1781 – Английский астроном Вильям Гершель открыл седьмую планету Солнечной системы — Уран.
1910 - Пол Энгельхард (Paul Engelhard) совершает первый полёт в Швейцарии, летая на биплане Райта из замерзшего озера в Санкт-Морице.
1916 – Окончена первичная постройка тяжёлого бомбардировщика "Святогор" - крупнейшего в России. Для решения вопроса о судьбе самолёта инженера Василия Андриановича Слесарева потребовалась высококвалифицированная экспертиза. Дело было поручено Николаю Егоровичу Жуковскому. Комиссия очень внимательно подошла к оценке "Святогора", произвела полный аэродинамический расчёт самолёта (впервые в России), сопровождавшийся продувкой моделей его частей, и вынесла заключение, что "полёт аэроплана Слесарева при полной нагрузке в 6,5 тонн и при скорости 114 км/ч является возможным, а посему окончание постройки аппарата Слесарева является желательным". Постройка тем временем продолжалась силами и средствами Слесарева, сумевшего найти кредит. В начале ноября 1916-го была сделана попытка рулить. Самолёт передвигался по земле, но взлёт не получался. В полёте так никогда и не испытывался.
1920 – Родился Григорий Петрович Скориков — советский военачальник, маршал авиации (1980).
Окончил Тамбовское военное кавалерийское училище в 1939 году, Харьковское военное авиационное училище штабных командиров в 1942 году.В период Великой Отечественной войны — на штабных должностях в действующей армии.Был помощником начальника оперативного отделения штаба, помощником начальника оперативно-разведывательного отделения штаба 8-й гвардейской бомбардировочной Черкасской Краснознамённой ордена Суворова авиационной дивизии 2-й воздушной армии, офицером штаба 6-го гвардейского бомбардировочного Львовского Краснознамённого ордена Суворова авиационного корпуса 2-й воздушной армии. После войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе в 1948 году, Высшую Военную академию в 1957 году. Длительное время был на штабной работе.С 1962 года — начальник оперативного управления — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны. С 1968 года — начальник штаба воздушной армии, с 1971 года — первый заместитель начальника Главного штаба Военно-Воздушных сил. С 1972 года — заместитель начальника, а с 1976 года — начальник Главного управления Генерального штаба ВС СССР. С 1978 года — начальник Главного штаба Военно-Воздушных сил. Воинское звание маршал авиации присвоено указом от 4 ноября 1980 года. С 1985 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года — в отставке. Жил в Москве.Умер 6 сентября 2000 года, похоронен на Троекуровском кладбище...
1925 - Совершил свой первый полёт самолёт Travel Air 2000 (первоначально Model A, Model B и Model BH). И хотя Travel Air 2000 начал свою карьеру с легендарного авиадвигателя Curtiss OX-5 , широкой публике он известен тем, что на его базе был построен самолёт братьев Беслер, считающийся первым и единственным самолётом с паровым двигателем, который был пригоден к практической эксплуатации. Но это произошло в 1933 году, уже после снятия Travel Air 2000 с производства.
1927 - Совершил первый полёт прототип голландского пассажирского самолёта Fokker F.VIII. Во второй половине 1920-х авиакомпании Старого и Нового Света активно приобретали 10-местный авиалайнер Fokker F-VII/3m. Однако голландская KLM желала иметь на европейских линиях самолёт ещё большей вместимости - на 15 пассажиров. Антони Фоккер дал соответствующее указание подчинённым - конструкторы под управлением Рейнхолда Платца засучили рукава. Новый проект у них вырисовывался как увеличенный в размерах Fokker F.VIIa. Создаваемая модель имела улучшенную аэродинамику и была более технологичной. Пассажирский салон получился шире, чем у предшественников, благодаря чему впервые было установлено по три кресла в ряду. Для самолёта с бóльшим взлётным весом требовалась большая мощность силовой установки. Сначала предполагалось сделать лайнер трёхмоторным. Однако к тому времени мощность двигателей, пригодных для пассажирских самолётов, заметно увеличилась. Поэтому был выбран вариант с двумя подвешенными под крылом Gnôme Rhône Jupiter IV.
1930 – Американский астроном Клод ТОМБО объявил об открытии им девятой планеты Солнечной системы - Плутон
1933 - Начаты огневые испытания двигателя Фридриха Артуровича Цандера ОР-2, первого советского ЖРД, предназначенного для установки на летательный аппарат. Предназначался для установки на бесхвостый ракетоплан РП-1 конструкции Бориса Ивановича Черановского. Первый жидкостный ракетный двигатель конструкции Ф. А. Цандера (ОР-2) с проектной тягой 50 кгс, охлаждением сопла водой, а камеры сгорания — газообразным кислородом был изготовлен в МосГИРД в декабре 1932 года и испытан на кислородно-бензиновом топливе в марте 1933 года без участия его автора, умершего в том же месяце. При первых испытаниях двигатель разрушался.Учениками Цандера ОР-2 был переконструирован, бензин заменен этиловым спиртом для снижения температуры газов и облегчения охлаждения, введена керамическая облицовка камеры, а шифр двигателя изменен на 02.
1936 – Первый полёт автожира ЦАГИ А-13, лётчик-испытатель Сергей Александрович Корзинщиков.
1940 - Закончилась Советско-финская (Зимняя) война подписанием за день до этого Московского мирного договора между Финляндией и СССР,по которому Финляндия уступила СССР около десятой части своей территории и обязалась не участвовать во враждебных СССР коалициях. В соответствии с договором граница на Карельском перешейке была отодвинута от Ленинграда на 120-130 километров. К Советскому Союзу отошли весь Карельский перешеек с Выборгом, Выборгский залив с островами, западное и северное побережья Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний. Полуостров Ханко и морская территория вокруг него поступили в аренду СССР на 30 лет. Это улучшило положение Балтийского флота. В результате советско-финляндской войны была достигнута главная стратегическая цель, которую преследовало советское руководство - обезопасить северо-западную границу. Однако ухудшилось международное положение Советского Союза: он был исключён из Лиги Наций, обострились отношения с Англией и Францией, на Западе развернулась антисоветская кампания. Во время войны Финские военно-воздушные силы выросли с 96 до 287 самолётов, было потеряно 62 самолёта в воздушных боях и ещё 59 повреждённых,не подлежащих ремонту. Советские ВВС сбросили 150 000 бомб - около 7500 тонн - на территорию Финляндии.
1941 - Погиб Заслуженный лётчик CCCР Аркадий Никифорович Екатов в испытательном полёте на истребителе МиГ-3... В Каче проводились испытания МиГ-3 №2147 на дальность. Во время определения скороподъёмности и максимальных скоростей по высотам с замером расхода горючего произошла катастрофа. Расследование показало, что её причиной стало разрушение в воздухе крыльчатки нагнетателя мотора на режиме набора высоты, вследствие чего истребитель испытал резкий удар. При этом лётчик ударился головой, потерял сознание и в таком состоянии находился до момента столкновения с землей.Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
1941 – Семён Семёнович Гайгеров и Борис Александрович Невернов совершили рекордный (по продолжительности и дальности) полёт на аэростате из Москвы в Новосибирскую область, пролетев за 69 ч 20 мин 2767 км.(по 16 марта).
1945 - Произошел первый реальный сброс 9988 килограммовой бомбы "Грэнд Слэм" со стратегического бомбардировщика "Ланкастер" I "Спешиэл".
1945 - Поднялся в воздух первый прототип XTB2D-1 Skypirate. Летом этого же года был облётан и второй экземпляр, который отличался увеличенной на 58 см длиной фюзеляжа. Ни один из самолётов не был вооружен. К началу 1945 года необходимость в новых самолётах XTB2D отпала, поэтому заказ на 23 серийные машины отменили, а лётные испытания двух прототипов приостановили. В конце 1948 года оба самолёта были отправлены на слом.
