СОЗДАТЕЛИ СЛАВЫ ФИРМЫ «ТУПОЛЕВ»
В 1958 г. я перешагнул в содружество тех, кто стал вторым поколением туполевцев. Деление это условное, всегда остаются «переходные», но здесь я хочу и считаю уместным кратко рассказать о некоторых из тех, кто, по моему опыту, составлял ядро первого поколения туполевцев после «шараги».
Работал он именно с ними, их выбрал из тех, кого знал и кто согласился. Расставил их по способностям и личным качествам, и они своими идеями и трудом решили многие проблемы на пути КБ Туполева к успеху. Это, прежде всего, характеризует самого А. Н. Туполева как организатора. Не понимая инженерной и человеческой сути соратников, нельзя понять самого А. Н. Туполева.
Мои заметки, иногда с негативом, отражают мое понимание жизни и деятельности многих из тех, с кем меня свела работа в авиапромышленности. Я прошу воспринимать мои заметки и как часть подготовительного материала для создания о А. Н. Туполеве и его соратниках более полных повествований, отдельных книжек, которых они вполне заслуживают.
Пока я еще продолжал работать над рукописью, А. Л. Пухов познакомил меня с воспоминаниями Ефима Миндлина «40 лет в КБ Туполева», изданными в Филадельфии (США) в 2008 г. В них тепло сказано о К. В. Минкнере, А. П. Балуеве, Д. И. Эйдельмане и других. Этот опыт заслуживает самого большого одобрения.
Конечно, и к моему глубокому сожалению, не обо всех, кого знал по совместной работе, я смог написать отдельные заметки. Меня оправдывает то, что многие из тех, с кем я работал, упоминаются в тексте, там, где я рассказывал о создании того или иного изделия фирмы «Туполев». Надеюсь, что никого не забыл и никого не обидел. Однако, прежде всего, я хочу написать о том, что я не успел сказать в моих прежних статьях и выступлениях об отце и сыне Туполевых.
Отец и сын Туполевы
А. Н. Туполев (1888-1972). Мое знакомство с Андреем Николаевичем состоялось летом 1930 г. Слышал я о нем и его достоинствах и особенностях характера еще раньше из разговоров отца и его товарищей.
Встречаться с ним по работе я начал с 1942 г. Непосредственно работать под его началом стал с января 1948 г. С этих лет и до его кончины и в процессе написания его биографии, продолжающейся и по сегодняшний день [2007 г.], у меня, конечно, сложился свой образ Андрея Николаевича. Естественно, что он частично расходится с некоторыми, наиболее распространенными о нем представлениями, многократно опубликованными в печати. Отмечу, что многое из напечатанного содержит случайные факты, ставшие легендой, и не всегда отражающие его суть. Некоторые авторы (например, Л. Селяков, Д. Гай) публикуют непродуманные до конца свои или чужие суждения о поступках А. Н. Туполева, не отражая их истинных причин. Меня не перестает возмущать передаваемая поколениями журналистов и «очевидцев» легенда о борьбе А. Н. Туполева, якобы поддержанной министром авиационной промышленности СССР П. В. Дементьевым против самолетов В. М. Мя- сищева. Об этом писал Ю. А. Остапенко в книге «Товарищ министр» (М., 2006), ссылаясь на какие-то вновь открытые материалы, которые он так и не привел, а также информацию от Елены Александровны, жены Мясищева, урожденной Спендиаровой.
Должен заметить, что В. М. Мясищев с его идеологией, что конструктор должен спроектировать самолет на высшем на сегодняшний день уровне технических знаний, а изготовление самолета — дело Министерства и его заводов, сам себе «копал яму». Мое глубокое убеждение состоит в том, что серийный самолет надо спроектировать с высокой инженерной мыслью, реализовать его в металле на технологиях серийного завода или вместе с новой конструкцией предложить отработанную технологию для ее реализации, как всегда делал А. Н. Туполев. Проекты В. М. Мясищева требовали применения на серийных заводах еще не отработанных новых технологий. П. В. Дементьев на первых ролях в авиапроме был 36 лет, давая путевку в жизнь самолетам Туполева, Ильюшина, Микояна и других, и параллельно с этим, вполне вовремя переставая делать самолеты Мясищева.
