На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 13 марта



1781 – Английский астроном Вильям Гершель открыл седьмую планету Солнечной системы — Уран.

Этот день в авиации. 13 марта

1910 - Пол Энгельхард (Paul Engelhard) совершает первый полёт в Швейцарии, летая на биплане Райта из замерзшего озера в Санкт-Морице.

Этот день в авиации. 13 марта

1916 Окончена первичная постройка тяжёлого бомбардировщика "Святогор" - крупнейшего в России.

Для решения вопроса о судьбе самолёта инженера Василия Андриановича Слесарева потребовалась высококвалифицированная экспертиза. Дело было поручено Николаю Егоровичу Жуковскому. Комиссия очень внимательно подошла к оценке "Святогора", произвела полный аэродинамический расчёт самолёта (впервые в России), сопровождавшийся продувкой моделей его частей, и вынесла заключение, что "полёт аэроплана Слесарева при полной нагрузке в 6,5 тонн и при скорости 114 км/ч является возможным, а посему окончание постройки аппарата Слесарева является желательным". Постройка тем временем продолжалась силами и средствами Слесарева, сумевшего найти кредит. В начале ноября 1916-го была сделана попытка рулить. Самолёт передвигался по земле, но взлёт не получался. В полёте так никогда и не испытывался.


1920 – Родился Григорий Петрович Скориков — советский военачальник, маршал авиации (1980).

Окончил Тамбовское военное кавалерийское училище в 1939 году, Харьковское военное авиационное училище штабных командиров в 1942 году.В период Великой Отечественной войны — на штабных должностях в действующей армии.Был помощником начальника оперативного отделения штаба, помощником начальника оперативно-разведывательного отделения штаба 8-й гвардейской бомбардировочной Черкасской Краснознамённой ордена Суворова авиационной дивизии 2-й воздушной армии, офицером штаба 6-го гвардейского бомбардировочного Львовского Краснознамённого ордена Суворова авиационного корпуса 2-й воздушной армии. После войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе в 1948 году, Высшую Военную академию в 1957 году. Длительное время был на штабной работе.С 1962 года — начальник оперативного управления — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны. С 1968 года — начальник штаба воздушной армии, с 1971 года — первый заместитель начальника Главного штаба Военно-Воздушных сил. С 1972 года — заместитель начальника, а с 1976 года — начальник Главного управления Генерального штаба ВС СССР. С 1978 года — начальник Главного штаба Военно-Воздушных сил. Воинское звание маршал авиации присвоено указом от 4 ноября 1980 года. С 1985 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года — в отставке. Жил в Москве.Умер 6 сентября 2000 года, похоронен на Троекуровском кладбище...

1925 - Совершил свой первый полёт самолёт Travel Air 2000 (первоначально Model A, Model B и Model BH).  И хотя Travel Air 2000 начал свою карьеру с легендарного авиадвигателя Curtiss OX-5 , широкой публике он известен тем, что на его базе был построен самолёт братьев Беслер, считающийся первым и единственным самолётом с паровым двигателем, который был пригоден к практической эксплуатации. Но это произошло в 1933 году, уже после снятия Travel Air 2000 с производства.

Этот день в авиации. 13 марта
1927
- Совершил первый полёт прототип голландского пассажирского самолёта Fokker F.VIII. Во второй половине 1920-х авиакомпании Старого и Нового Света активно приобретали 10-местный авиалайнер Fokker F-VII/3m. Однако голландская KLM желала иметь на европейских линиях самолёт ещё большей вместимости - на 15 пассажиров. Антони Фоккер дал соответствующее указание подчинённым - конструкторы под управлением Рейнхолда Платца засучили рукава. Новый проект у них вырисовывался как увеличенный в размерах Fokker F.VIIa. Создаваемая модель имела улучшенную аэродинамику и была более технологичной. Пассажирский салон получился шире, чем у предшественников, благодаря чему впервые было установлено по три кресла в ряду. Для самолёта с бóльшим взлётным весом требовалась большая мощность силовой установки. Сначала предполагалось сделать лайнер трёхмоторным. Однако к тому времени мощность двигателей, пригодных для пассажирских самолётов, заметно увеличилась. Поэтому был выбран вариант с двумя подвешенными под крылом Gnôme Rhône Jupiter IV.

