1886 - Родился итальянский авиаконструктор Джованни Капрони.
Изучал инженерное дело в Мюнхенском техническом университете. Продолжил образование в институте Монтефиори в Льеже. Там же он познакомился с Анри Коанда, с которым впоследствии сотрудничал.
В 1908 году Капрони начал производство самолётов в Милане, основав своё производство.
В 1921 году Капрони построил гигантскую летающую лодку Caproni Ca.60.
В межвоенный период занимался постройкой бомбардировщиков и транспортных самолётов. Его компания выросла в крупный конгломерат, купив несколько других производств.
Скончался в Риме в 27 октября 1957 года.
Именем Капрони названы аэропорт и музей авиации в Тренто, улица в Милане.
1904 - Родился летчик-испытатель Н.Д.Фиксон. В армии с октября 1923. В 1923-1924 учился в Киевской военно-теоретической авиашколе. В 1926 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1927 – Качинскую ВАШЛ, в 1928 – Серпуховскую высшую авиашколу стрельбы и бомбометания.
Служил в строевых частях ВВС (легкобомбардировочная и истребительная авиация). В 1929 в должности лётчика 44-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи участвовал в боях против банд на Северном Кавказе. С июля 1933 – в запасе. С сентября 1933 – лётчик-испытатель Отряда особого назначения при ГУАПе. Испытывал серийные Р-5 (1934) на авиазаводе №1 (г.Москва). В 1936-1940 – лётчик-испытатель КБ-29 (Подлипки). Поднял в небо и провёл испытания САМ-13 (начало 1940). Участвовал в испытаниях САМ-5бис (1936), САМ-5-2бис (1936), САМ-10 (1937), САМ-14 (1940), БОК-1 (1939), БОК-7 (1939), БОК-11 (1939). Установил ряд рекордов дальности и продолжительности полета на спортивных самолетах САМ-5 и САМ-5 бис, конструкции инженера А.С.Москалева. 28 февраля 1940 года на самолете Р-5 он буксировал планер СК-9 (РП-318-1), на котором после отцепки летчик-испытатель В.П.Федоров совершил первый в СССР пилотируемый полет с включенным ЖРД. С мая 1940 по 1945 – лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого. Поднял в небо и провёл испытания Су-8 (11.03.1944), УТБ (21.07.1946), Су-12 (1948). Провёл испытания Су-2 (1940-1941), Су-4 (1940), Су-6 (1941), Су-6 (2А) (1943), Р-2 (1945-1946), ОН (1945), Су-7 (1945-1946). С декабря 1949 по 1950 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. С июля 1950 – лётчик-испытатель Софринского научно-исследовательского полигона.
Погиб 30 августа 1951 года при выполнении испытательного сброса авиабомбы с самолёта Ан-2(?). Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Награждён орденами Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.
1911 - Первый полет самолета-амфибии "Канар" во Франции на реке Сене, пилот - А.Фабр
1932 - При выполнении испытательного полета Р-5 на штопор погиб летчик-испытатель Сергей Константинович Огородников. Этот полет он выполнял вместе с Ю.А.Победоносцевым. Когда стало очевидно, что самолет из штопора не вывести – дал команду инженеру покинуть самолет с парашютом. Сам летчик разбился. Работал летчиком-инструктором на Центральном аэродроме (г.Москва). Среди его учеников был будущий известный полярный летчик П.Г.Головин.
1933 - Первый полет тяжелого бомбардировщика АНТ-16 (ТБ-4) с шестью двигателями М-34, пилот М.М.Громов. Этот шестимоторный бомбардировщик имел самые крупные в мире бомбовые отсеки. Планировалось иметь: массу - 31000 кг (перегрузочная - 37000 кг), массу пустого - 10700 кг, максимальную скорость у земли - 208 км/ч, крейсерскую скорость - 160 км/ ч, потолок - 3400 м, дальность - 1600 км. Нормальная бомбовая нагрузка - 4000 кг, максимальная -10000 кг. Оборонительное вооружение: две пушки "Эрликон" калибра 20 мм, десять пулеметов ДА. В серии не строился. Опыт был использован при постройке АНТ-20
1936 - Первый 14-минутный полет британской летающей лодки Shorts S.23 Empire. Пилот Джон Ланкастер Паркер.