Скажу несколько слов о внешнем облике А. Н. Туполева. Многие, вспоминая Андрея Николаевича, пишут, например, о его пренебрежении к тому, как он был одет. Рассказывают, что кто-то из военных, пришедших на завод, однажды принял его за рабочего.
У меня мало опыта наблюдений за одеждой Андрея Николаевича до 1941 г., но, конечно, я видел фотографии заседаний коллегии ЦАГИ и встреч с руководителями армии, воздушного флота, промышленности, на которых он был одет в толстовку. В сугубо демократической обстановке, например, в кабинете Б. М. Кондорского, в котором совершалось таинство творчества, Андрей Николаевич одевался в свою любимую, свободную толстовку.
Мой опыт подсказывает мне, что А. Н. Туполев никогда и ничего не делал небрежно. Полагаю, что в период, когда Андрей Николаевич,
«не снимая» носил толстовку и ходил в «мятых» брюках, был периодом его чрезвычайной активности: осмотра изнутри и снаружи строящихся самолетов, осмотра сооружаемых зданий ЦАГИ. Для этого ему нужна была одежда, не связывавшая движений, легко поддающаяся стирке от пыли, масла, стружки, неизбежно остающихся на одежде после осмотров. Так как эти занятия занимали большую часть его рабочего времени, он не считал рациональным по много раз в день переодеваться.
Я помню, что Андрей Николаевич отличался от некоторых «больших» руководителей, имевших «брюшко» и носивших галстук и брюки, пояс которых находился на месте, которое принято называть талией. Вне зависимости от того, что на нем было надето (блуза, пиджак или генеральский мундир), брюки Туполева никогда не висели «под брюшком». Это создавало вид собранности, подтянутости и готовности к работе.
Однажды его внешний вид в генеральском мундире вызвал курьезную ситуацию. В 1945 г. отопление наших зданий переводили на централизованное от ТЭС. Трубы во дворе завода прокладывали военнопленные немцы. По свойственной им дисциплине при виде генерала они все дружно отдали ему честь. Я был свидетелем, как Андрей Николаевич начал им отвечать, но, быстро спохватившись, руку опустил и тут же «разрядился» на одном из попавшихся ему начальников наших строителей. Чем дальше, тем реже Андрей Николаевич надевал свою генеральскую форму.
Однако хватит об этом. Пора сказать о заслугах Андрея Николаевича, его вкладе в развитие отечественной авиационной промышленности.
Бесспорно, А. Н. Туполев — конструктор, но существенно, может быть даже принципиально, отличавшийся от других главных (Генеральных) авиационных конструкторов.
Кто из них, кроме Туполева, потратил столько сил и энергии на разработку общей концепции конструкции самолета — свободно несущего цельнометаллического моноплана? Наверное, еще только Юнкере.
Кто из конструкторов, кроме Туполева, начал с создания научной базы? Мне известны только Лилиенталь и братья Райт.
Кто, кроме Туполева, так настойчиво и последовательно внедрял металл (аэросани, глиссеры, самолет)? Я не знаю.
Все конструкторы хотели и хотят, чтобы их самолеты делались серийно и массово. Но мало, кто из них способствовал созданию могущих это сделать авиационных заводов. Только те, кто работал в условиях капитализма, создавая свою фирму (Фарман, Боинг, Дуглас, Сикорский...).
Конструкция самолетов Андрея Николаевича всегда заставляла в производство самолетов, двигателей, оборудования внедрять такой объем новых технологий, который обеспечивал их прогресс без срыва производственных планов. Свое умение организовывать деятельность промышленности страны Туполев блестяще доказал при внедрении самолета Ту-4.
