1910 - Открылась Офицерская школа авиации Отдела воздушного флота. В Севастополе открылась офицерская школа лётчиков, на базе которой затем было создано Качинское авиаучилище. Её создание осуществлялось Великим князем Александром Михайловичем на добровольные пожертвования граждан России по повелению Николая II.
(Свои годовщины, начиная с 1911 года отмечает в Михайлов день- 21 ноября, т.к. вскоре после открытия Русская православная церковь объявила Архангела Михаила покровителем школы и российских лётчиков). Расформирована 1 ноября 1998 года.
1922 - Первый полет Vickers Virginia. Это большой биплан, мало отличающийся по конструкции от самолета Vickers Vimy. Этот бомбардировщик оставался на вооружении с 1924 г. до середины 30-х годов. К моменту прекращения его производства было построено в общей сложности 124 самолета. Первым из 10 вариантов был опытный самолет Virginia Mk I с двумя двигателями Napier Lion мощностью 450 л.с., которые позже были заменены двигателями Rolls-Royce Condor III мощностью 650 л.с. Самолет получил обозначение Type 96 Virginia Mk I
1924 - Родился Сергей Лаврентьевич Берия, конструктор ракетно-космической техники, один из создателей систем ПВО и ПРО, генеральный директор и главный конструктор НИИ "Комета" в системе МО Украины, лауреат Государственной премии.
1924 - Пассажирский самолет авиакопании KLM Fokker F.VII совершает первый рейс из Нидерландов в Батавию (Голландская Ост-Индия), за 127 часов 16 минут, пройденное расстояние - 15369 км.
1944 - На Тихом океане американские бомбардировщики Б-29, базирующиеся на острове Сайпан, совершают налет на Токио - первый после налета полковника Дулиттла в апреле 1942
1946 - Родился Р.Т. Есаян, лётчик-испытатель – заместитель Генерального директора – начальник лётно-испытательного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»
1947 - Совершил первый полёт палубный истребитель Grumman F9F Panther с двигателем Роллс-Ройс «Нин» (США)
1948 - Первый полёт самолёта-фоторазведчика SNCASE SE.1010.
В 1946 году компания SNCASE предложила проект высотного транспортника для трансатлантических почтовых рейсов SE.1000. Самолёт не был построен, но проектом заинтересовался Национальный географический институт. По заказу института был построен высотный фоторазведчик SE.1010.
Самолёт представлял собой среднеплан классической схемы. От SE.1000 отличался носовой частью — была значительно увеличена площадь остекления. Оснащался 2 × двигателями Gnome-Rhône 14R-28 и 2 × Gnome-Rhône 14R-29. Максимальная скорость — 635 км/ч на высоте 8000 м. Дальность полёта — до 7300 км. Высота полёта — до 11500 м.
Всего Национальный географический институт заказал постройку 4 самолётов SE.1010. Но 1 октября 1949 года прототип с б/н F-WEEE разбился во время испытательного полёта. Весь экипаж погиб. Проект свернули, а недостроенные самолёты разобрали.
1955 - Первый полет турбовинтового самолёта для коротких линий - 50-местного Fokker F-27 Friendship; Конструкторам удалось выполнить поставленную задачу - заменить на региональных и местных линиях DC-3. Именно этот самолёт обеспечивал в 1960-е - 1970-е львиную долю местных перевозок.
Спрос на машину был так велик, что помимо Голландии его производили в США на фирме Firechild-Hiller (в Штатах этот вариант назывался FH-227). Всего было изготовлено около 1000 машин.
1956 - Около Эглисо, Швейцария, разбивается при взлете самолет Ил-12 компании Ceskoslovenske Aerolinie. Погибают 23 человека.
1959 - Первый полёт экспериментального транспортного СВВП Hiller X-18 (США)
1960 - Первый пуск противоракеты В-1000 с телеметрической ГЧ в составе системы “А” по перехвату баллистической ракеты Р-5М. 24 ноября 1960 года противоракета В-1000 не оснащённая боевой частью выполнила успешный «перехват» ракеты Р-5, сблизившись с ней на расчётное расстояние.
