— Павлов тоже из «гражданских». И ему также досталось от критиков, хотя в нем было немало достойных качеств. Уже одно то, как он пробивался в летчики-испытатели, вызывает особое уважение...
— Павлов — очень честный, порядочный человек. Один из немногих, кто не боролся «за сковородку», кто не спешил схватить с нее что-нибудь, кто не участвовал в драке пауков.
— Есть люди, которые обвиняют Павлова в ошибке, в случившейся с ним катастрофе при столкновении его Ту-134 с Ту-22М. Не сказатся ли малый опыт полетов в строю — то, что есть у военных летчиков и нет у аэроклубовских?
— Я все время уважал военных летчиков. Но я уже говорил о Талалакине, удивившем меня своей смелостью, которой я не увидел у военных летчиков. Могу привести в пример еще одного летчика нашей фирмы, который пришел из аэроклуба. Это Артюхин Александр Алексеевич, очень цепкий, грамотный и высокопрофессиональный летчик, который так же, как и Талалакин, не раз удивлял меня своей смелостью и мужеством. Я, кстати, думал об этой проблеме и полагаю, что причина находится в том, что эти летчики были более раскованны. Мы, военные летчики, пройдя практику в армии, получали очень много ценного и полезного, но одновременно в наши головы вбивались догмы, которые заставляли нас держать себя в определенных рамках. Это было и хорошим, и плохим приобретением.
К примеру, одной из вредных догм, принесенных мной из армии, я считаю то, что летчику категорически запрещается отдавать от себя штурвал (ручку управления) при выполнении посадки. Этот запрет существует с очень давних времен в руководствах по летной эксплуатации многих военных и пассажирских самолетов. Я свое мнение никому никогда не навязываю, но считаю, что это ограничение, во-первых, осложняет жизнь летчику, а во-вторых, приводит к ухудшению посадочных характеристик самолета за счет увеличения посадочной дистанции. В одном из учебников аэродинамики записано, что воздушный участок посадки есть не что иное, как уменьшение летчиком вертикальной скорости снижения от скорости снижения по глиссаде до скорости приземления, равной 0,5—1,0 м/сек.
По-моему, лучшего определения посадке дать невозможно. А поэтому пусть летчик делает что угодно, только пусть сажает самолет без крена, точно по центру ВПП, с вертикальной скоростью 0,5-1.0 м/сек и делает все это так, чтобы воздушный участок посадки был минимальным. Я лично, когда смог освободиться от вышеуказанной догмы в своих мозгах, в большой степени облегчил свою летную жизнь. И считаю, что отдавать штурвал от себя при выполнении посадки так же необходимо, как и брать на себя.
А что именно и когда надо делать — зависит от веса самолета, скорости планирования, темпа «уборки газа», центровки, положения механизации, скорости и силы ветра, турбулентности воздуха, сдвига ветра и еше многих факторов, влияющих на процесс выполнения посадки. И задача летчика — убрать газ и подвести самолет к земле с вертикальной скоростью 0,5-1,0 м/сек в кратчайший срок, чтобы не увеличивать посадочную дистанцию. А что он для этого будет делать — это его проблемы.
Основываясь на личном опыте, могу сказать, что если не отдать вовремя штурвал от себя, когда эго понадобится при выполнении посадки при большой турбулентности воздуха, при сдвиге ветра или, скажем, при очень задней центровке, то это может привести к плачевным последствиям. А «облегчить жизнь» это вовремя сделанное движение может помочь при выполнении любой посадки...
А Павлов был, несомненно, смелым и мужественным летчиком. Мне с ним довелось слетать на очень сложные задания на Ту-160 и на Ту-154 перед самым его уходом в ЛИ И. Меня поразила его совершенно безупречная техника пилотирования. Минимум движений штурвалом. Если мы обычно пилотируем двойными движениями, то Валера обходился в основном одинарными, по причине очень точного пилотирования. Я даже тогда высказал ему свое восхищение в том, что он смог достичь такого высокого уровня...
И вообще у меня о нем осталось чистое и светлое воспоминание как об очень порядочном человеке. Я сам себя к таким не приписываю, но нас объединяло с ним то, «мы, и еще, пожалуй, Веремей и еще некоторые, не вписывались в обшую структуру коллектива, пропитанную духом борьбы, а не сотрудничества. И только поэтому он ушел в ЛИИ. Но нашел ли он гам то, что искал, я не знаю... Вряд ли...
Так что в случае с Павловым я не считаю возможным видеть причину случившейся с его экипажем катастрофы в аэроклубовском прошлом командира. Можно обвинить в чем угодно, однако все это лишь возможные мнения, а что было на самом деле, никто не знает. Зачем судить о человеке, не зная точно?
Во всяком случае, дело не в том, что Павлов не был военным летчиком. Повторяю, так называемые «летчики из аэроклуба» неоднократно поражали меня своей смелостью и высоким профессионализмом. Пусть не во всем, пусть в отдельных элементах, но я был просто восхищен ими! На что уж я сам считал себя смелым, но они меня удивили...
— А вот та смелость, которая проявилась у Вас еще в детстве, она со временем могла прилуниться, когда появился опыт, когда появились «шишки»?
— Потихонечку ведь умнеешь, прозреваешь... Смелость можно отнести и к положительным качествам, и к отрицательным — в зависимости от обстоятельств. Смелость я всегда рекомендовал бы сочетать с разумностью.
— А что, смелость — от безрассудства?
— Если смелость безрассудна — это отрицательно. Смелость при разумной оценке ситуации — это положительно. Смелость должна быть обоснована здравым смыслом...
— Но она у вас сохранилась?!
— Сохранилась, но возрос уровень, на котором приходится ее применять. В своем Учении мне приходится брать на себя ответственность за совершенно новое видение и представление о реальности, которое я формирую лично сам для всего человечества. Для этого нужно иметь очень большую смелость, потому что, если указываешь что-то всему человечеству, за ошибки придется рассчитываться также перед всем человечеством. В своих книгах я вскрываю проблемы спасения человечества и даю путь всему человечеству — все это также нало было взять на себя.
— А как-нибудь церковь наша реагирует на такую сверхзадачу одного человека? Ведь она, и только она видит за собой такое право — указывать праведный путь сотням миллионов людей?
— Я думаю, что еше не высветился до такого масштаба, чтобы стать предметом пристального взора для церкви, — ответил летчик. — А кроме того, должен отметить, что я не иду против церкви. Я в своем учении никого и ничего не опровергаю, ни с кем и ни с чем не сражаюсь. Я даю новое представление о реальности и показываю недостатки старого. Я сам христианин и заинтересован в том, чтобы наша православная церковь поднимала свой эволюционный уровень, вбирая в себя все то хорошее, нужное и полезное, что открыто и накоплено другими религиями, наукой, философией и эзотеризмом.
Кстати, я впервые даю четкие определения Вселенной, Богу, душе, духу и человеку, которые, объединяя в себе науку и религии, могут служить основой для их объединения на новом уровне понимания реальности. Мне, чтобы выработать свое Учение, пришлось объединить знания: философские, религиозные, эзотерические, исторические, психологические. Наш мир и состоит-го из всего понемногу, и это все невозможно объяснить только одним узким взглядом на ситуацию.
Виталий Данилович хорошо знает, по-видимому, о моем весьма скептическом ощущении подобных проблем, близком к тому, что говорил .Альберт Эйнштейн: «Я не могу принять этого иллюзорного бога (и бессмертия души), награждающего и наказывающего свое создание... Я не Moгу и не хочу также представить себе человека, остающегося в живых после телесной смерти, — что за слабые души у тех, кто питает из эгоизма или смешного страха подобные надежды». Но я уважаю поиски талантливых, мудрых людей, придерживающихся прямо противоположных взглядов. Может быть, есть «золотая середина». И я спрашиваю Баскакова:
— Когда и как у Вас сложилась Ваша система представлений?
— Когда я ушел уже с испытательной работы. С рождения я очень ответственный человек. И раз взялся за какое-то дело, то готов отвечать за каждое слово. Вырабатывая совершенно новую информацию, я каждый раз проверяю, работает ли она в жизненных ситуациях. И только если она работает, я ее «кладу на музыку», то есть ввожу в компьютер. Поэтому в эту информацию закладывается большая жизненная энергия, которая способна войти в подсознание заинтересованного человека, изменить его содержание и в итоге через какое-то время изменить его жизнь.