На превышение компетентности мышления Андрея Николаевича как организатора над конструкторским в 1936 г. обратил внимание гениальный организатор промышленности Григорий Константинович Орджоникидзе и предложил ему возглавлять техническое руководство авиапромышленностью. В книге о Туполеве приведены воспоминания Андрея Николаевича, согласно которым он только с третьего предложения и слов: «Если ты не хочешь нам помочь...», дал согласие [в январе 1936 г.] занять пост главного инженера Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) Наркомата тяжелой промышленности СССР (НКТП). Эффективность деятельности А. Н. Туполева на этом посту превзошла ожидания Орджоникидзе. Наука и производство авиационной промышленности во многом обязаны Андрею Николаевичу Туполеву в развитии их материальной базы, внедрении новых технологий.
В один из своих приездов на дачу к А. М. Черемухину Андрей Николаевич рассказал о его участии в судьбе известного всему миру марша «Все выше и выше». «Высокие» деятели политики и культуры СССР запретили публичное исполнение этого марша, обозвав его «буржуазной шансонеткой». Туполев, привлекая Баранова и Алксниса, сумел доказать соответствие марша эпохе быстрого развития авиации, сделав марш ее гимном.
По моему мнению, сказанное мною вместе со всей литературой о его жизни, дает право утверждать, что компетентность Андрея Николаевича превышала уровень компетентности главного (Генерального) конструктора самолетов.
Продолжающиеся сталинские репрессии после самоубийства Г. К. Орджоникидзе второй волной докатились и до авиационной промышленности: в октябре 1937 г. Андрей Николаевич был арестован. Как я думаю, параноидальная «воспитательная» репрессия имела целью устранение беспартийного Туполева от технического руководства авиапромышленностью для возврата его психологии на уровень главного конструктора.
Однако руководство страны, видимо, понимало, что он был нужен, и его не уничтожили, как Н. М. Харламова (начальник ЦАГИ), А. А. Осипова (директор завода) и других директоров, а вернули к конструкторской деятельности. Мои наблюдения говорят, что он это понял и нужные ему государственные дела решал, оставаясь главным (Генеральным) конструктором. Он звонил по телефону или очно разговаривал с министрами, маршалами на равных, и они позволяли ему обвинять их в том, что они ему, Туполеву, мешают делать дело. Разве это не свидетельствует о признании его высочайшей компетенции?
В 1973 г. на заседании советской комиссии по расследованию катастрофы самолета Ту-144, я слышал, как председательствующий Леонид Васильевич Смирнов (по-моему, тогда уже зампред Совета Министров) сделал сильно опоздавшему Алексею Андреевичу Туполеву выговор и сказал:
— Твой отец открывал ногой дверь на заседание Совета Министров и сердито спрашивал: «Почему вы обсуждаете мой вопрос без меня?»
Мне известно от сотрудников аппарата ЦК КПСС, что руководство ЦК КПСС и в Совете Министров прислушивалось к мнению Туполева как к человеку с государственным мышлением, могущему подсказать правильную политику развития промышленности. Однако продолжали его «придерживать», все время уравнивая с Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Число международных наград и званий Туполева не требует подробных объяснений, относящихся к уровню глобального значения его деятельности для мировой авиации. А у нас оба они трижды Герои Социалистического Труда, лауреаты Ленинской премии, генерал-полковники, академики... И все это делалось с санкции (рекомендации) ЦК КПСС. Для некоторых лиц Академии наук СССР разрешалось увеличивать свой состав, и рекомендовалось на это место избрать, как говорили в народе, «профсоюзного академика».
Андрей Николаевич был учеником ученого-инженера Николая Егоровича Жуковского и принял от него идею тесного сотрудничества науки и практики. А. Н. Туполев доверял и опирался на науку, всегда стремился узнать и понять ее достижения. Его энергией, трудом, поддержкой еще в МВТУ, потом в период становления ЦАГИ, создавалась экспериментальная база всех отраслей авиационной науки. На посту Главного инженера ГУАП он обеспечил разворот работ по строительству нового ЦАГИ в городе Жуковский. И после ареста и освобождения он всю жизнь помогал развитию экспериментальной базы и самой авиационной науки, что всегда отмечалось во всех статьях всех авторов, писавших об Андрее Николаевиче Туполеве.
По словам самого Туполева, высокие звания помогали ему в работе, и он умел это использовать.
А. Н. Туполев — великий человек, заслуживающий еще больших наград и материального обеспечения, чем он имел. Меня и многих других часто спрашивали: «А правда ли, что у А. Н. Туполева открытый счет в банке?». Я знал, что это неправда, но считаю, что он вполне заслужил этот «коммунизм».
Известно, что с чужим начальником легче работать, чем со своим. Мне ни с кем не было так легко и четко работать, как с Андреем Николаевичем. Я десять лет приходил к нему в кабинет почти «на правах первых лиц». Я говорил Вере Петровне Крашенинниковой — его секретарю (лучшему из известных мне), что мне надо к Андрею Николаевичу, и, как только он находил время, меня приглашали (редко проходило более двух дней и всегда без напоминания с моей стороны). Он никогда не говорил мне с раздражением или нетерпением:
Ну, что пришел, что там еще у тебя?
Так как я обычно приходил к нему вечером, он уже устало, кивнув головой на мое приветствие, говорил:
Ну, показывай, что у тебя там получается.
Он всегда все слушал, перебивая только, если что не понял. Когда мне казалось, что ему уже трудно слушать, я останавливался, он поднимал голову, говорил:
Ты говори, говори, что хотел, что мне нужно, я сам отберу.
Иногда такие беседы бывали поздно вечером в кабинете Б. М. Кондорского.
После моего доклада (я всегда их делал стоя) он подводил итог: вести или не вести дальше работу и в каком направлении. Но чаще, почесав карандашом затылок или почистив ногти ножичком, говорил:
Ну, хорошо, продолжай дальше.
Это означало, что он еще не «переварил» и должен подумать. Андрей Николаевич на моей практике не принимал скоропалительных, не пережитых им решений.
У меня мало информации, чтобы оценить уровень отношений Андрея Николаевича к моей личной жизни и к тому, что я делал на работе. Когда он узнал, что я женился, то в первое же воскресенье со всей семьей приехал из поселка Ильинка, где они еще жили, к нам на дачу в Отдых (поселок Кратово) на «Виллисе», чтобы посмотреть на мою жену и поздравить нас.
Андрей Николаевич умел быть исключительно чутким. Мы с Б. М. Кондорским часто ездили к нему в академический санаторий «Узкое» и на дачу Туполевых на Николиной горе.
Однажды, когда мы ехали по Кутузовскому проспекту, передо мной на желтый свет резко затормозил грузовик, а я, попав на небольшой кусок, покрытый льдом, не смог ни затормозить, ни увернуться. Разбил правую фару и немного помял крыло, но обидно было «до слез». Андрей Николаевич, конечно, заметил «разрушения» и мою грустную интонацию. Когда закончили деловые обсуждения, он сказал: «Слушай, поехали к Чуковскому».
Попасть к кумиру детства было подарком, затмившим большую часть грусти. И сейчас передо мной стоят эти два разных больших человека, находящих так много тем для разговора за чаем. В ушах продолжает стоять легендарный заливистый громкий смех Андрея Николаевича и с искренними детскими интонациями смех Корнея Ивановича, этого «мойдодыра» нашего детства. Обратно я ехал, невольно улыбаясь.
Я не буду пересказывать чужие байки об Андрее Николаевиче, расскажу только об одной, свидетелем которой я был. Туполев приезжал на завод часто раньше всех других начальников. Как-то он рано утром шел по бывшей территории гаража «Внешторга» (территория Б). Там тишина. Он кому-то говорит:
Позови Шумилова.
Шумилова нет.
Позови Морозова.
Тоже нет.
Ну, того, кто есть.
Прибегает А. М. Штулифкер и быстро отвечает на вопросы Туполева. Андрей Николаевич ушел. Прибежал Шумилов:
Ну, что?
Остался довольным, — бодро отвечает Штулифкер.
В этот день с самого утра Андрей Николаевич позвал меня. Когда я докладывал, он вызвал Веру Петровну:
Позови Шумилова.
