1892 - Родился Николай Николаевич Поликарпов — русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии(1941,1943), Герой Социалистического Труда(28.10.1940, медаль № 4).
Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолётостроения.
Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У-2 и Р-5 стали одними из лучших в своем классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка», И-16 составили основу парка истребительной авиации СССР 1934-1940 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».Умер 30 июля 1944 года от рака желудка. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
1916 - Первый из 45 заказанных Британским ВМФ мягких дирижаблей "С" типа (прибрежные - coastal) совершил свой первый полёт над станцией в Пемброке.
1916 - Приказом N 144 начальника морского штаба Главнокомандующего при авиации Черноморского флота был учрежден отряд из четырёх дирижаблей для отыскания и уничтожения подводных лодок, а также наблюдения за морем вне видимости береговых постов и других боевых целей. Командиром отряда назначили воздухоплавателя штабс-капитана Леонида Августовича Липпинга.
1923 - Владимир Иванович Базаров подал заявку на "воздушно-газовую турбину для авиации" (прообраз ТВД).
1924 - Лётчик Ефремов выполнил первый полёт на пассажирском биплане «ГАЗ №5».
В начале 1923 г. к постройке пассажирского биплана по проекту инженера Евгения Эдуардовича Гропиуса приступили на авиазаводе ГАЗ No.5. Самолёт полностью деревянной конструкции отличался большим вместительным фюзеляжем. Предполагался к использованию в качестве пассажирского, одновременно оценивался в качестве лёгкого бомбардировщика (бомбовоза). Был оснащен двигателем "Испано-Сюиза" мощностью 300 л.с.
Самолёт предстал собой двухстоечный биплан с очень толстым фюзеляжем во всю высоту коробки крыльев. За двигателем "Испано-Сюиза" располагалась просторная пассажирская кабина на четыре места, за ней - кабина лётчика и механика (открытая) с входом в неё из пассажирской кабины. Средняя часть фюзеляжа была обшита фанерой, хвостовая - расчалочная с полотняной обшивкой. Под фюзеляжем - радиатор Гроппиуса с регулировочными створками.
Самолёт получил наименование ГАЗ No.5, он был построен и оценен как готовый 12 октября 1923 г. По другим данным, постройка завершилась весной 1924 г. Первый полёт ГАЗ No.5 выполнил летчик Ефремов 9 июня 1924 г. Затем последовал еще ряд полётов, показавших недостаточную скороподъёмность (800 м за 6 минут), увеличенный разбег на взлёте, и небольшой практический потолок. Среди недостатков указывалась малая мощность двигателя, однако достигнутая полётная скорость была неплохой - 165 км/ч. О дальнейшей судьбе ГАЗ No.5 сведения не обнаружены.
1926 - Самолет Fokker F.VIIa-3m вылетел со Шпицбергена с членами экспедиции Ричарда Бёрда и Флойда Беннета к Северному полюсу. Экипаж вернулся спустя 15,5 часов с сообщением о покорении Северного полюса. Пилотам досталась слава не меньшая, чем первым космонавтам 35 лет спустя. А самолёт, естественно, получил дополнительные козыри в борьбе с конкурентами. (Лишь через полвека стало известно, что Беннет и Флойд полюса не достигли.)
1928 - Завершился первый в истории авиации перелёт из США в Австралию. Трёхмоторный Fokker F-VIIb-3m, который нёс гордое имя Southern Cross ("Южный Крест") с экипажем из двух австралийских и двух американских лётчиков, вылетев 31 мая из Окленда в Калифорнии, пересёк Тихий океан с промежуточными посадками на Гавайях и островах Фиджи и приземлился в Брисбене, столице австралийского Квинсленда.
1941 - Главный конструктор Виктор Фёдорович Болховитинов направил в Наркомат авиационной промышленности официальную заявку на создание реактивного истребителя-перехватчика БИ. Предложение было одобрено, принято, на его основе был уточнен приказ по НКАП. Срок выпуска был установлен 35 дней (вместо трёх месяцев, как предполагали конструкторы).
