В 2022 году морской космодром «Деймос» примет первые пуски ракет Falcon 9. Считается, что с помощью такой технологии SpaceX сэкономит на аренде земли и сможет сделать запуски еще дешевле. Но так ли это на самом деле?
Что такое «Морской старт» и «Деймос»
Морская платформа для пуска ракет, которую SpaceX переделала из бывшей нефтяной платформы, — это не rocket science и даже не ноу-хау.
Такие изобретения появлялись задолго до того, как основатель Tesla и SpaceX вообще появился на свет. Морские космодромы были даже у итальянцев — в эксплуатации такие сооружения находились с 1964 по 1988 год.Тогда идея вывода на орбиту с воды казалась откровенно бредовой — кроме близости к экватору, с помощью которой можно было загрузить на борт больше полезной нагрузки, других плюсов не было. Но потом в дело включилась большая космонавтика и серьезные дяди с большими бюджетами, и всё перевернулось с ног на голову.
Но для чего морские космодромы понадобились Илону Маску, у компании которого дела и так идут неплохо? Во время строительства техасского космодрома StarBase у SpaceX возник ряд проблем, решить которые компания пока не смогла. Среди них оказались высокая стоимость аренды земли, ограничения на количество пусков и регулярная отчетность для экологов, которые еще «на этапе котлована» хотели запретить строительство американского звёздного городка.
С космодромом на воде, который назвали «Деймос», никаких проблем не будет — пуски можно проводить даже из нейтральных вод в Тихом океане, где американские законы не действуют.
Пока проект находится только в стадии разработки, но если дело выгорит и SpaceX зафиксируют прибыль, то от наземных пусковых площадок во Флориде, Калифорнии и Техасе американцы могут отказаться.
И зачем это всё?
Считается, что морской космодром может удешевить космические запуски. Известная стоимость в 65 млн долларов за один пуск ракеты Falcon 9 может быть снижена примерно на 15 процентов, то есть у SpaceX есть все шансы опустить ценник на свои услуги до отметки менее чем в 50 млн долларов. Если это произойдет, то все конкуренты, включая российские «Союзы» с ценой в 55 млн за пуск, могут остаться без заказов.
Возвращать ступени пока планируют на сушу, но в перспективе всё обслуживание, ремонт и заправка ракет топливом будут проводиться прямо на пусковой платформе. Когда (или если) это произойдёт, многоразовые ракеты станут идеальным транспортом для космонавтики будущего. Но такие технологии есть только у США. Или не только у них?
На самом деле, международный проект по морскому космодрому уже был и активно работал. Речь про «Морской старт», который на двоих — Россию и США — создавали в начале 90-х. Но сотрудничество не сложилось — с 99 по 2014 годы с «Морского старта» отправили в космос 36 ракет, однако дальше использовать эту технологию стало невыгодно.
Потом «Морской старт» выкупила компания S7, и пусковую платформу вместе с кораблём обеспечения перевезли в Россию. Но на этом его история, фактически, закончилась.
Последняя хорошая новость по российскому «Морскому старту» пришла во время пандемии — 19 сентября 2020 года Центр разработок группы компаний S7 сообщал, что ещё с 2019 года ведутся работы по созданию легкой двухступенчатой ракеты-носителя с возвращаемой первой ступенью. Но за два года дальше заявлений процесс не продвинулся — на «Морской старт» регулярно возят журналистов и блогеров, но комплекс по-прежнему стоит у причальной стенки порта Славянка.
Что нужно, чтобы всё работало?
Во-первых, нужен большой проект, под который понадобятся очень дешевые ракеты. Задействовать «Морской старт» можно на пусках для британской OneWeb — этот контракт действует уже давно, и чем дешевле будут пуски, тем привлекательнее российские ракеты будут для зарубежных клиентов.
Но проблема в том, что под «Морской старт» до сих пор нет хорошей ракеты. Устанавливать на пусковую платформу «Союзы» можно, но придется менять конструкцию — а это время и деньги.
Повторить украинскую ракету «Зенит», которую многие специалисты заслуженно считают одной из лучших одноразовых ракет, пока не получается, и, скорее всего, уже не имеет смысла — технология многоразовости позволит пробить минимальный ценник по стоимости запуска с сохранением ключевых элементов: двигателей и топливных баков.
Под «Морской старт» готовили «Союз-7», но свежих новостей по этой теме немного. 12 мая 2020 года генеральный директор НПО им. Лавочкина Владимир Колмыков сообщил, что ракету-носитель «Союз-7» для пусков с «Морского старта» планируется оснастить новым разгонным блоком «Фрегат-СБУ», а первые пуски на этой платформе можно провести уже в 2025 году.
Но для кого будут проводить эти пуски — большая загадка. В июне 2015 года «Роскосмос» подписал контракт с компанией Arianespace на 21 коммерческий запуск 672 спутников компании OneWeb.
Но этот контракт скоро закончится, а подписывать новый пока никто не торопится, хотя OneWeb для конкуренции с тем же Илоном Маском и SpaceX потребуется вывод спутников связи второго поколения.
Текущее состояние «Морского старта» трудно оценить — комплекс необходимо «привести в чувство» и переоборудовать, но для чего это делать и сколько это будет стоить, пока не знает никто. Возможно, к тому моменту, как будет готова ракета «Союз-7», потребности в российском «Морском старте» не будет вообще из-за отсутствия внешних заказов.
Свежие комментарии