На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Вертолёт, который передержали на земле: почему Ка-60 оказался не нужен отечественной армии.


 Вертолет, на тот момент уникальный для отечественной военной техники, начали проектировать еще при Советском Союзе. Однако до 1991 года его построить не успели, и это оказалось губительным для Ка-60. Ведь его история наглядно демонстрирует, что если летательный аппарат, вне зависимости от обстоятельств «передержать на земле», то в результате он уже никому окажется не нужным.
Вертолет, время которого так и не пришло. /Фото: turbosquid.com
Вертолет, время которого так и не пришло. /Фото: turbosquid.com


Непростая история Ка-60 началась еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. Тогда конструкторское бюро Камова решило создать совершено новый летательный аппарат, причем разрабатывать стали сразу две машины: ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» и военно-транспортный вертолет Ка-60 «Касатка». Поставить на вооружение отечественной армии планировалось их уже через десятилетие.

Вместе с Касаткой разрабатывали и Черную акулу. /Фото: aviation21.ru
Вместе с Касаткой разрабатывали и Черную акулу. /Фото: aviation21.ru


Однако амбициозным планам помешали развал Советского Союза и трудные девяностые годы. В те времена спрос на транспортные вертолеты отечественные заказчики не проявляли, а потому в КБ Камова было принято решение оставить в приоритете только «Черная акула», а основные ресурсы были брошены как раз на запуск в серию Ка-50. К началу двадцать первого века ситуация лишь осложнилась, когда конструкторское бюро столкнулось с рядом финансовых сложностей.

Ка-60 больше чем на десять лет отодвинули за задворки. /Фото: airwar.ru
Ка-60 больше чем на десять лет отодвинули за задворки. /Фото: airwar.ru


Серьезной угрозой для доведения Ка-60 до поставки на вооружение стало изменение функционала в концепциях ударных самолетов. Все дело в том, что ранее для того же Ка-50 предусматривалось, что его будет сопровождать и транспортник, который будет выполнять роль машины целеуказания - как раз эта функция и входила в перечень возможностей «Касатки» Ка-60. Однако в новом столетии конструкторы попытались наделить целеуказанием и ударные вертолеты. Результатом данных разработок стало создание Ка-52.

Удачная разработка Ка-52 сильно снизила актуальность Ка-60. /Фото: tvzvezda.ru
Удачная разработка Ка-52 сильно снизила актуальность Ка-60. /Фото: tvzvezda.ru


Таким образом, интерес к Ка-60 в отечественной армии стал еще меньше. Преградой на получение «Касаткой» билета в жизнь стали так называемые «детские болезни» вертолета, среди которых были низкая надежность трансмиссии и недостаточный ресурс двигателя РД-600В. Однако специалисты не оставляли надежд завершить Ка-60, ведь во время первых испытаний, которые проходили еще в 1998 году, вертолет показал весьма многообещающие результаты.

Во время испытаний самолет также показал себя весьма неплохо. /Фото: topwar.ru
Во время испытаний самолет также показал себя весьма неплохо. /Фото: topwar.ru


Фаза испытаний Ка-60 растянулась до середины двухтысячных, однако трудно назвать их активными и настроенными на последующую поставку машины на вооружение: за все годы было построено всего несколько опытных образцов, которые к тому же довольно редко выпускали в небо. А разработка порой велась попросту халатно: так, в 2010 году из-за того, что на вертолет поставили деталь, не прошедшую необходимую сертификацию, опытный образец совершил аварийную посадку, а для летчиков этот авиационный инцидент закончился госпитализацией.

В итоге Ка-62 заменил Ка-60. /Фото: rt.com
В итоге Ка-62 заменил Ка-60. /Фото: rt.com


Но исправлять ошибки уже никто не стал: в том же году Министерство обороны России приняло решение о прекращении финансирования проекта Ка-60, сосредоточившись на разработках Ка-62. Одной из причин такого выбора стал тот факт, что последний собирался, в том числе, на иностранных комплектующих.

В отличие от своего предшественника, Ка-62 все-таки выпустят в небо. /Фото: rostec.ru
В отличие от своего предшественника, Ка-62 все-таки выпустят в небо. /Фото: rostec.ru


Вот только и у этой машины будущее остается туманным до сих пор. А все потому, что после 2014 года сложилась непростая ситуация вокруг техники такого рода: отечественные заказчики не собирались согласовывать поставку вертолета с авионикой и двигателями иностранного производства, а потенциальные покупатели из-за рубежа не хотели приобретать аппарат, который не был опробован даже внутри страны-производителя. Правда, по информации редакции Novate.ru, вертолет модели Ка-62 все же пустили в мелкосерийное производство в 2021 году на базе вертолетного завода в «Прогресс», однако о том, что будет с машиной дальше, точных данных нет...

Novate

Картина дня

наверх