На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 16 мая

Этот день в авиации. 16 мая
1821 - Родился Пафнутий Львович Чебышёв. Русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук и ещё 24 академий мира.
Чебышёв - «величайший, наряду с Н. И. Лобачевским, русский математик XIX века». Он получил фундаментальные результаты в теории чисел (распределение простых чисел) и теории вероятностей (центральная предельная теорема, закон больших чисел), построил общую теорию ортогональных многочленов, теорию равномерных приближений и многие другие. Основал математическую теорию синтеза механизмов и разработал ряд практически важных концепций механизмов.
В течение сорока лет Чебышёв принимал активное участие в работе военного артиллерийского ведомства (с 1855 года - действительный член Артиллерийского отделения Военно-учёного комитета, с 1859 года - действительный член Временного артиллерийского комитета) и работал над усовершенствованием дальнобойности и точности артиллерийской стрельбы, применяя для обработки результатов опытных стрельб методы теории вероятностей. В курсах баллистики до наших дней сохранилась формула Чебышёва для вычисления дальности полёта снаряда в зависимости от его угла бросания, начальной скорости и сопротивления воздуха при заданной начальной скорости. Своими трудами Чебышёв оказал большое влияние на развитие русской артиллерийской науки, на приобщение учёных-артиллеристов к математике. Умер 8 декабря 1894 года.
Этот день в авиации. 16 мая
1911
 - Состоялся первый полет самолёта Spin-II собранного Энтони Фоккером, фон Даумом и примкнувшего к ним Якобом Годекером.
От первого "паука" машина отличалась более широким использованием в конструкции стальных труб, наличием элеронов, хвостовым оперением с обычными навесными рулями и сильно упрощенной схемой шасси. Этот аппарат уже мог управляться перекосом плоскости крыла.

Этот день в авиации. 16 мая
1919 - Начало первого перелёта с Ньюфаундленда через Атлантический океан американского пилота Альберта Рида. Он совершил это на дальней летающей лодке Curtiss NC 4, которая называлась «Lame Duck» («Хромая утка») и могла садиться на воду. 
8 мая три самолета - NC-1, NC-2, NC-3, NC-4 взлетели со своей базы Рокавэй, расположенной неподалеку от Нью-Йорка и, пройдя Лонг-Айленд и Галифакс, благополучно достигли Трипасси-Бей на Ньюфаундленде. После осмотра и подготовки машин три лейтенанта стартовали с Ньюфаундленда и взяли курс на восток. Это произошло 16 мая. Первая половина перелета протекала вполне благополучно. Затем довольно круто ухудшилась погода. Экипаж NC-1 вынужден посадить машину в открытом океане и после шестичасового дрейфа по воле волн оставить ее, чтобы перебраться на подошедший корабль. NC-3 постигла почти аналогичная судьба: самолет сел в океане, однако Джон Тоуверс смог за двое суток достичь Азорских островов «вплавь»: он при работающих моторах самолета рулил по штормовому океану 200 с лишним миль.
Семнадцатого мая благополучно достиг Азорских островов экипаж А. Рида, пролетев без посадки 1380 миль за 15 часов. Таким образом, этот экипаж стал первым, перелетевшим Северную Атлантику в направлении из Америки в Европу.
Этот день в авиации. 16 мая
1929
 - Начались государственные испытания АНТ-9 в НИИ ВВС. Машину пилотировал Громов, летнабом у него был инженер Стоман. Испытания шли до 28 мая. Отзыв НИИ был вполне положительным. Отмечалось, что самолет устойчив, усилия на органах управления небольшие, тенденций к сваливанию и самопроизвольным разворотам нет. Хотя по своим данным АНТ-9 не полностью соответствовал техническому заданию (не выполнялись требования по скороподъемности выше 1500 м, практическому потолку и дистанции разбега), общая оценка в отчете НИИ звучала так: "Как по скоростям, так и по скороподъемности самолет АНТ-9 представляет собой очень хороший пассажирский самолет и в некоторых качествах имеет несомненное преимущество перед лучшими заграничными аналогичными по мощности самолетами".
Этот день в авиации. 16 мая
1929
 - Впервые поднялся в воздух Fairey Fleetwing - двухместный истребитель-разведчик, разработанный Marcel Lobel. На нем стоял двигатель Rolls-Royce F.XI (Kestrel I) мощностью 480 л.с. Перед комплексными испытаниями в июне 1929 года двигатель заменили на более мощный - Rolls-Royce Kestrel IIMS (630 л.с.).
Машина смешанной конструкции. Вооружение состояло из одного синхронизированного 7.7-мм пулемета Vickers и одного 7.7-мм пулемета Lewis на задней хвостовой турели. В ноябре 1930 года на базе RNAS самолет испытали на поплавках. После испытаний было решено поставить двигатель Hawker Osprey, но дальнейшие работы по самолету прекратили.
Этот день в авиации. 16 мая
1930 - Первый полёт рекордного самолёта фирмы Bleriot Bl-110 Joseph Le Brix. К сожалению, из-за проблем с топливной системой первый полёт закончился вынужденной посадкой, но самолёт повреждений не получил. С 15 ноября 1930-го по 26 марта 1932-го машина установила три мировых рекорда, преодолев в общей сложности 58268 км за 467 лётных часов.

