Компания SpaceX провела первые огневые испытания прототипа второй ступени ракеты Starship and Super Heavy, ранее известной как BFR. Во время испытаний прототип был привязан к стартовой площадке,
SpaceX уже несколько лет разрабатывает двухступенчатую ракету-носитель сверхтяжелого класса, которая в перспективе должна позволить перевозить на Марс и Луну грузы и даже экипаж пилотируемых экспедиций. Изначально проект носил название Interplanetary Transport System (ITS) и подразумевал создание ракеты, способной выводить на низкую околоземную орбиту до 300 тонн при возвращении обоих ступеней. В 2017 году SpaceX внесла в проект серьезные технические изменения, уменьшила грузоподъемность в два раза (до 150 тонн) и переименовала его в BFR. Осенью 2018 года SpaceX вновь поменяла название проекта на Starship and Super Heavy, где Starship — название второй ступени и одновременно космического корабля, а Super Heavy — название первой ступени. Кроме названия компания снова уменьшила грузоподъемность со 150 до 100 тонн в многоразовой конфигурации, а также внесла серьезные технические правки в проект. В частности, корпус ракеты будет выполнен из стали, а не углеволокна, и получит жидкостное охлаждение метаном из топливных баков, а ракета будет оснащена передними аэродинамическими рулями.
Поскольку компания создает полностью многоразовую ракету-носитель, обе ступени после запуска будут садиться на космодром или морскую платформу на собственных двигателях, как это делает первая ступень ракет Falcon 9 и Falcon Heavy. Как и в случае с Falcon, перед созданием полноценной ракеты инженеры создали уменьшенный прототип, на котором они будут отрабатывать реактивную посадку после запуска. Прототип получил название Starhopper и имеет несколько технических отличий от полноценной второй ступени Starship. Главные отличия — три двигателя Raptor вместо семи, меньшая высота корпуса при аналогичном девятиметровом диаметре, а также упрощенная версия стального корпуса, поскольку прототип не будет сталкиваться с большими аэродинамическими нагрузками.
Корпус Starhopper был собран в начале января, после чего инженеры разъединили две части ракеты, но в конце января верхнюю часть сдуловетром, поэтому пока специалисты решили проводить тестовые прожиги двигателя Raptor на Starship без нее. Первый подобный тест состоялся 3 апреля 2019 года. Во время него прототип был закреплен на стартовой площадке с помощью тросов. Двигатель Raptor проработал несколько секунд, но за это время Starhopper совершил небольшой «прыжок», все системы отработали в штатном режиме.
Предполагается, что в ближайшее время специалисты SpaceX установят на Starhopper два дополнительных двигателя Raptor, которые будут выстроены в ряд. После этого компания приступит к полноценным летным испытаниям, во время которых Starhopper будет подниматься на высоту в несколько сотен метров, подобно тому, как это прототип Grasshopper во время разработки Falcon 9, а затем
Григорий Копиев
Свежие комментарии