1951 - Первый полёт французского экспериментального самолёта Sud-Ouest SO.4000 Vautour I. Двухместный цельнометаллический моноплан имел среднерасположенное крыло стреловидностью 31° по линии 1/4 хорд. Два ТРД "Нин 102" тягой по 2260 кг устанавливались в фюзеляже. Их боковые воздухозаборники располагались между кабиной и корневой частью крыла. Характерной чертой SO.4000 стало оригинальное шасси, включавшее целых пять одноколёсных опор -носовую и четыре основные, расположенные попарно под средней частью фюзеляжа. По целевому назначению SO.4000 представлял собой фронтовой бомбардировщик. Вооружение по проекту должно было состоять из двух 20-мм пушек в подвесных контейнерах, а также 3600 кг бомб (4 450-кг бомбы подвешивалось в бомбоотсеке и столько же -на подкрыльевых пилонах).
1952 - Первый рейсовый полёт английского ближнемагистрального самолёта AS.57 Ambassador. Это был свободнонесущий цельнометаллический высокоплан с усиленным для обеспечения герметичности кабины фюзеляжем. Характерное трёхкилевое хвостовое оперение располагалось высоко на скошенной вверх задней части фюзеляжа, а главные стойки убирающегося трёхопорного шасси имели спаренные колёса. Экипаж состоял из трёх человек, а в пассажирской кабине размещались до 47 человек. Тяга создавалась двумя бесклапанными звёздообразными двигателями Bristol Centaurus. Всего было выпущено 23 самолёта - 3 опытных и 20 самолётов для британской компании BEA.
1960 - Состоялся первый сбор космонавтов гагаринского набора, состоявшего из 12-ти человек, зачисленных в отряд космонавтов (из 20 лётчиков, отобранных и прошедших все комиссии). Остальные 8 кандидатов ("слушателей-космонавтов") того набора зачислялись ещё четырьмя разными приказами Главкома, по времени это растянулось аж до июня 1960-го включительно.
1961 - Английский экспериментальный истребитель с ВВП Hawker P.1127 Kestrel отправился в свой первый настоящий полёт по-самолётному, продлившийся 22 минуты. Полёт выявил целый ряд новых проблем - недостаточную устойчивость самолёта при выпуске закрылков и шасси, а также необходимость введения ограничений в работу двигателя во избежание возникновения помпажа.
1961 - По результатам традиционного для ВВС США конкурса проектов, в котором участвовали фирмы Lockheed, Boeing, Douglas и Convair, победил проект фирмы Lockheed, которая вскоре получила контракт на разработку и постройку пяти опытных самолётов. Исходный вариант, самолёт С-141А разрабатывали как составную часть транспортной системы МО США LSS476L, в которую также входило наземное оборудование, грузовые платформы и другие средства и системы.
1962 - Начались исследования летающей модели немецкого экспериментального самолёта с ВВП EWR-Sud VJ-101 в свободном полёте.
1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной двадцать седьмой испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джон Бэррон Maккей(John Barron McKay). Достигнута максимальная высота 23165 м и максимальная скорость 5458 км/ч.
1967 – Единственное известное боевое применение перехватчика Як-28П для перехвата угнанного Ан-2.
Воздушный пират угнал из Туапсе биплан Ан-2 и попытался улететь на нём в Турцию. На перехват был поднят Як-28П из 171-го авиаполка, управляемый экипажем капитана Парфилова. На ретрансляцию связи вылетел на МиГ-17 зам. командира полка подполковник В.Н. Прищепа. Экипаж Парфилова достаточно быстро вышел на цель, но атаковать её оказалось сложно. Як-28П нес две ракеты Р-8. Ракету с радиолокационного головкой самонаведения применять было нельзя, так как Ан-2 шёл в 10-15 м от поверхности моря, радиосигналы отражались от воды, и всё время происходил срыв захвата, а ракета с тепловой головкой самонаведения вообще не видела цель из-за её низкой инфракрасной заметности. Наконец-то Парфилов доложил: Есть захват! - и пустил ракету, но всё из-за того же отражения сигналов от воды она взорвалась далеко позади Ан-2, который был уже в нейтральных водах. Мне здесь больше делать нечего, - передал Парфиров открытым текстом в эфир. Тогда поступил приказ Як-28П занять место ретранслятора, а Прищепе уничтожить цель, используя пушки МиГа. В результате Ан-2 был сбит пушечным огнём.
