На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Перспективный МиГ может выстрелить в пустоту

Инициативы Сердюкова могут привести к потере покупателей на перспективный легкий истребитель


На фото: российский многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35 (Фото: Михаил Поляков)

Итальянское издание Defense Analysis рассматривает перспективы создания компанией «МиГ» легкого одномоторного истребителя, о котором в России, можно сказать, забыли.

И это неудивительно — на фоне бурной деятельности ОКБ Сухого работа миговцев в информационном пространстве почти не отражается. А если что-то и проскальзывает, то с негативным подтекстом. Новый МиГ-35, относящийся к поколению 4++ и функционально близкий к Су-35С, называют хорошим, но бесполезным самолетом.

В нынешней ситуации урезания средств на закупки военной техники это понятно — налажено серийное производство целой линейки «Фланкеров», т.е. «Сушек». И Минобороны не потянет покупку совершенно новых, с пока еще не проявившимися детскими болезнями, самолетов. Да и вся наша аэродромная инфраструктура заточена именно под самолеты Сухого.

Поэтому МиГ-35 выпихивают на внешний рынок. Но законы внешнего рынка таковы, что к технике, которая не эксплуатируется в стране-производительнице, большое недоверие. Дескать, на тебе, боже, что нам негоже.

С начала истекшего десятилетия порой просачивались сообщения о том, что РСК «МиГ» в инициативном порядке, на собственные средства, которых у компании немного, продолжает развивать проект Легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС). Который должен принадлежать к пятому поколению. И при этом должен быть дешевым за счет оптимизации его функциональности и использования лишь одного двигателя.

И вдруг в апреле прошлого года выяснилось, что проект решили существенно скорректировать. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила о том, что ЛМФС — это уже не конкретный истребитель, а платформа, на которой будут создаваться самолеты различной ориентации. И что двигателей будет два, а не один. И что самолет должен не уступать по боевым возможностям зарубежным машинам. И при этом быть дешевым.

Сразу же возникают сомнения относительно того, что самолет получится дешевым. Да, собственно, даже и легким. О МиГ-35 довольно долго говорили, что он должен быть легким истребителем. Но за счет двухдвигательности стал относиться к классу средних истребителей. И дешевым он должен был быть. Но стоит 45 млн. долларов.

Так вот, если взять за базовую основу функциональности МиГ-35, то к его стоимости придется добавить еще изрядно, чтобы перевести самолет в пятое поколение. То есть добиться высокой степени малозаметности. Получить бесфорсажную скорость, которая была бы сверхзвуковой. Ввести в систему управления достаточно развитый искусственный интеллект. Ведь когда ЛМФС будет готов, большинство самолетов стран с высокоразвитыми технологиями будут «умнее» нынешних «пятерочников». Появятся истребители поколения 5+. Так что ЛМФС по части интеллектуальности должен превзойти Су-57.

Смысл замены в проекте одного двигателя на два абсолютно непонятен. Ведь шведы делают прекрасный однодвигательный легкий истребитель «Грипен». И американский F-35 также обходится одним двигателем.

И еще один существенный вопрос. Зачем создавать платформу? Ведь, начиная с четвертого поколения истребителей, одно из основных к ним требований — многофункциональность, приближающаяся к универсальности. Самолет должен быть и истребителем, и разведчиком, и бомбардировщиком, и при определенных условиях штурмовиком. Именно таковы машины ОКБ Сухого. Су-34 может наносить мощные удары по наземным целям и сражаться с истребителями противника. Также он может выступать в роли штурмовика, благо имеет более серьезное бронирование, чем «чистый» штурмовик Су-25.

Так вот, на базе ЛМФС предполагается создать несколько узкоспециальных самолетов с одинаковыми базовыми характеристиками. Что можно расценивать как возврат к принципам, которые существовали при создании третьего поколения самолетов. Чем это чревато? Необходимостью будет строить существенно больше узкоспециальных самолетов по сравнению с многоцелевыми. А также готовить большее количество пилотов. Причем и пилоты будут «узкоспециальными», то есть процесс обучения разобьется на несколько потоков.