Pervajavsesojuznaja.jpg
1931
 - Открылась Первая Всесоюзная конференция по аэродинамике
 
Pravda.jpg
1932
 - Сформирован авиаотряд им. газеты "Правда" для доставки матриц газеты в Ленинград, Харьков, Севастополь и Пятигорск;
На снимке летчики авиаотряда газеты "Правда". Слева направо сидят: Добрынин С.Д., Местон Б.Л., Янышевский А.И., стоят: Переселени В.И., Шевченко Т.И.
Этот день в авиации. 16 мая
1935 - В Нью-Йорке Д. У. Tomlinson и Дж С. Бартельс устанавливают 14 мировых рекордов скорости на Douglas DC-1 


Этот день в авиации. 16 мая
1938 - Первый полёт истребителя И-153 «Чайка» Н.Н. Поликарпова; лётчик-испытатель А.И. Жуков.
tskb30
1938
 - Первый полет рекордного самолета ЦКБ-30 «Москва». Пилотировал самолет Владимир Константинович Коккинаки.
В конструкцию самолета в отличие от серийного ДБ-3 были внесены изменения – доработан фонарь кабины штурмана, снято вооружение, а взамен него в бомбоотсеке и кабине стрелка установлены дополнительные топливные баки. Общий запас топлива обеспечивал беспосадочный полет дальностью свыше 8000 км. Кабины летчика и штурмана оснащались наиболее совершенным в то время пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, а также необходимым запасом жидкого кислорода с соответствующим комплектом кислородных приборов.
27 – 28 июня 1938 года характеристики ЦКБ-30 «Москва» были подтверждены. Летчик В. К. Коккинаки и штурман A. М. Бряндинский выполнили дальний перелет на рекордном самолете, приземлившись в городе Спасск-Дальний, недалеко от Владивостока. Расстояние 7580 км было пройдено за 24 часа 36 минут при средней скорости 307 км/ч, и это был мировой рекорд скорости.
28 апреля 1939 года летчик В. К. Коккинаки и штурман М. X. Гордиенко на самолете «Москва» совершили новый рекордный полет в США. Менее чем за сутки, за 22 часа 56 минут, они преодолели 8000 км (6515 км по прямой) со средней скоростью 348 км/ч. Для того времени это было выдающимся достижением. 
Этот день в авиации. 16 мая
1940
 - (с 11 мая) 1940 года, завершились госиспытания в НИИ ВВС КА самолета СБ-РК N2/281. Ведущим инженером по испытаниям был военинженер 2-го ранга Ефимов, ведущим летчиком - полковник А. И. Кабанов. Было совершено 10 полетов с общим налетом 7 часов 25 минут. Облет самолета выполнили капитан Хрипков, майор П. М. Стефановский, капитан А. К. Долгов, бригадный инженер Щербаков и майор Соколов.
1945 - Постановления Государственного Комитета Обороны
№ 8592 « О мероприятиях по обеспечению сплава авиафанерной березы и авиационной сосны в навигацию 1945 года».
№ 8595 « О вывозе оборудования и материалов с немецких заводов в районе г. Берлин на предприятия Наркомавиапрома».
№ 8596 « О вывозе оборудования и материалов с заводов в районе г. Вена на предприятия Наркомавиапрома».
№ 8603 « О вывозе лабораторного оборудования и аппаратуры немецкого радиолокационного института фирмы "Гема" деревня Вальштадт (10 км юго-восточнее г. Лигниц)»
№ 8612 « О вывозе оборудования по производству авиационных бомб с завода "Карл Грау" в г. Фридрихсхаген»
№ 8621 « О вывозе в г. Москву лабораторного оборудования, физиологической и гигиенической аппаратуры и медицинских книг немецких институтов авиамедицины в г. г. Берлин и Адлерсдорф»
№ 8625 « О вывозе с завода фирмы "Дейче Муницион унд Ваффен" в пригороде г. Берлин - Витенау 1500 т алюминиевого сырья и 3000 т готовых алюминиевых изделий и с завода "Ферейнигте алюминиум Верке" в провинции Бранденб ург 3200 т алюминия и силумин»
№ 8646 « О вывозе оборудования по производству узлов к снарядам ФАУ-2 с завода "Варкиц верке", расположенного в лесу, севернее Кривитц"
sdb-63_2.jpg
1945
 - Завершились государственные испытания прототипа «63-2» скоростного дневного бомбардировщика ОКБ Туполева СДБ. В отчете отмечалось, что машина по своим летным данным значительно превосходит однотипные отечественные и зарубежные самолеты, в том числе и "Москито". Был отмечен и ряд дефектов, наиболее серьезным из которых признали недостаточный обзор штурмана. Самолет не был рекомендован в серию, так как уже начинались испытания машины "68" (Ту-10), от которой ждали еще более высоких характеристик.
 
Этот день в авиации. 16 мая

1946 - В Калининграде (ныне г. Королев) Московской области организовано НИИ реактивного вооружения (НИИ-88) МО СССР, (позже ЦНИИМаш РКА, ныне РКК «Энергия»).

1947 - Постановление Совета Министров СССР No.1591-425 о запуске катапультных кресел в серийное производство. В связи с этим на заводе No.1 начали подготовку производства, были изготовлены специальные приспособления и стапеля. 24 июня 1947 года состоялось первое катапультирование парашютиста-испытателя Г.А.Кондрашева. Предварительно 19 июня был произведен облет снаряжения Р.А.Стасевичем.

Этот день в авиации. 16 мая
1949
 - Совершил свой первый полет опытный экземпляр ближнемагистрального пассажирского самолета для местных авиалиний, разработанного английской фирмой Airspeed AS.65 Consul, а через год был получен заказ на первые 10 самолетов. Это был свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с усиленным для обеспечения герметичности кабины фюзеляжем. Самолет показал себя надежной машиной и последовали заказы из-за рубежа. Несколько самолетов были закуплены Израилем во время Войны за Независимость. Они были переоборудованы в учебно-тренировочные самолеты для пилотов и штурманов транспортной авиации. В этой конфигурации самолет мог вмещать до пяти обучающихся. 

Этот день в авиации. 16 мая
1951
 - В воздух поднялся польский легкий наблюдательный самолет Zuraw с уменьшенным взлетом и посадкой фирмы LWD, пилот Антон Шиманский. Испытания показали, что самолет оказался перетяжеленным и мощность двигателя оказалась недостаточной. Вскоре все работы по проекту закрыли.

Этот день в авиации. 16 мая
1953 - Первый полёт совершил серийный многоцелевой учебно-боевой Hawker Siddeley «Hunter» F.Mk 1.

Этот день в авиации. 16 мая
1957
 - Первый пуск ракеты Р-2А. Ракета с подвижными животными (две собаки Рыжая и Дамка) и аппаратурой поднялась на высоту 210 км.
sr53-i.jpg
1957
 - Состоялся опытного образца английского экспериментального истребителя-перехватчика S.R.53. Внимание конструкторов самолета привлекла двухдвигательная схема, сочетающая высокую экономичность турбореактивного двигателя с постоянными (независимо от высоты) данными ракетного двигателя. Однако уже в период проведения опытно-конструкторских работ было решено построить лишь два опытных образца самолета - один для летных испытаний двигателей (S.R.53 оказался первым и единственным британским самолетом с комбинированной двигательной установкой), а второй как экспериментальную машину в рамках разработки самолета S.R.177, поскольку от серийного производства S.R.53 в качестве истребителя-перехватчика отказались.
Этот день в авиации. 16 мая
1958 - Первый мировой рекорд скорости, превысивший 2000 км/ч - 2259,18 км/ч. У.У. Ирвин на Lockheed F-104 Starfighter.

