1934 - Первый успешный полёт экипажа Анатолия Васильевича Ляпидевского на АНТ-4 в лагерь челюскинцев — спасено 12 женщин и детей. Особое место среди многомоторных тяжёлых бомбардировщиков занимал АНТ-4 (ТБ-1) с двумя двигателями М-17. Созданный в КБ Туполева самолёт явился первым советским цельнометаллическим бомбардировщиком конструкции «свободнонесущий моноплан» с низкорасположенным крылом, гофрированной обшивкой и двумя размещёнными на передней кромке крыла двигателями. Самолёт АНТ-4 длиной 18 м с размахом крыльев 28,7 м был в то время самым большим цельнометаллическим самолётом в мире. Внутри фюзеляжа размещались бомбовый отсек, места для пилота и члена экипажа.
1936 - Cовершил свой первый испытательный полёт Супермарин "Спитфайр" под управлением пилота Мата Саммерса. Прославился как прекрасный перехватчик в ходе сражений за Британию. Машина, поступившая на вооружение в 1938 г., развивала максимальную скорость 580 км/ч и была оснащена восемью пулемётами 303 калибра (7,7 мм). Одна из последних моделей «Спитфайера» имела лётный потолок 12200 м и развивала скорость 710 км/ч. Пилоты, управлявшие машинами этой модификации, в 1944 г. сбили более 300 немецких снарядов Фау-1. В ходе Второй мировой войны конструкторы нашли возможность усилить вооружение "Спитфайера" — он был оснащён двумя 20-миллиметровыми пушками и двумя пулемётами 50 калибра (12,7 мм) или четырьмя 303 калибра. Некоторые из модификаций "Спитфайера" могли нести 250 фунтовую (113 кг) или 500-фунтовую (227 кг) бомбу под фюзеляжем и по одной 250-фунтовой бомбе под каждым крылом. Последние "Спитфайеры" уже как самолёты фоторазведки были сняты с вооружения Королевских ВВС в 1954 г.
1938 - Родился Андрей Иванович Талалакин — Герой Российской Федерации (1993), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1984), капитан запаса.
1940 - Постановлением Комитета обороны на базе КБ-29 образовано самолётостроительное Опытно-конструкторское бюро авиаконструктора Павла Осиповича Сухого, дважды Героя Социалистического Труда (1957, 1965). В 1949 году КБ было распущено, а Сухой был назначен заместителем главного конструктора в КБ Андрея Николаевича Туполева. В 1953 году его КБ восстановлено, и Сухой начал давать индексы своим машинам сначала. Таким образом в разные годы были разные самолёты под одинаковым индексом СУ-7, СУ-9, СУ-11, СУ-15, СУ-17.
1942 - Постановлением ГКО СССР № 1392 от 5 марта при Ставке Верховного Главнокомандования создана авиация дальнего действия (АДД). Полки и дивизии дальнебомбардировочной авиации (ДБА) выведены из подчинения ВВС, объединены в авиацию дальнего действия (АДД — в дальнейшем Дальняя авиация) с подчинением непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования.
1943 - Командование бомбардировщиков ВВС Британии начинает серию бомбардировок района Рур в Германии с рейда на Эссен. 157 Ланкастеров, 131 Веллингтона, 94 Галифакса, 52 Стирлинга, 8 Москито; всего 442 самолёта. Потеряно 3.2% начального состава. Стотысячный вылет RAF в ВМВ. Выгорело 65 гектаров города (в основном жилые районы), сильно повреждены заводы Круппа. Эта так называемая "Битва при Руре" продлится до середины июля.
1943 - Первый полёт истребителя-перехватчика Gloster Meteor F.I (разработчик: Gloster, Великобритания) с двумя турбореактивными двигателями Хэлфорд Н.1 тягой по 680 кг.
1946 - Уинстон Черчилль произнес знаменитую Фултонскую речь в Вестминстерском колледже, в которой назвал Советский Союз причиной «международных трудностей». Выступление принято считать началом Холодной войны...
1948 - Первый полёт многоцелевого ночного истребителя Curtiss-Wright XF-87 Blackhawk. Самолет XP-87 Blackhawk (модель 29A) был первым (и единственным) чисто реактивным воздушным судном компании Curtiss. Он оказался также последним самолётом, произведённым компанией Curtiss, ознаменовавшим бесславный конец корпорации, имя которой долгие годы служило фирменным знаком в анналах американской авиации. Самолёт XP-87 был большой, цельнометаллический, со свободнонесущей конструкцией с центральным расположением крыла, силовой установкой для которого служили четыре турбореактивных двигателя Westinghouse XJ34-WE-7, попарно расположенных в двух больших мотогондолах под крыльями. Горизонтальный хвостовой стабилизатор был установлен посередине вертикального стабилизатора. Самолёт был оборудован трёхопорным двухколёсным шасси. Пилот и оператор РЛС сидели рядом в большой, просторной кабине. После испытаний ВВС США решили что Northrop XP-89 Scorpion был потенциально гораздо более привлекательным, и заказ на F-87A (с двумя такими турбореактивными двигателями J-4) был отменен в полном объёме 10 октября 1948 г.
1954 - Катастрофа самолёта Ту-14, 49 мтап, КК командир АЭ м-р Перервин А.А. Аэродром Западные Кневичи.
Экипаж погиб. На взлёте произошла остановка двигателя, запаса высоты для катапультирования не хватило.
1955 - Сформирован первый в Войсках ПВО страны радиотехнический батальон для борьбы с радиоэлектронными средствами противника.
1956 - Начались испытания комплекса Як-25К-75 (по 10 июля 1956 года). Для этого серийный экземпляр Як-25К №1608, согласно приказу МАП от 5 ноября 1955 г., переоборудовали под опытные ракеты "тип 129" системы К-75. При этом на самолёте установили доработанную под новую систему РЛС "Изумруд" и оптический прицел АСП-3НМ, а также автоматы подачи топлива АУПТ. Испытания проводили ведущий лётчик-испытатель Фёдор Леонтьевич Абрамов, лётчик-испытатель Евгений Николаевич Пряничников, штурманы Г.Н.Улехин и В.Н.Макаров. Всего выполнили 23 полёта общей продолжительностью 16 ч 34 мин. При взлётной массе 8830 кг (четыре ракеты - 324 кг, топливо - 2650 кг) скорость на высоте 5000 м составляла 1000 км/ч, на 10000 м - 950 км/ч, а при пологом снижении с 11000 м самолет разогнали до скорости М=1,07. Практический потолок снизился до 13600 м, время набора высоты 5000 м увеличилось до 2,5 мин, а 10000 м - до 6,0 мин. Устойчивость и управляемость самолёта практически не отличались от серийного Як-25М. Дальность обнаружения цели типа Ил-28 на высотах от 5000 до 8000 м составляла 7-7,5 км, а уверенный захват происходил на расстоянии 4-4,5 км. В целом самолёт получил хорошую оценку, но после проведения полного цикла испытаний комплекса К-75 его на вооружение принимать не стали. В это же время испытывался и комплекс перехвата Як-25К-7л, ракеты которого имели большие габариты и массу по сравнению с РС-1У и "129", поэтому число подвесок пришлось уменьшить вдвое. Комплекс постигла та же участь, что и Як-25К-75.
1957 - Первый полёт двухместного лёгкого многоцелевого самолёта конструкции Анри Минье HM-350 (разработчик: Mignet, Франция).
1958 - Первый полёт сверхзвукового бомбардировщика Як-28 (обозначение в НАТО «Brewer»). В воздух её поднял ведущий лётчик-испытатель ОКБ Валентин Михайлович Волков. Взлётная масса нового бомбардировщика 12885 кг (при нормальной бомбовой нагрузке 1200 кг и запасе горючего 3200 кг). На форсаже удалось набрать 10000 м за 3,5 мин и достичь максимальной скорости 1500 км/ч. Предполагалось получить потолок в 17800 м, но из-за самовыключения форсажа удалось достичь только 16300 м. Лётчики отмечали вполне удовлетворительную устойчивость и управляемость, хорошие взлётно-посадочные характеристики (разбег и пробег составляли от 850 до 950 м). Перекомпоновку носовой кабины одобрили не только заводские пилоты, но и штурманы ЛИИ. В процессе испытаний для улучшения продольной устойчивости у корня крыла и в ХЧФ установили аэродинамические гребни.
1962 - Convair B-58 “Hustler” установил три рекорда. Во время полётов туда и обратно между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом за 4 часа 41 минуту. Самый быстрый трансконтинентальный перелёт между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком - за 2 часа 58 секунд на средней скорости 1953,7 км/ч. Третий рекорд - самое быстрое время полёта между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом.
1963 - Катастрофа Ил-18В в Ашхабаде — авиационная катастрофа, произошедшая в аэропорту Ашхабад с самолётом Ил-18В с бортовым номером 75765 (заводской — 181003404, серийный — 34-04) авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 12 человек. На участке между ДПРМ и БПРМ самолёт неожиданно попал в сильную турбулентность с ветром 20—25 м/с, видимость упала до 30 метров. Самолёт начало бросать до 40 метров, крен быстро менялся, из-за чего пилотажные приборы начали работать неустойчиво. В один из моментов Ил-18 оказался всего в 7 метрах от земли с креном 5—7° в 250 метрах от БПРМ, после чего крайний левый винт зацепил фонарь огней подхода высотой 6 метров, затем правая плоскость сбила телеграфный столб высотой 7 метров. Потеряв скорость, самолёт начал снижаться и в 150 метрах от БПРМ, через 100 метров от места первого удара, его левая тележка шасси задела железобетонный столб огней подхода. С креном 30° Ил-18 начал сбивать железобетонные столбы, затем ограду БПРМ, после чего приземлился у БПРМ в 1012 метрах от торца ВПП. Промчавшись по земле 130 метров, самолёт потерял обе плоскости крыла, кабина пилотов была полностью разрушена. Фюзеляж завалился на левый борт. Возник пожар, в котором сгорела вся средняя часть. В катастрофе погибли все находящиеся в кабине 8 членов экипажа (выжили только стюардессы) и 4 пассажира.
1966 - Первый свободный полёт беспилотника Lockheed D-21. Предназначался для высотных разведывательных полётов и сброса контейнера с плёнкой в конце полёта, повторное использование D-21 не предполагалось. Оснащался прямоточным реактивным двигателем; был способен достигать скоростей более М=3,6 на высоте более 30 км и дальности более 2000 километров.
1966 - Экипаж самолёта Boeing 707-436 британской авиакомпании British Overseas Airways Corporation — BOAC (G-APFE) выполнял рейс по маршруту Токио/Ханеда (Япония) – Гонконг (Гонконг). На борту находилось 113 пассажиров и 11 членов экипажа. После выполнения взлёта самолёт набрал высоту, причём свидетели отмечали, что на высоте около 4900 м от самолёта был виден белый след. Неожиданно самолёт начал терять высоту, от него начали отделяться элементы конструкции. На высоте около 2000 м самолёт разломился в воздухе на части. Все погибли. Расследование установило, что самолёт вошел в зону исключительно сильной турбулентности, чьи нагрузки превысили те, на которые была рассчитана конструкция воздушного судна.
1969 - В рамках программы "Apollo" проведены первые испытания лунной кабины на орбите вокруг Земли. Лунная кабина LM-3 "Spider" (03771 / 1969 018С) с космонавтами James McDivitt и Russel Schweickart отделилась от командного модуля CSM-104 "Gumdrop" (03769 / 1969 018A) и в течение нескольких часов совершала автономный полёт, маневрируя на орбите. После окончания испытаний была осуществлена стыковка аппаратов и космонавты перешли на борт командного модуля. Миссия "Apollo 9".
1975 - Ханной Данкан и Мерри Нарр на двухместном планере Швейцер SGS-2-32 устанавливается самый старый из утвержденных ФАИ рекордов высоты для одно- и двухместных планеров с женскими экипажами - 10809 м.
1976 - Авиакомпания "Pan American" первой из всех авиакомпаний получила первый заказанный ею дальнемагистральный пассажирский самолёт Boeing 747SP (разработчик: Boeing, США).
1976 - На ракетном полигоне White Sands в штате Нью Мехико произведён первый испытательный запуск крылатой ракеты AGM-86А ALCM (Air-Launched Cruise Missile) класса «воздух - земля», разработанной корпорацией «Боинг».
1979 - Космический аппарат «Вояджер-1» достиг планеты Юпитер.
1982 - Автоматическая межпланетная станция "Венера-14" совершила мягкую посадку на поверхность Венеры.
После входа в атмосферу, ещё до раскрытия парашюта от датчиков перегрузок были получены данные, позволившие установить температуру и давление на высотах от 110 до 65 км. Когда до поверхности Венеры оставалось 60 км, раскрылся парашют, и заработали основные приборы для исследования атмосферы. Парашют был отстёгнут на высоте 50 км, и спускаемый аппарат продолжил спуск, используя аэродинамическое торможение. Было определено количество различных элементов, изотопов, соединений, включая водяной пар, в атмосфере Венеры. Установлено, что 80 процентов всего солнечного излучения поглощается на высотах 50-60 км, где дуют наиболее сильные ветры. Зафиксировано строение облаков, определена освещённость в нижней их части. Спускаемый аппарат «Венеры-14» совершил посадку на планету в точке с координатами: 13° ю. ш. 310° в. д. Район посадки — область Фебы (Phoebe Regio), в 950 километрах к юго-западу от места посадки спускаемого аппарата «Венеры-13». После посадки спускаемый аппарат «Венеры-14» передал панорамное изображение окружающего венерианского пейзажа. С помощью автоматического бура были взяты образцы грунта, помещённые затем для исследования в специальную камеру. От рентгеновского флуоресцентного спектрометра принято 20 спектров, определено количество основных элементов в пробе и установлено, что порода в месте посадки — аналог земного океанического толеитового базальта. Спускаемый аппарат функционировал в течение 57 минут при расчётном времени 32 минуты, в условиях экстремальных температуры и давления (около 466,85 °C и 95,6 бар на поверхности планеты.
1985 - Завершены госиспытания ТРД РД-33 разработки «Завода им. Владимира Яковлевича Климова» для МиГ-29.
1987 - Началась операция «Атрина» — военная операция, проведённая ВМФ СССР в 1987 году. Состояла в скрытном (в обход прежних маршрутов выхода) развёртывании 33-ей дивизии АПЛ Северного Флота в Атлантическом океане с целью вскрытия районов патрулирования ПЛАРБ США. Операцию отличал чрезвычайно высокий уровень секретности. В марте 1987 года в Атлантике была развернута завеса из пяти АПЛ проекта 671РТМ: К-299 (капитан 2 ранга М. И. Клюев), К-244 (капитан 2 ранга И. О. Аликов), К-298 (капитан 2 ранга Попков), К-255 (капитан 2 ранга Б. Ю. Муратов) и К-524 «60 лет шефства ВЛКСМ» (капитан 2 ранга Смелков), отряд возглавлял контр-адмирал Анатолий Иванович Шевченко. Лодки, избегая обнаружения многочисленными противолодочными силами, достигли Саргассова моря и ВМБ Гамильтон. Операция успешно завершилась возвращением всех пяти субмарин на базу Западная Лица.
1993 - Первый полёт беспилотного вертолёта Ка-37, оператор Николай Павлович Бездетнов.
1997 - Первый полёт ночного боевого вертолёта Ка-50Н с ТВлД ТВЗ-117ВМ, лётчик-испытатель Олег Реджинальдович Кривошеин. Ка-50 — боевой армейский вертолёт, управляемый одним человеком. На вертолёте предусмотрена автоматизация управления вертолётом и прицельно-пилотажно-навигационный комплекс для поиска и наведения на цель по лазерному лучу ракет.
2000 - Первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта AQUILA A.210 (разработчик: Aquila, Германия). А 210 - лёгкий двухместный, с рядным расположением пилотов, однодвигательный самолёт, низкоплан нормальной аэродинамической схемы, предназначенный для воздушных путешествий, тренировочных полётов и буксировки. Сертифицирован согласно нормам лётной годности JAR-VLA для эксплуатации днём по правилам визуального полёта.
2002 - Выполнен первый полёт опытного образца модернизированного варианта штурмовика Су-25СМ-1, лётчик-испытатель 1 класса Игорь Евгеньевич Соловьёв.
2004 - Первый полёт самолёта «Глобал Флайер», предназначенного для беспосадочного кругосветного перелёта в одиночку, фирма Скейлд Композитс, США.
2008 - Российско-индийская крылатая ракета «БраМос» запущена с корабля «Раджпут» в ходе испытательного пуска успешно поразила мишень на поверхности Земли, установленной на одном из островов Андаманского архипелага. Это первый испытательный пуск ракеты по наземной цели. До этого ракета поражала только цели на море.
2011 - С Базы ВВС США "Мыс Канаверал" ракетой-носителем "Атлас-5" v501 запущен военный ракетоплан OTV-2 "USA-226". КА типа Boeing X-37, сер. № 2, второй полёт орбитального шаттла Х-37В. Посадка 16 июня 2012 года.
2011 - Авиакатастрофа вблизи села Гарбузово Белгородской области, произошедшая с самолётом Ан-148, выполнявшим учебно-тренировочный полёт. В результате катастрофы погибли все 6 человек, находившихся на борту.
Самолёт упал из-за превышения скорости при отработке режима экстренного снижения. К такому выводу пришла комиссия Минпромторга РФ, расследовавшая причины происшествия. Как указывается в акте комиссии, в режиме экстренного снижения экипаж непреднамеренно вывел Ан-148 на скорость полёта, которая на 110 км/ч превысила предельную расчётную скорость. Это привело к деформации самолёта, к появлению низкочастотных колебаний и к увеличению перегрузок, что в результате вызвало разрушение самолёта в воздухе.
Основными факторами, способствующими авиационному происшествию, стали: 1) несвоевременные и недостаточные действия экипажа по выводу из экстренного снижения; 2) отсутствие должной координации действий между членами экипажа; 3) выполнение экстренного снижения с отклонениями от рекомендаций руководства по лётной эксплуатации; 4) информация о приборной скорости на основных индикаторах кабины экипажа на режимах, не характерных для эксплуатации в соответствии с рекомендациями РЛЭ, была недостоверной. После катастрофы Правительство Мьянмы отказалось от покупки Ан-148.
2019 - Американская компания Kratos Unmanned Aerial Systems совместно со специалистами Исследовательской лаборатории ВВС США провела первые лётные испытания демонстратора ведомого беспилотного летательного аппарата XQ-58A Valkyrie...
Свежие комментарии