1869 - Александр Николаевич Лодыгин предложил проект вертолёта «Электролёт» с приводом винтов от электромотора. |
1869 - При Главном инженерном управлении Военного министерства образован первый в России официальный орган по военному воздухоплаванию: Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям. Председателем комиссии был назначен инженер-генерал Эдуард Иванович Тотлебен.
|
1897 - Родился Александр Васильевич Беляков — советский авиационный штурман, флаг-штурман ВВС РККА, участник рекордных авиационных перелётов в 1930-е годы и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (24.07.1936), генерал-лейтенант авиации (1943). В гражданскую войну воевал в 25-й стрелковой дивизии, которой командовал Василий Иванович Чапаев. Вместе с Георгием Филипповичем Байдуковым и Валерием Павловичем Чкаловым совершил дальние перелёты Москва — о. Удд и Москва — Северный полюс — Ванкувер (США). В 1936-1939 был флаг-штурманом дальнебомбардировочной авиации и флаг-штурманом ВВС. С 1940 г. был начальником ВВА. Во время Великой Отечественной войны возглавлял различные военные авиационные учебные заведения. В 1945-1960 был начальником факультета ВВА. С 1960 г. — профессор МФТИ. Автор многих научных трудов по аэронавигации, книг «В полёт сквозь годы», «Валерий Чкалов»
1910 - Элен Дютриу стала первой победительницей Кубка Фемина (Femina Cup) для женщин-авиаторов, пролетев 167 км за 2 часа 35 минут. |
1917 - Родился Пётр Никифорович Белясник — Герой Советского Союза(1943), Заслуженный лётчик-испытатель(18.01.1962), полковник(1956).
|
1921 - Родился Василий Денисович Плаксин — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1966), капитан (1969).
1923 - Французский дирижабль «Диксмюд» взорвался в воздухе после удара молнии и унёс с собой на дно Средиземного моря 50 человек.
|
1932 - Родился Владимир Иванович Терский — Заслуженный лётчик-испытатель CCCР (18.08.1977).
|
1936 - Первый полёт немецкого бомбардировщика Юнкерс Ju-88. Самолёт представлял собой цельнометаллический двухмоторный моноплан с экипажем из 4 человек (пилот, штурман-бомбардир, стрелок-радист, механик). Самолёт имел металлическую обшивку, полностью убирающееся шасси. Два двигателя мощностью 1410 л.с. каждый. Скорость на высоте 6 км составляла 475 км/ч. Бомбы размещались в двух бомбоотсеках или на четырех бомбодержателях. Ju-88 обладал высокой скоростью пикирования, что повышало качество прицеливания при бомбометании.
1942 - Первые успешные испытания планирующей торпеды L10 Friedensengel фирмы Blohm und Voss (Германия). L10 представлял собой планер с укреплённой на нем торпедой LT 950 C. Высота сброса L10 составляла 2500 метров. Максимальная дальности применения - до 9000 метров. При приближении L10 на расстояние 10 метров к поверхности воды срабатывал датчик, дававший команду к отделению планера при помощи небольших взрывпакетов. После погружения торпеда следовала под водой к выбранной цели. |
1944 - Виктор Леонидович Расторгуев на истребителе Як-3 с мотором ВК-108 в 1800 л.с. достиг скорости 745 км/ч — наибольшей для поршневых самолётов СССР. |
1945 - Первый полёт самолёта Конвэр XP-81. Комбинированная силовая установка обеспечивала самолёту дальность полёта 4000 км при крейсерской скорости 440 км/час на высоте 7600 м. Нормальный и максимальный взлётный вес были соответственно равны 8850 кг и 11 200 кг. Максимальная скорость полёта при работе обоих двигателей достигала 775 км/час у земли и 825 км/час на высоте 9000 м скороподъёмность у земли была равна 27 м/сек. Лётные характеристики самолёта XP-81 лишь незначительно превосходили лётные характеристики имевшихся в то время истребителей сопровождения с поршневыми двигателями, в связи с чем заказ на 13 истребителей XP-81 был аннулирован. Самолёт XP-81 имел следующие размеры: размах крыла 15,4 м, длина 13,6 м, высота 4,1 м, площадь крыла 39,4 м2.
|
1964 - Состоялся первый полёт истребителя Дженерал Дайнемикс F-111 — первого серийного самолёта с изменяемой в полёте стреловидностью крыла (США).
