На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Этот день в авиации. 5 сентября

Этот день в авиации. 5 сентября

Этот день в авиации. 5 сентября
1908 - Первый полёт полноразмерного триплана - аэроплан Goupy I конструкции француза Амбруаза Гупи.

Этот день в авиации. 5 сентября

1923 - Сади Лекуан (Joseph Sadi-Lecointe) на одноместном опытном высотном биплане-истребителе Nieuport-Delage NiD-40R установил новый мировой рекорд высоты полёта - 10741 м. Он имел размах крыла 14 м, площадь крыла 34 кв. м, а силовой установкой являлся двигатель с турбонагнетателем Hispano-Suiza 8Fb мощностью 400 л.с.
Этот день в авиации. 5 сентября
1924
 - Открытие Вторых Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле. Было представлено 15 планеров. Многие из будущих знаменитых советских авиаконструкторов собрались в сентябре 1924 года на горе Коктебель в Крыму, в состязаниях участвовали Сергей Павлович Королёв, Сергей Владимирович Ильюшин, Александр Сергеевич Яковлев (АВФ-10), Виктор Фёдорович Болховитинов, Владимир Сергеевич Вахмистров (Кондор). Планеры «АВФ-10» и «Кондор» были отмечены среди лучших.
Этот день в авиации. 5 сентября
1927
 - Состоялся первый полёт прототипа самолёта (Werk.nr. 3200), оборудованного двумя двигателями Gnome et Rhone Jupiter VI мощностью 590 л.с. В 1927 году трёхместный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, получивший обозначение S.36, покинул сборочный цех фирмы Junkers Flugzeugwerke A.G. в Дессау. Это был первый и последний двухдвигательный самолёт,разработанный под руководством Гуго Юнкерса.
S.36 рекламировался как транспортный самолёт для перевозки почты, однако наличие двухбалочного хвостового оперения, столь удобного для стрельбы назад, говорило, что самолёт планируется использовать и для военных целей. Это подтвердилось после окончания испытаний - опытный экземпляр S.36 был переправлен в Швецию на завод фирмы A.B. Flygindustri в Лимхамне. Там он получил регистрационный номер S-AABL и стал прототипом военного самолёта K.37.

Этот день в авиации. 5 сентября

1929 Родился Андриян Григорьевич Николаев — 3-й советский космонавт (5-й в мире). Дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Первый космонавт, который участвовал в военном эксперименте в космосе (совместно с П. Р. Поповичем). В ходе первого полёта (1962 г.) Николаев впервые отвязался от кресла (до него Гагарин и Титов летали жёстко пристёгнутыми), свободно парил в корабле в невесомости. Совершил два космических полёта — одиночный в 1962 году на 4 суток, в 1970 году парный (с Виталием Севастьяновым) — на 18 суток. Оба полёта на момент их совершения были рекордными по продолжительности.
После первого полёта связал свою жизнь с работой отряда космонавтов. В 1964 году Николаев назначен командиром отряда советских космонавтов.
В 1965—1969 годах Николаев входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.
В 1968—1974 годах работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Проходил подготовку к полёту по «лунной» программе, являлся командиром одного из экипажей. После смерти С. П. Королёва и закрытия советской «лунной» программы готовился к полётам на кораблях типа «Союз». Являлся командиром дублирующего экипажа корабля «Союз-8» (октябрь 1969 года).
С 1974 года — первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина. Параллельно с основной работой был депутатом Верховного Совета РСФСР ряда созывов. В 1981 году за достижения в области космических исследований Николаеву присуждена Госпремия СССР.
Умер 3 июля 2004 года в Чебоксарах, где был главным судьёй V Всероссийских летних сельских спортивных игр, по пути в гостиницу «Спорт», от сердечного приступа, повлёкшего пятый инфаркт.По инициативе земляков, поддержанной первым президентом Чувашии Н. В. Фёдоровым, прах был торжественно захоронен на родине — в селе Шоршелы...

Этот день в авиации. 5 сентября

1930 - Создан институт авиационных моторов (ЦИАМ).

Этот день в авиации. 5 сентября

1933 - Катастрофа самолёта АНТ-7, командир экипажа Дорфман И.М.

Экипаж выполнял перелёт в Крым. На борту находились высшие руководители авиапрома и ГВФ СССР. Через несколько минут после взлёта самолёт в условиях сильного тумана зацепился колесами за канат любительской антенны, укрепленной на высоких шестах, затем задел элероном левой плоскости за верхушку высокой ветлы. Левая консоль крыла отвалилась, самолет носовой частью ударился о землю южнее Подольска около ст.Лопасня и рассыпался. Гибель двух Главнокомандующих ВВС Красной Армии - Андрея Васильевича Сергеева и Петра Ионовича Баранова в авиационной катастрофе самолёта Ант-7 (Р-6). Погибло 8 человек.
Предположительная причина: лётчик выполнял визуальный полёт в условиях недостаточной видимости и не справился с управлением.
Это был единственный опытный экземпляр, переделанный из устаревшего разведчика Р-6. На самолёте убрали все вооружение, в фюзеляже разместили 8 кресел для пассажиров и установили дополнительные баки с бензином. Самолет не был оборудован приборами для полетов ночью и в СМУ.
Сталин, отдыхавший в это время в Сочи, выдал свои рекомендации остававшемуся в Москве вместо себя Кагановичу Лазарю Моисеевичу: "Надо запретить под страхом исключения из партии полёты ответработников-нелётчиков без разрешения ЦК. Надо строжайше проводить в жизнь запрещение и обязательно исключать провинившихся, невзирая на лица".
Политбюро срочно составило и утвердило у Сталина список постов, обладатели которых лишались права свободного полёта — от членов ЦК до начальников главных управлений наркоматов. Чуть позднее подготовили и обширный список мероприятий, которые должны были обеспечить безопасность полётов. Так, в СССР ввели ежегодную проверку квалификации лётчиков, чего прежде не делалось. Авиапром обязали комплектовать каждый самолёт всеми приборами, необходимыми для слепых полётов. А всем авиапредприятиям запретили переделывать машины по собственному разумению. Тем же постановлением категорически запрещалось перевозить пассажиров на не испытанных полностью самолётах, но главное - в стране появились навигационная, метеорологическая и штурманская службы. А также обязательное оснащение высоких объектов, таких как радиоантенны, сигнальными огнями. Произошедшая катастрофа также ускорила создание Воздушного кодекса.

Этот день в авиации. 5 сентября
1936 - Первый полёт бомбардировщика К-13 Калинина c мотором АМ-34Ф. При первых же испытаниях самолёт показал, что значительно уступает по своим лётным качествам ДБ-3 (отчасти, из-за менее пригодных двигателей), а так же он оказался перетяжелённым. Интерес к машине быстро угас. Концов о нём ныне не найти.

Этот день в авиации. 5 сентября
1939
 - Состоялся первый полёт литовского многоцелевого штурмовика-бомбардировщика ANBO VIII. Самолёт предназначался для выполнения ударных операций в роли штурмовика и лёгкого бомбардировщика, проведения разведки. ANBO VIII - многоцелевой штурмовик-бомбардировщик, разработанный литовской фирмой ANBO. Антанас Густайтис (впоследствии командующего Литовским армейским авиакорпусом), уже будучи бригадным генералом, сконструировал в 1939 году двухместный лёгкий бомбардировщик-штурмовик АNBO-VIII с двигателем Bristol Hercules (на серийных машинах стоял Bristol Pegasus XVIII). Моноплан с низкорасположенным крылом имел закрытую кабину экипажа и неубирающиеся шасси в обтекателях. Это была последняя литовская конструкция. Самолёт прошёл испытания, но принятию на вооружение помешало присоединение Литвы к СССР.

Этот день в авиации. 5 сентября

1939 - При завершении госиспытаний истребителя И-180-2(Е-2) погиб лётчик-испытатель Томас Павлович Сузи. По сравнению с первым экземпляром И-180-2(Е-2) имел крыло увеличенного размаха и площади, а также более доведённый, хотя и менее мощный мотор М-87А, заменённый в дальнейшем на М-87Б. Это был 53 по счёту полёт с заданием достичь потолка". По свидетельству очевидцев, самолёт круто снижался (по другим данным - штопорил) с большой высоты. По достижении 3000 м он перешёл в горизонтальный полёт, какое-то время летел нормально, затем вошёл в штопор. На высоте 300 м самолёт вышел из него и тут лётчик почему-то покинул машину, но парашютом не воспользовался. Высказывались разные предположения причин катастрофы: ослепление пилота маслом из-за разрушения подкапотного маслорадиатора; сердечный приступ; потеря сознания из-за неисправности кислородного прибора. Но истинная причина так и осталась невыясненной.Томас Павлович Сузи был похоронен 8 сентября в колумбарии Новодевичьего кладбища...

GAL.45Owlet.jpg
1940
 - Состоялся первый полёт английского УТС GAL.45 Owlet (G-AGBK). Его разработали конструкторы фирмы General Aircraft Ltd. на базе самолёта GAL.42 Cygnet II. Принципиальным отличием самолёта стала тандемная открытая кабина. Несмотря на неплохие лётные характеристики самолёта заказа на серийное производство не последовало. Единственный построенный экземпляр был реквизирован RAF, где получил бортовой номер DP420.

Color Photographed B-17E in Flight.jpg
1941
 - Впервые поднялся в воздух опытный образец B-17E. Новая модель немедленно заменила на поточной линии B-17D и производство стали наращивать с максимальной скоростью. Отличался новой хвостовой частью фюзеляжа, увеличенным вертикальным и горизонтальным оперением, усиленным оборонительным вооружением, бронезащитой рабочих мест экипажа. Разрабатывался с августа 1940 года. С сентября 1941 по май 1942 года изготовлено 512 самолётов. 45 самолётов передано Великобритании.

C-74 long beach 2.jpg

1944 - Первый полёт американского тяжёлого военно-транспортного самолёта Douglas C-74 Globemaster. Первый американский серийный транспортный четырёхмоторный самолёт.
Разработка тяжёлого военно-транспортного самолёта была вызвана необходимостью осуществлять крупные воздушные перевозки в ходе боевых действий на тихоокеанском театре военных действий, развернувшихся после японского нападения на Перл-Харбор и вступления США в войну. Самолёт должен был обладать большой грузоподъемностью и дальностью полёта. К разработке проекта такой машины специалисты Douglas Aircraft приступили в 1942 году. В процессе создания машины возникли определённые трудности, что привело к задержке готовности самолёта, первый вылет состоялся лишь 5 сентября 1945 года. Заказ от американской армии составил 50 машин, однако в связи с окончанием войны он был пересмотрен и в итоге серийный выпуск был ограничен 14 экземплярами.
Из 14 выпущенных самолётов активно использовались лишь 11. Глоубмастер использовался Авиа транспортным командованием Военно-воздушных сил Армии США, и позже в ВВС после выделения их в отдельный род войск. За свою карьеру самолёт совершил множество трансатлантических перелётов, принял участие в Корейской войне и участие в перевозках в рамках обеспечения Берлинского воздушного моста. К середине 1950-х годов, стала ощутима нехватка запасных частей необходимых для поддержания машин в лётном состоянии и в 1956 году все 11 машин были выведены из состава ВВС. Машины отправлялись на авиабазу Девис-Монтен для длительного хранения и утилизации. В 1965 году большая часть самолётов была сдана на слом, однако четыре экземпляра были проданы, основная часть из них эксплуатировались авиакомпанией Aeronaves de Panama. По крайней мере одна машина эксплуатировалась до 1971 года.

Этот день в авиации. 5 сентября

1944 - Начало боевого применения БР А-4 (Фау-2) по Лондону.

В конце августа 1944 г. началась операция «Пингвин». Ракетные подразделения Фау-2, насчитывавшие до 6 тысяч солдат и офицеров и до 1,6 тысячи различных машин, выдвинулись из мест постоянного базирования в районы проведения боевых пусков. Уже вечером 5 сентября лондонский район Чизвик содрогнулся от удара первой Фау-2, достигшей Британских островов. Ракетное наступление продолжалось с 5 сентября 1944 г. по 23 марта 1945 г. За этот период времени было запущено 1269 Фау-2 по Англии и 1739 — по целям на континенте. По официальным английским данным, на территории Великобритании целей достигли 1054 Фау-2, жертвами которых стали 9277 человек (2754 убитых и 6523 тяжелораненых). В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, которые наряду с Фау-1 стали причиной гибели 6448 человек. Но при всей тяжести людских и материальных потерь, понесенных англо-американскими союзниками от ударов ракетного оружия, это был не тот результат, на который рассчитывало руководство Германии.

