1894 – В Париже в семье отставного офицера родился Жорж Мария Людовик Жюль Гинемер, выдающийся французский лётчик-истребитель времён 1й Мировой войны, долгое время остававшийся асом № 1 Антанты, прозванный за свой самобытный талант «Метеором войны». В воздушных боях сбил 53 самолёта противника. Сам был сбит 7 раз. Происходил из богатой компьенской семьи. В детстве и юности много болел, и поэтому поначалу был освобождён от военной службы. В 1914 г. он был всё-таки зачислен на службу механиком. Благодаря своей настойчивости, Ж. Гинемер был впоследствии отправлен в отряд пилотов. В июне 1915 г. он попадает в эскадрилью MS.3 и летает на самолётах типа Morane-Saulnier, на которых добивается многочисленных побед в боях, но также был неоднократно сбит. После учёбы в элитарной школе пилотов № 3 в 1916 г. Ж. Гинемер быстро становится одним из самых известных и уважаемых воздушных бойцов. После того, как он сбил пятый самолёт противника в феврале 1916 г., лётчик официально был объявлен «воздушным асом», а в марте того же года ему присваивается звание лейтенанта. К концу 1916 г. он сбивает уже 25 немецких самолётов. Вскоре после этого Гинемер назначается командиром звена.Наиболее удачным месяцем для пилота был май 1917 г., когда он уничтожил 7 немецких самолётов. В июле того же года он стал первым французом, одержавшим в воздухе 50 побед. Погиб 11.09.1917 г. в воздушном бою в небе Западной Фландрии (в р-не Сент-Жюльена к югу от Лангемарка). Сбит немецким асом Куртом Виссеманом из Jasta 3. Это была 5я победа немецкого лётчика. Посланная к месту падения самолёта команда санитаров 413-го пехотного полка, обнаружила у погибшего пилота документы свидетельствовавшие, что последний был капитаном Ж. Гинемером. Гибель этого молодого французского лётчика-аса была воспринята во Франции как национальное горе. Детям в школах рассказывали, что Жорж Гинемер так высоко взлетел в небо над Францией, что уже не смог вернуться. Немецкий лётчик лейтенант Курт Виссман, сбивший Ж. Гинемера, погиб 28.09.1917 г. в бою с британскими истребителями из 56-й эскадрильи RAF. Во Франции была выпущена монета номиналом в 2 франка, посвящённая Ж. Гинемеру. А в бельгийском местечке Лангемарк-Пелькапель после войны был воздвигнут памятник Ж. Гинемеру: на высокой колонне – статуя устремлённого в небо журавля, в том направлении, в котором ушёл в свой последний полёт лётчик.
1908 - В Париже архитектор и организатор разных автошоу Густав Ривс открыл аэронавигационную выставку (парижский авиасалон), приуроченный к ежегодному автосалону в Большом дворце близ Елисейских полей, положив начало долгой и замечательной традиции, продолжающейся в Ле Бурже. Впоследствии это международное авиашоу перерастёт в знаменитый салон Ле Бурже. |
1910 - Голландец Антони Герман Герард Фоккер построил свой первый аэроплан монопланной схемы, названный Spinne ("Паук") за своеобразную форму и обилие расчалок, напоминавших паутину. Фюзеляж "Паука" представлял собой плоскую прямоугольную раму из деревянных брусков, к которой сверху крепился четырёхцилиндровый двигатель "Аргус" с двухлопастным тянущим винтом, штурвальная колонка, сиденье пилота и две треугольные стойки из стальных труб для крепления расчалок. Между опорами передней стойки висел на хомутах топливный бак, а по бокам фюзеляжной рамы крепились два плоских трубчатых радиатора. Каркас оперения, стойки тележки шасси, костыль и лонжероны крыла были выполнены из стальных трубок, нервюры - из бамбука, противокапотажные лыжи - из дерева. Крыло имело ярко выраженную стреловидность, а стабилизатор напоминал по форме птичий хвост. Интересно, что профиль крыла был абсолютно плоским, лишь со слегка загнутой вниз передней кромкой, а его толщина равнялась толщине полотна, которым оно обтягивалось. Такими же плоскими и с полотняной обтяжкой в один слой выполнялись горизонтальное оперение и руль поворота, состоявший из двух треугольных секций, одна из которых размещалась над стабилизатором, а другая - под ним. Киль на "Пауке" отсутствовал, так же, как элероны и руль высоты. Управление по крену осуществлялось за счёт отгибания вверх и вниз гибких законцовок крыла (так называемого "гоширования"), а по тангажу - отгибанием задней части стабилизатора. 24 декабря 1910 г. "Паук" под управлением своего создателя впервые оторвался от земли и пролетел 100 м.
