1906 - Родился Александр Сергеевич Яковлев — советский авиаконструктор, член корреспондент (1943) и академик АН СССР (1976). Генерал-полковник авиации (с 1984; с 1946 по 1951 — генерал-полковник инженерно-авиационной службы; с 1951 по 1971 — генерал-полковник инженерно-технической службы, c 1971 по 1984 — генерал-полковник-инженер). Дважды Герой Социалистического Труда(28.10.1940 медаль № 7; 12.7.1957). Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева (1956—1984). Лауреат Ленинской(1972), Государственной(1977) и шести Сталинских премий(1941,1942,1943,1946,1947,1948).
С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Яковлев выпустил свой первый самолет АИР-1. С тех пор 12 мая 1927 года, день первого полета АИР-1, считается датой рождения ОКБ А.
С 1956 по 1984 год — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева. Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:
лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
истребители Великой Отечественной войны, первые советские реактивные истребители и перехватчики десантные планеры и вертолёты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24, семейство сверхзвуковых самолётов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики, первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлёта и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов реактивные пассажирские самолёты, беспилотные летательные аппараты.
Скончался 22 августа 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 11).
1910 - Родился Сергей Николаевич Анохин — Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), полковник (1949), заслуженный мастер спорта СССР (1950), лауреат Сталинской премии второй степени (1953). В декабре 1945 года во время лётных испытаний потерял левый глаз, но после восстановления вернулся к лётной работе.
1911 - В Бруклендсе состоялся первый полёт Avro Type D - лёгкого одноместного многоцелевого самолёта, разработанного английской фирмой Avro (A.V.Roe and Co Ltd).
1911 - Основан Air Battalion Royal Engineers. Воздушный батальон Королевских инженеров (ABRE) был первым лётным подразделением британских вооруженных сил, чтобы использовать летательные аппараты тяжелее воздуха. В 1912 году вошёл в состав Королевского лётного корпуса,который, в свою очередь, превратился в Королевские военно-воздушные силы. Батальон состоял из двух отрфдов и штаб-квартиры, расположенной в Фарнборо. Командиром воздушного батальона был майор сэр Александр Баннерман.
1915 - Французский летчик Ролан Гарро на моноплане "Моран" сбил в воздушном бою германский самолёт. Впервые стрельба сквозь винт обеспечивалась установкой на винт призматических броневых накладок, от которых пули рикошетили (потери 8-10%). Позже в этом же месяце Гарро одержит ещё две победы таким образом.
1918 - Образование Британских королевских ВВС (RAF - Royal Air Force) путем слияния армейского авиационного корпуса (Army's Royal Flying Corps) и флотской авиационной службы (Royal Naval Air Service).
1921 - Адриенн Боллан, пилотесса, нанятая Рене Кодроном для демонстрции его самолётов в Южной Америке, вылетела на Caudron G.3 из Мендосы, Аргентина в Сантьяго, Чили, через горную цепь Анд. Полёт занял приблизительно 4 часа.
1924 - Основаны Королевские канадские военно-воздушные силы.
1925 - Приказом Реввоенсовета в СССР сняты с вооружения истребители иностранных типов.
1929 - На знаменитой гоночной трассе "Нюрбургринг" (Nurburgring) проведены испытания мотоцикла "Dumo", на котором впервые были установлены три ракеты конструктора Зандера. Мотоциклом управлял Курт Фолькарт.
1931 - Построен и начались испытания разработанного в ЦКБ лёгкого одномоторного (BMW-VI) двухместного штурмовика ШОН (штурмовик особого назначения, № 23 по плану ЦКБ) с частичным бронированием кабины лётчика и мотора (только снизу). Предполагалось, что этим штурмовиком будут вооружаться также и авиагруппы перспективных советских авианосцев, проектирование которых велось в это время. Общая оценка лётных характеристик была положительной, однако в серию ШОН запущен не был, так как надобность в нём уже прошла - от создания авианосцев отказались, а для применения с сухопутных аэродромов вполне годились штурмовики-монопланы, имевшие лучшие скоростные качества.
1932 - Для работников ГВФ введена форменная одежда и знаки различия.
1932 - Выпущен первый самолёт Ш-2 на Таганрогском заводе № 31.
1935 - Первый полёт North American АТ-6 (NA-59) Texan (с 1948 года - Т-6). Использовался для обучения лётчиков-истребителей в армии США, ВМС США, Королевских военно-воздушных сил и других воздушных сил Британского Содружества во время Второй мировой войны и в послевоенное время - вплоть до 1950-х гг. АТ-6 по своей конструкции был куда ближе к современным боевым самолётам, чем отечественный УТ-2. Он имел убирающееся шасси, винт изменяемого шага, закрытую кабину, более совершенное оборудование. Выпускались несколько модификаций, отличавшихся вариантами двигателя, оборудованием и конструкцией фюзеляжа. Серийное производство - с 1937 г. В общей сложности было построено 15 495 самолётов T-6 всех модификаций.
