На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Первый летчик Ингушетии

История Рашид-Бека Ахриева 

Родился Ахриев Рашид-Бек Чахович в 1895 году в родовом селении Фуртоуг Владикавказского округа Терской области (ныне Джейрахский район Ингушетии) в семье первого ингушского ученого-этнографа и просветителя Чаха Ахриева. Раннее детство Рашида прошло в Азербайджане, там же он и пошел в первый класс.

Для выпускника Владикавказской гимназии Рашид-Бека Ахриева выбор военной карьеры не был случайным, это был закономерный шаг юноши: помимо веками культивируемых воинских традиций среди ингушей, его мать была дочерью офицера Императорской армии из рода Базоркиных, а такое завидное происхождение ко многому обязывало.

Накануне Первой Мировой войны по окончании Тифлисского военного училища в 1914 году Ахриев Рашид-Бек направляется на фронт. Воевал в частях армейской пехоты. Был дважды ранен.

Служил в составе авиа-дивизиона Российского императорского военно-воздушного флота (РИВВФ) из 10 бомбардировщиков "Илья Муромец", участвовавшего в боевых операциях русской авиации, бомбардируя тылы германских войск (коммуникации, склады и т.п.).

Поступил и 27 июля 1917 года успешно окончил Гатчинскую военно-авиационную школу (специализировался на самолетах «Фарман IV» и «Моран Парасоль»), став офицером-авиатором РИВВФ; 9 августа 1917 г. штабс-капитан Р. Ахриев убыл в распоряжение Инспектора авиации Юго-Западного фронта. Он становится военным летчиком — первым и единственным на то время из горских народов Северного Кавказа.

За боевые отличия штабс-капитан воздушного флота Императорской армии Рашид-Бек Ахриев был удостоен ордена Святого Владимира 4-й ст. с мечами и бантом.

Однако недолго пришлось воевать нашему летчику в военной авиации Императорской армии. После государственного переворота осени 1917 года, когда произошло крушение государственных устоев России, Р. Ахриев эмигрировал в Турцию. Там он и продолжил летать, но только в составе авиации Османской империи, союзнице Германии. Воевал на стороне Германии, вместе с немецкими лётчиками участвовал в бомбардировках позиций английских и французских войск.

После объявленной в 1920 году амнистии офицерам Императорской армии, Рашид-Бек Ахриев возвращается в Россию. Вскоре его направляют в Среднюю Азию. 3 сентября 1924 года на самолёте «Юнкерс Ф-13», оборудованном под пассажирские перелёты, пилот Рашид-Бек Ахриев, вместе с авиамехаником Петром Комаровым совершил первый регулярный рейс Ташкент — Душанбе. В этот день он перевез руководящих членов Правительства новой азиатской республики, которые находились в г. Ташкенте, а затем прибыли в Бухару, чтобы направиться в Душанбе.

Таким образом вверенный летчику Правительством Таджикистана самолет «Красный Таджикистан» явился пионером в освоении гражданских воздушных трасс на линиях Таджикской Республики. Впоследствии «Красный Таджикистан», пилотируемый Р. Ч. Ахриевым, совершал рейсы в г. Душанбе, доставляя пассажиров и почту.

Ещё один авиационный маршрут «Бухара-Душанбе» был проложен над восточной частью Гиссарского хребта, где в любое время года господствуют восходящие воздушные потоки, вызванные столкновением воздушных масс с пустынными породами равнин Кара-Кумов и горных хребтов Афганистана. Поэтому этот маршрут по праву считался в СССР одним из самых сложных и опасных. В 1925 году Рашид-Бек Ахриев становится летчиком Среднеазиатского отделения Российского общества «Добролет», и осваивает эти самые опасные воздушные пространства. За это Правительством СССР он был награжден ценным подарком.

В 1927 году Р. Ахриев перевелся в г. Харьков, и до 1941 года служил в Харьковском авиационном звене Украинского управления Гражданского воздушного флота, был рейсовым пилотом «Укрвоздухпути», летавшим по маршрутам: Харьков-Москва, Харьков-Киев, Харьков-Ростов. Заслужил известность как один из самых опытных пилотов гражданской авиации

С началом Великой Отечественной войны многие из летчиков советской гражданской авиации были мобилизованы в ряды ВВС. Не стал исключением и летчик Рашид-Бек Ахриев: солидный опыт воздушных боев в Первой мировой войне, равно как и полетов в сложных условиях Средней Азии, был бесценным в условиях начавшейся войны.

В 1941 году Рашид-бек Ахриев был направлен в распоряжение Северо-Западной особой авиагруппы. На его счету десятки боевых вылетов в тыл врага. Служил в составе лётного отряда особого назначения под командованием генерал-майора Ш. Л. Чанкотадзе. Лётный отряд выполнял полёты по маршруту Ленинград—Москва, доставлял в блокадный Ленинград боеприпасы и продовольствие.

20 января 1942 года звено из 3-х самолётов (Р. Ахриев был ведущим) попало под огонь немецких зенитных орудий. Два самолёта были сбиты и упали на временно оккупированной врагом территории. После освобождения Ленинградской области от немецко-фашистской оккупации, в 1944 году, самолеты были найдены, останки погибших лётчиков, среди которых были и останки Ахриева Рашид-бека Чаховича, с воинскими почестями захоронены у деревни Арбузово.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх