1754 - Михаил Васильевич Ломоносов демонстрировал в Академии наук «аэродинамическую машину» - модель вертолёта с двумя противоположно вращающимися винтами.
1876 - Родился Сергей Исаевич Уточкин — один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен — фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века. Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910—1914 годы. Он совершил десятки демонстрационных полётов во многих городах Российской империи. Его полёты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы: Владимир Яковлевич Климов и Сергей Владимирович Ильюшин (в Москве), Георгий Михайлович Бериев, Николай Николаевич Поликарпов (в Орле), Александр Александрович Микулин и Игорь Иванович Сикорский (в Киеве), Сергей Павлович Королёв (в Нежине), Павел Осипович Сухой (в Гомеле), Пётр Николаевич Нестеров (в Тбилиси), и др. «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и по духу фигура», — написал о нём редактор «Одесских новостей», писатель Александр Иванович Куприн. 31 декабря 1915 (13 января 1916) года в Петрограде в свои неполные сорок лет, из которых пять были отданы авиации, пионер отечественного воздухоплавания Сергей Исаевич Уточкин скончался в больнице Св. Николая Чудотворца для душевнобольных от кровоизлияния в мозг. В связи с войной смерть его осталась практически незамеченной широкой публикой. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры...
1910 - Авиатор Чарльз Роллс стал первой жертвой авиакатастрофы в Британии. Известен как основатель легендарной фирмы Rolls-Royce вместе с техником Генри Ройсом. Под Борнмутом, на высоте всего 20 футов (6 м), самолёт Роллса "Райт-Флайер" развалился в воздухе.
1922 - Родился Степан Анастасович Микоян — советский лётчик-испытатель. Герой Советского Союза (03.04.1975). Генерал-лейтенант авиации(1980). Заслуженный лётчик-испытатель СССР(10.12.1963). Кандидат технических наук(1980). Старший сын партийного и государственного деятеля Анастаса Ивановича Микояна.
1929 - Первый полёт гигантской летающей лодки Дорнье Do-X. Немецкая пассажирская летающая лодка фирмы Dornier. Предназначалась для эксплуатации на дальних пассажирских авиалиниях. В ходе 40-минутного демонстрационного полёта этот самолёт взлетел с Боденского озера с 169 пассажирами на борту. Этот рекорд остался непревзойдённым в первой половине XX века. Из-за невысоких лётных характеристик самолёт на линии не вышел - лишь совершил в 1930-1932 гг. несколько демонстрационных полётов в Африку, Северную и Южную Америку.
1931 - Завершились Государственные испытания в НИИ ВВС дальнего истребителя Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича ДИ-3(с 10 апреля). Выяснилось, что самолёт не удовлетворяет тактико-техническим требованиям как по максимальным скоростям на всех высотах, так и по скороподъёмности, и вообще практически по всем лётным характеристикам уступает самолёту Д-2. В управлении ДИ-3 оказался строгой машиной, не позволял полёт с брошенной ручкой. Оборонительная турель ЦКБ была признана неудачной.
В итоге ДИ-3 не рекомендовали к массовому производству, однако посчитали возможным построить небольшую серию для тренировки и обучения. В конечном счёте серийное производство так и не было налажено; известно лишь, что позже опытный ДИ-3 был оборудован застекленной кабиной и использовался как связной самолёт.
1931 - Погиб лётчик-испытатель Степан Тимофеевич Рыбальчук (16 (28) ноября 1892г.р.). (С сентября 1929 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Поднял в небо и провёл испытания АНТ-8 (МДР-2) (30.01.1931). Провёл испытания гидросамолётов РОМ-1 (МДР-1) (1927-28), МР-3 (МР-5) (1929), МУ-2 (1929) и других). Самолёт перевозил военную комиссию во главе с заместителем начальника штаба РККА Владимиром Кириаковичем Триандафилловым. Было раннее утро и стоял туман, но Рыбальчук принял решение лететь в такую погоду (по некоторым данным, из самолюбия). Полёт при этом проходил на малой высоте. В районе платформы Алабино самолёт зацепил деревья, после чего упал на землю и разрушился, а все находящиеся на борту люди — 3 пассажира и 5 членов экипажа — погибли...
1933 - Погиб лётчик-испытатель Бенедикт Леонович Бухгольц (30 марта 1900 г.р.). Поднял в небо самолёты И-5 (ВТ-11) (29.04.1930), ТБ-5 (1.05.1931), АИР-2 (18.05.1931), МДР-3(14.01.1932), МБР-2 (3.03.1932) , принимал участие в испытаниях самолётов П-2 (1927—1929 гг.), Д-2 (1929—1930 гг.), ТШ-1 (1931), МДР-2 (АНТ-8) (1931), И-Z (1931), ДИ-4 (1932), Ми-3 (1933), Савоя S-55P (1933). Последним самолётом для Б. Л. Бухольца, по грустной иронии судьбы, стала та же Савоя, амфибия, с блестящего эксперимента на которой началась его лётно-испытательская карьера. В 1933 году Советским Союзом в Италии были закуплены 5 летающих лодок Савоя S-55P. Четыре из них предназначались для Дальневосточного управления ГВФ, а головная, с полным зимним капотированием двигателей — для Управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП). Этот самолёт для сборки перевезли из Одессы в Севастополь. В конце июня для приёмки прибыл экипаж Б. Л. Бухольца. Он провёл испытания Савои-55 перед перегонкой на север и остался недоволен техническим состоянием машины, настаивая на её ремонте перед полётом. Однако из Москвы был получен приказ за подписью председателя СНК и СТО В. В. Куйбышева осуществить перегонку самолёта на Дальний Восток в запланированные сроки, не допуская промедления. Перелёт, в ходе которого самолёт должен был следовать по маршруту Севастополь — Свердловск — Иркутск — Якутск — Нижнеколымск — остров Врангеля, а затем на ледовую разведку, оказался для Б. Л. Бухольца последним. 12 июля 1933 года, после первой посадки в Сталинграде для заправки горючим, Бухольц повёл машину вдоль Волги бреющим полётом. Внезапно на большой скорости гидросамолёт врезался в воду. Из экипажа уцелел только штурман по фамилии Падалко. Причину катастрофы установить не удалось. Похоронен на Ваганьковском кладбище (22 уч.).
1935 - На параде в Тушино продемонстрирован пневматический (надувной) планер Павла Игнатьевича Гроховского на буксире за У-2. В середине 1930-х, незадолго до Второй мировой, Советский Союз активно искал средства для доставки десантников к точке назначения. Самолёты для этой цели были дороговаты, а вот планеры вполне подходили. Советские конструкторы откликнулись на призыв партии целым каскадом проектов, но всех удивил талантливый и эксцентричный инженер Павел Игнатьевич Гроховский, предложивший делать планеры надувными. Заказ на изготовление новинки принял ленинградский завод «Красный треугольник», где вскоре и был сконструирован «летающий матрац». Первые испытания прошли успешно: лётчик-испытатель, пристёгнувший «пневматические крылья» (как официально именовалось изделие), благополучно оторвался от кузова набирающего скорость грузовика и пролетел несколько десятков метров. Затем задание усложнили: грузовик буксировал планериста, как воздушного змея, – на привязи. Когда во время очередного теста при приземлении испытатель не удержался на ногах и упал на бок, то надутое крыло, самортизировав, мягко подняло комсомольца на ноги – тот не получил даже ушиба. «Безопасность на все сто!– засмеялся наблюдавший за своим детищем Гроховский. – Пожалуй, на нём можно будет летать даже без парашюта…» От «летающего матраца» было решено перейти к полноценному планеру. Аппарат спроектировали в рекордные сроки и передали для постройки на ленинградский завод «Промтехника». Готовая модель отличалась простотой: она не имела даже элеронов и рулей – управление совершалось перекосом консолей крыла и хвостового оперения (наклоном корпуса пилота в ту или иную сторону– так же, как делали братья Райт на своем первом аэроплане). На этом планере в воздух поднимались и сам Гроховский, и целый ряд сотрудников бюро.12 июля 1935 года аппарат был официально продемонстрирован членам правительства на параде в Тушино. Газеты поспешили дать планеру весьма лестную оценку, однако дело дальше не пошло. Готовый планер был передан МАИ для изучения и тренировки, но почти сразу попал на склад. Гроховский был бы рад продолжать изучение столь перспективного направления, но получил отказ в финансировании. Официальное решение гласило: «Вы доказали, что подобные аппараты летать могут, но, несмотря на их транспортабельность на земле, в воздухе они непригодны для десантников из-за громоздкости и недостаточной прочности». Действительно, для десанта планер не годился, зато был бы незаменим для разведки, спецопераций или базирования на подводных лодках и кораблях.