1968 – Принят на вооружение МРК Д-5 разработки КБМ (Виктор Петрович Макеев) с БРПЛ Р-27 (РСМ-25). Первая малогабаритная ампулизированная БРПЛ, самая массовая в ВМФ.
1968 - Катастрофа самолёта Ту-22П, 341 тбап, экипаж Варваричева А.А., аэродром Озерное. При посадке с невыпущенной правой стойкой комполка принял решение сажать самолёт на основную левую и переднюю стойку шасси и на четвертом заходе дал следующие команды экипажу: «Включить нейтральный газ»; «Подтянуть привязные ремни»; «После выпуска закрылков обесточить самолёт, включить питание приборов от аккумуляторов, после приземления выключить двигатели, посадку выполнять с небольшим креном на левую стойку». Были отключены демпферы тангажа при включении питания приборов от аккумуляторов и возникла раскачка по тангажу на выравнивании с потерей скорости и сваливанием на хвост. В данной катастрофе виноват командир полка,который отстранил РП и сам начал диктовать лётчику инструкцию.
1970 - Поднялся в воздух второй экземпляр (из двух построенных) Aero Spacelines MGT-101 "Мини-Гуппи", регистрации N112AS, заводской номер 0002. Но, видимо, дата первого полёта сыграла свою роль - через два месяца, 12 мая, самолёт разбился при испытаниях на авиабазе Эдвардс, штат Мэрилэнд. Первый экземпляр совершил полёт 1 мая 1970 года.
1977 - Первый полёт пассажирского S-76 фирмы Sikorsky. Экипаж: Джон Диксон и Николас Лаппос.
1978 - Полковник Г.Л. Ковалёв первым из лётчиков корабельной штурмовой авиации на внутреннем рейде Севастополя выполнил ночью полёт на СВВП Як-38 на "Киев". Ковалёв также был первым из строевых лётчиков, кто выполнил ВКР с аэродрома Саки (3 декабря 1979 г.), первый и вынесший на своих плечах основную тяжесть организации полётов с ТАКР "Киев", "Минск" и "Новороссийск".
1980 - Директива Генерального штаба о создании на основе частей Дальней авиации и фронтовой авиации четырех Воздушных Армий.
1986 - Автоматическая межпланетная станция “Giotto” Европейского космического агентства (European Space Agency) совершила пролёт близ кометы Галлея на удалении около 600 км от её ядра.
1986 – С космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Союз-У2" был осуществлен запуск пилотируемого космический корабль "Союз Т-15" (11Ф732 №21Л), по программе первой основной экспедиции на станцию "Мир" и пятой экспедиции посещения на станцию "Салют-7", в составе экипажа космонавты: командир — Леонид Денисович Кизим (3-й полёт) и бортинженер — Владимир Алексеевич Соловьев (2-й полёт). Возвращение на землю 16 июля 1986 года. Длительность экспедиции составила 125 суток 56 секунд.
1987 - При посадке в грозу и без подсветки полосы в а/п Аддис-Абебы (Эфиопия) была совершена грубая посадка Ан-22 (09334) (посадочная скорость 265 км/ч, вертикальная перегрузка 2.35), разрушена одна из левых основных стоек шасси, повреждены обтекатель шасси и крыло. После восстановления дальнейшая эксплуатация машины была признана нецелесообразной и 30 сентября машину перегнали своим ходом в Монино, где он стал экспонатом музея ВВС.
1987 – Лётчик-испытатель Юрий Иванович Митиков на самолёте вертикального взлёта и посадки Як-38М выполнил посадку «задним ходом» на палубу ТАКР «Баку».
1989 - Катастрофа самолёта Ан-26К МРП, Азовское море При выполнении полёта над морем самолёт столкнулся с крупной птицей, которая пробила лобовое стекло. Пилот на мгновение потерял работоспособность. Самолёт-лаборатория накренился и задел крылом поверхность Азовского моря. Погибло 6 человек. Полёт выполнялся в рамках испытаний прицельной системы в тёмное время суток и на малой высоте. Шансов выжить не было. Несчастный случай, унесший жизни шестерых молодых, полных сил и энергии людей: пилота лётчика-испытателя Игоря Васильевича Борисова, ведущего инженера-испытателя Ларисы Прошиной, штурмана-испытателя Игоря Шухова, бортрадиста-испытателя Володи Калинина, инженера-испытателя Сережи Ситникова и инженера- конструктора Виктора Жиляева.
