На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Хрущев и авиация. Ко дню рождения забытого генсека

В апреле родилась не только Космонавтика, но и советский лидер Никита Хрущев - 3 (15) 1894 г. Именно в период его правления (1953-1964) советская космонавтика добилась впечатляющих успехов (первый спутник, полет Гагарина и др). Без сомнения, большую роль в этом сыграло увлечение Хрущева ракетной тематикой, над которым чуть позже стали шутить и ставить ему в вину.

Особенно усердствуют в этом люди связанные с авиацией, поскольку в то время развитие ракетного направления сопровождалось сокращением военных авиационных программ, а также сокращением самой военной авиации. Авиаторы на все лады клянут то время, повторяя мысль, что «Хрущев уничтожал авиацию». Однако, факты таковы.


Хрущев и ракеты.

После Второй мировой войны авиация уходит на вторые роли; не только Хрущев, но и остальные ведущие державы (США, Англия) делают ставку на ракеты, сокращая расходы на национальные авиационные программы. Экономика должна быть экономной: технологичная и дешевая в производстве («будем делать ракеты как сосиски»), а также трудноперехватываемая ракета является более эффективным средством доставки ядерных боеприпасов, чем тихоходный стратегический бомбардировщик, уязвимый от вражеских средств ПВО. К тому же бомбардировщики требуют дорогостоящей аэродромной инфраструктуры с квалифицированной обслугой. Добавьте сюда подготовку и тренировку экипажей - сжиющих дорогостоящее топливо в многочасовых полетах и проч. и проч. В общем, роль бомбардировщика в грядущих военных конфликтах была снижена, хотя совсем от них и не отказались.



Хрущев сократил авиацию.

Действительно, такое сокращение было сделано – в рамках общего сокращения советской армии с 5,5 млн. чел. до 2,5 млн. чел. (сейчас в РА - 1 млн чел). Война давно закончилась и держать большие вооруженные силы не было необходимости. Зато людские ресурсы требовались народном хозяйстве. Сокращение армии/авиации - это была попытка оптимизировать оборонные расходы государства. Естественно, такая оптимизация не могла встретить одобрения у могущественных топ-менеджеров советского ВПК, осваивавших оборонный бюжет. Одна из причин будущей отставки Хрущева кроется здесь.

Тем не менее, во времена "разрушителя авиации" созданы знаковые машины: истребители МиГ-21, Су-7, бомбардировщик Ту-22, а также вертолеты Ми-4, Ми-6 и Ми-8 и др. Многие из них до сих пор в строю.

Но, пожалуй, главное из авиационных достижений Хрущева – фактически по его личному указанию в стране появилась нормальная пассажирская авиация. До этого момента пассажирские перевозки осуществлялись на переделанных бомбардировщиках Туполева: военным Ту-95 и Ту-16 монтировали фюзеляж бОльшего диаметра и они, соответственно, превращались в Ту-114 и Ту-104. Но хорошие лайнеры так не получаются: возить бомбы и людей – это не одно и тоже. Ситуация изменилась после 1960 года - во время визита во Францию Хрущев был очарован комфортабельной пассажирской «Каравеллой» с реактивными двигателями в хвостовой части фюзеляжа - передовой по тем временам компоновочной схемой. Сразу же по возвращении в Москву генеральному конструктору Туполеву была поставлена задача разработать отечественный аналог крылатой "француженки".

хрущев и туполев

Так в портфолио ОКБ Туполева появились первая пассажирская машина, не имевшая прямой военной родословной, а на воздушных линии страны появился Ту-134, взявший на себя львиную долю нагрузки на ближних рейсах. Кстати сказать, впервые в практике отечественного авиастроения конструкция самолета и его летные данные прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат летной годности. Также Ту-134 всех модификаций имели сертификаты на соответствие международным нормам (ICAO) по шуму на местности, что позволяло использовать их на международных линиях.
Вообще Никита Сергеевич, при всех своих чудачествах, не был консерватором и хорошо чувствовал перспективные технические направления. Помимо случая с «Каравеллой», еще один толчок советскому авиапрому был дан годом ранее - в 1959 году, когда во время визита в США, по личному указанию генсека были закуплены два вертолета "Сикорский S-58" и два "Боинга Вертол V-44". Тогда в Америку, на завод Сикорского была откомандирована группа советских специалистов, которая облетала и приняла новую технику. По прибытии в СССР американские вертолеты были тщательно изучены. Сравнение показало, что в вертолетостроительных технологиях Советский Союз и США находятся примерно на одном уровне, но в авиационном оборудовании Америка далеко впереди и ее надо догнать, а лучше перегнать.

Еще одним штрихом к портрету «Хрущев и авиация» служит тот факт, что именно он благословил конструктора скоростных судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева в работе над принципиально новым видом транспорта - экранопланам. Которые еще больше сократили бы расстояния внутри 1/6 части суши…

agitprom_03

Вообще деятельность Хрущева на посту главы государства, при всей неоднозначности его фигуры, воспринимается как попытка построить социализм, (а затем и коммунизм) с человеческим лицом. Но, по ряду причин, не получилось. Постепенно «хрущевская оттепель» перешла в «брежневский застой», а затем частично повторилась в виде горбачевской Перестройки, но что-то перестраивать было уже поздно - все развалилось.

Не станем спорить насчет перспектив взращивания кукурузы в целинных степях Казахстана, оправдывая причуды генсека, но, что касается “развала авиации”, то все происходило с точностью до наоборот.
Хрущевская эпоха была “золотым веком” авиации, когда все лучшие разработки получили путевку в небо. На которых мы летаем и по сей день, включая самый массовый вертолет в мире Ми-8.

Нет ничего интереснее, чем опровергать сложившиеся стереотипы, находя под слоем мифов и заблуждений ту непостижимую вечную истину во всей её простоте и красе. Удивительно, как люди, имея перед собой все данные и доступ к Интернету, продолжают верить в совершенно безумные вещи.
Ради чего повторять глупости и придумывать несуществующие “грехи” пусть даже для не слишком популярного исторического деятеля? Или бездумное охаивание есть неотъемлемая часть массового сознания?
Должна же остаться хоть капля уважения к создателям великолепных МиГов, Яков и Сухих, труды которых оказались забыты в связи с решением очернить всю эпоху!
Как будто не было самого массового истребителя МиГ-21! Десятки модификаций! Сотни тысяч боевых вылетов по всеми миру!
Не было истребителя-бомбардировщика Су-7.
Не было сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22.
Не было двухместного барражирующего перехватчика Ту-128.
Не было первого советского самолета дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126.
Не было пассажирских Ил-18, Ил-62 и Ту-134.

Приказ о начале работ по теме Е-155 (“трехмаховый перехватчик”) появился в марте 1961 г., когда над отечественной авиацией во всю сгустились тучи хрущевских реформ. Несмотря на “трудные времена” и “гонения на авиацию”, не прошло и трех лет, как самолет МиГ-25 приступил к испытаниям в воздухе (1964 год).

Все они, и многие другие, поднялись в воздух в конце 1950-х — начале 1960-х гг. И если это развал авиации, то как, по-вашему, должно выглядеть “возрождение”?

Картина дня

наверх