Как дефекты 737 MAX отразятся на стоимости билетов
Авиаперевозки в США подорожали на фоне проблем у Boeing. С замедлением производства самолетов стоимость авиабилетов в январе выросла более чем на 3,5%, это самый резкий скачок почти за два года, приводит Bloomberg данные американского правительства.
После череды аварийных посадок регулятор запретил наращивать выпуск Boeing 737 MAX. На этом фоне компании United, Southwest Airlines и Ryanair столкнулись с нехваткой парка. Как пишет агентство, им пришлось сократить число рейсов. В преддверии летнего сезона перевозчики ищут на рынке альтернативу 737-м.Поиск осложняется тем, что в узкофюзеляжных самолетах производства Airbus тоже нашли дефекты. Проверка выявила поддельные детали в двигателях. О дефиците бортов говорить рано, уверен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Добрая половина, если не большая часть мирового парка самолетов, — это Boeing, а в узкофюзеляжном сегменте точно.
Формально их эксплуатация не приостановлена, сертификат годности не отозван, но прежде чем летать, компании должны провести технический аудит. Каждая новость о недостатке в 737 MAX постепенно приземляет самолеты. Может быть, будут отозваны все, и именно это вызывает проблемы с нехваткой располагаемого флота.
Насколько серьезным считается подорожание билетов на 3,5%? Обычно цены взлетают на десятки процентов сразу, скорее всего, тут совпало несколько факторов, может быть, влияет и стоимость топлива. Мировой парк способен удовлетворить потребности пассажиропотока, поскольку он был рассчитан еще на докоронавирусные объемы и даже с запасом. В отдельных регионах показатели уже подобрались к значениям 2019 года, но еще не во всех.
Если где-то на рынке есть свободные самолеты, очень быстро можно заключить договор аренды, лизинга, иногда даже с экипажем. Тем более ситуация с Boeing не касается всех бортов, а только 737 MAX. Да, их сотни, но данное поколение еще не является доминирующим на рынке.
Касается ли это России? Мы тоже закупаем запчасти для Boeing на сером рынке, но российские авиакомпании не летают на 737 MAX. Думаю, что проблемы Boeing нас не затронут».
Как постановило Федеральное авиационное управление США, до устранения неполадок Boeing может выпускать в месяц не больше 38 самолетов серии MAX. Тем не менее, за январь и февраль он поставил лишь 42 таких борта, пишет Bloomberg. По сравнению с декабрем производство замедлилось вдвое. Аналитики Amex GBT прогнозируют, что при сохранении проблем в корпорации в ближайшие полгода авиабилеты подорожают еще на величину от 8% до 18%. Сам производитель заявлял, что устранить дефекты, вероятно, удастся к началу 2025-го.
Кризис с производством Boeing изменит правила регулирования рынка, полагает руководитель аналитического центра Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Федор Борисов: «Boeing уже потерял очень много и продолжает терять. Проблемы теперь носят систематический характер. Всей авиастроительной отрасли со стороны Boeing нанесен большой репутационный ущерб.
Будут меняться подходы в системе сертификации. В среднесрочной и долгосрочной перспективе проблемы Boeing могут существенно влиять на рынок. Только две компании по факту поставляют самолеты — Airbus и Boeing. Проблемы у одного из них будут, естественно, создавать угрозу дефицита поставок. Даже если Airbus начнет пользоваться этой ситуацией, мгновенно произвести лайнеры им не удастся.
Если Boeing достаточно оперативно решит все проблемы, наверное, он сможет нарастить до определенных пределов объемы выпуска. Тогда удастся избежать серьезного дефицита флота на рынке».
Поводом для аудита стал январский инцидент с Boeing 737 MAX компании Alaska Airlines: при наборе высоты у него вырвало часть фюзеляжа размером с холодильник. А в марте у такого же борта компании United при взлете отвалилось колесо. Треть проверок производитель провалил: в деталях, к примеру, оказались недозакручены болты.
Текущий недостаток парка в Ryanair оценивают в 17 самолетов. Там планируют поднять цены на 10% некоторые европейские рейсы. Впрочем, как пишет Bloomberg, флот компаний перегружен не только из-за проблем с Boeing: у Lufthansa и Wizz Air, к примеру, некоторые самолеты простаивают из-за ремонта двигателей.
Елизавета Скобцова
Свежие комментарии