Летная работа забирала слишком много энергии, а для того, чтобы создать что-либо стоящее, нужно сконцентрировать себя на одном. Когда я ушел на пенсию, то примерно год у меня ушел на подготовку к рабочему процессу, а засел серьезно — лишь после этого. Год у меня ушел на проникновение в подсознание и работу с ним. Это непросто. Я год учился поворачивать глаза на 180\ чтобы смотреть внутрь себя, уходить в подсознание и чистить его. Потому что работать с подсознанием невозможно, пока там много нереализованных желаний, эмоций и амбиций. Надо эти эмоции и амбиции привести сначала к реальному вилу, чтобы они не кричали и не заглушали всю остальную информацию, которая хранится в подсознании. И только тогда начинаешь слышать программы, в которых заложено высокое содержание.
— Занимались только этим?
— Я пять лет дома отсидел, как в тюрьме. Сначала думал, что брошюру напишу, потом написал три книги, потом набралось материала на пять книг. Я сидел на одном кофе. Чтобы отключать разум и уходить в подсознание. Разум, когда он активен, может мешать в считывании информации, идущей из подсознания, так как он пропускает через себя только ту информацию, которая соответствует уровню обычного человеческого логического понимания, и в этом случае она становится неинтересной, так как обычно не содержит в себе ничего нового.
— Для кого Вы пишете? Для себя?
— Мне надоел дурдом, в котором мы живем. Человечество существует тысячи лет и ничего о себе не знает: в чем смысл жизни; есть ли Бог и, если есть, почему так все несправедливо; если есть душа, то что это; если есть подсознание, то зачем эта «запчасть», которая руководит человеком, а он о ней ничего не знает... Дурдом! Великие умы кое-что говорят. Но доходят до Бога — плывут, доходят до души — плывут... И нельзя ничему из того, что меня интересует, где-либо найти четкие определения. Мне все это надоело.
— Матвеев справедливо называт Вас уникальным человеком...
— В академии, действительным членом которой я являюсь, однажды назвали меня феноменом планеты, поскольку сочетание в одном человеке летчика-испытателя, писателя и академика встречается впервые. Но я иногда думал о том, что то, чем я сейчас занимаюсь, не вписывается в рамки одной только писательской деятельности. Ведь я не только пишу, я исследую реальность и создаю совершенно новое о ней представление. Совсем недавно, прорабатывая высказывания и афоризмы мудрых людей планеты о науке и научном труде, я понял, что на самом деле являюсь ученым, работающим в области познания реальности, так как высвечиваю новые области реатьного мира, открываю новые истины и в результате стараюсь дать совершенно новое видение и понимание мира, предназначенное облегчить жизнь людям.
— Вы открываете этот мир для себя?
— Сначала я работал для себя, но потом понял, что созданная мной информация выходит за пределы потребностей одного человека и может помочь многим другим людям, которые так же, как и я, хотят разобраться, в чем мы живем и чем в этом являемся.
— Вам нужно чьс-то признание?..
— Не нужно. Я хотел бы, чтобы моя информация распространялась как можно шире на планете. И это облегчило бы жизнь людям... Я потратил очень много энергии и, казатось, мог бы надеяться на какую-то отдачу. Однако наивно на это рассчитывать. Как бы ни думал человек, »гго он делает что-либо для кого-то или чего-то, на самом деле он всегда лишь реализует потребность, отражающую содержание какой-либо программы своей собственной души и не более того.
К сожалению, я вижу, что мои знания доступны лишь немногим, так как они содержат в себе информацию, реализация которой предполагает работу над собой. А работать, как сами понимаете, никто не хочет. Основная масса людей привыкла надеяться на чудо или на «доброго дядю-волшебника», который прилет, вытрет всем носы, даст по конфетке и погладит по головке. Иллюзии в головах людей засели очень сильно и так просто их оттуда не выбьешь. Лишь бы верить в какую-нибудь сказку'. Идиотизм, одним словом... Поэтому всех за собой, конечно, не уведешь, но я надеюсь, что за мной пойдут тс, кому надоело жить, ничего не понимая, те, кто на самом деле хочет что-то изменить в своей жизни и жизни человечества в целом.
— Махалин тоже пишет книги. Называют его человеком деятельным, талантливым, порядочным, но неуникальным...
— Я бы сказал, это способный человек, вот он английский изучил довольно хорошо. Есть у него очевидная склонность к развитию интеллектуальных способностей. То, что он стал писать книги, я только приветствую...
— Геннадий Владимирович Воронченко представляется мне удивительно энергичным, разумным, глубоким профессионалом, человеком рассудительным и прямым, но конфликтным: некоторые из коллег про него не захотели даже говорить...
— Ну, потому что не хотят говорить отрицательное. Воронченко в аналитическом плане фигура очень сильная. И у него была большая тяга к лидерству. Они, Воронченко с Бессоновым, сместили Еляна, но ни тот, ни другой лидерами не стали. А фирма загнила в результате. Воронченко старался, и его проталкивал Бессонов, занять место Еляна. Хотя как раз Елян очень много сделал для того, чтобы Воронченко высветился как личность. Воронченко же в качестве благодарности сделал так, что Еля- ну пришлось уйти из фирмы. И не просто уйти. Я думаю, что таких ударов, который получил Елян от Воронченко, мало кто когда-либо получал. И пострадали от него не только Елян, но и я, и еше наверняка все тс, кто не хочет о нем разговаривать.
Впрочем, я его не осуждаю. Я думаю, что он считал свое поведение нормальным, чем-то вроде проявления высокого уровня ума и хитрости. Но для людей, которые имели несчастье поддаться его обаянию и вступить с ним в какую-либо связь, он выступал в роли «черного учителя», причем наказывал за доверчивость очень сильно.
Человек этот явно не рядовой, безусловно, талантливый, человек высокого профессионального уровня, личность сильная. Но методы, которые он использовал, я не приветствую. У него могло быть большое летное будущее, и я думаю, что только из-за этих его методов, которые он применял, его летная карьера не сложилась так, как могла бы сложиться. По слухам, после ухода от нас он неплохо вошел в структуры бизнеса и коммерции. Видимо, в тех сферах его методы вписываются более успешно...
Когда мы с Воронченко пришли на фирму, у Еляна к тому времени накопилась большая потребность отдать все то, что он наработал по жизни, кому-нибудь из молодых. И он решил выбрать ученика из нас двоих. Для того чтобы осуществить свой выбор, он провел эксперимент: послал нас на информационную выставку на ВДНХ и сказал, чтобы мы в письменном виде представили ему впечатления о ней. Выставка не показалась мне интересной, однако я выделил наиболее интересный материал и записал необходимые сведения.
В то время я всегда старался согласовывать свои действия с действиями окружающих, и я спросил Воронченко, как мы будем делать отчет. Он ответил, что у него есть технические возможности оформить все красиво, сделать общий отчет и отдать его Еляну. И я передал ему свои бумаги. Потом, спустя какое-то время, я узнал, что мой отчет до Еляна не дошел, а отчет Воронченко ему не понравился, так как он не увидел в нем творческого подхода к проблеме. Творческий подход в какой-то мере присутствовал в моих заметках, но поскольку от меня отчета вовсе не поступило, то Елян посчитал меня за лодыря и выбрал Воронченко как «лучшего» из «худших».
Елян дал Воронченко так много, что трудно даже представить. Маю на свете найдется людей, которым столь много перепало бы «на халяву». И если бы это было вложено в благодатную почву, то могло бы вырасти очень большое дерево. Но почва оказалась неблагодатной. Воронченко брал все, что ему давал Елян, и одновременно подготавливал процесс по его смешению. Мне казалось, Елян был просто-напросто убит тем невероятным, что этот процесс возглавлял именно тот, в которого он вложил всего себя, для которого он был открыт полностью и поэтому был от него беззащитен. У него просто-напросто опустились руки, он и проиграл «схватку» во многом только потому, что он не мог сражаться против «ребенка», которого сам создал. А кроме того, Елян не был борцом, он был человеком дела и не мог позволить себе опуститься до тою слоя грязных эмоций, которые бушевали в этом процессе.
