1874 - Первый высотный подьем на аэростате "Полярная звезда" на 7300 м французских ученых Т.Сивеля и Ж.Кроче-Спинелли. Для нормального дыхания на высоте аэронавты имели мешки, наполненные воздухом с повышенным содержанием кислорода.
1919 - Полёт цельнометаллического пассажирского Junkers F-13.
Первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Эксплуатировался на всех континентах, во всех климатических зонах. Самолёт был рекордсменом и по числу использовавших его авиакомпаний и по длительности работы на линиях - до начала 1940-х. Junkers F-13 стал самым массовым транспортным самолётом первого поколения. За 10 лет серийного производства было изготовлено 314 самолётов десятков модификаций. Причём F-13 собирался не только в Германии и США. В СССР а/к Добролёт было построено 5 машин из советских материалов (их назвали ПС-2), в Филях. Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13. В целом машина оказалась коммерчески успешной. Причиной тому были удобства для пассажиров - закрытый отапливаемый салон с отделкой, как в купе мягкого вагона. И удобства для авиакомпаний - простота в эксплуатации. Обслуживающий персонал был избавлен от возни с регулировкой растяжек и ухода за обшивкой, как у деревянных машин. У администрации меньше болела голова за сохранность конструкции при содержании самолётов на открытых стоянках. Реже требовались ремонтные работы.
1919 - Открытие регулярной международной авиалинии Париж-Брюссель, самолет Farman F60 "Goliath". Раз в неделю за 365 франков, затратив 2 часа 50 минут. Можно было перелететь из одной столицы в другую.
1922 - Cостоялся первый полет немецкого гидросамолета-разведчика Junkers Ju.20 созданного Хуго Юнкерсом по договору с советским правительством на совместное строительство авиационного завода в Филях. Специально для этих целей был специально разработан поплавковый самолет-разведчик, получивший заводское обозначение J20 или Type 20. Самолет представлял собой двухместный разведчик, цельнометаллический низкоплан с гофрированной обшивкой из дюралюминия. Дюралевые поплавки плоскодонные, однореданные, с гладкой обшивкой. Он стал первым поплавковым разведчиком специально спроектированным для ВМФ СССР.
1925 - Катастрофа самолёта Юнкерс-13 Junkers F-13 (R-RECA), КВС Шпиль. Экипаж выполнял рейс Тифлис - Сухуми. На борту находилось 3 руководителя Закавказской СФСР, которые летели на съезд Советов Абхазии. Через полчаса после вылета самолёт неожиданно загорелся, столкнулся с землёй вблизи Дидубийского ипподрома и взорвался. 5 человек погибло.
Причина: пожар на борту. Официально причину ЛП установить не удалось, двигатель и системы управления были работоспособны. На траурном митинге Троцкий намекнул на то, что ЛП могло быть не случайным:
"Мы потеряли товарищей, друзей, братьев. И особенно тяжко думать — повторяю снова, что они погибли в результате трагического случая, воздушной катастрофы. Вряд ли мы дознаемся когда-либо с точностью о действительных причинах их гибели. Ведь живых свидетелей того, что произошло, нет! Они погибли все: и три пассажира, и летчик Шпиль, и механик Сагарадзе. В телеграмме, которую здесь огласили от областного комитета, есть заключительная фраза: "Да будут прокляты те роковые законы, которые вызвали эту катастрофу!" Эти роковые законы суть законы человеческой слабости. Эта катастрофа — каковы бы ни были ее ближайшие причины — является показателем одновременно и силы человека, и слабости его. Сила в том, что человек научился летать, научился передвигаться не только по земле и воде, но и по воздуху. Но вместе с этим он и погибает не только на воде и на земле — он научился погибать и в воздухе".
По неофициальной версии - Сталин избавлялся от старых большевиков, которые слишком многое помнили, к примеру, участвовали вместе с ним в экспроприации банков. Также имеет место быть версия о том, что кто-то из пассажиров закурил на борту.
1926 - Родился ученый и конструктор радиотехнических комплексов В.П.Ефремов.
Окончил МЭИС (1951).
Работал в научных и производственно-конструкторских организациях Министерства радиопромышленности.
Вся трудовая деятельность Вениамина Павловича Ефремова связана с ОАО «НИЭМИ» Концерна ПВО «Алмаз Антей», где он прошёл путь от техника до Генерального конструктора. Его первые научные работы посвящены созданию РЛС орудийной наводки и задействованию ЗРС С-25 в системе ПВО Москвы, где проявился его талант инженера и организатора.
