Сплошное надувательство Текст: Арсен Грумбадзе
Накануне выхода мультфильма "Вверх" мы решили узнать, какую роль играют воздушные шарики в кино, и обнаружили огромный заговор, в котором есть шарики на любой вкус — от страшных до трогательных.
Новый пиксаровский хит "Вверх" описывает частный случай использования воздушных шариков для транспортировки по воздуху пенсионера и бойскаута из Северной Америки в Южную.
Мы изучили вопрос более внимательно, обнаружив, что тема воздушных шариков не только проходит красной линией через всю историю кино, но каждый фильм, при внимательном рассмотрении, оказывается фильмом про воздушный шарик."Билли и воздушный шарик" (Billy's Balloon, реж. Дон Херцфелд, 1998)
Пиксаровский "Вверх" стал первым анимационным фильмом, открывшим Каннский фестиваль, но первой анимацией про воздушные шарики, участвовавшей в каннском конкурсе, был "Билли и воздушный шарик" Дона Херцфельдта. Короткометражную "Золотую пальму" за шарики, убивающие детей, Херцфельдту не дали, хотя на других конкурсах он получил около тридцати призов. Ну вот не любят в Каннах человеконенавистнические шарики.
"Человек-булавка" (The Pincushion Man, реж. Аб Айверкс, 1935)
В свою очередь анимационной классикой про воздушные шарики остается "Человек-булавка" Аба Айверкса — художника, придумавшего для Уолта Диснея Микки Мауса. Действие этого экзистенциального триллера происходит в Шарик-лэнде, чьи жители сделаны из воздушных шариков, добываемых промышленным способом из каучукового дерева. На Шарик-лэнд нападает злобная подушка для булавок. Мужественные шарики от нее обороняются.
"Красный шарик" (Le Ballon Rouge, реж. Альбер Ламорисс, 1956)
С тем, какие шарики любят в Каннах, жюри фестиваля однозначно определилось еще в 1956 году, вручив "Золотую пальмовую ветвь" Альберу Ламориссу за короткометражку про дружбу мальчика и шарика. В Америке были так тронуты этой историей, что вручили французу "Оскар" за лучший сценарий. Шарики здесь гуманные, но их способность к сговору остается в силе: от хулиганов героя спасают шары, прилетевшие на помощь из Парижа. О том, что они сделали с хулиганами, только в конце 90-х догадался режиссер Дон Херцфелд, но в Каннах на сговор шариков закрыли глаза. и вот результат: шариками открывают фестиваль.
"Полет красного шара" (Le Voyage du Ballon Rouge, реж. Хоу Сяо-сень, 2007)
Разумные воздушные шарики до сих пор продолжают мерещиться французским детям. Об этом — вольный римейк короткометражки Ламорисса от тайваньца Хоу Сяо-сеня, главную роль в котором сыграла Жюльет Бинош. Ребенку, одержимому еще одним разумным шариком, нанимают сиделку из Китая. В отличие от них пергидрольная Бинош ни в какие шарики не верит. Душевная артхаусная драма.
"Ферма воздушных шариков" (Balloon Farm, реж. Уилльям Дир, 1999)
Пока в артхаусной Франции не верят в заговор воздушных шариков, в Америке их уже выращивают. Еще один римейк Ламорисса, только мальчика заменили на девочку, а скептически настроенную мать на уверенного фермера в безупречном исполнении Рипа Торна. Естественно, что и "Люди в черном" появляются на шариковой ферме тоже.
Кин-дза-дза! (реж. Георгий Данелия, 1986)

На планете Плюк воздушные шарики хранят последний выдох умирающего, выполняя роль наших надгробных памятников. Если жизнь не удалась — шарик будет маленький. Удалась — большой. Если очень удалась — будет воздушный шар, или "последний выдох господина Пэжэ". Но такие шары получаются только у больших начальников. У нас говорят, что ребенок, появляясь на свет, делает свой первый шаг к смерти. На Плюке — он начинает надувать воздушный шарик.
Свежие комментарии