1936 - Состоялся первый полет самолета Y-1. British Aircraft BA.IV Double Eagle был спроектирован в начале 1930-х гг. как легкий двухмоторный самолёт для комфортабельной перевозки пассажиров на линиях малой протяженности. Всего было построено три самолёта, первый из которых (з\н 901, регистрационный код G-ADVV) оснащался двигателями DH "Gipsy Major" и поступил на испытания летом 1936 года.
1937 - В Бодензее (Германия) совершила первый полет немецкая летающая лодка Do.24-VЗ (D-AYWI). Она была оснащена 9-цилиндровыми моторами "Райт-Циклон" R-1820-F52 взлетной мощностью 875 л.с., построенная по заказу Нидерландов. Дорнье планировал использовать дизели, учитывая их высокую экономичность, и выбрал Jumo-205. Но в июле 1936 г армия США разрешила продажу за рубеж бомбардировщика "Мартин-139". Было решено закупить его для "воздушного дивизиона" Королевской голландской армии в Ост-Индии, а морская авиация потребовала оснастить летающую лодку двигателями с этого бомбардировщика. Do.24 предназначался к использованию исключительно на Востоке, и такая унификация позволяла ослабить проблему с запчастями и обслуживанием.
1938 - Летчица Екатерина Медникова установила на Г-22 международный рекорд скорости по замкнутому маршруту длиной 100 км для самолетов класса 4С (3-я категория, объем двигателя от 2-х до 4-х л), показав среднюю скорость 164,94 км/ч. При попытке установления рекорда скорости на дальности 500 км летчица забыла включить дополнительный бак и при совершении вынужденной посадки подломила шасси.
1939 - В Рехлине пилот Варзиц успешно совершил эффектный показательный полет на Не.176 на глазах у Гитлера и его окружения. На фюрера произвел впечатление не только сам факт полета новейшего самолета, но и мужество пилота, управлявшего им. Несколькими днями позже Варзиц был вызван на личную беседу с Гитлером. Однако большие надежды, которые Хейнкель возлагал на эту встречу, не оправдались. Фюрер мало интересовался развитием реактивной авиации и ограничился распоряжением о крупном денежном вознаграждении летчика-испытателя.
1940 - Первый взлет самолета-крыла Northrop 1 Model произошел независимо от желания летчика-испытателя Вэнса Бриза. Во время рулежки машина попала носовой стойкой в выбоину и подпрыгнула, Пролетев несколько сотен метров на высоте 6 м, она благополучно опустилась на землю. Попытки поднять самолет выше не увенчались успехом. Наблюдая за происходящим, Нортроп сказал: "Похоже, что у нас получился самолет с 20-футовым потолком". Northrop 1 Model летал подобно экраноплану, опираясь на воздушную подушку и легко скользя над земной поверхностью. В полете у испытателя складывалось впечатление, что он едет по пустыне на автомобиле. И только после замены 65-сильных двигателей на более мощные 117-сильные моторы самолет-крыло смог совершить полноценный полет с набором высоты.
1942 - Первый полет опытного образца XPB2M-1 летающей лодки Martin 170, которую предполагалось использовать в качестве патрульного бомбардировщика. Затем было принято решение о превращении самолета в транспортный. Он был переименован в XPB2M-1R и в декабре 1943 года поступил в эксплуатацию. Этот самолет до сих пор остается самой крупной летающей лодкой ВМФ США.
1945 - Из сборочного цеха выкатили первый экземпляр ХВ-35 с заводским номером 42-13603.
1946 - Министр авиационной промышленности М.В.Хруничев выпустил приказ № 424 которым авиаремонтный завод №456 (ныне НПО "Энергомаш") в г.Химки перепрофилировался под производство ЖРД.
