Завкафедрой реактивных двигателей и энергоустановок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин о том, почему молодой авиаконструктор должен уметь не только чертить, но и пилотировать самолёт...
В советское время студенческие конструкторские бюро были неотъемлемой частью профильных инженерных институтов. Именно из таких СКБ вышли известные отечественные конструкторы Королев, Миль, Макеев и Симонов.
В эпоху дикого капитализма вузы «оптимизировали» эти структуры, оставшиеся без госфинансирования. О том, как создание собственной летной школы для будущих инженеров-авиационщиков придаст профессии романтики и почему не стоит ждать появления новых Ломоносовых в авиастроении, объясняет завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.Алексей Лопатин: «Должен ли молодой инженер-авиастроитель уметь самостоятельно пилотировать хотя бы легкомоторный самолет? «А зачем?!» — спросят многие»Фото: «БИЗНЕС Online»
Должен ли молодой конструктор пилотировать самолет?
Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» планирует через несколько лет ежегодно производить по 20 самолетов Ту-214. В Иркутске после завершения сертификации готовятся начать серийное производство лайнеров МС-21. В Комсомольске-на-Амуре собираются наладить выпуск нового «импортозамещенного» гражданского самолета Sukhoi Superjet New. С введением антироссийских санкций и ростом спроса на отечественную авиационную технику потребность в российских инженерах-авиационщиках резко возросла.
Что нужно для подготовки хорошего инженера? Многие скажут — достойная зарплата. Да, деньги важны для привлечения в инженерию талантливой молодежи, но это только одно из условий, и причем не основное. На первом месте стоят научные школы и традиции. Вторая составляющая — полноценная материально-техническая база в виде натурных экспонатов, препарированных узлов и агрегатов, мастерских, оборудованных как универсальным станочным парком, так и лабораторным и измерительным оборудованием.
Должен ли молодой инженер-авиастроитель уметь самостоятельно пилотировать хотя бы легкомоторный самолет? «А зачем?!» — спросят многие. Ответ не так очевиден, как кажется на первый взгляд. Если в качестве примера взять врачей, то мы увидим, что практика — это не просто важный элемент их подготовки, она обеспечивает профессиональное формирование специалиста. У каждого медицинского университета своя клиника или даже несколько, а также сеть из кафедр, расположенных в профильных отделениях больниц. У сельскохозяйственных университетов обширная база сельхозугодий для практики и экспериментального внедрения разработок. Аналогичная ситуация наблюдается и в профильных инженерных университетах. Так, в НИЯУ МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) будущие специалисты-ядерщики могут оттачивать профессиональное мастерство на реальном реакторе (!). Все это позволяет обеспечить формирование у будущих специалистов прикладных компетенций уже во время обучения в вузе.
Обучаясь пилотированию, студенты смогут на практике познакомиться с основами аэродинамики и управленияФото: «БИЗНЕС Online»
Основы аэродинамики, изучение конструкции планера и налет романтики
Учитывая все это, можно серьезно рассмотреть необходимость собственной летной школы для будущих специалистов-авиационщиков. Как это может повлиять на повышение качества подготовки?
- Появление летной подготовки в учебной программе придаст легкий налет романтики, что, несомненно, положительно скажется на популяризации авиационных профессий.
- Обучаясь пилотированию, студенты смогут на практике познакомиться с основами аэродинамики и управления.
- Работа в полном контакте с авиационной техникой позволит будущим специалистам досконально изучить конструкцию планера, двигателя, системы управления, навигации и связи, рассмотреть вопросы влияния нагрузок на прочностные характеристики конструктивных элементов, а также свойства материалов.
Самолет — это образец сосредоточения современных технологий, позволяющий студентам технических университетов авиационного профиля найти для себя полезную практическую составляющую образовательного процесса. Интересное наблюдение из практики: выпускники авиационных специальностей профильных университетов, успешно прошедшие подготовку по программам военного обучения офицеров запаса, обычно обладают более глубокими и системными знаниями в области конструкции и проектирования, чем их однокашники, не обучавшиеся на военной кафедре.
Но одной практической подготовки, полученной в военном учебном центре и на ежегодных практиках на профильных предприятиях, недостаточно для подготовки, например, конструкторов. Ведь для этой категории специалистов крайне важна созидательная (креативная) составляющая подготовки. А ее можно получить в рамках университетской среды только в студенческих конструкторских бюро, или СКБ.
Ранее СКБ были неотъемлемой частью профильных инженерных институтов и обеспечивали формирование конструкторского базисаФото: tatarstan.ru
«Королев, Миль, Макеев, Симонов — все прошли через СКБ»
Ранее СКБ были неотъемлемой частью профильных инженерных институтов и обеспечивали формирование конструкторского базиса. Стоит только вспомнить таких известных отечественных конструкторов, как Королев, Миль, Макеев, Симонов и многих других. Все они прошли через СКБ и большей частью там и сформировали свой неповторимый конструкторский почерк.
К сожалению, в постсоветский период оставшиеся без финансирования столь полезные структуры постепенно были оптимизированы, т. е. закрыты. При этом наши студенты не стали менее талантливыми или интересующимися, но приложить свои силы и энергию им теперь негде. Конечно, сейчас эту сферу очень активно начали осваивать негосударственные образовательные проекты, но сфера их интересов в основном заканчивается IТ-технологиями и робототехникой. СКБ — это прежде всего педагоги, любящие авиацию и способные заразить этим чувством своих подопечных. Последние годы очень часто приходится слышать рассуждения экспертов от промышленности о том, что сейчас в университетах плохо готовят специалистов и мы уже давно не видим новых Королевых и Туполевых. Таким специалистам хочется ответить, что если в стране не будет развиваться система университетских СКБ, то в ближайшей перспективе можно и не надеяться увидеть подобного уровня конструкторов-созидателей среди выпускников отечественных вузов. Вероятность случайного появления талантов пренебрежимо мала и сравнима с вероятностью появления, например, второго Михаила Ломоносова.
Безусловно, наша земля богата на такие дарования, но в ситуации, когда технический мир принадлежит профессионалам с отличным формальным образованием, полученным в лучших научно-образовательных центрах мира, самородкам пробиться наверх практически невозможно. А значит, мы еще долго можем обвинять наши университеты в неполной состоятельности и обсуждать проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров, способных создавать технические решения на мировом уровне, но к какому-либо положительному результату это не приведет.
В любой, даже очень сложной, ситуации есть выход, а иногда и не один. Для обеспечения динамичного развития отечественного инженерного образования, в том числе авиационного, необходимо воссоздать и всемерно поддерживать (но на качественно более высоком и современном уровне) систему студенческих конструкторских бюро. А уже на их базе развивать региональные и национальные конкурсы профессионального мастерства, обеспечивающие выявление наиболее талантливых и способных будущих инженеров. И тогда лет через 5–7 мы увидим в наших инженерных вузах новых Туполевых и Королевых!
Свежие комментарии