Этот день в авиации. 13 марта

1930 – Американский астроном Клод ТОМБО объявил об открытии им девятой планеты Солнечной системы - Плутон

Этот день в авиации. 13 марта
1933
- Начаты огневые испытания двигателя Фридриха Артуровича Цандера ОР-2, первого советского ЖРД, предназначенного для установки на летательный аппарат. Предназначался для установки на бесхвостый ракетоплан РП-1 конструкции Бориса Ивановича Черановского. Первый жидкостный ракетный двигатель конструкции Ф. А. Цандера (ОР-2) с проектной тягой 50 кгс, охлаждением сопла водой, а камеры сгорания — газообразным кислородом был изготовлен в МосГИРД в декабре 1932 года и испытан на кислородно-бензиновом топливе в марте 1933 года без участия его автора, умершего в том же месяце. При первых испытаниях двигатель разрушался.Учениками Цандера ОР-2 был переконструирован, бензин заменен этиловым спиртом для снижения температуры газов и облегчения охлаждения, введена керамическая облицовка камеры, а шифр двигателя изменен на 02.


1936Первый полёт автожира ЦАГИ А-13, лётчик-испытатель Сергей Александрович Корзинщиков.

Картинки по запросу Советско-финская (Зимняя) война. авиация

1940 - Закончилась Советско-финская (Зимняя) война подписанием за день до этого Московского мирного договора между Финляндией и СССР,по которому Финляндия уступила СССР около десятой части своей территории и обязалась не участвовать во враждебных СССР коалициях. В соответствии с договором граница на Карельском перешейке была отодвинута от Ленинграда на 120-130 километров. К Советскому Союзу отошли весь Карельский перешеек с Выборгом, Выборгский залив с островами, западное и северное побережья Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний. Полуостров Ханко и морская территория вокруг него поступили в аренду СССР на 30 лет. Это улучшило положение Балтийского флота. В результате советско-финляндской войны была достигнута главная стратегическая цель, которую преследовало советское руководство - обезопасить северо-западную границу. Однако ухудшилось международное положение Советского Союза: он был исключён из Лиги Наций, обострились отношения с Англией и Францией, на Западе развернулась антисоветская кампания. Во время войны Финские военно-воздушные силы выросли с 96 до 287 самолётов, было потеряно 62 самолёта в воздушных боях и ещё 59 повреждённых,не подлежащих ремонту. Советские ВВС сбросили 150 000 бомб - около 7500 тонн - на территорию Финляндии.

Этот день в авиации. 13 марта

1941 - Погиб Заслуженный лётчик CCCР Аркадий Никифорович Екатов в испытательном полёте на истребителе МиГ-3... В Каче проводились испытания МиГ-3 №2147 на дальность. Во время определения скороподъёмности и максимальных скоростей по высотам с замером расхода горючего произошла катастрофа. Расследование показало, что её причиной стало разрушение в воздухе крыльчатки нагнетателя мотора на режиме набора высоты, вследствие чего истребитель испытал резкий удар. При этом лётчик ударился головой, потерял сознание и в таком состоянии находился до момента столкновения с землей.Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Этот день в авиации. 13 марта

1941Семён Семёнович Гайгеров и Борис Александрович Невернов совершили рекордный (по продолжительности и дальности) полёт на аэростате из Москвы в Новосибирскую область, пролетев за 69 ч 20 мин 2767 км.(по 16 марта).

lancast-9.jpg

1945 - Произошел первый реальный сброс 9988 килограммовой бомбы "Грэнд Слэм" со стратегического бомбардировщика "Ланкастер" I "Спешиэл".

Этот день в авиации. 13 марта
1945
 - Поднялся в воздух первый прототип XTB2D-1 Skypirate. Летом этого же года был облётан и второй экземпляр, который отличался увеличенной на 58 см длиной фюзеляжа. Ни один из самолётов не был вооружен. К началу 1945 года необходимость в новых самолётах XTB2D отпала, поэтому заказ на 23 серийные машины отменили, а лётные испытания двух прототипов приостановили. В конце 1948 года оба самолёта были отправлены на слом.

so4000.jpg

1951 - Первый полёт французского экспериментального самолёта Sud-Ouest SO.4000 Vautour I. Двухместный цельнометаллический моноплан имел среднерасположенное крыло стреловидностью 31° по линии 1/4 хорд. Два ТРД "Нин 102" тягой по 2260 кг устанавливались в фюзеляже. Их боковые воздухозаборники располагались между кабиной и корневой частью крыла. Характерной чертой SO.4000 стало оригинальное шасси, включавшее целых пять одноколёсных опор -носовую и четыре основные, расположенные попарно под средней частью фюзеляжа. По целевому назначению SO.4000 представлял собой фронтовой бомбардировщик. Вооружение по проекту должно было состоять из двух 20-мм пушек в подвесных контейнерах, а также 3600 кг бомб (4 450-кг бомбы подвешивалось в бомбоотсеке и столько же -на подкрыльевых пилонах).