1989 - В США с космодрома Cape Canaveral (Космический центр имени Кеннеди, остров Мерритт, шт. Флорида, США) по программе STS-29 запущен космический корабль многоразового использования "Discovery" с космонавтами Майклом Коутсом (Michael Coats, 2-й полёт), Джоном Блэйхом (John Blaha, 1-й полёт), Джеймсом Бэйгином (James Bagian, 1-й полёт), Джеймсом Бучли (James Buchli, 3-й полёт) и Робертом Спрингером (Robert Springer, 1-й полёт) на борту. В день запуска с борта корабля был запущен спутник связи "TDRS-4" ["TDRS- D", "Tracking & Data Relay Satellites"]. Посадка 18 марта 1989 года.
1991 - Формально прекращена деятельность Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского Договора и их органов управления. Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан на Варшавском совещании 14 апреля 1955 года.
1991 - Катастрофа самолёта МиГ-31, аэродром Хатанга, КК командир АП п/п-к Мишин И.А. и старший инспектор-летчик ОБП п-к Фищенко В.С.
ДПМУ. Экипаж выполнял полёт на воздушную разведку погоды. Проявив недисциплинированность, после прохода над ВПП в зоне ответственности руководителя зоны посадки на высоте около 30 м и скорости 970 км/ч, экипаж ввёл самолёт в левый боевой разворот с последующим вращением вокруг продольной оси на форсажном режиме работы двигателей. В процессе выполнения сложного манёвра экипаж допустил ошибку в технике пилотирования, что привело к переходу самолёта в нисходящий манёвр с нарастанием скорости до 1090 км/ч. Пытаясь избежать столкновения с землей, лётчики, продолжая вращать самолёт вокруг продольной оси, отклонили рули полностью "на себя". На высоте 25 м, при скорости снижения 18 м/с и перегрузке более 6,8 ед, произошло разрушение самолёта с последующим столкновением с землей. Экипаж погиб. Причинами лётного происшествия явились:
- разрушение конструкции самолёта вследствие превышения экипажем максимально допустимой перегрузки по условиям прочности планера;
- неучёт экипажем условий пилотирования в области трансзвуковых скоростей у земли.
1994 - С Базы ВВС США "Ванденберг" (космодром Vandenberg, шт.Калифорния, США) осуществлён первый пуск ракеты-носителя "Taurus" (Minotaur-C). На околоземную орбиту выведены экспериментальные спутники "Taos" ["Step - M0"] и "DarpaSat". Четырёхступенчатая твердотопливная космическая ракета-носитель "Taurus", переименованная в "Minotaur-C", разработана на основе ракеты-носителя с воздушным стартом "Pegasus" этой же компании. Способна доставлять до 1363 кг полезной нагрузки на низкую (до 185 км) орбиту. Длина (с ГЧ) 27,9м, диаметр 2,35м, стартовая масса 73 тонны.
2006 - Состоялся первый полёт китайского многоцелевого УБС Hongdu L-15. L-15 - многоцелевой учебно-боевой самолёт, разработанный входящей в состав корпорации AVIC-II компанией HAIG (Hongdu Aviation Industry Group) в Наньчане (Nanchang) при консультационной поддержке российского "ОКБ им. Александра Сергеевича Яковлева". L-15 представляет собой сверхзвуковой учебно-боевой самолёт углубленной подготовки по программе Lead-in fighter trainer (LIFT), предназначенной для пилотов истребителей летающих на самолётах J-10 и J-11 (Су-27). Особенностью машины является её сверхзвуковая скорость полёта (до М=1,4). Самолёт с тандемным расположением экипажа имеет интегральную компоновку и оснащён двумя ТРДДФ WS-11 тягой по 3500 кгс, что при нормальной взлётной массе 6500 кг обеспечивает ему тяговооружённость, превышающую 1.
2019 - Первый Boeing 777X был представлен сотрудникам компании в помещении завода по производству широкофюзеляжных самолётов в городе Эверетт (штат Вашингтон)...
Свежие комментарии