Через некоторое время вбегает Шумилов с вопросом на лице.
Что там за му... у тебя в гараже? — встречает его Туполев и начинает при мне его распекать. Я попытался уйти.
Подожди, — с раздражением бросил Андрей Николаевич и продолжал распекать Шумилова.
Все на заводе хорошо знали легендарную способность Андрея Николаевича Туполева грозно ругать подчиненных. Известно множество рассказов о том, «как меня ругал «дед»!», с улыбкой и гордостью поведанных самими виновниками. В конце он очень часто говорил: «Пиши заявление об увольнении». Потом сам заявление рвал. Иногда, когда «дед» ругал за дело того, кого уважал, у него в глазах играла веселая искорка. Он не ругал тех, кто ничего не делал, и дураков — всех их он просто выгонял из кабинета или, оставляя без внимания, уходил и больше «не замечал».
Большинство сотрудников, имевших дело с рассерженным А. Н. Туполевым, были уверены, что «дед» зря не ругает. Ну, а если случалось, что «виновник» не виноват, он говорил после разбирательства: «Ладно, зачтется на будущее». «Пострадавших» не обижали ни форма, ни интонации, ни слова, а... таково было к нему уважение, что само собой разумелось его право «судить».
Когда я перешел в отдел «К» к Алексею Андреевичу, Андрей Николаевич мне сказал: «Ты больше ко мне без Алексея не приходи». Метод и характер работы с Андреем Николаевичем резко для меня изменился в непривычную сторону. Я обычно стал приходить к нему с группой (В. И. Близнюк, А. Л. Пухов и др.). Возглавлял нас Алексей Андреевич. Тот, кому Алексей Андреевич поручил или, чаще, он сам быстро докладывал то, зачем пришли. После этого Алексей Андреевич произносил резюме того, что мы предлагали делать. Андрей Николаевич, почесывая затылок, молчал. Тогда произносилось:
Андрей Николаевич устал, надо заканчивать.
Ты согласен делать так? — обращался к нему Алексей Андреевич.
Ну, ладно, делайте, — с грустными глазами произносил Андрей Николаевич. И мы быстро ретировались из кабинета, квартиры или дачи. Реже он открывал дискуссию словами: «А вы уверены, что это так?»
Заканчивалась, подгоняемая Алексеем Андреевичем, дискуссия словами Андрея Николаевича: «Ну, ладно, посмотрите еще». Такое взаимодействие означало, что мы получили от него полезный совет и положительное решение.
Андрей Николаевич и Алексей Андреевич по-разному относились к ученым и «учености». Для Андрея Николаевича важнейшим фактором было самому понять, т. е. представить физическую схему явления.
Если кто-то из ученых говорил ему, например:
Здесь вектор приобретает такое-то значение и потому...
Андрей Николаевич тут же прерывал его и говорил:
Засунь свой вектор себе в жо... и расскажи, что там происходит.
Ученых такая манера обращения приводила в замешательство.
Ученый, не считавший необходимым давать объяснение особенности какой-либо темы (вектора, интеграла, ряда и т. п.) по-простому (как говорится, «на пальцах»), в ответ начинал что-то мямлить...
Тогда Андрей Николаевич обращался к его начальнику (руководителю):
А ты что скажешь?
Если тот также мямлил, ссылаясь на математическую особенность, то Туполев говорил:
Ни хрена вы не поняли. Откладываем обсуждение. Когда поймете, соберемся.
Он был твердо убежден, что если человек понимает явление, то он может объяснить его «на пальцах» любому, находящемуся на «уровне» знаний ниже его, и чем глубже понимает, тем больше этих «уровней» вниз можно преодолеть.
Позволю себе привести пример из своей жизни. На одном из семинаров по аэродинамике в цаговском доме отдыха «Володарка» после доклада ученого ЦАГИ Арона Семеновича Гиневского о поведении концевых вихрей на взлете самолета, я подошел к нему, живо беседующему со своей сотрудницей. Он обернулся, прервав беседу, в мою сторону, и я позволил себе спросить его:
Почему вихри над взлетно-посадочной полосой расходятся?
Гиневский стал что-то рисовать, и не успел он открыть рот, как его
собеседница с презрительной гримасой и тоном бросила:
Элементарно! Из-за взаимодействия с зеркальными вихрями.
Я что-то буркнул и отошел, так как у меня появилось желание поступить «по-туполевски». Но, во-первых, я не Туполев, и, во-вторых, передо мной дама, для которой алгоритмический прием (зеркальные относительно земли вихри с концевыми вихрями крыла), позволяющий при решении задачи обеспечивать отсутствие вертикальных течений на уровне земли, создавая свою «математическую» землю, был гораздо важнее физической сути явления. Дав себе труд немного подумать, я понял, что торможение вертикального потока к земле, создаваемого вихрями крыла, образует зону повышенного давления, которое их разводит.
С аэродинамиками ЦАГИ у Андрея Николаевича были разные отношения. Например, с Сергеем Алексеевичем Христиановичем, несмотря на большое взаимное уважение, он с трудом находил «общий язык», а, скажем, с Владимиром Васильевичем Струминским или Яковом Моисеевичем Серебрийским находил мгновенно. Туполев очень уважал В. В. Струминского и Я. М. Серебрийского за их умение объяснять ему то, что они поняли и предлагают. Он им верил, особенно Струминскому. Это и привело к тому, что были сделаны два уникальных в мире Ту — Ту-128 и Ту-22 с 55° стреловидными крыльями. Прошу прощения, еще были истребители С. А. Лавочкина и А. И. Микояна.
В. В. Струминский придумал действительно гениальное объяснение действия скользящего (стреловидного) крыла и сделал его «панацеей» выхода на сверхзвуковые скорости. А. И. Микоян одним из первых «опомнился» и перешел к крылу малого удлинения.
Во второй половине 1960-х гг. здоровье Андрея Николаевича уже не позволяло ему работать с привычной для него самого и для всех энергией. Как следствие, возникла реакция коллектива КБ и завода с обсуждением кандидатур преемников. Для большинства конструкторов, вне пределов отделения «К», которым руководил А. А. Туполев, естественной являлась кандидатура Сергея Михайловича Егера, хорошо знавшего заказчиков. Однако вызывала сомнения его малая связь с серийным производством. Обсуждались и многие другие кандидатуры, и, пожалуй, чаще всего Дмитрия Сергеевича Маркова, хорошо знавшего и заказчиков, и серийное производство.
Безусловно, вторым кандидатом был А. А. Туполев, поскольку все видели непрерывные усилия и действия Андрея Николаевича, направленные на то, чтобы его преемником стал Алексей Андреевич, хотя он очень уважал и Сергея Михайловича, и Дмитрия Сергеевича. Как организатор и технический руководитель А. А. Туполев к семидесятым годам, создав беспилотную технику и самолет Ту-144, поднялся до уровня Генерального конструктора.
Отношения между основными кандидатами, Алексеем Андреевичем и Сергеем Михайловичем Егером, нельзя было назвать дружественными, и, я думаю, они давно уже понимали, что вместе долго не проработают. Каждый готовил себе отступные позиции в вузах: Алексей Андреевич выбрал более легкий вариант — в Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ), Сергей Михайлович — более трудный, в Московском авиационном институте (МАИ).
После кончины Андрея Николаевича в декабре 1972 г. благодаря активной поддержке со стороны министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева и члена Президиума ЦК КПСС
Дмитрия Федоровича Устинова Алексей Андреевич в начале 1973 г. стал преемником своего отца. Имело силу и то, что это назначение создавало еще один прецедент права рекомендации своих родственников на номенклатурные посты со всем их обеспечением.
А. А. Туполев (1925—2001).
После назначения А. А. Туполева ответственным руководителем и Генеральным конструктором, команда старшего Туполева, очень осторожно воспринимавшая методы работы молодого начальника, начала распадаться. В КБ имени А. Н. Туполева фактически произошла смена поколений, в том числе за счет руководителей из команды Алексея Андреевича, выросших вместе с ним при создании беспилотной техники и самолета Ту-144.