Этот день в авиации. 13 марта
1952
 - Первый рейсовый полёт английского ближнемагистрального самолёта AS.57 Ambassador. Это был свободнонесущий цельнометаллический высокоплан с усиленным для обеспечения герметичности кабины фюзеляжем. Характерное трёхкилевое хвостовое оперение располагалось высоко на скошенной вверх задней части фюзеляжа, а главные стойки убирающегося трёхопорного шасси имели спаренные колёса. Экипаж состоял из трёх человек, а в пассажирской кабине размещались до 47 человек. Тяга создавалась двумя бесклапанными звёздообразными двигателями Bristol Centaurus. Всего было выпущено 23 самолёта - 3 опытных и 20 самолётов для британской компании BEA.

otryad_kosmonavtov.jpg

1960 - Состоялся первый сбор космонавтов гагаринского набора, состоявшего из 12-ти человек, зачисленных в отряд космонавтов (из 20 лётчиков, отобранных и прошедших все комиссии). Остальные 8 кандидатов ("слушателей-космонавтов") того набора зачислялись ещё четырьмя разными приказами Главкома, по времени это растянулось аж до июня 1960-го включительно.

Этот день в авиации. 13 марта

1961 - Английский экспериментальный истребитель с ВВП Hawker P.1127 Kestrel отправился в свой первый настоящий полёт по-самолётному, продлившийся 22 минуты. Полёт выявил целый ряд новых проблем - недостаточную устойчивость самолёта при выпуске закрылков и шасси, а также необходимость введения ограничений в работу двигателя во избежание возникновения помпажа.

Этот день в авиации. 13 марта
1961
- По результатам традиционного для ВВС США конкурса проектов, в котором участвовали фирмы Lockheed, Boeing, Douglas и Convair, победил проект фирмы Lockheed, которая вскоре получила контракт на разработку и постройку пяти опытных самолётов. Исходный вариант, самолёт С-141А разрабатывали как составную часть транспортной системы МО США LSS476L, в которую также входило наземное оборудование, грузовые платформы и другие средства и системы.

Картинки по запросу "13 марта EWR-Sud VJ-101"
1962
 - Начались исследования летающей модели немецкого экспериментального самолёта с ВВП EWR-Sud VJ-101 в свободном полёте.

1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной двадцать седьмой испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джон Бэррон Maккей(John Barron McKay). Достигнута максимальная высота 23165 м и максимальная скорость 5458 км/ч.


1967Единственное известное боевое применение перехватчика Як-28П для перехвата угнанного Ан-2. 
Воздушный пират угнал из Туапсе биплан Ан-2 и попытался улететь на нём в Турцию. На перехват был поднят Як-28П из 171-го авиаполка, управляемый экипажем капитана Парфилова. На ретрансляцию связи вылетел на МиГ-17 зам. командира полка подполковник В.Н. Прищепа. Экипаж Парфилова достаточно быстро вышел на цель, но атаковать её оказалось сложно. Як-28П нес две ракеты Р-8. Ракету с радиолокационного головкой самонаведения применять было нельзя, так как Ан-2 шёл в 10-15 м от поверхности моря, радиосигналы отражались от воды, и всё время происходил срыв захвата, а ракета с тепловой головкой самонаведения вообще не видела цель из-за её низкой инфракрасной заметности. Наконец-то Парфилов доложил: Есть захват! - и пустил ракету, но всё из-за того же отражения сигналов от воды она взорвалась далеко позади Ан-2, который был уже в нейтральных водах. Мне здесь больше делать нечего, - передал Парфиров открытым текстом в эфир. Тогда поступил приказ Як-28П занять место ретранслятора, а Прищепе уничтожить цель, используя пушки МиГа. В результате Ан-2 был сбит пушечным огнём.

Этот день в авиации. 13 марта

1968Принят на вооружение МРК Д-5 разработки КБМ (Виктор Петрович Макеев) с БРПЛ Р-27 (РСМ-25). Первая малогабаритная ампулизированная БРПЛ, самая массовая в ВМФ.


1968 - Катастрофа самолёта Ту-22П, 341 тбап, экипаж Варваричева А.А., аэродром Озерное. При посадке с невыпущенной правой стойкой комполка принял решение сажать самолёт на основную левую и переднюю стойку шасси и на четвертом заходе дал следующие команды экипажу: «Включить нейтральный газ»; «Подтянуть привязные ремни»; «После выпуска закрылков обесточить самолёт, включить питание приборов от аккумуляторов, после приземления выключить двигатели, посадку выполнять с небольшим креном на левую стойку». Были отключены демпферы тангажа при включении питания приборов от аккумуляторов и возникла раскачка по тангажу на выравнивании с потерей скорости и сваливанием на хвост. В данной катастрофе виноват командир полка,который отстранил РП и сам начал диктовать лётчику инструкцию.

Этот день в авиации. 13 марта

1970 - Поднялся в воздух второй экземпляр (из двух построенных) Aero Spacelines MGT-101 "Мини-Гуппи", регистрации N112AS, заводской номер 0002. Но, видимо, дата первого полёта сыграла свою роль - через два месяца, 12 мая, самолёт разбился при испытаниях на авиабазе Эдвардс, штат Мэрилэнд. Первый экземпляр совершил полёт 1 мая 1970 года.

Картинки по запросу 13 march 1977 first fly S-76 Sikorsky.

1977 - Первый полёт пассажирского S-76 фирмы Sikorsky. Экипаж: Джон Диксон и Николас Лаппос.

Этот день в авиации. 13 марта

1978 - Полковник Г.Л. Ковалёв первым из лётчиков корабельной штурмовой авиации на внутреннем рейде Севастополя выполнил ночью полёт на СВВП Як-38 на "Киев". Ковалёв также был первым из строевых лётчиков, кто выполнил ВКР с аэродрома Саки (3 декабря 1979 г.), первый и вынесший на своих плечах основную тяжесть организации полётов с ТАКР "Киев", "Минск" и "Новороссийск".

1980 - Директива Генерального штаба о создании на основе частей Дальней авиации и фронтовой авиации четырех Воздушных Армий.

Этот день в авиации. 13 марта

1986 - Автоматическая межпланетная станция “Giotto” Европейского космического агентства (European Space Agency) совершила пролёт близ кометы Галлея на удалении около 600 км от её ядра.

Этот день в авиации. 13 марта

1986 С космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Союз-У2" был осуществлен запуск пилотируемого космический корабль "Союз Т-15" (11Ф732 №21Л), по программе первой основной экспедиции на станцию "Мир" и пятой экспедиции посещения на станцию "Салют-7", в составе экипажа космонавты: командир — Леонид Денисович Кизим (3-й полёт) и бортинженер — Владимир Алексеевич Соловьев (2-й полёт). Возвращение на землю 16 июля 1986 года. Длительность экспедиции составила 125 суток 56 секунд. 

Этот день в авиации. 13 марта

1987 - При посадке в грозу и без подсветки полосы в а/п Аддис-Абебы (Эфиопия) была совершена грубая посадка Ан-22 (09334) (посадочная скорость 265 км/ч, вертикальная перегрузка 2.35), разрушена одна из левых основных стоек шасси, повреждены обтекатель шасси и крыло. После восстановления дальнейшая эксплуатация машины была признана нецелесообразной и 30 сентября машину перегнали своим ходом в Монино, где он стал экспонатом музея ВВС.


1987Лётчик-испытатель Юрий Иванович Митиков на самолёте вертикального взлёта и посадки Як-38М выполнил посадку «задним ходом» на палубу ТАКР «Баку».

Этот день в авиации. 13 марта

1989 - Катастрофа самолёта Ан-26К МРП, Азовское море При выполнении полёта над морем самолёт столкнулся с крупной птицей, которая пробила лобовое стекло. Пилот на мгновение потерял работоспособность. Самолёт-лаборатория накренился и задел крылом поверхность Азовского моря. Погибло 6 человек. Полёт выполнялся в рамках испытаний прицельной системы в тёмное время суток и на малой высоте. Шансов выжить не было. Несчастный случай, унесший жизни шестерых молодых, полных сил и энергии людей: пилота лётчика-испытателя Игоря Васильевича Борисова, ведущего инженера-испытателя Ларисы Прошиной, штурмана-испытателя Игоря Шухова, бортрадиста-испытателя Володи Калинина, инженера-испытателя Сережи Ситникова и инженера- конструктора Виктора Жиляева.

Этот день в авиации. 13 марта

1989 - В США с космодрома Cape Canaveral (Космический центр имени Кеннеди, остров Мерритт, шт. Флорида, США) по программе STS-29 запущен космический корабль многоразового использования "Discovery" с космонавтами Майклом Коутсом (Michael Coats, 2-й полёт), Джоном Блэйхом (John Blaha, 1-й полёт), Джеймсом Бэйгином (James Bagian, 1-й полёт), Джеймсом Бучли (James Buchli, 3-й полёт) и Робертом Спрингером (Robert Springer, 1-й полёт) на борту. В день запуска с борта корабля был запущен спутник связи "TDRS-4" ["TDRS- D", "Tracking & Data Relay Satellites"]. Посадка 18 марта 1989 года.

1991 - Формально прекращена деятельность Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского Договора и их органов управления. Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан на Варшавском совещании 14 апреля 1955 года.

Этот день в авиации. 13 марта
1991
- Катастрофа самолёта МиГ-31, аэродром Хатанга, КК командир АП п/п-к Мишин И.А. и старший инспектор-летчик ОБП п-к Фищенко В.С.
ДПМУ. Экипаж выполнял полёт на воздушную разведку погоды. Проявив недисциплинированность, после прохода над ВПП в зоне ответственности руководителя зоны посадки на высоте около 30 м и скорости 970 км/ч, экипаж ввёл самолёт в левый боевой разворот с последующим вращением вокруг продольной оси на форсажном режиме работы двигателей. В процессе выполнения сложного манёвра экипаж допустил ошибку в технике пилотирования, что привело к переходу самолёта в нисходящий манёвр с нарастанием скорости до 1090 км/ч. Пытаясь избежать столкновения с землей, лётчики, продолжая вращать самолёт вокруг продольной оси, отклонили рули полностью "на себя". На высоте 25 м, при скорости снижения 18 м/с и перегрузке более 6,8 ед, произошло разрушение самолёта с последующим столкновением с землей. Экипаж погиб. Причинами лётного происшествия явились:
- разрушение конструкции самолёта вследствие превышения экипажем максимально допустимой перегрузки по условиям прочности планера;
- неучёт экипажем условий пилотирования в области трансзвуковых скоростей у земли.

Этот день в авиации. 13 марта

1994 - С Базы ВВС США "Ванденберг" (космодром Vandenberg, шт.Калифорния, США) осуществлён первый пуск ракеты-носителя "Taurus" (Minotaur-C). На околоземную орбиту выведены экспериментальные спутники "Taos" ["Step - M0"] и "DarpaSat". Четырёхступенчатая твердотопливная космическая ракета-носитель "Taurus", переименованная в "Minotaur-C", разработана на основе ракеты-носителя с воздушным стартом "Pegasus" этой же компании. Способна доставлять до 1363 кг полезной нагрузки на низкую (до 185 км) орбиту. Длина (с ГЧ) 27,9м, диаметр 2,35м, стартовая масса 73 тонны.

Этот день в авиации. 13 марта

2006 - Состоялся первый полёт китайского многоцелевого УБС Hongdu L-15. L-15 - многоцелевой учебно-боевой самолёт, разработанный входящей в состав корпорации AVIC-II компанией HAIG (Hongdu Aviation Industry Group) в Наньчане (Nanchang) при консультационной поддержке российского "ОКБ им. Александра Сергеевича Яковлева". L-15 представляет собой сверхзвуковой учебно-боевой самолёт углубленной подготовки по программе Lead-in fighter trainer (LIFT), предназначенной для пилотов истребителей летающих на самолётах J-10 и J-11 (Су-27). Особенностью машины является её сверхзвуковая скорость полёта (до М=1,4). Самолёт с тандемным расположением экипажа имеет интегральную компоновку и оснащён двумя ТРДДФ WS-11 тягой по 3500 кгс, что при нормальной взлётной массе 6500 кг обеспечивает ему тяговооружённость, превышающую 1.

Этот день в авиации. 13 марта
2019
 - Первый Boeing 777X был представлен сотрудникам компании в помещении завода по производству широкофюзеляжных самолётов в городе Эверетт (штат Вашингтон)...

Картина дня

наверх