1947 - Впервые на воздушном параде в Тушино показан высший пилотаж на реактивных самолетах
1948 - Первый полет North American AJ Savage (позднее A-2 Savage). Это средний палубный бомбардировщик, разработанный фирмой North American Aviation для военно-морского флота США. Он был создан в качестве носителя ядерных бомб, поэтому был самым тяжелым самолетом, действовавшим с палуб авианосцев. Бомбардировщик оснащался двумя турбовинтовыми двигателями и одним турбореактивным в задней части фюзеляжа. AJ-1 поступил на вооружение в 1950 году, в 1953 году несколько таких самолетов базировались в Южной Корее в качестве средства ядерного сдерживания. Всего было построено 140 самолетов и 3 прототипа, в том числе 30 в разведывательной модификации. В середине 50-х годов AJ-1 были оснащены оборудованием для дозаправки в воздухе. В 1957 году началась замена бомбардировщиков на Douglas A3D Skywarrior.
1952 - Первый полёт вертолёта продольной схемы двухвинтового Як-24 ОКБ Яковлева. Длился первый полёт менее десяти минут. Поднял машину в воздух С.Г. Бровцев (получивший в дальнейшем звание Героя Советского Союза). В кабине с ним также находился механик П.С. Сёмин.
Опыта строительства больших вертолётов в КБ Яковлева, да и вообще в стране не было, поэтому процесс доводки был долгим и мучительным, несмотря на то, что винт, автомат перекоса, главный редуктор и силовую установку взяли готовые - от Ми-4. За два года вертолёт трижды снимался с госиспытаний.
В 1956-м началось серийное производство Як-24, однако построили не более 40 машин... И более в КБ Яковлева вертолётами не занимались.
1952 - Первый полет реактивного перехватчика Ла-200Б, А.Г.Кочетков и В.А.Комаров
1953 - Взлетел первый RB-47E. RB-47E - Фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров. Первые 52 самолета были известны как "Модель 450-216-29", остальные - как "Модель 450-158-36". По сравнению со стандартным Б-47Е носовая часть RB-47E была на 86,4 см длиннее. На самолете использовались встроенные стартовые ускорители. Основное вооружение - одиннадцать фотоаппаратов и десять осветительных бомб для ночной съемки. Емкость топливных баков была увеличена до 69663 л. Последние 15 самолетов считались всепогодными и имели обозначение RB-47K.
1954 - Первый полет первого самолета, построенного в Китайской Народной Республике - CJ-5 (копия Як-18). Этот день считается датой рождения китайского авиастроения. В Китайской Народной Республике этот самолет не только применялся, но и строился по лицензии. Як-18 с М-11ФР советской постройки получил в Китае название "Хунчжуань 501". Выпуск был налажен на заводе № 302 в Нанчане; машинам постройки этого предприятия было присвоено обозначение CJ-5 (Chuji Jiaolianji-5 или Chujiao-5 - самолет первоначального обучения, тип 5). Полномасштабное производство началось в конце августа. В период с 1954 по 1958 годы в Нанчане выпустили 379 самолетов CJ-5.
1957 - Катастрофа самолёта Ли-2, КВС Меркулов И.Н.
Экипаж выполнял рейс №461 Ашхабад - Симферополь с посадками в Красноводске, Баку, Минеральных Водах и Краснодаре. Взлёт в аэропорту Минеральных Вод выполнен утром. На борту находились 10 взрослых пассажиров, 2 детей и 3 члена экипажа. Прогноз погоды по маршруту МинВоды – Армавир предусматривал: облачность 6-9 баллов, кучево-дождевую высотой 600-1000м, 2-5 баллов разорванно-дождевую высотой 200-300м и среднюю, дождь. На участке маршрута Армавир – Краснодар: ясно, видимость 4-10км. Через 32мин после взлета в 30км южнее Ставрополя самолет столкнулся с верхушками деревьев, расположенных на верхнем плато г.Стрижамент (832м). Погибли 7 взрослых пассажиров и один ребенок, 3 пассажира и все члены экипажа получили легкие ранения, один пассажир получил тяжелые ранения. Самолет сталкивался с деревьями на протяжении 80м, затем, разрушаясь, 122м двигался по поляне, столкнувшись при этом с одиночным деревом. Остановившись на опушке леса на другой стороне поляны, самолет сгорел.
Расследованием установлено, что предполетная подготовка и выпуск в полет экипажа проводились с рядом серьезных нарушений: КВС участия в подготовке плана полета не принимал, бланк прогноза погоды вместо него получал бортрадист. Руководитель полетов аэропорта МинВоды никакой подготовки с экипажем по расчету безопасной высоты полета не проводил и предполетную подготовку не контролировал. Её также не контролировал и диспетчер АДС МинВод. Он не назначил экипажу безопасной высоты полета по маршруту, ограничившись формальным разрешением визуального полета. Диспетчер КДП, зная, что минимальная безопасная высота на участке МинВоды – Армавир 1500м и, имея донесение от КВС, что тот выполняет полет на высоте 900м, никаких указаний экипажу об изменении высоты полета не дал и преждевременно, до выхода самолета из зоны АДС МинВод, разрешил экипажу прекратить связь с КДП. РП фактическую погоду на маршруте не знал, работу своих подчиненных не контролировал. Фактическая погода в районе ЛП, по показаниям очевидцев: туман с моросящим дождем, видимость 10-20м. КВС и второй пилот грубо нарушили требования НПП, выполняя полет на высоте ниже безопасной и снижаясь временами до 600м по высотомеру, установленному на стандартное давление (760мм рт.ст.). Учитывая превышение местности, экипаж на некоторых участках маршрута производил фактически бреющий полет.
Выводы комиссии по расследованию:
1) Невыполнение КВС инструкции по производству полетов на участке МинВоды – Армавир, выразившееся в безрассудном нарушении установленной безопасной высоты полета.
2) Неудовлетворительная подготовка КВС для полетов по этой трассе. Он выполнял на ней всего второй полет и первый самостоятельный.
3) Плохой контроль за предполетной подготовкой и плохое руководство полетом со стороны РП и диспетчеров АДС и КДП аэропорта Минеральные Воды.
1957 - (с 26 апреля 1956 г.) 1957 года, завершились заводские испытания Як-27В. Проводил их ведущий летчик-испытатель В.Г.Мухин, который уже имел опыт полетов на Е-50. Эта работа послужила началом сотрудничества летчика с ОКБ, и впоследствии его пригласили на фирму Яковлева в качестве шеф-пилота. Максимальная взлетная масса Як-27В составляла 12050 кг. Набор высоты до 9000 м производился со скоростью 870 км/ч на максимальном режиме работы двигателей, затем до 14000 м - при скорости 940-960 км/ч на форсаже, а далее включался ЖРД. В хвостовой части самолета был установлен ЖРД С-155, продолжительность работы которого составляла 160 секунд На минимальном режиме ЖРД работал 264 с, на максимальном - 160 с. Потолок экспериментального перехватчика достиг 23500 м, максимальная скорость соответствовала М=1,8. Полет на высоте 20000 м длился до 3-х мин при скорости М=1,5-1,6 на "малом газу" ЖРД. Летные исследования ЖРД проводились по специальной программе ОКБ-1 (разработчик), согласованной с ОКБ-115. Кроме того, в этот же период была проведена работа по проверке и доводке экспериментального высотного скафандра СИ-ЗМ, разработанного в ОКБ завода №918.
1959 - Поднялся в воздух первый прототип FGA.9 английского ударного истребителя Hawker Hunter FGA. В том же 1958 году британские ВВС предложили фирме "Хоукер" переделать 100 истребителей F.6 в тип FGA.9. В общей сложности переделали 126 машин, которыми вооружили семь эскадрилий. Они были несколько тяжелее перехватчиков F.6 и за счет обилия наружных подвесок обладали большим аэродинамическим сопротивлением.
1967 - Президент Франции генерал де Голль наложил эмбарго на продажу оружия Израилю. Заказаны были для ВВС Израиля 48 самолетов "Мираж" 5J и два двухместных "Миража" 5JB. Но, поскольку заказ был оплачен, правительство Израиля оставило за собой право требовать самолеты в обеспечение платежа. В этой ситуации фирма "Дассо" выпустила на рынок упрощенную модификацию самолета "Мираж" ШЕ, который первоначально был обозначен IIIM-5, а затем "Мираж" 5.