Почти двадцать лет работы А. А. Туполева ответственным руководителем, Генеральным конструктором его действия и поступки многие работники КБ, заводов, министерства, ЦАГИ, самых разных уровней продолжали сравнивать с тем, что бы, по их мнению, сделал бы Андрей Николаевич. СМИ бессовестно дошли до высказываний типа: «природа отдыхает на сыновьях». Может быть, поэтому Алексей Андреевич очень не любил, когда на совещаниях кто-нибудь ссылался на высказывания, действия отца или предполагал, как бы поступил Андрей Николаевич. Бессовестно это потому, что если бы все сыновья были бы мельче своих отцов, то человек вернулся бы к обезьяне.
И еще потому, что кто из генеральных конструкторов организовал работы и создал такое совершенное техническое сооружение как Ту-160? Никто. А кто сказал ему «спасибо»? Я не говорю уже о Ту-204 и Ту-334. Все это становилось для него морально-психологическими трудностями, усиливая его недоверие к людям. Наверное, это недоверие было рождено у него в наиболее восприимчивые отроческие и юношеские годы, как следствие пережитого, когда многие, называвшие себя «друзьями», отвернулись от него и сестры после ареста отца и матери.
Еще в начале моей работы под его руководством, зная мою доверчивость и постоянное желание изложить подчиненным свои мысли, он меня учил: «Подчиненные не должны понимать своего руководителя. Если они понимают — то подведут. Если не понимают, то подвести трудно».
Я не стал у него выспрашивать разъяснения, но понял его позицию так: если я ошибусь, то кто-нибудь из подчиненных может мою ошибку использовать в своих корыстных целях.
Во времена, когда Алексей Андреевич осуществлял свой подъем по научной лестнице, весь процесс обюрокрачивался, обрастал необходимостью выполнения различных формальных, требующих большого времени действий. Он отнимал физические и моральные силы, заставлял волноваться гораздо больше, чем это было во времена наших отцов (соратников А. Н. Туполева). Они получали научные степени за фактически выполненную работу без какой-либо защиты и затраты времени на специальный для этого труд.
Естественно, что Алексей Андреевич очень волновался, когда Высшая аттестационная комиссия (ВАК) рассматривала весь объем «бюрократии», документации, свидетельствующей о научных заслугах соискателя, чтобы рекомендовать Министерству высшего образования присвоить ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. Когда шло заседание ВАК, сам Алексей Андреевич сидел в машине на Рождественке7, а меня послал под дверь, где шло заседание — «подслушивать, что и как». И я был первым, кто сообщил ему о единогласном поддержании (фактически присуждении) ему степени доктора технических наук.
Позднее я объездил Москву, был в Ленинграде, Новосибирске, Киеве, собирая положительные отзывы на избрание его членом- корреспондентом АН СССР. Для обеспечения твердой уверенности на пути в академики он активно работал по тематике своей академической секции: делал доклады, писал статьи по проблемам автоматики в машиностроении. Это служило подтверждением его причастности к ученому миру.
Высказывания ученых его «завораживали». Критиковал он их заочно. Однако слушал и реализовывал советы ученых, как и рекомендации смежных служб.
В своих научных работах, лекциях, докладах Алексей Андреевич говорил о необходимости комплексного проектирования самолетов. Той же позиции придерживался и Андрей Николаевич, который, например, обсуждая вопрос, прямо относящийся к аэродинамике, приглашал своих соратников из разных отделов, ожидая от них замечаний о возможных для них трудностях, связанных с предложениями аэродинамиков.
Однако какие-то внутренние силы заставляли Алексея Андреевича нарушать принцип комплексности. Он, например, старался отдать проектирование основных самолетных систем и ответственность за их работу другим организациям — разработчикам. Это часто приводило
к несогласованности, увеличению веса, задержкам в поставке и т. д. Он также, в отличие от Андрея Николаевича, не проводил комплексного обсуждения проблем, а обсуждал один вопрос, останавливая тех, кто начинал говорить о трудностях в смежных вопросах. Больше всех доставалось Глебу Васильевичу Махоткину и Вячеславу Васильевичу Сулименкову:
— Опять ты лезешь со своими изобретениями. Вон Черемухин сидит, молчит, уйдет и будет действовать по-своему.