1944 - На вооружение принята РСЗО РС-30 на машине БМ-31-12, разработанной под руководством Владимира Павловича Бармина в СКБ "Компрессор".
1944 - С аэродрома "Рингуэй" близ Манчестера впервые поднялся в воздух первый прототип английского стратегического бомбардировщика "Линкольн" (с/н PW925), пилотируемый экипажем под управлением капитана Г. Брауна. Самолёт вышел на испытания без вооружения и штатных пропеллеров (вместо предусмотренных проектом четырехлопастных винтов изменяемого шага "Ротол" или "Де Хэвилленд", на нём установили трехлопастные "Хэмилтон Хайдроматик"). С 15 по 23 июля самолёт прошёл в испытательном центре "Боскомб Даун" предварительные государственные испытания, показав хорошую управляемость и удовлетворительные лётные характеристики. Единственным изменением, внесённым в конструкцию по результатам испытаний, стало некоторое увеличение площади рулей направления.
1944 - Железнодорожный туннель Сомюр, через который немецкие подкрепления перебрасывались на фронт в Нормандию, был успешно заблокирован бомбардировщиками «Ланкастеры» применившими обтекаемую 5448-кг бомбу "Тэллбой", сконструированную Бэйрнсом Уоллисом (Barnes Wallis). Одна из этих бомб проломила свод тоннеля и разорвалась внутри него.
1945 - На Центральном аэродроме Москвы завершились (с 29 апреля) заводские испытания самолёта «Як-3У». Этот самолёт представлял собой попытку «скрестить» планер Як-3 с двигателем Аркадия Дмитриевича Швецова. Самолёт получился в общем удачным. Однако к концу войны он был уже не нужен, поэтому испытаний не проходил и все работы на нём были прекращены.
1946 - В 1946 году прототип цельнометаллического истребителя «130» с двигателем «АШ-82ФН», в будущем самолёт «Ла-9» предъявили на государственные испытания в ГК НИИ ВВС.
1948 - Первый полёт прототипа SE-1210, оснащенного двигателями Renault 6Q мощностью 220 л.с. SE-1210 - летающая лодка, разработанный французской фирмой Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud Est (SNCASE). В 1948 году фирма SNCASE продолжила работу по модернизации транспортной летающей лодке SE-200. Новый проект получил обозначение SE-1200. Предполагалась оснастить его восемью двигателями Arsenal 24H мощностью 2400 л.с. В этом варианте летающая лодка могла перевозить до 125 пассажиров на трансатлантических линий. Для отработки конструктивных решений была построена уменьшенная копия (в масштабе 1:2,9) получившая обозначение SE-1210. Однако вскоре проект был закрыт.
1953 - Первый полёт французского винтокрыла Sud-Ouest SO.1310 Farfadet. Несущий винт приводился в движение с помощью силовой установки с газотурбинным двигателем "Арриус" для обеспечения питания сжатым воздухом. Для горизонтального полёта в носовой части фюзеляжа был установлен тянущий винт, который приводился во вращение турбовинтовым двигателем "Артуст". Диаметр несущего винта - 11,1 м, размах крыла - 5,8 м, крейсерская скорость - 240 км/ч.
1953 - Впервые поднялся в воздух трёхместный самолёт Fairey Gannet AS.1 под управлением известного лётчика-испытателя, обладателя нескольких рекордов скорости Питера Твисса.
1954 - Мировой рекорд высоты для поршневых самолётов категории С-1-е - 11248 м; лётчик-испытатель Калинин Владимир Антонович на Ан-2ЗА ("зондировщик атмосферы"), с турбокомпрессором ТК-19. Этот самолёт более известен как Ан-6.
1954 - Образована специальная конструкторская группа Владимира Николаевича Челомея, ныне ракетно-техническое НПО машиностроения, г.Реутов. В этом же году приказом министра авиационной промышленности на авиазаводе № 500 в Москве конструкторская группа В.Н.Челомея приступила к проектированию, крылатой корабельной ракеты П-5, принятой на вооружение 19.06.1959 г. постановлением Совета Министров № 685–313. Позднее на базе группы создано ракетно-космическое НПО машиностроения (город Реутов).
1956 - Впервые в СССР превышена скорость 2000 км/ч; лётчик-испытатель Владимир Николаевич Махалин на опытном С-1 (прототип Су-7) с АЛ-7Ф, достиг 2070 км/ч.
1958 - Катастрофа самолёта Ил-12П Аэрофлота близ Магадана, при этом погибли 24 человека. Экипаж выполнял рейс Хабаровск - Магадан. Столкнулся с сопкой при заходе на посадку близ Магадана в условиях дождя и низкой облачности.
Согласно мнению следственной комиссии, главной причиной катастрофы стало грубое нарушение авиадиспетчеров по части несоблюдения метеорологического минимума аэропорта «13 км» (Магадан-13), согласно которому минимальная высота облачности была 600 метров, а видимость — 4 километра. Фактическая нижняя граница облачности была 300 метров, то есть вдвое ниже погодного минимума, однако аэропорт не стали закрывать для приёма самолётов. Также способствовало катастрофе то обстоятельство, что командир начал выполнять заход на посадку при погодных условиях ниже метеоминимума, а в процессе пробивания облачности отклонился от установленной схемы.
1958 - Впервые поднялся в воздух в миланском аэропорту Мальпенца транспортный самолёт ближнего и среднего радиуса действия Agusta-Zappata AZ-8L. Самолёт имел аэродинамически чистые формы и был оснащен четырьмя звездообразными двигателями Alvis Leonides Mk 22, вращавшими трехлопастные винты изменяемого шага de Havilland диаметром 2,74 м. Крыло имело элероны типа Фрайз, широкие многощелевые закрылки и противообледенительные устройства.Многообещающая конструкция не поступила в производство, единственный прототип (с новым бортовым RS-1) использовался итальянскими ВВС в качестве "такси".
1960 - Умер генеральный конструктор Лавочкин Семён Алексеевич - член-корреспондент Академии наук СССР(1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы(1944), четырежды лауреат Сталинской премии(1941,1943,1946,1948), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Создатель ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и различных их модификаций, созданных в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком. Умер от последствий острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1), рядом находятся могилы жены — филолога Розы Герцевны Лавочкиной (1903—1994), сына Александра (1938—1967) и дочери Аллы (1930—2001).
1969 - Катастрофа самолёта Ту-22Р, КК п/п-к Виноградов.
Столкнулся с землёй при выполнении взлёта. Погибли командир корабля и оператор, штурман остался невредим.
1974 - Первый полёт экспериментального лёгкого истребителя Northrop YF-17 "Кобра". YF-17 "Кобра" впоследствии стал известным истребителем "Хорнет" F/A-18. Пилот Henry "Hank" Chouteau.
1982 - Начало воздушного сражения в небе над Ливаном (9-11 июня). В июне 1982 года в небе над Ливаном развернулось крупнейшее со времен Второй мировой войны воздушное сражение, в котором с обеих сторон участвовали сотни боевых самолётов. В ходе сражения израильские ВВС буквально стерли с лица земли советские системы ПВО, в воздушных боях сбили более восьмидесяти сирийских МиГов, не потеряв ни одного своего самолёта, и захватили господство в воздухе. Тактические и технические методы ведения воздушной войны, разработанные и успешно апробированные израильским командованием в ходе этой широкомасштабной операции, во многом предопределила пути развития в 21 веке военной авиации, систем ПВО, средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), беспилотных самолётов.
1985 - На планету Венера, в районе долины Русалка в точке с планетоцентрическими координатами 7° 11' с. ш. и 177° 48' д., была осуществлена мягкая посадка спускаемого аппарата АМС "Вега-1". Во время спуска от посадочного аппарата "Веги-1" первые в атмосферу планеты был запущен аэростат. Аэростатный зонд, наполненный гелием, впервые в истории мировой космонавтики совершил полёт над поверхностью Венеры на высоте 50 км, и с помощью установленных на нём приборов производил непрерывное измерение параметров атмосферы планеты.
1988 - Катастрофа самолёта Ан-2Р, Тюменская область, 15 км от а/п Тобольска.
