На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 664 подписчика

Свежие комментарии

  • Leon17 Влад
    Хм... Случилось бы это с нашим самолетом - вой слышен был бы до Луны на тему "косорукости". А тут все на тормозах спу...Boeing передает ш...
  • Георгий Михалев
    Просто удивительно, как они вообще находят цель и свой аэродром. Вот так вот живешь себе живешь и бац по башке авиабо...Как Ту-22 случайн...
  • Александр Шевченко
    Увидел оперативный дежурный с Мары 2,а сели вы в Мары 1,одним словом пробегали мы на точке.Как Ту-22 случайн...

Этот день в авиации. 5 апреля

Этот день в авиации. 5 апреля

Этот день в авиации. 5 апреля

1869 - (24 марта ст.ст.) Родился ученый-аэродинамик С.А.Чаплыгин.

Весной 1886 года Чаплыгин блестяще, с золотой медалью, окончил Воронежскую мужскую гимназию и подал заявление в Московский университет. В 1890 году он окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Н.Е. Жуковского был на два года оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности.
С 1893 года С. А. Чаплыгин преподавал физику в Московском Екатерининском институте, механику в Императорском Московском техническом училище (1896—1910 гг.), высшую математику и теоретическую механику — в Московском межевом институте (1895—1901 гг.), прикладную математику — в Московском университете (сначала — приват-доцент, с 1898 г. — доцент, с 1904 г. — экстраординарный, а с 1909 г. — ординарный профессор по кафедре теоретической и практической механики). В 1901—1908 гг. он преподавал также в Московском инженерном училище (ныне — Московский государственный университет путей сообщения). В связи с событиями 1911 года покинул университет с большой группой преподавателей.
С. А. Чаплыгин — директор Московских высших женских курсов (МВЖК) (1905—1918 гг.) и ректор 2-го Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы (1918—1919 гг.). В 1906 году он получил разрешение Думы на строительство зданий для курсов на Царицынской площади (Девичье поле). 3 июня 1907 года состоялась закладка зданий на Малой Царицынской (ныне Малая Пироговская) улице. Под строительство необходимой суммы не было выделено и оно велось под залог выделенного участка.
Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (чч. 1—2, 1905—1907 гг.) и сокращенный «Пропедевтический механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1915 г.). С 1914 года он — действительный статский советник.
После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин активно продолжает вести педагогическую работу и научные исследования. С 1918 года он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 года привлекается Жуковским к организации ЦАГИ, где и работает с этого времени[7]. В 1918—1925 гг. Чаплыгин — профессор Московского лесотехнического института. В 1921—1930 гг. он — председатель коллегии, в 1928—1931 годах — директор-начальник ЦАГИ. В научно-теоретическом семинаре ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина вырос цвет отечественной механической науки (М. А. Лаврентьев, М. В. Келдыш, Н. Е. Кочин, Л. И. Седов, Г. И. Петров, Л. С. Лейбензон, С. А. Христианович и др.). В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—1941 гг.).
С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года С. А. Чаплыгин переехал в Новосибирск, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ, эти лаборатории образовали филиал ЦАГИ № 2, из которого впоследствии вырос Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА).
Жил в доме 8 на улице Фрунзе.
Умер С. А. Чаплыгин от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года, находясь в эвакуации. Похоронен в Новосибирске на территории СибНИИА.

 

 

Этот день в авиации. 5 апреля

1909 - Родился конструктор радиотехнических средств космической техники М.С.Рязанский. Участвовал в разработке радиосистем для баллистических ракет, а впоследствии для космических ракет-носителей, спутников, межпланетных станций.