Этот день в авиации. 16 мая
1960 - Завершены войсковые испытания фронтового истребителя Су-7 в строевом полку ВВС.
Этот день в авиации. 16 мая
1963
 - Катастрофа вертолёта Ка-15, КВ к-н Кононов В.Н., штурман - старший л-т В.В. Таволжанский
При выполнении маршрутного полета из-за отрыва лопастей несущего винта потерпел крушение. Экипаж погиб. 

Этот день в авиации. 16 мая

1967 - Президент США одобрил применение А-12 над Вьетнамом (операция "Блэк Шилд). 17 сентября 1967 года был отмечен пуск по самолету одной ракеты комплекса С-75. 23 сентября - еще один пуск. 30 октября по разведчику, который пилотировал Дэннис Салливан одновременно выпустили шесть ракет, три из них взорвались на относительно небольшом расстоянии от А-12. При послеполетном осмотре техники обнаружили небольшие пробоины в правой плоскости крыла и части "постороннего материала, вероятно, фрагментов боевой части ракеты." Насколько известно - это единственный случай поражения разведчика Келли Джонсона. Между 1 января и 31 марта 1968 самолеты четырежды летали над Вьетнамом и два раза - над Северной Кореей Первый полет над Кореей совершил 26 января летчик ЦРУ Фрэнк Мюррей, американцам требовалось прояснить ситуацию в КНДР после инцидента с судном-шпионом "Пуэбло", захваченным северокорейцами 23 января. Корея оказалась для А-12 слишком маленькой, Мюррей на развороте влетел в КНР, китайцы хотя и отслеживали разведчик радарами, ракет не пускали.
 
Этот день в авиации. 16 мая
1968 - "Super VC-10" британской авиакомпании ВОАС на регулярном рейсе из Чикаго и Монреаля совершает первую полностью автоматическую посадку в Лондоне.

Этот день в авиации. 16 мая
Этот день в авиации. 16 мая
1972 - Авиакатастрофа в Светлогорске.
Экипаж военно-транспортного Ан-24Т авиации Балтфлота выполнил взлёт в сторону моря. Полёт должен был проходить визуально на высоте 500 м. Однако по докладу командира экипажа высота была 150 м. Затем экипаж сделал разворот над морем и пересёк береговую черту в районе Зеленоградска. После пролёта Зеленоградска самолёт был потерян РТС. Через 15 минут после взлёта самолёт вошёл в полосу густого тумана на недопустимо малой высоте. Затем он зацепил крылом верхушки сосен на обрывистом берегу моря, потеряв его часть. При этом истинная высота полёта составляла всего 42 м. Высотомер показывал высоту с ошибкой на 65 м. Полёт выполнялся с целью облёта средств РТО. 
Пролетев ещё 200 м, Ан-24Т рухнул на здание детского сада в жилом квартале и сгорел вместе с ним. Из находившихся в здании выжили лишь двое взрослых... Погибли 23 ребёнка, трое взрослых сотрудников детсада и восемь членов экипажа... Для жителей Светлогорска и Калининграда это было просто потрясение.
Во времена СССР об этом событии предпочитали даже не упоминать. На месте трагедии просто была лужайка и стоял камень. Много позднее, в 1994-м, на том месте был сооружён храм-памятник в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих радость".
Этот день в авиации. 16 мая
1988
 - Катастрофа вертолета Ка-27, аэродром Североморск-3, КВ л-т Николайчук Ю.В.
ДСМУ. Экипаж выполнял тренировочный полет в облаках. При выполнении полетного задания на Н=600м штурман вертолета к-н Быков А.В. доложил о занятии заданного эшелона и предупредил летчика: «Не уменьшай скорость». Летчик отдал ручку управления от себя для уменьшения угла тангажа вертолета, при этом произошло увеличение скорости полета с V=170 км/ч до V=175 км/ч.
В дальнейшем, несмотря на увеличение угла пикирования, скорость не возрастала. Летчик продолжал увеличивать угол тангажа, наблюдая за указателем скорости, при этом упустил контроль за углом тангажа и креном, тем самым вывел вертолет в режим, превышающий летные ограничения. Вертолет столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.
Непосредственной причиной ЛП явился вывод вертолета за пределы летных ограничений, что привело к схлестыванию лопастей несущих винтов в воздухе. Главной причиной ЛП является несовершенство измерения и индикации скорости полета вертолета при угловых пространственных эволюциях, приведших к ошибочным действиям ленчика в пилотировании вертолета и выводу его за пределы установленных летных ограничений.
Этот день в авиации. 16 мая
1991
 - Катастрофа самолёта Ан-8 (СССР-13330) КнААПО им Гагарина, аэропорт Иркутск.
Самолет выполнял грузовой рейс. При заходе на посадку в а/п Иркутск-2 (Восточный) днем в простых метеоусловиях экипаж не выдержал глиссаду снижения, превысив предельно допустимые отклонения по высоте при пролете БПРМ. Информация о ходе полета со стороны диспетчера УВД на борт не поступала. Пролет торца ВПП произошел на высоте 20 м. В конце выравнивания на высоте 5 м и удалении 300 м от торца ВПП бортмеханик, который находился на месте второго пилота в правом кресле, решив, что произойдет перелет, вмешался в управление ВС и перевел РУД обоих двигателей за проходную защелку земного малого газа. КВС на это отреагировал несоразмерным отклонением штурвала "на себя" и резким переводом РУД на увеличение режима работы. В результате произошло автоматическое флюгирование воздушного винта левой СУ. Самолет перешел в набор высоты до 20 м с уменьшением приборной скорости до 170 км/ч и свалился. В левом крене самолет потерял высоту и уклонился от оси ВПП. Несмотря на все попытки, КВС не смог предотвратить разворот и кренение. Самолет с большим креном (до 70°) столкнулся с землей на удалении 1526 м от торца ВПП и разрушился. Один служебный пассажир и один член экипажа погибли, три члена экипажа и один служебный пассажир получили ранения.
Этот день в авиации. 16 мая
1997 - Первый полёт модифицированного дальнемагистрального грузового Ил-96Т с четырьмя ТРДД РW-2337; экипаж С.Г. Близнюка, ВАСО.
 