Почти полвека назад как заместитель главного инженера НИЭМИ он был назначен руководителем перспективной НИР, ставшей затем ОКР «Круг» первого ЗРК войсковой ПВО. Тем самым Ефремов внёс существенный вклад в развитие перспективных образцов вооружения для надёжной защиты рубежей страны. Под его непосредственным руководством выполнен ряд крупных комплексных научно-технических программ по разработке и созданию ЗРК и ЗРС нескольких поколений. Первое поколение ЗРК «Круг» и «Оса», второе поколение многоканальная ЗРС С-300В и новая тактическая ЗРС «Тор», третье поколение суперперспективные и суперсовременные ЗРС «Антей-2500», «Тор-М1» и их модернизации. По своим характеристикам эти ЗРК и ЗРС значительно превосходят зарубежные аналоги и успешно с ними соперничают.
Помимо основной научно-производственной деятельности академик Ефремов вёл деятельную общественную и научную работу.
В 1967 году ему присуждена учёная степень доктора технических наук при защите кандидатской диссертации, что в практике ВАК редкий случай. В 1983 году он избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1992 году действительным членом (академиком) РАН. Кроме того, более 20 лет Ефремов заведовал кафедрой МИРЭА, им создана научная школа по информационным системам реального времени, подготовлены и воспитаны научные кадры этого направления. Ефремов принимал активное участие в международных конференциях, организации и проведении авиакосмических салонов и международных выставок в России, Франции, ОАЭ, Греции и в других странах.
Скончался 16 сентября 2006 года в Москве.
1933 - Первый полет французского гоночного самолета Lorraine Hanriot LH-130. С регистрационным номером F-AOFV самолет принял участие в гонке Coupe Michelin 1932, но не достиг в ней таких впечатляющих результатов как его предшественники LH-41 и LH-42.
1937 - Старт с Центрального аэродрома им М.В. Фрунзе авиационной экспедиции на северный полюс (4 АНТ-6 и 1 АНТ-7).
Утром 22 марта воздушная экспедиция для высадки четырех полярников на льдину, начальником которой был назначен О. Ю. Шмидт, в составе четырех транспортных самолетов „ТБ-3" и легкого двухмоторного самолета дальней разведки „Р-6", вылетела из Москвы. Первым поднялся ввоздух самолет „Н-170" с О. Ю. Шмидтом и летчиками Михаилом Водопьяновым и Михаилом Бабушкиным, за ним вылетел „Н-171" с летчиком Василием Молоковым, „Н-172" с летчиком Анатолием Алексеевым и „Н-169" с летчиком Иваном Мазуруком. На три часа раньше поднялся легкий самолет-разведчик „Н-166" с летчиком Павлом Головиным.
Через несколько часов машины приземлились в Холмогорах около Белого моря, где колеса самолетов были заменены восьмиметровыми полозьям и весом в четыреста килограмм каждый. Из-за плохих погодных условий пришлось отложить дальнейший полет к устью Печоры до 30 марта. Следующая посадка в Нарьян-Маре производилась прямо на лед замерзшей реки Печора.
Здесь экспедиция вынуждена была почти две недели ожидать улучшения метеоусловий. Экспедиции фатально не везло с погодой: на Новой Земле метель и штормовые ветра так разбушевались, что грозили унести и уничтожить самолеты. Вылет отсюда на остров Рудольфа — базу экспедиции, состоялся только 18 апреля. Теперь их отделяло от Северного полюса почти девятьсот километров. Всего в воздушной экспедиции участвовало 42 человека.
Дальнейшее продвижение экспедиции опять задержала сложная гидро-метеорологическая обстановка. Наконец, 5 мая самолет Головина „Н-166"(„Р-6") смог вылететь для разведывательного полета в сторону полюса. Черезпять часов после вылета по радио было получено сообщение, что самолет находится над полюсом и что условия для посадки тяжелых самолетов там есть.
Это был первый советский самолет, пролетевший над полюсом. Пробыв ввоздухе одиннадцать часов, Головин благополучно приземлился на о-ве Рудольфа, где ему была устроена восторженная встреча. На основании этого разведывательного полета и после совместного обсуждения вылет на полюс был назначен на 21 мая.
И вот 21 мая в 4 часа 52 минуты флагманский самолет „Н-170", имея на борту начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, весь состав будущей дрейфующей станции (она получила название — станция „Северный полюс") и часть оборудования, стартовал с о-ва Рудольфа и в 11 часов 35 минут совершил посадку на льдине в точке с координатами 89° 25 с. ш. и 78° 40 з. д. Сразу же после посадки началась работа по организации постоянной полярной станции на льдине, которая дрейфовала в сторону Гренландского моря.
1939 - В г.Ступино образовано ОКБ-150 по воздушным винтам. Ныне ОАО НПП "Аэросила". Руководители: К.И.Жданов (до 1984), Ю.Л.Сухоросов (до 2001), С.Ю.Сухоросов.
1940 - Собран первый серийный истребитель И-26, ОКБ Яковлева.
1941 - На основе исследований, проводившихся с 1937, А.М. Люлька представил заявку на изобретение двухконтурного турбореактивного двигателя (авторское свидетельство вручили 22 апреля 1941 года
1943 - Прибытие на фронт первой группы французских летчиков (эскадрилья «Нормандия», позднее полк «Нормандия-Неман»).
Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 43-го после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.
1943 - Поднялся в воздух первый прототип пикирующего бомбардировщика ХА-32 (серийный номер 42-13568). Он не отличался выдающимися ТТХ, а по некоторым показателям уступал более ранним самолётам этого типа. Самолёт получился слишком тяжелым и ему явно недоставало энерговооруженности. В свете того, что в 1943 году в массовом производстве уже находились истребители-штурмовики A-36A "Apache" и V-72 "Vengeance" от его дальнейшего совершенствования отказались. Программу ХА-32 закрыли, отправив оба прототипа на слом.
1946 - Организован Опытный государственный завод № 81 (ныне ОАО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" имени И.И.Картукова") — одно из ведущих предприятий авиакосмической промышленности России. Поначалу предприятие специализировалось в создании ускорителей для взлета пилотируемых и беспилотных самолетов ВВС. Позднее агрегаты, созданные в МКБ «Искра», опустились в морские глубины и поднялись в космос... За 55 лет деятельности предприятие сдало на вооружение свыше 200 видов твердотопливных двигателей, нашедших применение в ракетных системах различного назначения (зенитные, тактические, баллистические, авиационные, морские, космические). Этому способствовала отличительная особенность разработок МКБ «Искра» — высокая надежность при относительной простоте конструкции. Широко известна «искровская» двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) ракетно-космического комплекса «Союз» и его модификаций. В 1983 году ее надежная работа обеспечила спасение экипажа космического корабля «Союз-Т» при аварии ракеты-носителя на старте. Известны также «искровские» двигатели мягкой посадки пилотируемых космических кораблей «Восход» и «Союз». Более 360 летчиков спаслись при авиакатастрофах благодаря тому, что катапультные кресла были оснащены комбинированными стреляющими механизмами (КСМ), разработанными в МКБ «Искра». Они успешно применялись и в катапультных креслах космических кораблей «Восток» и многоразового орбитального корабля «Буран». Противоштопорные ракеты и ускорители, созданные специалистами предприятия, обеспечили испытания самолетов семейств «МиГ», «Ту», «Ил», «Су» и других. Особая продукция МКБ «Искра» — твердотопливные газогенераторы, использующиеся в ракетной и авиационной технике и на подводных лодках. По признанию специалистов, их применение значительно повышает надежность и быстродействие систем аварийного спасения экипажей.
1947 - Летчик-испытатель А.Д.Перелет выполняет на опытном самолете Ту-1 ("63П") первый полет продолжительностью 30 минут. Заводские испытания проводились до 3 октября 1947 года, в ходе которых проверялась работа новой силовой установки, оборудования, проводились полеты на определение запасов устойчивости, определения километровых расходов топлива и т.д. 3 августа 1947 года самолет принял участие наряду с другими новыми туполевскими машинами в традиционном воздушном параде в Тушино (кроме над Тушино прошли опытные самолеты "69", "70", "77" и первые три серийных Ту-4 (Б-4).
Всвязи с появлением первых реактивных истребителей-перехватчиков разработка самолета Ту-1("63П") была прекращена.
1948 - Совершил первый полет американский УТС Т-33 (ранее известный как ТР-80С). Опытный ТР-80С был выведен из цеха без особой помпы в начале марта 1948 г. и 22 марта был поднят впервые в воздух под управлением Тони Левьера. Всего было построено более 6500 экземпляров.
1951 - Родился летчик-космонавт Муса Хираманович Манаров.
Окончил восьмилетку в школе города Харьков Украинской ССР. Школу закончил в городе Алатырь (Чувашия). В 1974 году окончил Московский авиационный институт (факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).
В 1974—1978 годах работал инженером в НПО «Энергия»; участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов, занимался вопросами подготовки операторов.
В 1978—1992 — в отряде космонавтов. Выполнил два космических полёта. В 1979—1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».
С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 — космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (командир — В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Манарову 21 декабря 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа.
Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.
С 1990 года — космонавт-инструктор научно-производственного объединения «Энергия». Занимался политической деятельностью. В 1990—1993 годах — народный депутат РСФСР. В 1992—1995 годах — генеральный директор ТОО «МКОМ».
Живёт в Москве. С 1995 года — директор ЗАО «Выделенные интегральные сети».
1951 - Принята на вооружение первая послевоенная реактивная система залпового огня (РСЗО) М-24.
1956 - Перелет Москва-Лондон на Ту-104, Экипаж самолета: А.К.Стариков, И.К.Багрич, Н.К.Беляев, Н.В.Кочетков, Г.И.Гончаренко, первый международный перелет советского реактивного пассажирского самолета
1957 - Принята на вооружение система "Метеор" класса "земля-земля" на базе КС - КС-7
1966 - На серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре собран первый серийный экземпляр самолета Су-7БМК.
1967 - С космодрома Байконур, стартовый комплекс № 162(69), в рамках создания системы частично-орбитального бомбометания по суборбитальной траектории осуществлен пуск ракеты-носителя "Р-36-0", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский спутник типа "ОСБ". Из-за аварии ракеты-носителя пуск закончился неудачей.
1967 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной семидесятый испытательный полет ракетного самолета "Х-15". Аппарат пилотировал летчик-испытатель Майкл Адамс (Michael Adams). Достигнута максимальная высота подъема 40570 м и максимальная скорость 6150 км/ч.
1976 - Приказ МАП о разработке двухместного учебно-боевого варианта истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ.
1979 - Катастрофа самолёта Ту-134А, Латвийская ССР, Лиепая.
Самолет решением руководства Латвийского УГА был переоборудован в грузовой для перевозки комплектующих для передвижных радиостанций, которые выпускал лиепайский филиал рижского завода "Коммутатор". Бюллетень по переоборудованию Ту-134А в грузовой вариант на момент ЛП не существовал и был выпущен много позже. Ту-134 не имеет грузовой двери и погрузка в Омске производилась через переднюю пассажирскую дверь. Поэтому все легкие ящики оказались в хвосте, а тяжелые спереди, ближе к двери. Взвешивание груза не проводилось, а центровочный график не был составлен. В результате общий вес груза составил около 8 т. Самолет был перегружен на 752 кг, а центровка была больше предельно допустимой передней.
Заход на посадку в аэропорт Лиепаи выполнялся ночью. Время работы аэропорта было специально продлено для приема этого рейса. Экипажу был передан следующий прогноз: мокрый снег, горизонтальная видимость - 1020 м, вертикальная видимость - 100 м, что соответствовало минимуму КВС, но было ниже минимума аэродрома. Экипаж начал заход на посадку с прямой в автоматическом режиме. Пилотировал второй пилот. После выпуска закрылков самолет перешел на снижение и был сбалансирован в горизонтальном полете только на высоте 310 м с приборной скоростью 265 км/ч.
Самолет вошел в глиссаду с запозданием и в неустановившемся режиме, с большой раскачкой по крену и тангажу. При пролете ДПРМ на высоте 180 м экипаж перешел на штурвальный режим и продолжил снижение в облаках. Самолет в этот момент находился ниже и правее глисссады. После пролета ВПР экипаж не ушел на второй круг, а пытался установить визуальный контакт с землей, одновременно доворачивая самолет влево на линию курса. Скорость снижения при этом возросла до 8м/с. Запоздалый уход на второй круг был начат на высоте 60 м. Самолёт задел деревья в 1690 м от торца ВПП и в 155 м правее ее оси на высоте 10-12 м. Затем свернул влево, пересек глиссаду и с левым креном 45º из-за повреждения элеронов врезался в железнодорожную насыпь высотой 2 м, разрушился и частично сгорел. Фактическая видимость составляла 900 м. Погибло 4 человека, бортмеханик выжил.
Выводы комиссии, расследовавшей ЛП: нарушение экипажем минимума погоды аэродрома Лиепая при попытке установить визуальный контакт с земными ориентирами и ошибка в технике пилотирования, выразившаяся в непроизвольном увеличении вертикальной скорости снижения до 8 м/сек, исключившем возможность благополучного ухода на второй круг с высоты 60 м.
1981 - Запуск КК "Союз-39" - В.А.Джанибеков, Ж.Гуррагча (МНР)
1989 - Экипаж А. Галуненко (7 чел.) на самолете Ан-225 «Мрия» в ходе полета по замкнутому маршруту Киев – Ленинград – Киев (2100 км) без посадки в течение 3 ч 47 мин установил 109 мировых авиационных рекордов скорости и высоты полета, достигнув высоты 12 410 м с грузом 156, 3 т. Взлетная масса машины – 508,2 т.
1991 - Первый полет ЛЛ Як-42Э с двигателем Д-236, О.А.Булыгин, Ю.И.Митиков.
1991 - В воздух поднялся новый летательный аппарат необычной схемы, получивший название "Понд Рэйсер".
Его пилотировал известный американский летчик Дик Рутан, прославившийся в 1986 году в ходе беспосадочного перелета вокруг земного шара на самолете "Вояджер". История создания "Понд Рэйсера" началась в конце 80-х годов, когда американский миллионер Роберт Понд организовал общество, целью которого стало создание самолета, предназначенного для побития мирового рекорда скорости. Главным разработчиком новой машины стал брат Дика - Берт Рутан - создатель целого ряда самолетов оригинальных схем, в том числе и вышеупомянутого "Вояджера".
Самолет был выполнен по двухбалочной схеме с небольшим центральным фюзеляжем, в котором располагалась кабина пилота. В боковых балках были установлены высокооборотные двигатели VG-30 мощностью по 1000 л.с, приводящие во вращение четырехлопастные воздушные винты. Самолет был полностью выполнен из композиционных материалов и отличался малой массой, которая на взлете составляла всего 1880 кг. В итоге Рутану удалось получить значение удельной мощности силовой установки равное 1,07 л.с./кг, в то время как у гоночных "Мустангов" и "Росомах" оно едва достигало 1 л.с./кг. По предварительным расчетам самолет должен был достичь скорости порядка 900 км/ч! Уже в ходе испытаний "Понд Рэйсер" выходил на 860 км/ч. Впрочем, кроме устных заявлений пилотов это ничем более не подтверждалось. Возможно, такая скорость была достигнута на пикировании. Самолет потерпел катастрофу в 1993 году при попытке установить новый абсолютный рекорд скорости. Погиб пилот Рик Брикерт.
1992 - Катастрофа самолёта Ан-30. Экипаж выполнял коммерческий полет по перевозке груза из Анадыря в Баку. На 63мин полета днем в ПМУ на эшелоне 5400м в условиях видимости естественного горизонта при включенном автопилоте началась прогрессирующая раскачка самолета по всем трем каналам с возникновением больших углов скольжения и значительных знакопеременных вертикальной и боковой перегрузок.
Устойчивая регистрация параметров полета на МСРП–12–96 прекратилась через 19с после возникновения этой ситуации. В дальнейшем самолет перешел на снижение с разгоном скорости при вертикальной перегрузке 2g и более. На высоте около 2000м при перегрузке, превышавшей 4g, на скорости более 670км/ч началось разрушение конструкции самолета. Он упал на лед реки в 53км восточнее Нижнеянска, Якутия, полностью разрушился и частично сгорел. 10 человек погибло.
Причина ЛП невыяснена.
1995 - Установлен мировой рекорд продолжительности пребывания человека в невесомости - 438 суток, В.В.Поляков.
С 8 января 1994 по 22 марта 1995 совершил второй космический полёт в качестве врача-космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 437 суток 18 часов. Это является абсолютным рекордом продолжительности работы в космосе за один полёт.
1996 - В полет отправилась американская экспедиция на космическом челноке "Атлантис" (STS-76).
2002 - Американский легкий автожир Carter Copter побил достижение вертолета Lockheed Cheyenne. Была достигнута скорость Мю=0.87. Число Мю - это отношение скорости горизонтального полёта к скорости законцовки лопасти несущего винта относительно воздуха. На висении Мю равно нулю, но с началом поступательного движения это число увеличивается.
Carter Copter - это автожир с прыжковым взлетом, разработанный Carter Aviation Technologies, способный в полете замедлять вращение несущего винта, передавая на больших скоростях функции создания подъемной силы крылу. Такая схема позволяет взлетать и садиться на любых ограниченных и неподготовленных площадках, а затем покрывать с приличной скоростью приличные расстояния. Первый же полет CarterCopter состоялся в 1998 году.
2003 - Был обнаружен и сопровождался над территорией Грузии вдоль российской воздушной границы, на удалении 20-30 км от нее, американский стратегический разведывательный самолет U-2.
Свежие комментарии