Украина теряет возможность составить достойную конкуренцию Airbus на мировом рынке транспортных самолетов, и при этом - создать замену для "Русланов", которые максимум в 2040 году окончательно и бесповоротно выйдут из строя
Заказ на А400М для Казахстана стал "трамплином" для Airbus
Чтобы "поставить на крыло" украинскую авиаотрасль, нужен трезвый расчет и экстраординарные усилия, потому что время работает против.
Например, 25 августа этого года глава Минстратегпрома, Вице-премьер-министр Украины - министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский в интервью изданию "Украинская неделя" заявил, что иностранные инвесторы вроде бы проявляют интерес к проекту самолета Ан-70 и его модификации Ан-77.
Пролет над Крещатиком во время парада на День Независимости стал первой за несколько лет публичным появлением Ан-70
Буквально через неделю, 1 сентября этого года, стало известно, что корпорация Airbus продал Казахстана два самолета А400М, поставка которых состоится в 2024 году. С этого момента Airbus уже начал "подминать" под себя авиарынок постсоветских стран, куда в теории мог бы быть проданы новые транспортные самолеты "Антонова".
А400М для Казахстана станут первыми самолетами этого типа, которые будут поставлены заказчику без системы дозаправки в воздухе, ради удешевления изделия
В тот же 1 сентября в ходе своего заседания Кабмин Украины принял Программу развития авиационной отрасли Украины до 2030 года , для которой предусмотрены следующие показатели эффективности - создание 6000 новых рабочих мест, суммарное производство продукции авиаотрасли на уровне 300-350 миллиардов гривен. И сколь бы ни была совершенной эта программа, ее уже нужно воплощать. Портал Janes написал, что корпорация Airbus задумала буквально экспансию по продаже своих А400М. Менеджмент корпорации ожидает, что портфель заказов вырастет сразу на 176 самолетов, для сравнения - в мае 2021 Airbus поставил только сотый самолет своим заказчикам, и это за 10 лет спустя после старта программы .
Заявления об увеличении портфеля заказов на 176 самолетов А400М можно воспринять как маркетинговый ход, цель которого - "растолкать локтями" конкурентов на желаемых для себя рынках. А вот что это за рынки? Airbus намекает на Мексику, Саудовскую Аравию, ОАЭ и даже постсоветские страны, и вектор поставок для А400М - замена изношенных самолетов C-130 Hercules, и также - замена самолетов аналогичного класса советского производства.
Самолеты А400М должны заменить собой в составе ВВС Казахстана транспортные самолеты Ан-12, которых осталось от 2 до 6 в строю
Такие слова менеджмента Airbus можно было бы воспринимать просто на уровне "принять во внимание", если бы не одно но.
Украина могла бы вполне конкурировать с тем же Airbus на рынках постсоветских стран и других регионов мира, если бы сделала ставку на развитие и продвижение проекта военно-транспортного самолета Ан-188.
Впрочем, по имеющейся в распоряжении Defense Express, нынешнее руководство "Укроборонпрома" проект Ан-188 "положило под сукно", зато сделало ставку на уже морально устаревший Ан-70.
Графический рендер проекта самолета Ан-188
Проект самолета Ан-188 имеет такие достоинства : его производство предполагает широкую кооперацию Украины с США, Францией, Израилем и Великобританией; этот самолет предполагалось оснащать двигателем LEAP1 производства CFM International - совместного предприятия американской GE Aviation и французской Safran Aircraft Engines; и в свою очередь, такая бы силовая установка позволила бы пройти сертификацию по "гражданскими" нормами ICAO, и таким образом получить "входной билет" для Ан-188 на мировой рынок.
Тем более, что и то же А400М проектировался и прошел "двойную" военную и гражданскую сертификацию, в том числе - и по экологическим нормам ICAO.
Важно, что еще 29 декабря 2017 Госавиаслужба Украины приняла Заявку ГП "Антонов" на получение Сертификата типа самолета Ан-188 в соответствии да правил CS-25 и современных экологических требований ICAO. То есть юридически разработка и международная сертификация Ан-188 продолжается уже третий год подряд.
В подкрепление серьезности отношения к кооперации между CFM International и ГП "Антонов" был подписан соответствующий меморандум по применению самых современных двигателей LEAP1 на самолетах Ан-188, и, как того требует международное законодательство по экспортному контролю, CFM International получили соответствующие экспортные лицензии США и Франции.
Стоит также отметить, что совместные работы между ГП "Антонов", CFM International, SAFRAN и GE Aviation в 2017-2020 годах не ограничивались только двигателем LEAP1 для Ан-188, а касались также использование следующего поколения экологических силовых установок для перспективных проектов "Ан" .
Однако де-факто впоследствии был поставлен крест на широкой сотрудничества ГП "Антонов" с ведущими западными производителями, что порождает вопросы к роли и месту всех касающихся этого руководящих структур - Минстратегпрому, "Укроборонпрома" и самого ГП "Антонов". Особенно на фоне недавних заявлений со стороны правительства, что высшее руководство Украины ищет иностранных инвесторов для создания совместных проектов с западными партнерами.
Выставочный макет самолета Ан-188
По нашим данным, развивать проект Ан-188 не стали под предлогом, что якобы Украинский ОПК никто не даст авиационный двигатель западного производства . Поэтому "по пути наименьшего сопротивления" и была сделана ставка на реанимацию проекта Ан-70.
Но Ан-70 использует турбовинтовентиляторный силовую установку разработки 1980-х годов в составе российско-украинского двигателя Д-27 и российского гвинтовентилятора СВ-27. Эта силовая установка не отвечала требованиям ICAO по уровню шума еще десятилетия назад, а сделать импортозамещение и перепроектировать эту силовую установку - требует значительных усилий, бюджетов, а, самое главное, времени, которого на конкурентном рынке уже нет.
Продолжая логику нынешних высокопоставленных "мыслителей", отметим что компоненты суперпрочных композиционных материалов, изготавливаемых только западными компаниями, которые необходимы для изготовления лопастей винтовентиляторов военно-транспортного самолета Ан-70, Украине также никто не продаст!
Вооруженные Силы Украины не проявляют интереса к Ан-70. Поэтому очевидно, что этот самолет нужно "переделывать" под экспортные условия
Конечно, в Украине принцип "пути наименьшего сопротивления" может иметь и такое измерение - если перспективный проект слишком сложен и требует, по сути, создание международного консорциума, значит от выполнения этого проекта нужно вообще отказаться.
Но и здесь есть свой нюанс. Сейчас доброе имя украинской авиационной отрасли делает по сути "запас прочности" флота Ан-124-100 "Руслан", но уже на грани 2040-х годов эти самолеты окончательно выйдут из летной годности.
Даже если руководство профильных структур Украины отказалось от идеи продвигать украинские самолеты на экспорт, то возможно необходимо уже сейчас искать замену "Русланам", что станет стимулом для корректив по решению относительно проекта Ан-188 в качестве основы будущего гражданского грузового флота авиатранспортного подразделения "Антонов".
Самолет Ан-124-100 "Руслан" на стоянке аэропорта "Гостомель", базового для "Авиалиний Антонова"
Иван Киричевский
Свежие комментарии