1937 - Начало рекордного по дальности перелёта Москва - Сан-Джасинто (США) на АНТ-25 с АМ-34 ,экипаж: Михаил Михайлович Громов, Андрей Борисович Юмашев и Сергей Алексеевич Данилин. Экипаж приземлится через 62 часа 17 минут в Сан-Джасинто на границе с Мексикой, устанавливая новый мировой рекорд дальности полёта по прямой линии, пролетев 11148 км, который продержится 9 лет. Экипаж мог бы продолжать полёт и дальше, но не было соглашения на пересечение американо-мексиканской границы. Громов, Юмашев и Данилин станут первыми нашими соотечественниками, которых Международная авиационная федерация (ФАИ) удостоит одной из своих высших наград - медали А. де Лаво.
1940 - Полёт Ер-2 на максимальную дальность, при этом самолёт с взлётной массой 12000 кг (масса горючего 3300 кг, масса бомб 1000 кг) пролетел 2040 км.
1940 - Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР принял постановление, определившее создание первых отечественных самолётов с реактивными двигателями. В постановлении, в частности, предусматривалось решение вопросов "о применении реактивных двигателей большой мощности для сверхскоростных стратосферных полётов"
1942 - В ночь на 12 июля экипаж 44 бап командир звена капитан С.М.Алешин на скоростном бомбардировщике СБ-2 выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийской батареи в районе железнодорожной станции Лемболово (Всеволожский район Ленинградской области). Самолёт был подбит зенитной артиллерией противника. Лётчик направил горящий самолёт на артиллерийские орудия врага. Похоронен в братской могиле близ Лемболово (посёлок при станции) во Всеволожском районе Ленинградской области...У станции Лемболово, на месте героической гибели экипажа, в состав которого входили Герои Советского Союза, удостоенные этого звания посмертно (командир звена капитан Алёшин Семён Михеевич, стрелок-бомбардир лейтенант Гончарук Владимир Андреевич и воздушный стрелок-радист старший сержант Бобров Николай Александрович) установлен монумент с мемориальной доской.
1944 - На вооружение ВВС Великобритании поступили реактивные истребители Глостер «Метеор». В этом же году реактивные истребители применила в боевых действиях также Германия (Мессершмитт Ме 163В и Ме 262).
1944 - Первый полёт опытного дальнего бомбардировщика Б2 (Ту-2Д), лётчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелёт.
1949 - Лётчик Wiktor Pelke совершил первый полёт на прототипе польского серийного УТС Junak-2. Испытания в полёте и на земле показали необходимость внести ряд изменений и поправок. Новая машина, по сравнению с Junak-1, оснащалась более мощным двигателем М-11ФР (160 л.с.), винтом LWD-J4, закрылками под крылом. Кроме того, у Junak-2 были новые обтекатели колеса, был заменён фиксированной хвостовой костыль на подвижный, изменили колёса с тормозами, фонарь кабины был заменён на новый, с более жёстким переплётом, установили переговорное устройство, улучшенный механизм выдвижения закрылков и т.д. Кроме того, были удалены мелкие дефекты и недостатки. Однако, после этой работы, масса пустого самолёта увеличилось на 13 кг. Измененный в CSS самолёт назвали Junak-2bis. Прототип был испытан 17 мая 1950 года в аэропорту Okecie пилотом Antoniego Szymanskiego. Три дня спустя - 20 мая 1950 года, во время пикирования, возникла сильная вибрация (флаттер), которая привела к разрушению элеронов. Пилот Antoni Szymanski посадил машину на землю, лишь незначительно повредив его при посадке. Прототип быстро отремонтировали и внесли изменения в проект. После ремонта были завершены заводские испытания, и Junak-2bis в его окончательной форме стал стандартной версией для серии, за который восстановили имя Junak-2 (без бис).
1957 - Началась история новосибирского аэропорта «Толмачёво». В этот день был выполнен первый пассажирский рейс на самолёте Ту-104 по маршруту Новосибирск – Москва.
1957 - В Советском Союзе с полигона Тюра-Там (с 1961 г. космодром Байконур) запущена третья межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Ракета потеряла устойчивость на 33 секунде полёта.
1961 - Катастрофа Ил-18 под Касабланкой — авиационная катастрофа, произошедшая в окрестностях Касабланки с самолётом Ил-18В (OK-PAF) авиакомпании ČSA, в результате которой погибли 72 человека.
Точная причина катастрофы не была установлена. Были предположения об отказах навигационных приборов, резком манёвре с целью уклонения от другого самолёта, сбое в электропитании, однако все они не удовлетворили комиссию. Наиболее вероятной выглядит версия, что экипаж попытался снизиться ниже уровня облаков, но в условиях ухудшающейся погоды снижение было слишком быстрым, что с учётом низкой высоты облачности привело к тому, что после выхода из облаков экипаж не успел выровнять самолёт.
1963 - На подмосковном аэродроме Чкаловская завершились совместные Госиспытания (участвовали представители ОКБ и ВВС) транспортного самолёта Ан-24Т (с 17 сентября 1962 года). Их выполнял экипаж ГК НИИ ВВС во главе с подп-ком лётчиком-испытателем Владимиром Степановичем Елисеевым при участии ведущего инженера м-ра В.А.Анисимова, который потом долгие годы занимался в институте грузовыми самолётами этого семейства. В своем заключении военные испытатели указали, что Ан-24Т практически соответствует требованиям ВВС и пригоден для принятия на вооружение. Однако первый заместитель командующего ВТА Герой Советского Союза генерал-л-т Иван Андреевич Тараненко высказал другое мнение. Он считал, что "Ан-24Т не соответствует задачам, возлагаемым на лёгкие ВТС в современных условиях по следующим причинам: не обеспечивается парашютное десантирование мелких грузов и техники; нет достаточной перегоночной дальности (1890 км) и мал практический радиус десантирований (180-225 км на высотах 1000 и 6000 м, соответственно); бортовой люк не позволяет грузить в самолёт и транспортировать по воздуху лёгкую боевую технику в пределах грузоподъёмности и габаритов грузовой кабины". Ещё одним недостатком машины был фанерный пол, который при перемещении по нему грузов быстро приходил в негодность. Для устранения этих замечаний ОКБ Антонова предложило оборудовать Ан-24Т десантным люком в низу хвостовой части фюзеляжа, увеличить полезную нагрузку до 5000 кг, установить дополнительные топливные баки, позволяющие повысить перегоночную дальность до 2900 км.
1966 - На Базе ВВС США "Эдвардс" состоялся очередной шестьдесят четвертый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Уилльям Джозеф «Пит» Найт (William Joseph «Pete» Knight). В полёте достигнута максимальная скорость 5876 километров в час при максимальной высоте подъёма 39620 метров.
1966 - На Базе ВВС Эдвардс был проведён 1-й испытательный полёт воздушно-космического ЛА с несущим корпусом "М-2/F-2" , созданного фирмой "Нортроп" (Northrop). Аппарат, сброшенный на высоте 13 700 метров с нижней части крыла самолёта-носителя "Boeing B-52", пилотировал Милтон О.Томпсон. Максимальная скорость при планирующем снижении составила 727 км/ч. Посадка произведена на скорости 320 км/ч. Силовая установка KF ЖРД "XLR-11" тягой 2700 кгс.