1919
 - Лейтенант Роже совершил перелет на французском бомбардировщике-разведчике Breguet Br.XIV из Лиона в Рим и затем в Ниццу, а впоследствии новый французский рекорд дальности был установлен Коли и Роже, когда они пролетели дистанцию длиной 1900 км между Ле Бурже и Кенитрой (Марокко).

lipko.jpg

1923 - Родился Анатолий Семенович Липко, летчик-испытатель. В качестве второго пилота поднял в небо (27.10.1959) и провёл испытания М-50А. В 1959 установил 9 мировых авиационных рекордов (из них 2 – в качестве второго пилота) : в сентябре 1959 – 2 рекорда грузоподъёмности на 3М, в октябре 1959 – 7 рекордов скорости на М-4. В качестве второго пилота поднял в небо (23.01.1962) и провёл испытания Ту-126. Участвовал в испытаниях Ту-22. Участвовал в испытаниях Ил-62.
Погиб 25 февраля 1965 года при выполнении испытательного полёта на первом опытном Ил-62. Катастрофа произошла в ходе выполнения программы заводских летных испытаний. Самолет отделился от земли на большом угле атаки и с недостаточной скоростью (как предполагалось впоследствии, из-за помпажа и потери тяги одним из двигателей), задел опору ограждения аэродрома, упал и загорелся. В катастрофе погиб почти весь экипаж испытателей (9 человек) и ведущий инженер П.В.Казаков из 17, бывших на борту.


1932 - Постановление СНК СССР "О состоянии и развитии противовоздушной и противохимической обороны", определившие основы организации ПВО страны

as4-3.jpg
1932
 - Первый полет многомоторного пассажирского самолета Airspeed AS-4 

Этот день в авиации. 5 апреля

1937 - Японские летчики Масаки Иинума и Кэндзи Цукагоши вылетели из Токио в Лондон, где приземлились через 94 часов 18 минут. Фактическое время полета было 51 часов 17 минут 23 секунды, что стало новым рекордом для маршрута. Два пилота покрыли расстояние 15357 км. Самолет - прототип одномоторного самолета-разведчика Mitsubishi Ki-15 Karigane, названный "Камикадзе".


1939
 - Поднялся в воздух первый серийный английский бомбардировщик "Уитли" IV (Armstrong Whitworth Whitley IV) с моторами "Мерлин" IV. Моторы были заключены в хорошо обтекаемые капоты, радиаторы расположили в нижней части мотогондол. Ступицы ВИШ-автоматов "Ротол" прикрыли коками, плавно продолжавшими очертания капотов. Поскольку "Мерлины" расходовали больше горючего, запас бензина увеличили, добавив баки емкостью 846 л в передней секции крыла между моторами и фюзеляжем. Дополнительным внешним отличием "Уитли" IV стал характерный "зуб" остекления места бомбардира, улучшавший обзор. Этот "зуб" потом установили и на самолетах более раннего выпуска. Всего изготовили 33 "Уитли" IV. Еще семь машин собрали с более мощными моторами "Мерлин" X и обозначили "Уитли" IVA. "Мерлин" X имел двухскоростной нагнетатель, что давало ему преимущество на разных диапазонах высот. На взлете он развивал 1065 л.с. (по сравнению с 880 л.с. у "Мерлина" II), а максимум имел на высоте 1720 м - 1145 л.с.

Этот день в авиации. 5 апреля

1940 - Первый полет истребителя И-200 (в серии Миг-1). Лётчик-испытатель А.Н. Екатов. В серию самолет был запущен под обозначением МиГ-1, затем МиГ-3. Двигатель АМ-35 мощность 1350 л.с. Взлетный вес - 3355 кг, максимальная скорость - 640 км/ч. На таком самолете А.И. Покрышкин провел свои первые воздушные бои с фашистскими летчиками и одержал первые победы

1942 - Создан завод №122, ныне Первый московский приборостроительный завод им. В.А.Казакова


1942
- В районе «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит.. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу.
Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после.
Удостоен звания Герой Советского Союза.


1942
- Поднялся в воздух первый прототип испанского учебно-тренировочного самолёта HS-42. Заказчик остался доволен предъявленными показателями и в том же году была заказана партия серийных самолётов. HS-42 успешно эксплуатировался на протяжении почти 30 лет и последние самолёты были списаны только в начале 1970-х годов.

Этот день в авиации. 5 апреля

1943 - Эскадрилья «Нормандия — Неман» (будущий полк) приступила к боевым действиям в составе 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии. На фото Альбер Прециози и Альбер Дюран.


