Региональный самолёт Superjet 100 создавался в глубокой кооперации отечественного авиапрома с иностранными компаниями. В начале 2000-х годов большинство российских производителей самолётных систем и авионики ещё не были готовы к поставкам компонентов для SSJ100, которые могли бы быть сертифицированы в соответствии с требованиями EASA, FAA и других зарубежных регуляторов.
Встраивание в международную кооперацию способствовало развитию отечественного авиапрома. Получила развитие цифровизация, были внедрены перспективные производственные технологии, получен опыт совместной работы в партнёрстве с ведущими зарубежными разработчиками авиационных систем, отработано взаимодействие с лизинговыми компаниями.
Как и любой другой проект современного самолёта, "Суперджет" требует своего развития. Предпринималось несколько попыток реализовать как уменьшенную, так и увеличенные версии самолёта:
- SSJ130 NG (2011-2013 гг.)
- SSJ100 SV (2016 г.)
- SSJ75 (2017-2018 гг.)
- SSJ100R (2018 г.)
- SSJ-New (2019 г.)
Если первоначальные планы компании "Гражданские самолёты Сухого" по модернизации SSJ100 предусматривали только изменение пассажировместимости, то в последние годы первостепенной стала задача импортозамещения и создания лайнера, который бы имел минимальное количество иностранных комплектующих, сейчас их в составе самолёта 60-70 процентов.
Особенно остро вопрос импортозамещения возник в 2016-2017 годах при попытке заключить контракт на поставку 12 "Суперджетов" в Иран. Такое соглашение подписать невозможно, для него требуется получить лицензию от Управления Министерства финансов США по контролю за иностранными активами (OFAC), т.к. Исламская Республика находится под санкциями США и Евросоюза, а у "Региональных самолётов" - филиала корпорации "Иркут" (ранее АО ГСС) имеются активы в городе Ситак (штат Вашингтон), оценённые американским судом в 2012 году в $420 тыс. Без лицензии корпорация "Иркут", как головная организация гражданской авиации, попадёт под ограничительные меры со стороны властей США. Таким образом, если раньше модернизация самолёта рассматривалась только с технической точки зрения, то сейчас это больше политический аспект.
SSJ-New, по сути, будет новым самолётом. Программа предусматривает разработку лайнера, в котором десятки иностранных систем и агрегатов будут заменены на отечественные. По словам генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова, в новом «Суперджете» замене подвергнутся порядка 97% иностранных компонентов.
Импортозамещение коснётся систем кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, теплозвукоизоляция.
Главным новшеством в SSJ-New станет перспективный двигатель ПД-8. Новая силовая установка разрабатывается на основе технологий, примененных в двигателе ПД-14. Отсутствие отечественного ТРДД в классе тяги 7-10 тонн сдерживало развитие многих авиационных программ и повышало зависимость от импорта. ПД-8 позволит решить эту проблему. Он может устанавливаться как на обновлённый Суперджет, так и на многоцелевом самолёте-амфибии Бе-200, а также на перспективных вертолётах.
Выход на серийное производство SSJ-New напрямую зависит от сроков создания и сертификации двигателя ПД-8. По словам замгендиректора Ростеха Владимира Артякова, газогенератор – основная часть двигателя – выйдет на испытания уже в 2021 году, а сертификацию ПД-8 пройдёт в 2023 году. Опытно-конструкторские работы по газогенератору двигателя ведёт «ОДК-Сатурн».
В настоящее время на самолётах SSJ100 устанавливаются двигатели совместного российско-французского предприятия PowerJet - SaM146, которые также могут быть применены в составе SSJ-New при наличии заинтересованности у потенциальных заказчиков самолёта.
Как отметил заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, в корпорации понимают, что для семейства самолётов Superjet нужен двигатель, который будет превосходить SaM146 в плане технических характеристик.
В 2020 году продолжилась работа по импортозамещению иностранных комплектующих самолёта, в рамках программы SSJ-New проводились лётные и наземные испытания российских систем и агрегатов.
В феврале начались испытания новой установки охлаждения воздуха (УОВ) производства компания АО ПКО «Теплообменник». Установка входит в систему кондиционирования и является ее основным агрегатом. Система отвечает за три важнейших процесса: подачу свежего воздуха для дыхания людей и поддержания нормального уровня давления в полёте (наддув), вентиляции отсеков самолёта, регулирование температуры в кабине экипажа и в салоне. УОВ охлаждает горячий воздух, поступающий от двигателей или вспомогательной силовой установки воздушного судна, чтобы создать комфортные условия при любых, в том числе и экстремальных температурах наружного воздуха.
Уфимское агрегатное производственное предприятие (УАПО) разрабатывает систему электроснабжения, состоящую из подсистем генерирования и распределения энергии. Уфимское НПП «Молния» - системы контроля вибрации двигателей, вычислитель комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатор обледенения противообледенительной системы Суперджета. Оба предприятия входят в холдинг «Технодинамика».
Предприятия «Технодинамики» также разрабатывают для SSJ-New новые шасси, системы водоснабжения и удаления отходов. Первая поставка опытной партии шасси ожидается до 2023 года.
Весной 2020 года "Иркут" подал более 20 тендерных заявок на изготовление и поставку систем для самолёта SSJ-New. В частности, должны быть разработаны следующие компоненты:
- Прототипы системы электроснабжения.
- Прототипы системы шасси.
- Прототипы комплектов пассажирских кресел бизнес-класса.
- Прототипы вентилируемых датчиков температуры воздуха в отсеках.
- Прототипы телескопического трубопровода ПОС крыла.
- Прототипы пассажирских кресел экономического класса.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка бортовой информационной системы.
- Разработка, изготовление, испытания и поставка системы регистрации полётной информации.
- Прототипы аварийных трапов.
Всего на разработку и поставку систем по 23 тендерным заявкам выделяется более 3 млрд 915 млн. рублей.
Воронежское Опытно-конструкторское бюро моторостроения приступило к разработке составной части комплексной системы управления – редукторов и трансмиссионных валов системы управления механизацией крыла, привода закрылков и предкрылков для самолётов SSJ-New. Соответствующий контракт на выполнение опытно-конструкторских работ был заключен в мае 2020 года между ООО «ОКБМ» и АО «Электропривод», входящим в состав холдинга «Технодинамика». Контракт включает в себя выполнение всех этапов ОКР – разработку технического и рабочего проектов, изготовление опытных образцов, подготовку к испытаниям и их проведение, а также сопровождение сертификации. Работы будут выполнены в период с 2020 по 2023 годы.
В Жуковском на одном из опытных самолётов SSJ100 проходят лётные испытания инерциальной навигационной системы БИНС-2015. Система разработана в Московском институте электромеханики и автоматики (входит в АО «КРЭТ»). Навигационная система предназначена для точного определения местоположения самолёта и параметров его движения. Основная особенность инерциальных систем – полная автономность - независимость от наземных и космических источников сигналов.
Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всего самолёта в целом. Работы в этом направлении уже ведутся - Росавиация приняла в работу заявку на получение Одобрения главного изменения типовой конструкции самолёта SSJ100, заключающегося во введении новой модели самолёта – RRJ-95NEW-100 (SSJ-NEW) в рамках импортозамещения комплектующих изделий.
Свежие комментарии