1967 - Первый полёт Ка-25ПС, лётчик-испытатель Игорь Николаевич Евдокимов. Вертолёт Ка-25ПС предназначен для поисково-спасательных работ на море, поиска приводнившихся космических кораблей и наведения на них судов. Ка-25ПС оборудован дополнительными осветительными средствами для ночных операций, специальной приводной радиоаппаратурой для вывода вертолёта на аварийные радиостанции. Бортовой комплекс является модификацией комплекса вертолёта Ка-25ПЛ. На вертолёте в санитарно-спасательном варианте в грузовой кабине устанавливается медицинское снаряжение (двое носилок, сиденье медработника, кислородное и другое оборудование), лебедка со стрелой (грузоподъёмностью 250 килограмм), тросом длиной 40 м и сиденьем для подъёма на борт спасаемых. Вертолёт строился серийно в Улан-Удэ в 1971 - 1972 годах.
1971 - Погиб лётчик-испытатель 1-го класса Владимир Васильевич Подхалюзин в ходе полёта на МиГ-21.
1980 - Совершил первый полёт опытный образец самолёта-заправщика KC-10 Extender. В 1977 году специалисты ВВС США провели сравнительный анализ гражданских широкофюзеляжных самолётов Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10 с целью определения, который из них лучше подходит для создания на его базе самолёта для дозаправки в воздухе самолётов стратегической, тактической и вспомогательной авиации США, а также перебросок войск, грузов и военной техники. В результате исследований по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) было установлено, что конструкция DC-10-30СF обеспечивает лучшие возможности для создания такого самолёта. Фирме McDonnell Douglas был выдан соответствующий контракт на разработку и производство 60 самолётов-заправщиков, получивших обозначение KC-10 Extender.
1984 - Умер Рафаил Иванович Капрэлян (22 апреля (5 мая) 1909 г.р.) — Герой Советского Союза (15 мая 1975), заслуженный лётчик-испытатель СССР (23 сентября 1961), мастер спорта СССР международного класса (1969), подполковник (1975).
Участвовал в испытаниях Ту-4 (1947-1948); провёл испытания опытных винтов на Ту-4;испытания радиолокационного оборудования на В-25; испытания системы антиобледенения на Ту-4; испытания радиолокационного оборудования для слепой посадки и ряд других испытательных работ на тяжёлых самолётах. Поднял в небо и провёл испытания Ми-6 (1957), Ми-10 (1960); участвовал в испытаниях Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10К. Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 -вторым пилотом): в 1956 - 2 рекорда: скорости и грузоподъёмности на Ми-4; в 1957 - 2 рекорда грузоподъёмности на Ми-6; в 1959 - 1 рекорд грузоподъёмности на Ми-6; в 1962 - 3 рекорда грузоподъёмности на Ми-6. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве...
1985 - Экипаж в составе: Александр Владимирович Ткаченко (командир), Сергей Александрович Горбик (помощник командира), В.А.Петренко (бортинженер-испытатель) и И.И.Радауцан (инженер-экспериментатор) поднял самолёт ДРЛО Ан-71 в воздух.
1988 - Запущена автоматическая межпланетная станция «Фобос-2» для проведения исследований Марса и его спутника Фобоса, Солнца и межпланетного пространства.
1990 - Последний серийный самолёт F-117A был поставлен заказчику. Всего было построено 59 серийных экземпляров (хвостовые номера 785-843).
1991 - Начались испытания F-18 HARV, оснащённого системой ОВТ, продемонстрировавшие существенное повышение манёвренности на средних углах атаки и возможность управления и устойчивого полёта истребителя на больших углах вплоть до 70°, в т.ч. эффективного управления по крену на углах атаки до 65° (ранее оно было возможно только на углах до 35°). Самолёт F-18 HARV (High Alpha Research Vehicle - аппарат для исследования больших углов атаки), построенный в 1987 году на базе шестого предсерийного истребителя F-18 с двигателями F404-GE-400. Вначале он был укомплектован только экспериментальной системой дистанционного управления и до 1989 года выполнил 101 полёт по первому этапу испытаний, в ходе которых достигал углов атаки до 55°. Затем машину дооборудовали тремя специальными створками (дефлекторными панелями) из содержащего хром и сталь высокотемпературного никелевого сплава, расположенными за соплами двигателей, которые позволяли производить отклонение вектора тяги как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. В дальнейшем самолёт дополнительно оснастили специальными подвижными управляющими поверхностями в носовой части фюзеляжа для управления в боковом канале. С ними в июле 1995 - сентябре 1996 годов он прошёл заключительный третий этап испытаний, на которых оценивалось влияние УВТ и дополнительных поверхностей на управляемость самолёта по тангажу, крену и рысканью на больших углах атаки. Всего на F-18 HARV выполнили 385 полётов, последний из них состоялся 6 сентября 1996 года.
1996 - Катастрофа самолёта МиГ-31, аэродром Комсомольский-2, КК м-р Емельянов И.В. и ШК командир АЭ п/п-к Супрунов П.Н. при заходе на посадку с имитацией отказа одного двигателя.
2000 - С российского 5-го Государственного испытательного космодрома “Байконур” (Казахстан) в рамках продолжения сборки Международной космической станции (Альфа - МКС) был осуществлён запуск РН "Протон-К"/SL-13, которая вывела на околоземную орбиту модуль "Звезда" (изделие 17КСМ №12801) - 3-й блок МКС. Модуль имеет внешнее,строение схожее с базовым блоком (ББ) станции "Мир". На "Звезде" установлены 4 стыковочных узла, расчётная длительность функционирования на орбите 15 лет. Модуль способен обеспечивать жизнедеятельность 6-ти человек. На борту модуля помимо различного оборудования находились два новых скафандра "Орлан-М" №12 (№1280012) и №23 (№1280023) для работы за бортом станции. 23-й и 24-й отечественный скафандр для ВКД отправленный в космос.
2001 - В США с космодрома на мысе Канаверал был осуществлён 24-й запуск в космос американского МТКК "Атлантис" (Atlantis), миссия STS-104, с пятью астронавтами на борту. Программа полёта предусматривала доставку на МКС американской шлюзовой камеры "Quest", созданной специалистами компании Boeing Company. Вес очередного модуля МКС 6064 кг. Десятая стыковка шаттла с МКС.
2002 - В 00:58 UTC (04:58 мск) с борта российской атомной подводной лодки К-44 «Рязань», находившейся в подводном положении в акватории Баренцева моря, осуществлён пуск по суборбитальной траектории ракеты-носителя «Волна» (на базе баллистической ракеты морского базирования РСМ-50) с космическим аппаратом «Демонстратор-2» на борту. Целью запуска являлась отработка новой технологии доставки на Землю грузов с космической орбиты. 146-килограммовый аппарат был изготовлен специалистами НПО имени Семёна Алексеевича Лавочкина и оснащён надувным тормозным устройством. Космический аппарат должен был достигнуть заданного района на полигоне Кура» на Камчатке. Однако «Демонстратор-2» не найден. Это уже третье неудачное испытание системы IRDT (Inflatable Reentry Descent Technology). Первый раз его запустили в феврале 2000 года и не смогли затем найти ни надувное устройство, ни разгонный блок «Фрегат», который он должен был затормозить. Второй раз IRDT испытывали в июле 2001 года совместно с «солнечным парусом». Тогда и «паруса не раскрылись», и тормоз не затормозил. В общем тоже аппарат потеряли.
2016 - Фёдор Конюхов, после годичной подготовки при поддержке команды, начал свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «МОРТОН», изготовленном компанией Cameron Balloons (Бристоль). Старт проходил на аэродроме австралийского городка Нортхэм по тому же маршруту, что и рекордный полёт его предшественника Стива Фоссетта в 2002 году — летательный аппарат оторвался от земли в 07:33 по местному времени (02:33 МСК). 23 июля 2016 года в 11:11 МСК. Федор Конюхов благополучно приземлился на западе Австралии. Установил новый мировой рекорд кругосветного полета — 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут.
Сегодня свой профессиональный праздник отмечают бортпроводники гражданской авиации!
Свежие комментарии