1968 - Успешное завершение эпопеи с перехватом DC-8 компании Seabord World Airliners МиГами на аэродром Буревестник 1 июля. Тогда два перехватчика из 308 ИАП нашей дальневосточной 11-й армии ПВО (майор И.Ф. Евтушенко и капитан И.К. Мороз) принудили нарушивший воздушную границу СССР экипаж к посадке на Итурупе - к нашим курильским соседям, на аэродром Буревестник 41-го ИАП.
Самолёт вылетел с военной базы МакКорд близ Сиэттла. Его конечным пунктом была военная база Йокота, Япония. Лайнер перевозил во Вьетнам чуть менее двухсот отпускников, трёх генералов и... кордебалет (для развлечения военных янки). Всего 214 пассажиров и 24 члена экипажа.
После расследования обстоятельств инцидента, самолёт с экипажем и всеми пассажирами вылетел далее по маршруту - в Японию. У наших лётчиков было сомнение по поводу того, как экипажу огромного Дугласа с такой загрузкой удастся взлететь с ВПП длиной всего 1200 метров (а не 2400 метров, как указывает американская Вика). По мнению многих, у амеров были все шансы искупаться в океане. Однако мощные двигатели и мастерство пилотов всё же оторвали лайнер от ВПП. Набрав высоту, он выполнил круг над нашим аэродромом, прощально покачал крыльями и взял курс на Японию.
Находясь на территории СССР, КВС Джозеф Тосолини принёс извинение за нарушение воздушной границы СССР.
1969 - В Советском Союзе с космодрома Байконур осуществлен второй пуск ракеты-носителя «Н-1» с космическим кораблем типа «Л-1С». Из-за неисправности кислородного насоса двигателя первой ступени ракета упала на стартовый стол, полностью его разрушив.
1970 - Вышел приказ МО СССР о принятии на вооружение самолета Су-15УТ
1971 - На оперативном аэродроме Леонидово (о. Сахалин) два самолета Бе-12 289 ОПЛАП авиации ТОФ были потеряны в результате пожара, возникшего при столкновении. Командир отряда майор А.И. Жиляков не убедился в работоспособности управления хвостовым колесом и, развернувшись на 180 град., столкнулся с рядом стоящим самолетом. Экипаж рулившего самолета получил ожоги различной степени, штурман от полученных травм скончался в госпитале.
1972 - Впервые поднят в воздух Т-58бис (Су-15бис). Повысить характеристики Су-15ТМ, в том числе довести диапазон скоростей целей, перехватываемых на малых высотах, до уровня, заданного ТТТ, позволяло применение новых двигателей Р-25-300. Такая модификация получила в ОКБ обозначение Т-58бис (Су-15бис). Испытания проводились В.С.Ильюшиным на доработанном самолете No.03-06 (ведущий инженер Васильев). Но запуск самолета в серию так и не состоялся. Дело в том, что приоритетом в обеспечении новыми двигателями пользовались МиГ-21бис, а так как производство Р-25-300 было сильно ограничено, то Су-15бис их просто не досталось. К тому же, прирост ЛТХ перехватчика оказался не столь значителен, чтобы военные настаивали на развертывании его массового строительства
1974 - Запуск КК "Союз-14", П.Р.Попович, Ю.П.Артюхин. Первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-3», построенную по программе военных пилотируемых станций «Алмаз». Космонавты благополучно вернулись на Землю 19 июля 1974 г.
1979 - Начало регулярных полётов на Ямайку. Первый рейс выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Шеннон — Гавана — Кингстон (Ямайка).
1981 - Начало эксплуатации Аэрофлотом Ил-86 на зарубежных авиалиниях. Состоялся первый рейс аэробуса из Москвы в Берлин, ГДР.