1961 - Мировые рекорды для конвертопланов: высота с грузами от 1 т до 15 т - 2588 м и максимальный груз, поднятый на 2000 м - 16485 кг; Д.К. Ефремов на винтокрыле Ка-22. Данный винтокрыл, как обычный транспортный самолёт, имеет большой фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и два двигателя с тянущими винтами-пропеллерами. Но у этой машины имеются два несущих винта, как у вертолёта. Ка-22 может производить взлёт и посадку вертикально. Полётный вес Ка-22 - 35 т. Скорость - 350 км/ч
1961 - Катастрофа Бе-12 Украинская ССР, близ Жданова. Министерство обороны СССР
Программой испытаний предусматривалось поочередное выключение двигателей в полете на высоте 3000 м с выполнением заданных эволюций в одномоторном режиме. Второй пилот, выключив правый двигатель, приступил к его запуску, окончившемуся неудачей - не было воспламенения топлива. После нескольких неудачных попыток командир корабля решил сам попытаться запустить двигатель, передав управление второму пилоту. При этом вместо вывода из флюгера правого винта была ошибочно нажата кнопка флюгирования левого, что привело к выключению левого двигателя и неизбежной потере высоты. Штурман предложил садиться на воду без двигателей, как это уже делалось ранее, но командир решил запустить левый двигатель. При выходе воздушного винта на авторотацию резко увеличилось сопротивление с энергичной потерей скорости и высоты, самолет просел и ударился о воду, раскололся надвое и затонул.
Погибло 3 члена экипажа.
1966 - Первые полки с МБР 8К84 в шахтном пусковом устройстве ОС были поставлены на боевое дежурство под населенными пунктами Дровяная Читинской области, Бершеть Пермской области, Татищево Саратовской области, Гладкая Красноярского края. Ракетный комплекс 8К84 был принят на вооружение Постановлением СМ 705-235 от 21 июля 1967 г. В 1964 году Московский Машиностроительный завод имени М.В.Хруничева приступил к производству ракет. Серия 8К84 была также развернута на Омском авиазаводе № 166 (ПО "Полет") и Оренбургском авиазаводе № 47 (ПО "Стрела").
1966 - Под Братиславой потерпел катастрофу Ил-18В компании ТАБСО, в результате чего погибли 82 человека. Это крупнейшая авиакатастрофа в Чехословакии, а также в нынешней Словакии.
Самолёт выполнял рейс LZ101 по маршруту София — Будапешт — Прага — Берлин. В 11:46 CET он вылетел из Будапештского аэропорта. Далее по плану следовала посадка в Праге, однако Пражский аэропорт был закрыт по метеоусловиям, поэтому экипаж в 11:58 осуществил посадку на запасном аэродроме — Братиславе. В 15:30 погода в Праге улучшилась и командир Антонов принял решение о взлёте. При этом метеоролог Братиславского аэропорта предупредил, что к северо-западу от аэропорта ожидается турбулентность от умеренной до сильной.
Всего через пару минут после взлёта авиалайнер на высоте 288 метров относительно уровня аэродрома и в 8 километрах от него на скорости около 500 км/ч при работающих на взлётном режиме двигателях врезался в покрытый заснеженным лесом склон холма Сакра (Sakrakopez) в районе Рача, что близ Братиславы. За 20 секунд он прорубил просеку длиной 562 метров и шириной от 30 метров в начале до 10 метров конце и полностью разрушился, при этом основная масса обломков была расположена в 265 метрах от конца просеки. Вытекшее из баков топливо вспыхнуло, но быстро сгорело из-за высокой площади рассеивания.
Катастрофа произошла близ Братиславы и в популярном у туристов районе. Поэтому многие местные жители видели катастрофу. Видели её и диспетчеры, которые позвонили своим коллегам в аэропорту. Однако диспетчер подхода не видел катастрофы ни визуально, ни даже на радаре. Из-за труднодоступности места катастрофы, темноты и плохой погоды, первые спасательные службы прибыли только через полтора часа. Стоит также отметить, что среди причин задержки в поисках стали слухи, что самолёт использовался для перевозки радиоактивных изотопов. Было найдено 74 тела, при этом медицинская экспертиза показала, что большинство из них погибли от множественных травм в момент удара, а ожоги были получены уже после смерти. Также были предположения, что некоторые из жертв пережили само падение, но погибли от переохлаждения.
Причина катастрофы не была определена. Наиболее вероятной причиной могла служить недостаточная оценка экипажем рельефа местности и влияние турбулентности в районе гор, что в сочетании с высокой скоростью привело к трагедии.
1969 - Успешное завершение лунной миссии Аполлон-12. Приводнение в Тихом океане командного модуля Yankee Clipper с астронавтами Аланом Бином, Чарльзом Конрадом и Ричардом Гордоном
1970 - Впервые корабль Т2К советской лунной программы был выведен на орбиту Земли с помощью РН «Союз» ("Космос-379»). Для проведения испытаний ЛК в беспилотном режиме на орбите Земли был создан экспериментальный ЛК (11Ф94), получивший обозначение Т2К
1971 - Человек, именовавший себя Д.Б. Купер (D.B. Cooper), угрожая предметом, похожим на бомбу, потребовал от экипажа самолета 200 тысяч долларов и 4 парашюта. После остановки в Сиэтле, где ему передали необходимую сумму, самолет направился в сторону Мексики. Над территорией юго-запада штата Вашингтон во время сильной грозы угонщик спрыгнул с парашютом, прихватив с собой деньги. С тез пор его больше никто не видел. Часть денег была найдена через 9 лет на берегу реки Колумбия.
1976 - Завершены государственные совместные испытания Су-15УМ (У-58ТМ)
1977 - В ноябре в НПП "Аэросила" создана ВСУ ТА-12
1991 - В США с космодрома Cape Canaveral осуществлен пуск МТКС "Space Shuttle" (m.44), которая вывела на околоземную орбиту американский МТКК OV-104 "Atlantis №10" [STS-44] с астронавтами Фредериком Грегори (Frederick Gregory, 3-й полет), Теренсом Хенриксом (Terence Henricks, 1-й полет), Стори Масгрейвом (Story Musgrave, 4-й полет), Марио Ранко (Mario Runco, 1-й полет), Джеймсом Воссом (James Voss, 1-й полет) и Томасом Хенненом (Thomas Hennen, 1-й полет) на борту. Полет по программе Министерства обороны США. В этот же день с борта МТКК "Atlantis" [STS-44] осуществлен запуск американского спутника "USA-075" ["DSP F16"]. Посадка 1 декабря 1991 года.
2002 - Умер Михаил Петрович Девятаев, летчик-истребитель, совершивший побег из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике He.111, Герой Советского Союза
2002 - Запуск МКК "Эндевор" STS-113, на борту экспедиция на МКС - К.Бауэрсокс (США), Н.М.Бударин, Д.Петтит (Италия). Командир КК Дж. Уэзерби, пилот П. Локхарт, также М. Лопес-Алегриа, бортинженер Дж. Херрингтон. "Эндевор" в рамках миссии (11A) к Международной космической станции, доставил секцию P1 Truss (Port Side Thermal Radiator Truss).
2015 - Самолет российских ВКС Су-24 был сбит ракетой типа "воздух-воздух" с турецкого F-16 над сирийской территорией и упал в Сирии в 4 километрах от границы с Турцией. Пилот Су-24 Олег Пешков был расстрелян во время катапультирования с земли боевиками на территории, которую контролировали протурецкие боевики. Штурман Константин Мурахтин спасен.
2016 - Первый предсерийный образец перспективного российского легкого истребителя МиГ-35 совершил первый полет. Изначально МиГ-35 разрабатывался в качестве замены устаревающим истребителям семейства МиГ-29. Сегодня этот самолет во многом унифицирован с новыми палубными легкими истребителями МиГ-29К/КУБ. МиГ-35 может одновременно захватывать до десяти целей и вести одновременный обстрел до шести из них.
2016 - Первый из трех испытательных самолетов А350-1000, заводской серийный номер MSN059, успешно выполнил свой первый полет в Тулузе. Самолет приземлился в аэропорту Бланьяк в 15:00 по местному времени, проведя в воздухе 4 часа 18 минут.
A350-1000 - самая вместительная модель семейства А350 XWB. Самолеты А350 XWB задают новые стандарты топливной эффективности и пассажирского комфорта, воплощая в себе все самые передовые достижения в области аэродинамики, технологий производства и материалов. Они позволяют сократить операционные расходы на 25%, а расходы на ТОиР - на 40%. В типовой трехклассной компоновке А350-1000 может вмещать на 40 пассажиров больше, чем А350-900. Помимо большей вместимости, А350-1000 также отличается от А350-900 модифицированной задней кромкой крыла, шестиколесной тележкой шасси и более мощными двигателями Rolls-Royce Trent XWB-97.
Свежие комментарии