Этот день в авиации. 5 сентября

1948 - Летающая лодка ВМС США Martin JRM Mars устанавливает рекорд. Она подняла в воздух грузом в 62 262 фунта (28 242 кг).

Этот день в авиации. 5 сентября
1950 - Gloster Meteor T.7 Королевских ВВС Великобритании совершал перегоночный полёт с авиабазы Глочестер в ФРГ. На маршруте лётчик капитан Джон В. Драйвер встретил сложные погодные условия, потерялся и нарушил воздушное пространство ГДР. Выполнил вынужденную посадку на автобан (!) Гамбург - Берлин в 32 км от границы, после чего был арестован советскими войсками. Лётчик освобожден в декабре, а самолёт не возвращён.
Этот день в авиации. 5 сентября
1959 - Впервые запущена канадская метеорологическая ракета Black Brant. Разработана компанией Bristol Aerospace.Ракета Black Brant способна поднять полезную нагрузку массой 68 кг на высоту 150 км. Эти ракеты использовались неоднократно Канадским космическим агентством и НАСА.
Этот день в авиации. 5 сентября
1960 - Мировой рекорд скорости полёта - 1958 км/ч; И. Томпсон на многоцелевом истребителе F-4 Phantom II.

В 1959 году было решено произвести ряд полётов с целью побития мировых рекордов скорости полёта, скороподъёмности и высоты. Было развернуто несколько программ, в ходе которых использовался неизмененный серийный самолёт. И только в операции «Skyburner» машину оснастили системой впрыска воды.
Побитие рекордов решили начать с рекорда высоты в 28851 метр, установленного СССР. Операция получила название «Top Flight», ставшую частью заключительного этапа лётных испытаний Фантома на авиабазе Эдвардс. Шестого декабря 1959 года лётчик Лоренс Флинт младший поднял в воздух прототип YF4H-1, заправленный минимально необходимым количеством топлива и оснащённый барометрической регистрирующей аппаратурой. Флинт поднял машину на высоту 15240 метров, которая согласная расчётом была оптимальной для начала штурма рекордной высоты. На форсаже, лётчик разогнал Фантом до скорости превышавшей 2М, после чего начал плавный набор высоты, контролируя при этом перегрузку. В ходе полёта, продолжавшегося 40 минут, аппаратура зарегистрировала новый рекорд высоты 30 040 метров.
Следующим рекордом стал рекорд скорости, установленный лётчиком корпуса морской пехоты на замкнутой дистанции 500 километров. Полёт осуществлялся с подвешенными подфюзеляжным и подкрыльевыми ПТБ. Полёт был осуществлён 5 сентября 1960 года подполковником Томасом Миллером. Самолёт прошёл 500 километров за 15 минут 19 секунд, установив рекорд 1 958 км/ч. Две недели спустя, 25 сентября 1960 года, лётчик ВМФ Дэвис совершил попытку на замкнутой дистанции 100 км. Был установлен рекорд 1459 км/ч.
28 августа 1961 года началась операция "Sageburner", целью которой было побитие рекорда на трехкилометровой дистанции при полёте на малой высоте. Предыдущий рекорд был установлен на самолёте F-100 в 1953 году. Самолёт пилотировался лейтенантом Хантингтоном Хардисти и лейтенантом Эрлом Диэшь. Полёт осуществлялся вдоль берега реки Рио-Гранде в долине Стеллион Сайт на ракетном полигоне Уайт Сендс. Зафиксированная приборами скорость 1 451 км/ч стала новым рекордом полёта на малой высоте.
В ходе операции "Skyburner" 22 ноября 1961 года, на втором опытном самолёте YF4H-1, который пилотировал подполковник корпуса морской пехоты Роберт Робинсон, был поставлен рекорд скорости 2 585 км/ч.
Всего с 1959 по 1969 года было поставлено 16 мировых рекордов в различных классах. За исключением операции "Skyburner", все рекорды были поставлены на обычных строевых самолётах.

Этот день в авиации. 5 сентября
1967
 - Катастрофа самолёта Ту-16ЛЛ. Получивший смертельные травмы лётчик-испытатель Молчанов Ефрем Семёнович скончался 14 сентября.Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище...
 
Этот день в авиации. 5 сентября
1969 - Первый полёт многоцелевого учебно-боевого истребителя «23-51» (МиГ-23УБ).