1966 - С космодрома «Vandenberg» по программе создания ракетоплана в США осуществлён пуск по суборбитальной баллистической траектории (1966 1221S) ракеты-носителя "Atlas-E/F" с крылатым космическим аппаратом "Prime-1".
|
1968 - Запуск КК «Аполлон-8» в США и первый пилотируемый облёт Луны. Экипаж: Экипаж: Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс, вернулись на Землю 27 декабря. |
1970 - Состоялся первый полёт истребителя F-14. Экипаж: Роберт Смит и Уильям Миллер. 1976 - Катастрофа Ан-22А "Антей" (CCCP-09318), Брянская область, близ аэродрома Сеща, Министерство обороны СССР, ВВС, 556 втап (Сеща), КК м-р Ефремов В.А. Самолёт выполнял экспериментальный полёт, в ходе которого проводились замеры вибронапряжения тяг управления. Полёт выполнялся на высоте 4000 метров по схеме «Большая коробочка» (полёт по кругу). Было выполнено уже три поворота, когда командир Ефремов при скорости 380 км/ч отклонил руль направления вправо. Но сделал он это на угол не 17°, как по заданию, а 23°, при этом элероны оставались в нейтральном положении. Такой манёвр привёл к тому, что «Антей» перешёл в режим крутого скольжения со снижением. Для вывода из скольжения лётчик должен был отдать штурвал «от себя», а затем вывести машину из крена, после чего, по достижении необходимой скорости, перевести машину в горизонтальный полёт. Но вместо этого, Ефремов по ошибке резко потянул штурвал «на себя», что в данной ситуации привело к тому, что самолёт вышел на закритические углы атаки, перейдя в режим сваливания. «Антей» начал пикировать и потерял 3400 метров высоты, прежде чем на высоте 500—600 метров не был выведен в горизонтальный полёт. Однако из пикирования командир выходил настолько резко, что возникла перегрузка в 4 единицы, что оказалось выше допустимого, в результате началось разрушение правой плоскости крыла. Разрушаясь в воздухе, самолёт врезался в землю в районе Дубровки и взорвался, при этом все восемь человек на борту погибли...Причиной катастрофы была названа неудовлетворительная организация испытательного полёта, так как полёт выполнялся экипажем, который не был подготовлен для этого полёта. В создавшихся условиях экипаж боролся до конца, но ему не хватило высоты полёта. В марте 1977 г. в соответствии с предложением, изложенным в акте расследования катастрофы самолёта Ан-22А № 0501, происшедшей 21.12.76 г., экипажем лётчиков-испытателей ГЛИЦ выполнен экспериментальный полёт на выполнение задания, которое должен был выполнить погибший экипаж майора В.А. Ефремова. Тщательно изучив причину катастрофы и действия в полёте командира корабля майора В.А. Ефремова, а также учитывая рекомендации АНТК, экипаж лётчиков-испытателей, взлетев с аэродрома Мигалово (г. Калинин), приступил к выполнению задания на H=7000 м вместо 4000 м, как в полёте самолёта Ан-22А майора В.А. Ефремова. Благодаря запасу высоты экипаж с трудом вывел самолёт в горизонтальный полёт (ГП) из скольжения с углом крена 30 град, в которое самолёт был введён отклонением педалей в соответствии с заданием на высоте около 3000 м. После посадки экипаж подтвердил выводы, сделанные после моделирования этого полёта на тренажёре КТС-8 о невозможности выполнить это задание лётчиком строевой части. При выводе самолёта в ГП из-за больших аэродинамических нагрузок, действующих на планер, произошёл обрыв головок большого количества заклёпок на обшивке фюзеляжа в районе шп. 63 (начало грузового люка). Самолёт восстановлен ИАС части.