1935 - Совершил первый полёт итальянский средний бомбардировщик Caproni Bergamaschi Са.135.
1939 - Первый полёт A6M "Zero". Цельнометаллический истребитель А6М1 под двигатель Мицубиси "Цусей-13" мощностью 780 л.с. был поднят в воздух пилотом-испытателем Кацузо Сима. В ходе лётных испытаний двухлопастный винт изменяемого шага был заменён на трёхлопастный винт-автомат. По результатам испытаний самолёт показал лётные данные,соответствующие заданию, за исключением максимальной скорости. В результате Мицубиси получила указание установить на опытный самолёт более мощный двигатель Hакадзима NK1C "Сакае"-12. Так рождался знаменитый японский истребитель «ЗЕРО», Мицубиси А6М Рейзеи (сокращенно от "Рейсики зентоки" - "Истребитель ноль"). Это был лёгкий палубный истребитель времён Второй мировой войны. Выпускался с 1940 по 1945 год, всего построено 10 939 единиц. A6M имел техническое превосходство над самолётами союзников до начала 1942 года, когда американские соединения начали вооружаться «Лайтнингами», которые могли диктовать условия схватки, используя своё преимущество в лётных характеристиках на больших высотах. В 1943 году союзные истребители превзошли A6M по огневой мощи, бронированию и скорости, а также сократили отставание по манёвренности. В 1944 году A6M окончательно устарел, но продолжал производиться. В последние месяцы войны использовался для атак камикадзе.
1940 - Американский палубный истребитель F5F "Скайрокет" впервые поднялся в воздух пилотируемый Р.А.Джиллом. Проведение программы испытаний поручили уже Бобу Холлу, в дальнейшем ставшему вице-президентом фирмы, а заканчивал её лётчик-испытатель Конни Конверс. В первых же полётах обнаружился перегрев двигателей, но испытания продолжались, с параллельным устранением выявленных недостатков. За полтора месяца машина выполнила 25 полётов, средней продолжительностью по 3/4 часа, а тем временем доработали систему охлаждения масла. В январе 1941 г. Конверс начал испытания, целью которых являлось определение максимальной скорости при пикировании. 31 января была достигнута скорость 783,5 км/ч, а в феврале - 812,5 км/ч. Программа заводских испытаний завершилась 24 февраля 1941 г., после чего самолёт перевезли на базу ВМФ Анакоста, для проведения финальной части предварительных испытаний. Основную их часть провёл Конни Конверс, а затем к работе подключились военные лётчики.
1945 - В воздушном бою с американскими "Мустангами" у г. Линц венгры потеряли единственный лётный экземпляр своего первого и единственного истребителя с ТРД Weiss Manfred XNI-2 "Kameleon" (рус. Хамелеон).
Несколько ранее при налете советских истребителей был уничтожен так и не прошедший испытаний разведывательный вариант.
1947 - Первый полёт палубного истребителя-торпедоносца Blackburn B.48 Firecrest. Этот ударный истребитель был создан на фирме Блекберн по выданной в январе 1944 года спецификации S.28/43. К этому моменту Командование морской авиации (Naval Air Staff) устало ждать, когда же Блекберн доведёт до ума свой «Файрбренд», заказанный аж в 1940 году. Конца-края доработкам «Файрбренда» на этот момент видно ещё не было,а самолёт на замену «Светлячков» («Файрфлай») и, в какой-то мере, не особенно удачных «Барракуд» нужен был буквально уже вчера. Блекберн взялась за эту работу, но продвигалось дело достаточно не быстро и, в итоге, разработка «Файркреста» закончилась строительством трёх прототипов, два из которых хоть сколько-то часов успели налетать,а третий был разрушен в статиспытаниях. К апрелю 1947 года когда «Файркрест» совершил первый полёт, фирме Блекберн удалось более-менее справиться с самыми основными проблемами «Файрбренда», поэтому о производстве «Файркреста» уже речи не шло и он был использован для отработки разного рода технических решений.
1949 - Первый экземпляр польского тренировочного самолёта Zuch-2 (SP-BAG) поднялся в воздух. Он был оснащён трофейными немецкими двигателями Siemens-Halske (Bramo) Sh-14 мощностью 160 л.с.