Алексей Андреевич прекрасно знал и понимал членов своей команды, благодаря которой, и, безусловно, под его руководством, была создана беспилотная техника и семь современных для своего времени самолетов семейства Ту: военные, составляющие существенную часть российских авиационных стратегических сил (ракетоносцы Ту-160, Ту-22 М3 и бомбардировщик Ту-95 МС), летающая лаборатория, использующая криогенное топливо (Ту-155) и пассажирские (сверхзвуковой Ту-144 и магистральные Ту-154 М и Ту-204), но все же такого глубокого взаимопонимания и доверия к членам своей команды, как у Андрея Николаевича, у него не было.
Нас, членов его команды, стремление понять Алексея Андреевича и желание действовать в едином строю сближали в нашей работе «горизонтальные связи». Мне даже кажется, что наша команда действовала дружнее и эффективнее, чем команда старшего Туполева, во всяком случае, когда я ее наблюдал. Возможно, таким сложилось мое мнение потому, что я сам был членом команды Алексея Андреевича. По всей совокупности своего характера он умел направлять нас по «одному вектору». В этом я вижу его заслугу как организатора деятельности внутренней и внешней команд по созданию того или иного самолета возможно ближе к сроку. Он всегда боролся за выполнение принятых сроков и протестовал против необоснованно скрупулезных попыток что-то еще посмотреть, что-то поэкспериментировать, что-то досчитать, образно комментируя это словами: «Сколько не тряси, а последняя капля все равно в штанах будет!»
Как организатор работы и технический руководитель Алексей Андреевич сумел обеспечить создание беспилотной техники (например, Ту-143), но и гражданских (часть из которых до сих пор летает по российским и международным трассам), и военных самолетов (защищающих небо России). Эти результаты труда полностью оправдали назначение А. А. Туполева ответственным руководителем и Генеральным конструктором. Однако, несмотря на эти очевидные заслуги перед Отечеством, он не сумел из-за своего недоверчивого характера стать настоящим «отцом» коллектива.
В период «перестройки» конфронтацию А. А. Туполева с Советом трудового коллектива (СТК) можно объяснить его недоверием к членам СТК и нежеланием до конца делиться с ним своими соображениями. Он не без основания считал, что СТК еще ничего не сумел сделать полезного, только мечтал об этом, но не знал, что и как делать, и мешал ему — Туполеву.
Алексей Андреевич глубоко и тщательно анализировал возможные рациональные пути развития КБ при переходе к рыночным отношениям. Он понял опасность одномоментной ломки существовавшей системы работы в авиационной промышленности, переходу к акционерному обществу до образования фирмы, объединяющей КБ с серийным производством в единый комплекс (от поиска типа до продажи готовых самолетов). Сейчас, кажется, многие поняли, что он был прав, но тогда «радикальные элементы», а за ними члены трудового коллектива захотели быстрее стать акционерами-капиталистами: «не упустить бы свое...»
К сожалению, Алексей Андреевич при всей крупности своей личности не сумел найти правильной тактики преодоления этих противоречий. Поэтому он, несмотря на судебные решения о восстановлении его в должности Генерального конструктора — начальника АНТК, был оставлен только в должности Генерального конструктора, отстранен от руководства коллективом и практически полностью от работы в КБ (кроме Ту-156 и СПС—II).
В результате без государственной финансовой поддержки и во многом из-за отсутствия «туполевского авторитета» на много лет затянулись изготовление и сертификация Ту-204 и его модификаций. Еще больше это относится к Ту-334.
Все сказанное стало причиной глубокой личной трагедии Алексея Андреевича Туполева, сломившей его здоровье, а 12 мая 2001 г. и его жизнь.
Свежие комментарии