Выступая в роли «черного учителя», Воронченко обучал людей, и обучат сильно, но плату за обучение брал огромную — равную куску жизни, направлению жизни... Плата была явно неадекватной обучению, и, на мой взгляд, го, что он отнимал у людей несоизмеримо больше, чем давал им, вернулось в сю жизнь отрицательным результатом. Одной частью этою результата, я думаю, можно считать полный развал его летной судьбы.
Его работа была нужна, раз люди на это попадались. Но платить приходилось очень много, так как после его работы рушилась привычная картина мира, в частности все прежние представления о дружбе, честности. доверии и справедливости. На что уж Елян, казалось, был наделен чертами мудрости, и тот попался. Попался, думаю, потому, что у него чрезмерно накопилось доброе желание отдать весь накопленный по жизни опыт кому-нибудь молодому, и ту г появился Воронченко. А любое доброе дело, как говорят, никогда не остается безнаказанным. Это происходит потому, что, когда человек думает, что совершает доброе дело, он теряет осторожность и осмотрительность. Елян потерял бдительность, осуществляя свой добрый замысел, за что был сурово наказан.
Однако хочу сказать, что я ни в косм случае никого никогда не осуждаю, не обвиняю и ни на кого никогда не обижаюсь. Потому что все это бесполезно. Все со мной происходящее я анализирую и делаю выводы для того, чтобы не допустить проколов в будущем. В нашем обществе будут всегда присутствовать тигры и козлы, медведи и бараны, волки и лисы, зайцы и мыши, шакалы и гиены. И наша задача — научиться правильно строить свою жизнь в этом разнообразном стаде, в которое поместил нас Бог.
Как ни покажется странным, но в целом к Воронченко у меня сохранилось довольно-таки теплое отношение, поскольку кроме стремления к лидерству, на пути к которому он считал все методы оправданными, в остальном для меня он оказался человеком, который мог и много дать, если правильно с ним строить отношения. Если его принимать таким, какой он есть, и учитывать его особенности, то с ним вполне можно было общаться и даже получать от него тепло и поддержку.
Но это опять же смогут понять только те, кто научился смотреть на ситуацию широко, всегда пытаясь понять, чему она обучает. Обучает нас любая ситуация, как и вся жизнь в целом, только надо научиться это видеть. И если жизнь присылает какого-либо человека в наше окружение, то только для того, чтобы, общаясь с ним, мы выросли. И еще надо понять, что ситуация всегда уничтожает слабого, а поэтому всегда содержит в себе такой обучающий материал для него, который поможет ему стать сильным в том случае, если он в ситуации начнет видеть обучение, а не уничтожение.
Воронченко поступал по своим понятиям о правильности, так же как и каждый из нас тоже поступает по своим личным понятиям о правильности. И если в результате поведения одного человека другой человек страдает, то эти страдания являются проблемами второго человека, а не первого. Потому что поскольку- страдает именно он, а не другой, значит, в этой ситуации именно он является слабым. И ему не надо тратить свою энергию на выражение обид и злобы, на доказательство своей правоты, а пало учиться быть сильным в любых ситуациях, чтобы больше не страдать от поведения других людей. Обучение таких людей, как Воронченко, очень жесткое, но, я думаю, что хотя бы в небольшом количестве такие люди все же нужны любому коллективу, чтобы люди в нем не жирели, не расслаблялись, а становились более сильными.
В любом процессе всегда происходит взаимное обучение, и я полагаю, что в «истории с Еляном», так же как и во всей остальной жизни коллектива, каждый все же получил свою порцию того обучающего материала, которого он заслуживал своим поведением, построенным по своим понятиям о правильности. А самый справедливый и самый реальный судья — это время. Время рассуди! всех и в конечном счете каждому отведет то место, которого он на самом деле достоин...
Когда с этими рассуждениями Баскакова познакомился Э. В. Елян, он сказал: «Я на многие несправедливости уже внимания не обращаю. Мне обиднее всего за Воронченко. Баскаков высказался по поводу его вполне справедливо...»
Свежие комментарии