1949 - Первый полёт палубного штурмовика SNCASO SO.8000 Narval. Для обновления своей палубной авиации ВМФ в 1946 году заказал компании Société nationale des constructions aéronautiques du sud-ouest (SNCASO) разработку самолёта на роли истребителя, перехватчика и штурмовика. Во всём мире шёл переход на реактивную авиацию, но французский флот предпочитал проверенную поршневую. За 3 года конструкторы SNCASO разработали проект SO.8000 Narval. Это был цельнометаллический низкоплан с двухбалочным хвостовым оперением и толкающим винтом. Устанавливался двигатель Arsenal 12H-02 мощностью 2250 л.с. Максимальная скорость — 730 км/ч, дальность полёта — 4500 км. Планируемое вооружение — 6 × 20-мм пушек MG 151 + 1000 кг бомб. Испытания выявили проблемы с устойчивостью и управляемостью. Попытки улучшить лётные характеристики не удались. В апреле 1950 года проект был закрыт. Успели построить 2 прототипа SNCASO SO.8000 Narval, которые позднее утилизировали.
1950 - Посадка на Северном полюсе двух Ил-12Д с буксируемыми планерами Ц-25.
1954 - Первый полёт первого индонезийский боевого самолёта, им стал лёгкий штурмовик NU-200 Sikumbang ("Пчела"), разработанного майором Нуртанио на базе ремонтных мастерских в Бандунге.
1958 - Родился Игорь Евгеньевич Соловьев — лётчик-испытатель 1 класса.
1958 - Катастрофа самолёта Ил-28Р, аэродром Новороссия-Западная, КК командир звена гв. к-н Кочнов Ю. И.
НСМУ. Выполняя полёт на учениях по разведке кораблей в море при заходе на посадку ночью столкнулся с сопкой, расположенной правее посадочного курса от оси ВПП на 2350м, вершина сопки 586,7м. Экипаж, 3 человека, погиб...
1958 - Ракета Р-11М под индексом 8К11 принята на вооружение сухопутных войск постановлением СМ СССР от 1 апреля 1958 г. Проектирование ракеты Р-11М начато в январе 1954 г., а 26 августа 1954 г. вышло постановление СМ СССР о создании на базе ракеты Р-11 ракеты Р-11М (ведущий конструктор - Михаил Федорович Решетнёв) - носителя ядерного заряда РДС-4. В августе 1955 г. документация на ракеты Р-11ФМ и Р-11М передана из ОКБ-1 в СКБ-385, в Златоусте начато производство ракет Р-11М. Испытания ракеты Р-11М проводились в три этапа с 30 декабря 1955 г. по 11 апреля 1957 г. (22 пуска, пуски ракет первой и второй заводских партий были неудачными). После доработки конструкции ракет и улучшения качества сборки (май-июнь 1957 г.) проведено 6 успешных пусков Р-11М. Зачетные пуски проведены в начале 1958 г. (5 пусков).
1960 - 24 мировых рекорда скорости для самолётов с ТВД на замкнутых маршрутах 1000, 2000 и 5000 км без груза и с грузом от 1 до 25 т - 871,38; 857,277; 877,212 км/ч, лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин на Ту-114.
1960 - Со стартового комплекса 17А на мысе Канаверал, ракетой-носителем Тор запущен первый метеорологический спутник TIROS-1. Первый в истории космонавтики успешно работающий метеорологический КА.
1964 - Был выполнен первый полёт американского носителя БПЛА М-21. Параллельно с созданием БПЛА D-21 (от "Daughter" - дочь) в Skunk Works начались работы по созданию его носителя - М-21 ( от "Mother", 21 - перевернутое "12" ). Новая модификация A-12 получила прозвище "Матушка гусыня". Было специально построено 2 двухместных самолёта - 06940 и 06941. От базового A-12 они отличались кабиной оператора ДПЛА с фонарём, идентичным поздним вариантам SR-71A и пилоном для крепления БПЛА над хвостовой части фюзеляжа. Оператор должен был наблюдать за пуском БПЛА через перископ. Вопреки мнению К.Джонсона, по требованию аэродинамиков высота пилона была снижена, что в последствии привело к катастрофе. Зазор между концами консолей D-21 и верхним краем килей M-21 составил всего 15 см.
1970 - Катастрофа Ан-24 под Новосибирском — авиационная катастрофа, произошедшая в Новосибирской области с самолётом Ан-24Б с бортовым номером 47751 авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 45 человек.
Самолёт должен был выполнять рейс 1661 из Новосибирска в Братск с первой промежуточной посадкой в Красноярске. Пилотировал его экипаж из 11 лётного отряда, состоявший из командира (КВС) А. Ф. Никитина, второго пилота Ф. Г. Овчинникова, штурмана А. В. Дёмина и бортмеханика А. И. Емельянова. В салоне работала стюардесса В. М. Судакова. Всего на борту находились 40 пассажиров, включая юношескую хоккейную команду, которая летела на игру турнира «Золотая шайба».
Небо было затянуто слоистыми облаками с нижней границей 900 метров и верхней до 11 километров, до высоты 1500 метров слабое обледенение, температура воздуха 0 °C. Ночью в 03:42 местного времени Ан-24 вылетел по магнитному курсу 251° из новосибирского аэропорта Толмачёво после набора высоты с левым разворотом на высоте 1500 метров вышел на маршрут. В 03:53 диспетчер дал разрешение экипажу начинать набор высоты и занимать предписанный эшелон 6000 метров. В 04:10 диспетчер попытался вызвать самолёт, но экипаж не отвечал. Летящий в темноте в облаках Ан-24 в 131 километре от аэропорта Толмачёво на высоте 5400 метров врезался, предположительно, в радиозонд. От удара у самолёта был разрушен носовой обтекатель радиолокатора и повреждена кабина пилотов. Потеряв управление, авиалайнер понёсся к земле. На высоте 2000 метров при скорости 700 км/ч из-за колоссальных аэродинамических перегрузок оторвались крыло и стабилизатор. Пролетев ещё 2,5 километра, фюзеляж с поступательной скоростью 300 км/ч и с вертикальной 60 м/с врезался в поле совхоза «Завьяловский» в 142 километрах от аэропорта вылета и полностью разрушился. Весь полёт продолжался 25 минут 25 секунд. При изучении района падения обломков носового обтекателя были также найдены остатки двух радиозондов Гидрометеослужбы, из чего был сделан вывод, что наиболее вероятной причиной катастрофы стало столкновение Ан-24 с шаром-радиозондом.
1973 - Родился Сергей Александрович Волков — российский космонавт .Герой России (2009). Лётчик-космонавт Российской Федерации (2009). Сын космонавта, Героя Советского Союза Александра Александровича Волкова. Первый в мире космонавт во втором поколении. Порядковый номер 475 в мире и 101 в России. Совершил три космических полёта: на кораблях «Союз ТМА-12» (2008), «Союз ТМА-02М» (2011) и «Союз ТМА-18М» (2015 – 2016»), выполнил четыре выхода в открытый космос.Общий налёт в космических полётах-547 суток 22 часа 20 минут. В феврале 2017 года принял решение покинуть отряд космонавтов по собственному желанию. 13 марта 2017 года приказом начальника ЦПК назначен на должность ведущего специалиста отряда космонавтов ЦПК.
1976 - Начало эксплуатации аэробусов А300В "Люфтганзой". Полёты осуществлялись между Франкфуртом и Дюссельдорфом, Гамбургом, Штутгартом и Лондоном.
1992 - Первый полёт серийного Су-35 с двигателем АЛ-31Ф ММР «Салют».
1992 - Первый полёт совершил самолёт Airbus А340-200.
2001 - Инцидент на острове Хайнань. Самолёт-разведчик ВМС США EP-3E ARIES II и истребитель-перехватчик Народно-освободительной армии Китая J-8II столкнулись в воздухе, что привело к международному спору между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой (КНР). EP-3 действовал примерно в 70 милях (110 км) от китайской островной провинции Хайнань и примерно в 100 милях (160 км) от китайской военной базы на Парасельских островах, когда его перехватили два истребителя J-8. Столкновение EP-3 с одним из J-8 привело к гибели пилота КНР (объявленного погибшим после пропажи без вести), и EP-3 был вынужден совершить вынужденную посадку на Хайнань. 24 члена экипажа были задержаны и допрошены китайскими властями до тех пор, пока правительство Соединенных Штатов не сделало заявление по поводу этого инцидента. Точная формулировка этого документа была намеренно двусмысленной и позволила обеим странам сохранить лицо, одновременно разрядив потенциально нестабильную ситуацию между сильными в военном отношении региональными государствами.
2007 - На околоземной орбите в автономном режиме впервые успешно проведена первая дозаправка топливом одного американского спутника другим. В рамках космического эксперимента Orbital Express, спутник "ASTRO" успешно перекачал топливо гидразин спутнику "NextSat". Первая порция гидразина - 14 кг - была перекачена в этот день, а вторая - 8,6 кг - днем позже.
2016 - Американская компания Blue Origin (владелец Джеффри Безос, глава американской компании Amazon) провела успешные лётные испытания суборбитального космического корабля "New Shepard" в Техасе. Аппарат без экипажа поднялся в воздух на высоту 103 км с помощью двигателя ВЕ-3. После этого от него отделилась капсула, которая с помощью парашюта опустилась на землю. Одноступенчатая ракета "New Shepard", включив тормозной двигатель, также приземлилась в вертикальном положении. Таким образом, New Shepard стал первой ракетой, которая была трижды запущена, при этом трижды достигла космоса и совершила мягкую управляемую посадку...
Свежие комментарии