в 250 тонн и не был приспособлен для перевозки грузов на внешней подвеске.
«Мрия» была создана с применением элементов конструкций «Руслана». Предполагалось, что самолет будет запускать челнок, укрепленный на большом топливном баке. Однако в результате вес космического корабля с баком оказался слишком велик даже для «Мрии», ведь она несла корабль с баком сверху на фюзеляже, для запуска приходилось совершать сложный маневр, сначала разгоняясь со снижением, а затем выполняя «горку», в самой высокой точке которой космический аппарат должен был отсоединяться от самолета. Запускать двигатели до отсоединения было слишком опасно.
В результате «Мрия», которую впервые выкатили в ноябре 1988 года, использовалась для перевозки космических челноков «Буран», элементов конструкции ракеты «Энергия» и других грузов. Ни одного воздушного пуска с нее произведено не было. В СССР также разрабатывался проект сверхтяжелого самолета «Молния-1000» («Геракл»), который мог бы обеспечить воздушный запуск 300-тонного корабля, но он так и не был реализован.
В итоге получилось так, что и американские, и советские программы воздушных пусков, появившиеся в 1950-х годах, проиграли «ракетным» программам из-за того, что самолеты-носители были в то время несовершенными.
Ракета была более удобна скоростью, подготовкой к запуску, дальностью... А в середине прошлого века, самолеты были ограничены в дальности. Потом, когда самолеты стали мощнее, они стали проигрывать, потому что ракеты были уже готовы, а самолеты надо было развивать.
Э-э-х, просто фото...
2017 год. Американская компания Sierra Nevada провела летные испытания космического грузового корабля Dream Chaser. Этот небольшой космический корабль планируют в дальнейшем использовать для доставки грузов к МКС. Автоматизированный космический аппарат был поднят в воздух с помощью грузового вертолета.
1966 год. Проект «Спираль» (главный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский). Система планировалась как комбинация из тяжелого самолета-разгонщика (сверхзвуковой летающий космодром) и орбитального самолета. «Спираль» была намного выгоднее, чем Space Shuttle (не нужен дорогой космодром, система имеет непревзойденную свободу маневра при запуске). Прототип «Спирали» все-таки побывал в космосе, причем не раз. В 1979 году был создан аппарат БОР-4, представлявший из себя габаритно-весовую модель «Спирали» в масштабе 1:2.
После одного из полетов БОР-4 приводнился в Индийском океане, где его поджидали не только советские военные корабли, но и представители ВМС Австралии, которые сделали огромное количество фотоснимков советского аппарата. Снимки были переданы в ЦРУ, откуда перекочевали в НАСА. Проведя анализ, американские инженеры пришли в восторг: конструктивные решения русских коллег они признали гениальными. Настолько, что сначала они были фактически скопированы в проекте орбитального самолёта HL-20, который не был реализован в девяностых, а теперь перекочевали в Dream Chaser.
Конечно, основной причиной космической гонки была необходимость развивать наступательное ядерное вооружение. В итоге оказалось, что осваивать подводный мир для этого важнее, чем ближний космос. Возможно, для космоса нужна именно мирная программа исследований. Но для этого пока нет условий и даже неясно, когда таковые появятся.
Обижаться на янки не стоит. То, что не понадобилось, они с успехом используют. Остается только кусать локти и сожалеть об упущенных возможностях. Да и у там все не так просто. Скоро узнаем, насколько правдивы слухи о конце самолета-гиганта Stratolaunch...
Роман Барский
Свежие комментарии