Этот день в авиации. 16 мая

2000 - В России в рамках коммерческого использование с космодрома Плесецк был осуществлен первый демонстрационный запуск РН "Рокот". На околоземную орбиту выведены два немецких технологических ИСЗ массой 657,4 "Simsat-1" (EPN 813IP/003 (Iridium)) и массой 660,3 кг "Simsat-2" (EPN 813IP/007 (Iridium)) - макеты КА "Iridium".
РН "Рокот" (14А04) была создана специалистами ГКНПЦ имени М.В.Хруничева на базе конверсионной МБР РС-18/УР-100Н УТТХ/ SS-19 Мод.2/Stilleto. Ракета предназначена для выведения на низкие круговые и эллиптические орбиты малогабаритных космических аппаратов различного назначения. Высота ракеты (с разгонным блоком "Бриз-КМ" в качестве третьей ступени) - около 28 м, максимальный диаметр - 2,5 м, стартовая масса - около 107 т.

Этот день в авиации. 16 мая
2011
 - Из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) осуществлен пуск космической системы многократного использования Space Shuttle (134-й полет МТКК; программа полета STS-134 с космическим кораблем OV-105 Endeavour (25-й полет ОС). Это последний полёт шаттла "Индевор" и предпоследний полёт шаттла по программе "Спейс Шаттл".
Экипаж в составе:

   КЕЛЛИ Марк Эдвард - командир экипажа;
   ДЖОНСОН Грегори Гарольд;
   ФЕЙСТЕЛ Эндрю Джей;
   ФИНК Эдвард Майкл;
   ШАМИТОФФ Грегори Эррол;
   ВИТТОРИ Роберто.
    Цель полета: Доставка на Международную космическую станцию и установка Магнитного альфа-спектрометра (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS); доставка другого оборудования. Посадка КК 1 июня.

image
2015
 - С российского космодрома Байконур (Казахстан) был произведен пуск ракеты-носителя "Протон-М" с РБ "Бриз-М" и мексиканским телекоммуникационным спутником "MexSat-1". На 497-й секунде полета была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени ракеты-носителя. Авария произошла на высоте 161 км. Третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере. 

Картина дня

наверх