Джанни Капрона родился 3 июля 1886 года в Италии. Из-за недостатка средств начало Капрони в авиации оказалось трудным, но тем не менее в 1909 году, преодолев финансовые проблемы, построил свой первый аэроплан. Чтобы доказать его прочность и надежность, Капрони сам демонстрировал возможности самолета, и эти усилия не были напрасны.
Перелет Луи Блерио, через Ла-Манш повысил интерес к авиации, которая привлекла внимание не только энтузиастов, но и военных, рассматривавших ее в качестве нового вида вооружений, способного принципиально изменить методы ведения войны. Атака с воздуха давала иной, очень эффективный способ уничтожения противника.
Капрони также видел очень большие возможности применения авиации в военной области, тем более что основы тактики применения военной авиации были заложены в Италии. Главный представитель и покровитель Капрони, майор Джулио Дуэ, в 1909 году писал в «Ла Препаразио» о важной роли ведения войны: «Сверху можно все хорошо рассмотреть и точно нанести удар по цели».
Идея нанесения ударов с воздуха оказала на Капрони большое влияние и привела к тому, что в 1911 и 1912 году он первым начал поставлять итальянской армии аэропланы.
Во время Первой мировой войны он сконструировал первый бомбардировщик, трехмоторный биплан Caproni Са.30 (военное обозначение Са.1). Бомбардировщик весил почти четыре тонны и был огромным для того времени. Для обеспечения его взлета впервые построили бетонную взлетно-посадочную полосу.
Следующее детище Капрони – бомбардировщик Caproni Ca.33(Са.3), снабженный двумя двигателями с тянущими воздушными винтами и одним толкающим.
![]() Бомбардировщик Caproni Ca.33 |
Уникальность самолетов Капрони заключалась в трехсекционном фюзеляже. Его главная часть, содержавшая кабину пилотов спереди и кабину стрелка сзади, была гондолой, на которой крепился толкающий двигатель. Две боковые части фюзеляжа, так называемые балки, связывали биплан с хвостовой частью, а тянущие двигатели устанавливались в передней части.
Самолет произведенный в количестве 269 штук, в 1914-1916 годах находился на вооружении не только итальянской армии, но и английской, а позже – американских военно-воздушных сил, образованных в 1917 году. Французы обладали лицензией на производство этих машин в компании «Esnault-Pelterie».
Следующим самолетом Caproni Ca.4, самый большой летательный аппарат периода Первой мировой войны, был построен в 1916 году. Классифицировался он как двухфюзеляжный триплан с размахом крыльев почти 40 метров. Годом позже построен Caproni Ca..5, модернизированная версия массово производимого и широко признанного Ка.3.
Самолеты Капрони вызвали широкую дискуссию в военных кругах: некоторые политики и высшие военные офицеры считали военно-воздушные силы как бы «длинными руками» наземных войск, значительно помогавшими армии в ее действиях на земле. Другие, поклонники разрушительной мощи самолетов, утверждали, что военно-воздушные силы должны быть самодостаточными и независимыми от других родов войск.
Капрони придерживался последней точки зрения. Он высказывался за использование авиации в самостоятельных боевых операциях и искал поддержку своих взглядов у влиятельных итальянских политиков и генералов, убежденных в важности стратегических бомбардировок. Капрони, будучи убежденным в ведущей роли военных бомбардировщиков, опубликовал три работы, в которых убедительно обосновал широкомасштабное применение военно-воздушных сил.
В одной из работ Капрони предлагал разрушить с воздуха австрийский военно-морской флот. В другой Капрони утверждал, что бомбометание произведет революцию в военных действиях, и может быть использовано для нанесения ошеломляющего удара по противнику. Третья работа, написанная в форме меморандума, была направлена в Соединенные Штаты.
Здесь военно-воздушные силы рассматривались в двух аспектах: в политическом и стратегическом. Современные военно-воздушные силы, считал Капрони, должны рассматриваться как оружие, способное поразить цель над линией фронта наземных войск. В стратегическом плане, подчеркивал конструктор, военно-воздушные силы превосходят любой другой вид оружия, поскольку они способны атаковать объекты, расположенные в глубине вражеской территории.
Особо Капрони выделял значение военно-воздушных сил как оружия, способного нанести прямой удар по инфраструктуре на плотно населенных территориях противника.
В 1917 году начала работу комиссия «Боулинг Аэронавтик». Ее целью была оценка и предоставление информации о военной авиации в Европе. Пользуясь случаем, Капрони подарил майору Эдгарду Горрелю книгу итальянского журналиста Нино Сальванеши «давайте поразим войну в самое сердце». Название ясно выражало важность стратегических бомбардировок. Интересно, что итальянский журналист почти дословно вторил точке зрения военного промышленника Капрони.
В 1929 году Капрони построил самый большой в мире самолет того времени. Это был шестимоторный сверхтяжелый бомбардировщик Caproni Ca.90. Экипаж состоял из 11 человек, самолет мог нести груз массой 8 тонн. Его особый контур характеризовался большим размахом нижнего крыла(49,6 м), относительно верхнего(38,8). На этом самолете удалось установить несколько рекордов высоты полета с грузом.
![]() Бомбардировщик Caproni Ca.90 |
Капрони внес огромный вклад в развитие авиации, сконструировав более 100 различных типов самолетов – в основном тяжелых бомбардировщиков. Джанни Капрони основоположник современных методов ведения воздушных войн, умер в Риме 27 октября 1957 года.
Свежие комментарии