1943
- Катастрофа самолёта И-185, лётчик-испытатель п-к Степанчонок В.А. Это был 3 полет Василия Андреевича на И-185 . Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчете, то ли по другой причине, решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил... По словам летчика П.Е.Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанченок продолжил набор высоты... Над заводом № 51 он выполнил второй разворот, над заводом № 1 — третий, и тут М-71 полностью отказал... Василий Андреевич накренил самолет вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех. Высоты «перепрыгнуть» его не хватало, и Степанченок направил самолет в окно... Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель... Один человек погиб, шестеро было ранено. Летчик скончался через час. В акте по данной катастрофе виновниками были названы агрегатный завод (под седлом клапана карбюратора нашли медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал) и сам Степанченок


1944
 - Впервые поднялся в воздух опытный экземпляр английского УТС разработанный английской фирмой Miles и получивший обозначение Monitor T.T. Mk.I, будущий M.33 Monitor - учебно-тренировочный самолет. Он хорошо слушался рулей, но война окончилась еще до полного завершения разработки, и контракт был уменьшен сначала до 200 самолетов, затем до 50 и окончательно расторгнут после поставки 20 машин. 


1945
- Завершились совместные заводские и государственные испытания Ту-2Т №9/14 (начались 13 февраля). Машина испытывалась как с одной, так и с двумя торпедами. По результатам испытаний комиссия пришла к выводу:
"1. Самолет Ту-2Т 2 АШ-82ФН №9/14 в варианте низкого торпедоносца с подвешенными одной и двумя торпедами испытания выдержал.
2. Рекомендовать самолет Ту-2Т принять на вооружение ВВС Военно-морского флота для целей низкого торпедометания".

Этот день в авиации. 5 апреля

1946 - Постановлением Совета Министров СССР 18-я воздушная армия выделена из состава Военно-воздушных сил и на её основе создана Дальняя авиация ВС СССР

Картинки по запросу Vickers 610 Viking 1B BEA

1948 - Экипаж самолета Vickers 610 Viking 1B британской авиакомпании British European Airways — BEA (G-AIVP) выполнял полет по маршруту Лондон (Великобритания)– Берлин/База ВВС Великобритании Гатов (Западный Берлин). На борту находилось 10 пассажиров и 4 члена экипажа.

При выполнении захода на посадку самолет на встречных курсах столкнулся с советским военным самолетом-истребителем Як-3, выполнявшем фигуры высшего пилотажа, на борту которого находился один летчик. Гражданский самолет потерял управление и начал по спирали снижаться после чего столкнулся с землей. Все на его борту, как и военный летчик, погибли.
Причиной авиационного происшествия были названы действия советского летчика, которые шли в разрез с заключенным четырехсторонним соглашением о выполнении полетов в районе Берлина.


1950
- Впервые взлетел самолет Br.890, (бортовой номер F-WFRF) с английскими моторами Bristol Hercules 739 мощностью 2030 л.с. Прототип базовой модели Breguet Br.890H Mercure являл собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, конструкция - цельнометаллическая, исключая полотняную обшивку поверхностей управления хвостового оперения. Силовая установка состояла из двух звездообразных моторов Bristol Hercules 739 мощностью по 2000 л.с. Новым конструктивным решением стала отклоняемая для облегчения погрузочно-разгрузочных работ хвостовая часть фюзеляжа с оперением и наличие рампы. На потолке грузовой кабины крепились рельсы с подъемником/лебедкой, предназначенным для выполнения загрузки непосредственно из грузовиков как через заднюю, так и через боковую двери. Самолет успешно закончил испытания, однако до серийного производства дело не дошло.


1952
 - Совершил первый полет американский бомбардировщик В-36Н. Новая машина отличалась от предыдущей модификации "F" в основном доработками по системам целевого оборудования: была проведена доработка прицельной бомбардировочной системы по программе "Blue square", за счет внедрения современных радиоэлектронных компонентов удалось значительно уменьшить массы и габариты входивших в систему блоков, улучшить условия работы и обслуживания этой системы в полете и при техническом обслуживание; было усовершенствовано рабочее место второго инженера; была внедрена более эффективная двухантенная прицельная РЛС кормовой стрелковой установки типа AN/APG-41A. Максимальная скорость самолета В-36Н составила 670 км/ч и потолок в районе цели - 13400 м. Как и в случае с B-36F, одновременно с бомбардировочным вариантом в серию был запущен самолет-разведчик RB-36H, полностью соответствовавший по целевому оборудованию RB-36F. Всего с мая 1952 по июль 1953 года заводы фирмы Конвэр выпустили 83 бомбардировщика и 73 разведчика модификации "Н". Три самолета В-36Н в период с 1953 по 1955 гг были переоборудованы в специальные самолеты DB-36H, предназначавшиеся для работ по программе отработки самолета-снаряда класса "воздух-поверхность" GAM-63, в дальнейшем эти машины использовались как бомбардировщики-танкеры.

1958 -  На самолете ПТ-8-4, пилотируемом В.С. Ильюшиным, из-за помпажа отключился двигатель АЛ-7Ф1. Планируя с высоты 19 км, Ильюшин сумел посадить машину на свой аэродром, находившийся в 110 км от места аварии. Если допустить, что самолет имел аэродинамическое качество около шести, то, умножив эту величину на высоту, получается, что пилот в том полете рисковал вдвойне, практически не имея запаса по дальности. Это был первый случай удачной посадки с остановившимся двигателем на сверхзвуковом самолете типа Т-3.

1959 - На аэродроме ЛИИИ летчик-испытатель Рудольф Духон поднял в небо первый прототип XL-29 (ОК-70) с английским двигателем Bristol Siddeley "Viper" Mk.20, с тягой 795 кг, поскольку предназначавшийся для него двигатель М-701 еще не прошел весь цикл испытаний. Третий прототип XL-29 (OK-14), также летавший с двигателем "Viper", в действительности был вторым летным экземпляром, а второй прототип был использован для статических испытаний. ОК-14 внешне отличался от первого прототипа - была изменена форма фонарей кабин, в месте соединения вертикального и горизонтального оперения установлен веретенообразный обтекатель автоматического электропривода перестановки угла стабилизатора в зависимости от положения закрылков. Кроме того, оказалось, что при выпуске тормозных щитков начиналась сильнейшая вибрация хвостового оперения. Для ее устранения изменили обводы хвостовой части и сделали в тормозных щитках по 16 сквозных отверстий. Прототип "00031" (а позже - ОК-02), на котором уже был установлен чешский двигатель М-701Б, взлетел в июле 1960 года. Именно тогда этому Л-29, а, в дальнейшем, и всем самолетам данного типа, дали красивое название "Дельфин".

луна-4

1963 - Автоматическая станция Луна-4Е (запущенная 2 апреля с космодрома Байконур) из-за отклонения траектории полёта от расчётной прошла на расстоянии 8500 километров от поверхности Луны и затерялась в космосе. Предполагалось, что АМС осуществит мягкую посадку на поверхность Луны.

1970 - В г.Гагарин (Смоленская область) открыт мемориальный дом-музей Ю.А.Гагарина.

Этот день в авиации. 5 апреля

1973 - Завершены Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (самолет Су-15ТМ)

Этот день в авиации. 5 апреля

1975 - Запущен КК «Союз 18-1». Из-за отказа третьей ступени РН суборбитальный полет продолжался 1 мин. 27 сек. Из-за отказа третьей ступени полёт закончился в аварийном режиме. На 261-й секунде полёта по программе должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако это не случилось, ракету стало раскачивать. Сработала система аварийного спасения, отстрелившая возвращаемый аппарат. Во время спуска космонавты испытали пиковую перегрузку 20 g.


1978
- Ил-76, принадлежащий Центральному управлению международных воздушных сообщений, выполнил первый международный рейс в Болгарию


1979
 - впервые взлетел фронтовой истребитель МиГ-29 (9-12) №908, - первый самолет, построенный на ММЗ "Знамя труда"

Pegasus.jpg

1990 - Состоялся первый пуск американской крылатой ракеты-носителя "Пегас". «Пегас» (Пегасус, Pegasus) — американская крылатая ракета, ракета-носитель лёгкого класса с возможностью воздушного старта. Разработана корпорацией Orbital Sciences Corporation. Старт производится с помощью самолёта L-1011 фирмы Lockheed Corporation, специально для этого оборудованного. Отделение ракеты от самолёта-носителя происходит на высоте порядка 12 км. Основную тягу двигателя создают три основных ступени ракеты, работающие на твердом топливе. В варианте Pegasus HAPS дополнена блоком маневрирования, работающим на гидразине.


1990
- Взлетел серийный самолёт Антонов АН-72П (патрульный самолёт для погранвойск КГБ СССР)

Этот день в авиации. 5 апреля

1991 - Пилотажная группа "Русские витязи" создана на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка 16-й воздушной армии, базировавшегося на подмосковном аэродроме Кубинка. Выполняла групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. В 2016 году группа начала эксплуатацию новых самолётов Су-30СМ.

Картинки по запросу RA-76752

1996 - Катастрофа Ил-76ТД а/к 'Красэйр' на Камчатке, Петропавловск-Камчатский (Елизово).

В процессе снижения до высоты 900 м к третьему развороту по схеме захода на посадку по кратчайшему расстоянию самолет уклонился вправо от заданного маршрута и, следуя в облаках на высоте 900 м, столкнулся со склоном сопки высотой 1190 м. Из-за ошибки при вводе в бортовой управляющий вычислительный комплекс координат последнего поворотного пункта маршрута (153° 20' СШ вместо 53°20' СШ) комплекс утратил возможность выполнять свои функции по обеспечению навигации ВС. В дальнейшем экипаж не использовал все средства самолетовождения в результате чего произошло уклонение от заданного маршрута. Служба УВД не вела радиолокационного контроля полета, что не позволило выявить уклонение. О пролете контрольных пунктов экипаж не докладывал, а служба УВД докладов не потребовала. Диспетчер круга разрешил снижение до 900 м, а КВС начал его, несмотря на отсутствие информации о местоположении самолета. Бортовое радионавигационное оборудование работало неустойчиво. В процессе снижения Ил-76 вошел в зону сплошной облачности. Высоту 900 м экипаж занял в 45 км от аэропорта и в 23 км правее трассы. Данная высота была ниже минимально безопасной для этого района. В последние три минуты полета четырежды срабатывала ССОС, но ее сигналы были проигнорированы. Взлетный вес превышал допустимый на 17 тонн. По документам вес груза (мясные продукты и стиральный порошок) составлял 44 тонны. Взвешивание груза не проводилось. Реальный вес равнялся 57 тоннам. Взлетная масса превысила допустимую на 17 тонн.

По заключению комиссии, проводившей расследование, причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов: - ошибка, допущенная экипажем при введении в управляющий вычислительный комплекс координат последнего поворотного пункта маршрута, что привело к потере комплексом управляющих функций по обеспечению навигации воздушного судна; - уклонение самолета от линии заданного пути в результате неиспользования экипажем полного комплекса средств самолетовождения; - управление органами УВД полетом воздушного судна без радиолокационного контроля, что не позволило выявить и устранить уклонение самолета от линии заданного пути; - несоблюдение экипажем и диспетчерами УВД требований о докладе при пролете пунктов обязательного донесения; - разрешение на снижение до высоты 900 м, выданное экипажу диспетчером круга при отсутствии радиолокационного контроля за полетом самолета; - снижение воздушного судна ниже безопасной высоты в облаках в горной местности вследствие того, что на этом этапе экипаж не знал фактического местоположения самолета; - невыполнение экипажем требований РЛЭ самолета Ил-76 об энергичном наборе высоты при срабатывании системы сигнализации опасного снижения.

c130j.jpg

1996 - Состоялся первый полет C-130J-30 Super Hercules

Картина дня

наверх