|
1978 - Спускаемый аппарат АМС «Венера-12» совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В течение 110 мин. с поверхности планеты передавалась научная информация. АМС «Венера-12» прошла над планетой на высоте 34000 км и продолжила полёт в космическом пространстве.
|
1984 - С космодрома Байконур РН «Протон» запущена автоматическая межпланетная станция «Вега-2» (НПОЛ), созданная в рамках международного проекта «ВЕГА». 15 июня 1985 г. введён в атмосферу Венеры аэростат и совершена посадка спускаемого аппарата на ночной стороне планеты. Выполнены такие же измерения характеристик атмосферы Венеры, как и на «Веге-1». Пролётный аппарат продолжал полёт к комете Галлея, встретившись с ней 9 марта 1986г. и пролетев на расстоянии 8030 км от её ядра. Были уточнены данные измерений, выполненных при пролёте у ядра кометы «Вегой-1». Данные, полученные с советских аппаратов, позволили европейскому аппарату Giotto через несколько дней с меньшим риском выполнить более близкий от ядра кометы пролёт.
1987 - В Советском Союзе с космодрома Байконур ракетой-носителем "Союз-У2" осуществлен запуск космического корабля "Союз ТМ-4" (модификация 7К-СТМ № 54) с космонавтами: командир экипажа — Владимир Георгиевич Титов (2-й полёт), бортинженер — Муса Хираманович Манаров (1-й полёт) и космонавт-исследователь — Анатолий Семёнович Левченко (1-й полёт). Четвёртая экспедиция (В. Титов и М. Манаров) на орбитальную станцию «Мир». Титов и Манаров вернулись на Землю на «Союз ТМ-6». Они пробыли в космосе один год. Левченко проходил подготовку как пилот «Бурана», вернулся на Землю на «Союз ТМ-3». |
1985 - Первый полёт перехватчика МиГ-31М, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Борис Антонович Орлов. |
1985 - Первый полёт совершил учебно-тренировочный самолёт (лёгкий штурмовик) IAR 99 «Soim» (Румыния). 1988 - Экипаж самолёта Boeing 747-121A американской авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am), N739PA, выполнял рейс по маршруту Лондон/Хитроу (Великобритания) – Нью-Йорк/Дж.Ф.К. (США) На борту находилось 243 пассажира и 16 членов экипажа. Самолёт занял эшелон полёта 310 через 31 минуту после взлёта. Ещё через 7 минут диспетчер начал передавать экипажу разрешение на следование над океаном. В это время в носовом грузовом отсеке произошёл взрыв, в результате которого в фюзеляже образовалось большое отверстие. От него пошли трещины. В отверстие высасывало контейнеры и предметы багажа, которые бились о фюзеляж и хвостовые органы управления. Носовая часть вместе с кабиной пилотов отсоединилась и ударилась о пилон двигателя № 3, который также отсоединился. Оставшаяся часть самолёта падала практически вертикально и столкнулась с жилыми домами в поселке Локерби. Все люди на борту и 11 человек на земле погибли. После трёхлетнего расследования человек, совершивший подрыв самолёта, был установлен. Этот ливийский гражданин был передан в 1999 году органам правосудия и осуждён на 27 лет. |
1988 - В Советском Союзе состоялся первый полёт сверхтяжелого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия» (Мечта) с ТРДД Д-18Т, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Александр Васильевич Галуненко. Разработка самолёта, началась в 1985 г. Для создания самолёта потребовался рекордно короткий срок — 3,5 года. Это стало возможным благодаря широкой унификации узлов и агрегатов нового самолёта с узлами и агрегатами самолёта Ан-124. 30 ноября 1988 г. на Киевском авиазаводе была окончена сборка опытного образца самолёта, а 21 декабря Ан-225 совершил свой первый полёт. Самолет, как и ВМ-Т В.М.Мясищева, был создан в ОКБ им.Антонова в первую очередь для удовлетворения нужд советской космической программы в части транспортировки грузов и в частности — космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолёт может транспортировать на большие расстояния грузы массой до 250 т, в том числе негабаритные грузы, располагаемые в положении «на спине» самолёта. Крейсерская скорость — 800 км/ч, дальность — 4000 км. 1990 - Скончался Кларенс Леонард «Келли» Джонсон (англ. Clarence Leonard «Kelly» Johnson), американский авиаинженер, конструктор. Возглавляя в корпорации «Локхид» секретную исследовательскую лабораторию, сыграл главную роль в разработках первых американских сверхзвуковых самолётов и дальнейшем их развитии, в том числе F-80 Shooting Star, F-104 Starfighter, U-2, C-130, SR-71 Blackbird.