Этот день в авиации. 5 сентября

1972 - Во Вьетнаме на спарке МиГ-21У советский инструктор и вьетнамец-стажер отрабатывали технику пилотирования. Где-то на расстоянии 8 км получили информацию о звене самолётов F-4, которые летели на малой высоте. Управление на себя взял полностью советский пилот. Надо сказать, что вооружения на самолёте не было. Лётчик исполнил бочку со скольжением. Тем самым избежал удара первой пары. Вторая и третья атаки американцев также остались безрезультатны. Однако маневр с включенным форсажем съел остаток топлива и лётчикам пришлось катапультироваться. Только тогда американцам удалось попасть в самолёт, но людей в нём уже не было.

Этот день в авиации. 5 сентября

1973 - Начались поставки F-4F Люфтваффе и завершились в апреле 1976 года. Свой первый полёт F-4F совершил 18 мая 1973 года. Правительством ФРГ было заказано всего 175 самолётов F-4F. Ряд важных агрегатов и узлов планировалось выпускать в Германии, что позволило существенно снизить цену на самолёты. Так же на F-4F отсутствовало оборудование связанное с УР Sparrow, а так же снят топливный бак №7 и аппаратура дозаправки в воздухе. Бортовая РЛС AN/APQ-120 так же была упрощена путем устранения режимов, необходимых для применения AIM-7 или AIM-4. Так же F-4F не мог использовать высокоточные боеприпасы типа AGM-65, AGM-45 и AGM-62. В результате таких "доработок" вес самолёта снизился почти на 1500 кг по сравнению с обычным F-4E. Производство в Германии было налажено на заводах фирм MBB и VFW-Fokker. Лицензионное производство двигателей J79-MTU-17A осуществлялось Motoren-und-Turbinenen-Union Munchen GmBH.

Фантомы поступили на вооружение двух полков ПВО ( JG-71 и JG-74) двух бомбардировочных полков (JBG-35 и JBG-36). Двенадцати F-4F было задействовано в качестве учебно-тренировочных самолётов, использовавшихся под неофициальным обозначением TF-4F для обучения немецких экипажей во время подготовки в США.

Этот день в авиации. 5 сентября
1977 - Запуск Вояджера-1 - автоматического зонда, исследующего Солнечную систему и её окрестности.
Первоначальная миссия заключалась в исследовании Юпитера и Сатурна. «Вояджер-1» был первым зондом, который сделал детальные снимки спутников этих планет. На борту аппарата закреплена золотая пластина, где для предполагаемых инопланетян указано местонахождение Земли, а также записаны ряд изображений и звуков. По завершении первоначальной миссии аппарат перешёл к выполнению дополнительной миссии по определению местонахождения границ Солнечной системы, включая пояс Койпера.
В ходе выполнения своей миссии «Вояджер-1» стал самым дальним от Земли объектом, созданным человеком. 18 мая 2016 года «Вояджер-1» находился на расстоянии в 135 а. е. (20,2 млрд км, или 0,00213 св. года) от Солнца — расстояние, преодолеваемое лучом света за 18 часов 42 минуты и 45 секунд.
Этот день в авиации. 5 сентября
1979
 - Первый запуск КА дистанционного зондирования «Ресурс-Ф1»;Космические аппараты серии "Ресурс-Ф1" использовались с 1979 года по 1993 год.КА этой серии обеспечивали выполнение разномасштабной, многозональной и спектрозональной космической фотоинформацией высокого пространственного разрешения.Способ доставки информации: в спускаемом аппарате.
Этот день в авиации. 5 сентября
1979
 - Катастрофа самолёта Ту-22У, КК к-н Литовкин А.Д., инструктор м-р Коршунов.
Метеоусловия: облачность 4 балла, высококучевая. Экипаж выполнял контрольный полёт ночью на «сухое» контактирование. Через 8мин полёта на высоте 6800м, скорости 820км/ч (М = 0,97) в процессе догона самолёта-танкера на самолёте возникла тряска, продолжавшаяся в течение 3с. После прекращения тряски появилось скольжение на правое крыло. Скольжение лётчики устранили балансировкой самолёта. Экипаж выполнил согласно заданию два «сухих» контакта, после чего снизился до высоты полёта по кругу 800м, установил скорость по прибору 500км/ч. При выпуске шасси на траверзе ДПРМ начала возрастать боковая перегрузка, достигшая 0,79. Попытки лётчиков удержать самолёт в прямолинейном полёте, были безуспешны. Инструктор принял решение на катапультирование и подал команду. Штурман покинул самолёт и благополучно приземлился на парашюте. Лётчики тоже катапультировались, но из-за недостатка высоты оба погибли.
Из рапорта ШК: «Взлёт, набор высоты проходил без отклонений. После 1-го разворота инструктор увидел справа в развороте самолёт-танкер. На прямой на дальности 12км до танкера инструктор дал команду занять по прибору 800км/ч и включить форсаж. Высота была 6300м. Секунд через 30 – 40 инструктор сказал, чтобы капитан Литовкин смотрел за числом М, так как оно подходило к единице. Я посмотрел на КУС-2000: приборная скорость была 800км/ч, истинная – 1080км/ч. Практически сразу же после этого самолёт стало резко бросать, ощущалась значительная тряска, затем она прекратилась. На скорости по прибору 780км/ч майор Коршунов сказал, что самолёт вроде бы ведет влево, а капитан Литовкин подтвердил это.
Выполнили третий и четвертый развороты и начали пристраиваться к танкеру. Первый контакт и расцеп были нормальными. При расцепе после второго контакта самолёт резко бросило в сторону. Майор Коршунов закричал, чтобы Литовкин держал управление, на что он ответил, что держит, но не может и не поймет, что происходит. Затем произошел расцеп, мы отвернули вправо, запросили снижение и по команде РП над ДПРМ заняли высоту 1500м. Затем снизились до высоты 800м на скорости 500км/ч. Коршунов спросил у Литовкина, видит ли он, что шарик ЭУП находится в крайнем правом положении, и предупредил, что тут нужно быть очень внимательным, что-то не то. Капитан Литовкин приступил к выпуску шасси. Сразу же после выпуска шасси самолёт резко повело влево с набором высоты. Я увидел на высотомере высоту 1000м и был сильно прижат вправо. Принял решение на катапультирование».
Причина: потеря путевой устойчивости и управляемости самолёта из-за разрушения вертикального оперения в результате возникшей в полёте скоростной (маховой) тряски на высоте 6800м и числе М=0,97.
Этот день в авиации. 5 сентября
1982
 - Завершены лётные госиспытания ракеты Х-31 с СПВРД 31ДП разработки Тур. МКБ «Союз».

Этот день в авиации. 5 сентября
1983 - Западные государства вводят 14-дневный запрет на полёты самолётов Аэрофлота в свои страны вслед за тем, как нашим истребителем-перехватчиком Су-15 777 ИАП был сбит южнокорейский Boeing-747 в районе Сахалина.
 
Этот день в авиации. 5 сентября
1984 - Приземление на авиабазе ВВС США Эдвардс космического корабля Discovery, совершившего свой первый полёт (STS-41-D). Общая продолжительность полёта составила 6 дней 56 минут. КВС - Генри Хартсфилд
Flight 73.jpg
1986
 - Угон самолёта Boeing 747 в Карачи. Boeing 747-121 американской Pan American выполнял пассажирский рейс PA73 из Бомбея (Индия) в Нью-Йорк (США) и во время промежуточной посадки в Карачи (Пакистан) был захвачен группой боевиков Организации Абу Нидаля. Целью угонщиков было направить авиалайнер в Израиль и обрушить его на один из городов. Однако лётный экипаж успел покинуть самолёт, тем самым лишив угонщиков возможности вылететь из аэропорта.
Террористы удерживали самолёт 17 часов, под конец открыв стрельбу по пассажирам, после чего пакистанский спецназ начал штурм. 43 человека погибли (в том числе 12 индусов), 120 были ранены. Сами угонщики выжили и были сперва приговорены пакистанским судом к смертной казни, позже заменённой на пожизненное заключение. В сентябре 2001 года лидер террористов - Зайд Хассан Абд Аль-Латиф Масуд Аль Сафарини был освобождён, но вскоре перехвачен американской стороной. В 2004 году американский суд приговорил его к 160 годам заключения. Его сообщники до сих пор отбывают наказание в пакистанской тюрьме.
 
Этот день в авиации. 5 сентября

1988 - Начались заводские лётные испытания самолёта Су-25УТГ на комплексе "Нитка".