|
1912 - Родился Георгий Петрович Свищёв — учёный и организатор авиационной науки, создатель ряда трудов по аэродинамике и авиационным двигателям. Действительный член (академик) Академии наук СССР (с 1992 года - Российской академии наук) с 1971 года, член-корреспондент АН СССР с 1966 года. Дважды Герой Социалистического Труда (12.07.1957; 23.12.1982). Лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии СССР (1968) и двух Сталинских премий(1946,1952).Премия имени Н. Е. Жуковского.Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). |
1915 - Завершены испытательные полёты летающей лодки М-9 Дмитрия Павловича Григоровича. |
1922 - Родился Василий Денисович Луценко — Герой Советского Союза (1945), лётчик-испытатель, капитан. |
1922 - Родился Виктор Сергеевич Кипелкин — Заслуженный летчик-испытатель CCCР , майор. |
1936 - Родился (по другим данным 26.12) Борис Яковлевич Демчак — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.06.1980), старший лейтенант запаса (1974).
1937 - Первый полёт Macchi C.200, главный лётчик-испытатель "Aer-Macchi" коммодор Джузеппе Буреи. Самолёт разработан в конструкторском бюро компании «Аэронаутика Макки» под руководством Марио Кастольди. Серийное производство самолёта продолжалось с июля 1939 по конец 1942 года. Всего выпущено 1 153 самолёта. На вооружение ВВС Италии самолёт поступил в августе 1939 года. К началу Второй мировой войны большинство C.200 были сосредоточены в частях ПВО. Боевая карьера истребителей началась в сентябре 1940 года во время налётов на Мальту. С апреля 1941 по апрель 1943 года применялись в Северной Африке. С августа 1941 по январь 1943 года использовались на Восточном фронте. Как боевые самолёты применяли до лета 1944, далее использовались как учебные.
1942 - В Пенемюнде проводится первое испытание ракеты FZG76, позже известной как «Фау-1» (V-1, Vergeltungswaffe Eins). Фау-1 была оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) и несла боевую часть массой 750-1000 кг. Дальность полёта - 250 км, позже была доведена до 400 км. 1944 - Группа реактивных самолётов Люфтваффе "Arado Ar-234 B2" из состава KG76 совершила налёт на занятый американскими войсками город Льеж. Первый в истории авиации вылет реактивных бомбардировщиков 1952 - Первый полёт опытного стратегического бомбардировщика Handley-Page H.P.80 Victor (прототип WB 771).
1956 - На базе лаборатории № 13 ЦАГИ создано ОКБ-424, рук. Михаил Иванович Гудков, ныне ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ДКБА). Ведущее предприятие в России по проектированию и строительству дирижаблей и систем специального назначения (зенитные управляемые ракеты ЗРК «Бук-M1», «Бук-М1-2», «Бук-М2», «Бук-М3» и ЗРК типа «Штиль»,производит системы авиационного вооружения и установки стрелково-пушечного вооружения).
1957 - Разведывательный самолёт RB-57 (ВВС США) сбит над Чёрным морем советскими истребителями. Экипаж погиб.
1965 - На Балхашском полигоне проведён первый бросковый пуск противоракеты А-350Ж (5В61) системы ПРО А-35 в полной штатной комплектации, но без боевой части. 1966 - Советская АМС «Луна-13» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь. |
1968 - Первый полёт бомбардировщика H-6A (первого серийного варианта Ту-16, полностью построенного в Китае). |
1969 - Первый опытный экземпляр самолёта Су-24 (Т6-2И) предъявлен на Государственные совместные испытания. |
1973 - Совершил первый полёт первый опытный вертолёт Ка-27, получивший первоначально обозначение Ка-252, лётчик-испытатель Евгений Иванович Ларюшин (уже после смерти Николая Ильича Камова 24 ноября 1973 года).
|
1982 - Состоялся первый полёт прототипа сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» (СССР-680125) с двигателями Д-18Т в Киеве, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Иванович Терский. С аэродрома "Святошино" в Киеве Ан-124 совершил первый взлёт и перелетел на антоновскую лётно-испытательную базу в Гостомеле. 1983 - Катастрофа в аэропорту Лешуконское с самолётом Ан-24РВ Аэрофлота Архангельского ОАО, в результате которой погибли 44 человека. При заходе на посадку и попытке ухода на второй круг, КВС при довороте самолёта со скольжением допустил сваливание. Выжили стюардесса и 4 пассажира. Причиной катастрофы явились грубые ошибки в технике пилотирования, допущенные экипажем при исправлении бокового уклонения на предпосадочной прямой и при уходе на второй круг, что привело к выводу самолёта на критические углы скольжения, потере скорости и сваливанию.
|
1997 - Взлёт МиГ-29 с мобильного трамплина, лётчик-испытатель Сергей Николаевич Тресвятский. |
2009 - На аэродроме Дзёмги (г. Комсомольск-на-Амуре) первую пробежку совершил прототип первой серии И-21 - Т-50-1.
Свежие комментарии