1993 - Первый полёт бизнес-джета Cessna Citation X, за штурвалом были Doug Hazelwood и Ken Kimball.
2002 - Первый полёт модернизированного самолёта C-5 AMP. В 1998 году была начата программа модернизации авионики AMP (Avionics Modernization Program). В рамках этой программы самолёты оснащались оборудованием, совместимым с глобальной системой управления воздушным движением, улучшенными системами связи, новыми ЖК дисплеями, улучшенным аэронавигационным оборудованием и новой САУ. |
2003 - В посёлке Татищево Саратовской области на постоянное боевое дежурство заступил 4-й по счёту полк новейших российских баллистических ракет РС-12М «Тополь-М» (натовская классификация SS-X-27).
2007 - Первый полёт OMA SUD Skycar. В модели Skycar итальянские дизайнеры применили ряд инновационных решений. Так, передние двери самолёта сделаны достаточно широкими и большими, как у Cessna 177 Cardinal, что облегчает посадку пилотов и пяти пассажиров. Конструкция фюзеляжа Skycar имеет рамную схему, что позволило оснастить самолёт задним грузолюком, через который без труда проходят носилки. В качестве силовой установки используются два двигателя Lycoming IO-360-C1E6 мощностью 200 л.с. с двухлопастными толкающими пропеллерами Hartzell. В приборное оборудование входят Chelton EIFS 3D Synthetic Vision и Garmin GNS-430 Nav/Comms. |
2009 - Первый рейс с пассажирами самолёта Ан-148 российской сборки.
2011 - В России в 13:16:14.190 UTC (17:16:14.190 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур в Казахстане стартовыми командами предприятий Роскосмоса осуществлён пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" L15000-039 039 с космическим кораблём "Союз ТМА-03М" (зав. № 703, ISS-29S) на борту. Космический корабль пилотирует экипаж в составе: Кононенко Олег Дмитриевич, командир корабля "Союз ТМА-03М", бортинженер МКС-30, командир МКС-31, Россия (2-й полёт); Кёйперс Андре(нидерл. Andrе Kuipers, 'kœypərs) , бортинженер корабля "Союз ТМА-03М", бортинженер МКС-30/31, Нидерланды (2-й полёт); Доналд Рой Петтит (англ. Donald Roy Pettit), бортинженер корабля "Союз ТМА-03М", бортинженер МКС-30/31, США (3-й полёт).Стыковка с МКС 23 декабря. Посадка 1 июля 2012 года.
2015 - В России в 08:44 UTC (11:44 ДМВ) с ПУ №6 площадки №31 космодрома Байконур в Казахстане стартовыми командами Роскосмоса осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-2.1А" №R15000-026 с грузовым транспортным кораблем "Прогресс МС-01" (Прогресс МС, сер. № 431). Первый грузовой корабль новой серии доставил на борт Международной космической станции 2436 кг грузов, в том числе «сухие» грузы, топливо, воду и сжатый кислород. Стыковка с МКС 23 декабря, свод с орбиты 3 июля 2016 года.
ТГК «Прогресс МС-01» является первым кораблём серии «Прогресс МС». Она была создана на базе серии «Прогресс М» путём модернизации командно-телеметрической системы, установки новой бортовой радиотехнической системы сближения «Курс-НА», дополнительной противометеороидной защиты и цифровых блоков управления причаливанием и ориентацией транспортного корабля.
Свежие комментарии