Этот день в авиации. 5 сентября

1989 - В Советском Союзе с космодрома Байконур был осуществлён запуск РН "Союз-У2"/SL-4 с пилотируемым КК "СоюзТМ-8" по программе 5-й основной экспедицией на станцию "Мир", в составе экипажа: командир — Александр Степанович Викторенко (2-й полёт)  и бортинженер — Александр Александрович Серебров (3-й полёт) . Во время экспедиции космонавты впервые провели испытания новых скафандров и СПК.

Этот день в авиации. 5 сентября
1994 - Собран первый серийный экземпляр учебно-тренировочного и спортивного Су-31М, с катапультным креслом и встроенными крыльевыми баками.

Этот день в авиации. 5 сентября
1994 - На авиасалоне в Фарнборо впервые представлен выпущенный ОАО «Авиастар» Ту-204 - в раскраске авиакомпании «Внуковские авиалинии».
Этот день в авиации. 5 сентября
2004
 - Катастрофа вертолёта Ми-8, КВ м-р Галчин А.
ДСМУ. Экипаж выполнял полёт по маршруту Грозный – Магас на высоте около 200м. Вертолёт столкнулся с горой в 1,5 км (по другим данным в 4 км) северо-западнее с.Карабулаг. 2 человека погибло, один - борттехник, доставлен в госпиталь в тяжёлом состоянии.
Причины: ошибка в пилотировании и недисциплинированность, выразившаяся в выполнении полёта в облаках на высотах ниже минимально безопасных.
2011 - Первый полет ТВС-2МС. Это модификация новосибирского СибНИА Ан-2, в которой используется силовая установка Honeywell TPE331-12UAN, взлётной мощностью 1100 л. с. и работающей на авиационном керосине, что позволит увеличить полезную нагрузку, уменьшилась стоимость и увеличилась доступность эксплуатации самолёта. Обогреваемый салон самолёта стал более комфортным по сравнению с Ан-2. Улучшение взлётно-посадочных и эксплуатационных характеристик самолёта обеспечивает возможность его эксплуатации в условиях необорудованных аэродромов, посадочных площадок ограниченных размеров, подобранных с воздуха, что крайне важно для перевозок и авиационных работ в отдалённых регионах. В начале 2019 г. министерство промышленности и торговли пересмотрело планы по созданию нового ЛМС. Однако проекты СибНИА (это также ТВС-2ДТ, ТВС-2ДТС) посчитали неудачными из-за высокой доли импортных комплектующих, излишней сложности и неполного соответствия нормам летной годности.
Этот день в авиации. 5 сентября
2013 - Состоялся очередной успешный испытательный полёт ракетоплана "Enterprize" (SpaceShipTwo). Во второй раз в ходе тестовых миссий после отделения аппарата от самолёта-носителя "WhiteKnightTwo" включался ракетный двигатель. Самолёт-носитель WhiteKnightTwo взлетел с аэродрома Мохаве в штате Калифорния, США, около 15:00 UTC. Машину пилотировали: первый пилот Дэвид МакКэй (David MacKay), второй пилот Майкл Олсбери (Michael Alsbury) и бортинженер Скотт Глэйзер (Scott Glasser). После достижения самолётом высоты в 14 км от него было произведено отделение ракетоплана, который пилотировали Марк Стакки (Mark Stucky) и Клинт Николс (Clint Nicols). Затем пилоты произвели включение ракетного двигателя, который проработал 20 с и обеспечил развитие Enterprize скорости в 1,43 М. Была достигнута высота в 21 км.
Этот день в авиации. 5 сентября
2017
 - При пилотировании самолёта Су-27 над испытательным полигоном в Неваде погиб лётчик ВВС США подполковник Эрик Шульц. 
Этот день в авиации. 5 сентября
2018 - Китай успешно испытал коммерческую ракету-носитель "Шуанцюйсянь-1" /SQX-1Z/ разработанную частной компанией i-Space со штаб-квартирой в Пекине. Пуск был осуществлен в 13:00 по пекинскому времени с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая. Ракета совершила полет по суборбитальной траектории с тремя полезными нагрузками. Одна из них успешно вернулась на Землю при помощи парашюта. Этот запуск стал первым в истории полетом ракет серии SQX. После выхода на рынок ракеты-носители этой серии будут использоваться для коммерческих запусков малых спутников.

Картина дня

наверх