В горизонтальном полёте столкнулся с ограждением смотровой площадки трубы ТЭЦ на высоте 191 м в 15 км от аэропорта Тобольска, упал на землю и загорелся. 2 человека погибли.
1990 - Осуществлён захват и угон в Стокгольм, Швеция, самолёта ТУ-154 рейса Минск – Мурманск одним преступником (Д.Семенов). Жертв нет.
Семнадцатилетний учащийся техникума из города Жодино, что находится в Белоруссии под Минском, Дмитрий Семенов сделал муляж гранаты и купил авиабилет на рейс Минск-Мурманск. Как выяснилось позже, хотел эмигрировать за границу, но путь для этого выбрал, мягко скажем, замысловатый.
Через 40 минут после взлёта угонщик через борпроводника потребовал под угрозой взрыва самолёта изменить курс и следовать в Стокгольм . На борту самолёта находились 114 пассажиров и 7 членов экипажа. Впоследствии оказало, что граната была игрушечная, но в тот момент капитан решил не рисковать и посадил самолёт в аэропорту Арланда в Стокгольме. Угонщик сдался и попросил политического убежища. Впрочем, к успеху это не привело и уже 17 июля был передан обратно в СССР.
Суд дал ему 5 лет колонии, но на свободу он вышел досрочно, через 2,5 года. Швеция, кстати, не осталась безучастной и направили ему в колонию щедрую гуманитарную помощь.
1995 - Первый полёт Eurocopter/CATIC/STA EC-120 Colibri.
Разработка вертолёта, названного ЕС 120 Colibri, была начата в 1990 году, когда французская фирма "Aerospatiale" образовала с китайской Национальной импортно-экспортной корпорацией авиационных технологий (CATIC) и "Singapore Technologies Aerospace" совместное предприятие по разработке и серийному производству перспективного 4-5-местного лёгкого вертолёта.
Помимо завода фирмы "Eurocopter" в Мариньяне (Франция) с ноября 2003 года вертолёт производится в Харбине. Вертолёты китайской сборки получили обозначение НС120. 30 ноября 2017 года Airbus Helicopters официально объявила об окончании программы H120, сославшись на низкие показатели поставок.
1999 - Самолёт Бе-200 (с "выставочным" номером 368) перелетает в Париж для участия в 43 международном авиакосмическом салоне "Париж Айр Шоу Ле-Бурже 99". По пути в Париж (и обратно) была сделана промежуточная посадка в словацком аэропорту Кошице. Пилотировал Бе-200 на салоне экипаж: лётчики-испытатели Бабич Константин Валерьевич,Калюжный Геннадий Григорьевич,штурман М.Г. Андреев.
2016 - Катастрофа Су-27 пилотажной группы "Русские витязи". Погиб Сергей Александрович Ерёменко.
Утром Ерёменко выполнял показательный полёт на церемонии открытия памятника авиаторам России в подмосковном посёлке Ашукино. Выполнив на Су-27 два пролёта в составе группы «Русские Витязи», он направился на базу - военный аэродром в городе Кубинка. В 3 километрах от места показа у самолёта отказали оба двигателя и возник пожар. Истребитель начал стремительно терять высоту. Ерёменко, стараясь увести машину как можно дальше от жилого сектора, упустил время для катапультирования и погиб вместе с самолётом, который был найден в 4 километрах от Ашукино и в нескольких десятках метров от крайнего дома деревни Мураново.Похоронен на Родине,на кладбище станицы Кагальницкой Ростовской области...
2020 - В России красноярские изобретатели, развивающие в стране частную космонавтику, в Кировской области успешно запустили первую в России частную ракету. Суборбитальная ракета «Вятка» взлетела на высоту 15 километров развив скорость до 2500 километров в час. Ракета «Вятка» представляет собой классическую двухступенчатую конструкцию. Её высота достигает трёх метров. Это важнейшие шаги к строительству главного проекта «Национальной космической компании» — ракетоносителя «Сибирь», с помощью которой на орбиту собираются доставлять грузы до тонны.
Свежие комментарии