1982 - Поднялся в воздух одноместный опытный экземпляр F-16E c двигателем Pratt & Whitney F100-PW-100, серийный номер 75-0749. F-16XL - обозначение компании General Dynamics для перспективной разработки самолета F-16 с новым двойным дельтовидным крылом, имевшим площадь в 1,2 большую, чем у стандартного варианта. Самолет имел удлиненный фюзеляж для увеличения на 82% внутреннего запаса топлива и подкрыльные узлы подвески, вооружение вдвое большего веса.
1984 - Погиб летчик-испытатель А.Ф.Сидоренко при выполнении испытательного полёта на самолёте Су-24М. Испытания проходили в ГК НИИ ВВС. После пуска ракет загорелся один из двигателей. Александр дал команду на катапультирование второму пилоту. Г.Н.Шаповал прыгнул и остался жив. Сидоренко прыгнуть не смог, т.к. не сработала система катапультирования. После его гибели систему доработали так, что оба летчика могли ей пользоваться и вместе и поочередно.
1987 - Первый полет Ил-78М. Ил-78М - самолет-заправщик, разработанный в АНТК Ильюшина на базе самолета-заправщика Ил-78. В фюзеляже установлены два съемных топливных бака, вмещающие по 14000 кг топлива каждый. Под фюзеляжем и под крылом размещены подвесные унифицированные заправочные агрегаты УПА3-1А, обеспечивающие дозаправку методом шланг - конус (оборудование этого типа может монтироваться и на других самолетах, в частности на бомбардировщиках Су-24).
Допускается одновременная дозаправка одного самолета (класса тяжелый бомбардировщик) с подфюзеляжного заправочного агрегата или двух самолетов класса МиГ-31 или Су-24 с подкрыльевых заправочных агрегатов. Количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков 57 720 кг, при использовании крыльевых и фюзеляжных баков 85 720 кг, производительность при раздаче топлива 900 - 2200 л/мин (в зависимости от выбранного режима дозаправки). В хвостовой части самолета на месте кабины стрелка расположено рабочее место оператора дозаправки, оснащенное оптической системой заднего обзора. Имеется радиотехническое и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолетов при дозаправке.
1988 - Ирано-иракская война: в Персидском заливе американский ракетный крейсер «Винсенс» сбил иранский пассажирский А300.
Это был коммерческий пассажирский рейс Iran Air, между иранским Бендер-Аббас и Дубай, ОАЭ. Самолёт а/к Иран Эйр, следующий по международной воздушной трассе, был засечён радаром американского крейсера. Экипаж «Винсенса» ошибочно определил авиалайнер как истребитель F-14 иранских ВВС, атакующий американцев. Командир крейсера дал команду сбить самолёт. Взрыв выпущенной ракеты разрушил хвостовую часть авиалайнера. Потеряв управление, он упал в Персидский залив. Во время пуска ракеты крейсер находился в территориальных водах Ирана.
Американское правительство заявило, что иранский самолёт по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что крейсер сознательно атаковал гражданский самолёт... Погибло 298 человек, включая 16 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей.
1990 - Мировой рекорд дальности полета по прямой для дельтаплана - 488,2 км, Л. Тюдор (США)
1998 - Участвуя в выставке "Геленджик-98", А-40 (с бортовым "20"), в двух полетах, установил 12 новых мировых рекордов для гидросамолетов и самолетов-амфибий по времени набора высоты 3000, 6000 и 9000 м с коммерческой нагрузкой 15000 кг, доведя число своих рекордов до 140. В первом полете командиром был заслуженный летчик-испытатель России Г.Г. Калюжный, во втором летчик-испытатель полковник Г.А. Паршин. FAI представляла спортивный комиссар национального аэроклуба России им. В.П. Чкалова Т.А. Полозова.
2002 - Первые испытания совместного применения БЛА "Пчела-1Т" и РС30 "Смерч"
2002 - Американский бизнесмен, воздухоплаватель, яхтсмен, совладелец фирмы Scaled Composites Стив Фоссетт впервые в истории завершил кругосветный беспосадочный перелёт на воздушном шаре в одиночку. В то время Фоссетту было 58 лет.
2003 - Последний взлет с Ходынского поля, Ил-38SD авиации ВМС Индии, экипаж В.М.Иринархова
Свежие комментарии