Эксперты высказали свои мнения о том, что же могут строить на платформе ЛМФС. Не так уж и много. Ведь не перехватчик же и не бомбардировщик. Причем почти все единодушно назвали легкий фронтовой истребитель, учебно-боевой самолет и штурмовик Су-25, который прекрасно воевал в Афганистане, но время его ушло.

Но у нас уже есть прекрасный легкий учебно-боевой самолет Як-130, обладающий способностью воспроизводить летные характеристики самых разнообразных самолетов, в том числе и натовских. Да, он дозвуковой. Но именно на дозвуковых скоростях отрабатывается 90% учебной программы в летных училищах. Зачем нам два УБС, если новый будет вряд ли лучше машины ОКБ Яковлева?

То же самое можно сказать и о варианте штурмовика на базе ЛМФС. Яковлевцы в настоящий момент создают штурмовую модификацию Як-130. И здесь также не требуются сверхзвуковые скорости. Штурмовики, поддерживая действия своих войск на поле боя, уничтожают технику и живую силу противника на дозвуковых скоростях и небольших высотах.

Из Як-130 получится легкий штурмовик. Но есть и тяжелый — вышеупомянутый тяжелый истребитель-бомбардировщик Су-34. Прикрытый прочной титановой броней, с продублированными важнейшими для обеспечения живучести системами. Система управления вооружением позволяет Су-34 поражать как неподвижные цели типа дотов, так и подвижную автомобильную и бронетехнику.

И вполне уместно в этом ряду предположительных специализаций выглядит лишь легкий фронтовой истребитель. И он был бы востребован не только ВВС России, но и на внешнем рынке. За примерами далеко ходить не надо. Количество эксплуатирующихся с 1980 года американских легких однодвигательных истребителей F-16 приблизилось к пяти тысячам. Это рекорд для машин четвертого поколения. За счет громадного тиражирования этого самолета он сейчас стоит немного больше 30 млн. долларов.

Самолет постоянно модернизируется, и поэтому его последние модификации вполне соответствуют современным требованиям к многоцелевым истребителям. Причем за счет гибкой ценовой политики производители удовлетворяют потребности ВВС стран с сильно различающимися по размерам военными бюджетами.

Но, допустим, авиационный завод в Луховицах вдруг начнет выпускать в огромных количествах все три самолета, созданных на платформе ЛМФС. И они окажутся дешевыми, правда, учитывая, что они двухдвигательные. Что мы сможем предложить иностранным покупателям кроме истребителя? Ведь не нужен же на внешнем рынке в чрезмерном количестве ни учебно-боевой самолет, ни штурмовик.

Надо сказать, что итальянское издание при описании ситуации с миговской разработкой использует устаревшую информацию, рассказывая читателям об одном двигателе, который будет, вероятно, позаимствован у Су-57. Об аэродинамической схеме «утка». О том, что многое будет позаимствовано из нереализованного проекта тяжелого истребителя пятого поколения МиГ 1.44.

Однако ситуация изменилась после того, как в 2019 году ОАК возглавил Анатолий Сердюков. По его инициативе объединяются компании «МиГ» и «Сухой» в Дивизион военной авиации. Не мог он не повлиять и на коррекцию проекта ЛМФС, из-за чего сроки его исполнения неизбежно должны сдвинуться вправо. И это чревато тяжелыми последствиями.

Вот как объясняет ситуацию Defense Analysis: «Создание многоцелевого стелс-истребителя ЛФМС позволит МиГ бороться за мировой рынок в период, когда на нём потребуется замена истребителей категории МиГ-29, F-16 и Saab JAS 39 Gripen… Сейчас еще неизвестно, сколько времени займёт разработка нового МиГа. Но ожидание еще 10 лет для развёртывания производства ЛФМС может означать потерю будущих клиентов и безуспешность проекта, который не имеет шансов к реализации».

Владимир Тучков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх