На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 1 ноября

Ville d orleans
1870
- В Париже стартовал водородный аэростат «Вилль д`Орлеан», который впервые пересёк Северное море. Путешествие протяжённостью 1246 км закончилось в Блефйелле (Норвегия).

Этот день в авиации. 1 ноября

1881 - Первое известное выступление Николая Егоровича Жуковского по вопросам воздухоплавания,состоявшееся в Московском политехническом обществе.

Это был доклад «По поводу брошюры Мерчинского об аэростатах».

1895 - Изобретатель Василий Петрович Коновалов представил проект вертолёта с двумя двигателями внутреннего сгорания (конструктор сконструировал запасные баки с топливом, а также детально отработал систему управления в полёте). Мастер Сестрорецкого оружейного завода Василий Коновалов заинтересовался авиацией в конце 80-х гг. и в сентябре 1895 г. представил Военному министру тщательно разработанный проект «Аэроплана». Это был первый в России основательно проработанный проект вертолёта двухвинтовой продольной схемы. Помимо прекрасно сделанного в масштабе 1:24 чертежа общего вида и компоновки конструктором была подготовлена и деталировка вертолёта. Из пояснительной записки Коновалова видно, что он обладал достаточно высокими техническими знаниями и был в курсе современных исследований по авиации. Ранее Василий Коновалов создал детальный проект "бронированного автовагона", прообраз современного бронетранспортера.

Этот день в авиации. 1 ноября

1911 - Первая бомбардировка с воздуха. Итальянский поручик Дж. Гавотти с высоты 700 м сбросил первые 4 бомбы (ручные гранаты) по 1, 8 кг на неприятельские позиции - одна в районе Аин Зара и три - над оазисом Тагиура. Вот с таких мелочёвок и начинались бомбардировки. В дальнейшем итальянцы стали использовать 10 кг бомбы, снаряжённые готовыми поражающими элементами - шариками от картечи.

René Fonck 02.jpg
1918
 - Лейтенант Поль-Рене Фонк сбил самолёт Luftstreitkräfte Halberstadt. Его пилот, ефрейтор В. Шмидт погиб. Это был последний, 75 сбитый самолёт самого результативного аса Антанты в I Мировой войне.

AeromarineWestIndiesAirways2.jpg

1919 - Американская авиакомпания Aeromarine West Indies Airways открыла первую авиалинию из США на Кубу.


1921 - Родился Герой Советского Союза ( 16.05.1944 ) Дмитрий Васильевич Зюзин.

Этот день в авиации. 1 ноября

1923 - В Коктебеле открылись первые Всесоюзные соревнования планеристов.

Этот день в авиации. 1 ноября

1923 - Основана авиакомпания Aero O/Y. Она существует по сей день под названием Finnair, являясь крупнейшей авиакомпанией Финляндии.

LZ127GrafZeppelin.jpg

1928 - Германский дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин» устанавливает признанный ФАИ мировой рекорд дальности полета по прямой для жестких дирижаблей - 6384,5 км (с 29 октября). Капитаном «Графа Цеппелина» являлся легендарный доктор Хуго Экенер.

1929 - Экипаж летчика Семёна Александровича Шестакова выполнил перелёт на самолёте АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва - Нью-Йорк. 
Ранним утром 23 августа 1929 года второй экземпляр самолёта АНТ-4, дублер с символическим названием «Страна Советов», поднялся в воздух с Центрального аэродрома Москвы и взял курс на восток. Его конечным пунктом был Нью-Йорк. Маршрут пролегал над Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Охотским и Беринговым морями, западным побережьем Тихого океана, Северной Америкой. В состав экипажа входили командир, опытнейший лётчик С. Шестаков, второй пилот (морской летчик) Филипп Ефимович Болотов, штурман (тогда эта должность называлась — аэронавигатор) Борис Васильевич Стерлигов, бортмеханик Дмитрий Виссарионович Фуфаев.
...Последний этап перелёта завершился на нью-йоркском аэродроме Кертисс-Филд в местечке Вэлли-стрим на Лонг-Айленде. Первого ноября 1929 года «Страна Советов» в 16 часов 12 минут, эскортируемая двумя трёхмоторными Фордами, появилась над лётным полем и, сделав два круга над аэродромом, совершила безупречную посадку.

k9-1.jpg
1930
 - Первый полёт самолёта К-9 конструкции Константина Алексеевича Калинина, лётчик-испытатель Михаил Артемьевич Снегирёв. Деньги на постройку К-9 собрали активисты ОСОАВИАХИМа Дзержинского района города Харькова. Машина задумывалась как массовая, чрезвычайно дешёвая - шесть, максимум семь тысяч рублей, чтобы её мог приобрести любой облисполком. Маленькая посадочная скорость - 50-60 км/ч - позволяла приземлять К-9 на крохотные площадки. Название "облисполкомовский" так и закрепилось за этой моделью. Считалось, что в дальнейшем такие самолёты будут нужны для связи областных и районных центров с колхозами, а потом, может, и колхозы начнут их покупать для полевых работ. Хотя К-9 и обладал несомненными достоинствами, дальше первого экземпляра дело не пошло. Возможно потому, что авиация всё ещё оставалась уделом избранных, массовый потребитель ещё не созрел психологически. Так или иначе, но за иными заботами о К-9 почти забыли. Правда, в 1931 г. в экспериментальных целях на него установили капот НАСА и обтекатели шасси. В 1934 г. К-9 передали в Харьковский аэроклуб.

Этот день в авиации. 1 ноября

1936 - Лётчик-испытатель Михаил Юлианович Алексеев на СБ бис/2М-103 (АНТ-40) поднял 1000кг груза на высоту 12695 метров (незарегистрированный рекорд).

Этот день в авиации. 1 ноября

1940 Состоялся первый полёт поплавкового патрульного бомбардировщика-торпедоносца N-3PB (на озере Эльсинор в Калифорнии). N-3PN стал первым серийным самолётом, разработанным фирмой Northrop Aircraft Inc., и самым быстрым военным морским самолётом того времени.

Этот день в авиации. 1 ноября

1944 - Япония отправляет 9 тысяч воздушных шаров с взрывчаткой в сторону США. Первое боевое применение японцами межконтинентальных аэростатов с бомбовой нагрузкой для атак территории США. Аэростаты объёмом 540 кубических метров с оболочками из специальной бумаги были предназначены для полётов на высоты до 11 км в течение 50-70 часов. Для сохранения высоты полёта (днём 11,5 км, ночью 6-9 км) использовалось оригинальное устройство, позволяющее аэростатам оставаться в господствующем воздушном потоке, который нёс их через Тихий океан все 9978 км. Используя струйные течения в атмосфере на высотах 9-11 км, аэростаты могли долетать до центральных районов США и Канады, поджигая посевы и леса и производя разрушения. Полезная нагрузка аэростата составляла 50 килограмм (одна 15-килограммовая осколочная бомба и два зажигательных снаряда). Японские аэростаты были оснащены устройствами самоуничтожения, поэтому зарегистрировано только 258 случаев бомбардировки, жертвами которых стали шесть человек. Более 500 самолётов участвовало в операциях по их обнаружению и уничтожению, но сбить удалось только 2. После войны стало известно, что так тренировалось перед нанесением бактериологического удара по США японское спецподразделение, широко известное как "группа семьсот тридцать один". На западное побережье Америки планировалось отправлять аэростаты с бомбами, начиненными штаммами чумы и сибирской язвы.

Этот день в авиации. 1 ноября

1950 - Советские авиационные соединения ВВС и ПВО начали боевые действия против американской авиации в небе Кореи. В ходе воздушного боя старший лейтенант Семён Фёдорович Хоминич из 64-го истребительного авиакорпуса сбил американский Ф-80. Руководство авиационной оперативной группой осуществлял генерал-полковник авиации Степан Акимович Красовский. В корейской войне советскими воздушными асами сбито 1197 самолётов противника, потеряно 319 своих машин. Наибольшего числа воздушных побед добились три советских лётчика - Николай Васильевич Сутягин (22 победы), Евгений Георгиевич Пепеляев (19), Дмитрий Павлович Оськин ( 15 + 1 ).

Этот день в авиации. 1 ноября
1954
 - ВВС США начинают выводить из эксплуатации Boeing B-29 Superfortress. Самолёты будут храниться на авиабазе длительного хранения Дэвис-Монтан в Тусоне, Аризона. Сухой климат пустыни и твёрдая, щелочная почва делают базу идеальной для длительного хранения самолётов.

KometaX-20.jpg

1959 - На полигоне ВВС Владимировка завершились совместные Государственные испытания стратегического авиационно-ракетного комплекса К-20 (“Комета-20”) дальностью 6340 км в составе самолёта-носителя Ту-95К и сверхзвуковой КР Х-20 конструкции ОКБ-155, главный конструктор Михаил Иосифович Гуревич. Комплекс принят на вооружение.

Этот день в авиации. 1 ноября

1962 - В Советском Союзе с космодрома Байконур в сторону планеты Марс ракетой-носителем "Молния" запущена автоматическая межпланетная станция "Марс-1". КА типа "2МВ-4", сер. № 2. Первый успешный старт в сторону Марса.

Картинки по запросу Ли-2
1962
 - Катастрофа Ли-2 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ в Красноярском крае. Катастрофа произошла в 98 км от аэропорта Красноярск в 22 км южнее ЛЗП. Погибли все 9 человек, находившиеся на борту.

Этот день в авиации. 1 ноября

1962 - Парашютисты-испытатели Пётр Иванович Долгов и Евгений Николаевич Андреев установили рекорд в прыжках с парашютом из стратосферы "Волга" (высота 26 километров). В условиях, близких к космическому вакууму, выдыхаемый влажный воздух в отводящем шланге при окружающей температуре -50 град. сразу замерзал, превращаясь в ледяную пробку на внешнем клапане гермошлема. В результате этого произошло удушение парашютиста. Долгов П.И. погиб, задохнувшись ещё в стратосфере. Похоронен на воинском кладбище на территории стадиона поселка Чкаловский Московской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1962 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Евгений Николаевич Андреев приземлился благополучно...

Этот день в авиации. 1 ноября

1963 -  Запуск первого маневрирующего ИСЗ "Полёт-1" ОКБ Владимира Николаевича Челомея.

Очевидно, аппараты типа "Полёт" предполагалось запускать на орбиту ракетой УР-200, проектировавшейся в том же ОКБ. Однако к моменту запуска первых "Полётов" ракета УР-200К ещё не была готова и их выведение осуществлялось двухступенчатым вариантом ракеты Р-7А (8А92), созданным в ОКБ-1 Главного конструктора Сергея Павловича Королёва и способным вывести на орбиту груз 1950 кг. В дальнейшем, в связи с прекращением работ по МБР УР-200, в качестве ракеты-носителя стали использовать МБР Р-36, созданную в КБ “Южное”. Маневрирующие спутники “Полёт-1” и “Полёт-2” были прототипами автоматического спутника - перехватчика ИС (истребитель спутников).

Этот день в авиации. 1 ноября

1966 - На авиабазе Edwards осуществлен пятьдесят шестой полёт американского ракетного самолёта "Х-15", № 3. Самолёт пилотировал лётчик William Dana. В полёте достигнута максимальная скорость 6034 километра в час при максимальной высоте подъёма 93540 метров. По версии ВВС США этот полёт входит в разряд космических (высота полёта более 50 миль).

1966Авиакомпания с начинает первые в Северной Америке пассажирские рейсы в Советский Союз. Cостоялся первый полёт самолёта DC-8 авиакомпании Air Canаda по маршруту Монреаль-Москва. Эта авиалиния впервые связала Советский Союз и Северную Америку. 5 Ноября 1966 г. первый рейс в Монреаль совершил самолёт Ту-114 Аэрофлота.

1967 - Начало космического телевизионного вещания. Первый пробный сеанс спутниковой связи с Владивостоком: через спутник «Молния-1» был передан сигнал центрального телевидения из «Останкино». Дата образования госпредприятия «Космическая связь»

Этот день в авиации. 1 ноября

1968 - Первый перехват космической цели (мишени) системой ПРО. С космодрома Байконур, стартовый комплекс № 90, осуществлён пуск ракеты-носителя "Циклон-2А", которая вывела на околоземную орбиту советский военный спутник "Космос-252" (03530 / 1968 097А). КА-перехватчик типа "И2П" выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 61.9 град.; период обращения - 112.5 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 538 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 2172 км. Пуск осуществлён в рамках создания противоспутниковых систем. Космический аппарат произвёл перехват и уничтожение спутника-мишени "Космос-248" (03503 / 1968 090А), после чего был взорван на орбите. После взрыва на орбите осталось 139 идентифицируемых фрагментов.

Z-11.jpg
1969
 - В Китае с ракетного полигона Цзюцюань (Jiuquan) была предпринята первая попытка запуска искусственного спутника Земли. Попытка завершилась аварией РН "CZ-1".

Этот день в авиации. 1 ноября
1974
 - Катастрофа (столкновение в воздухе) Ан-2 и Ми-8 в районе а/п Сургут, Аэрофлот (СССР), Тюменское УГА, Сургутский ОАО. Самолёт Ан-2 СССР-70766 во время захода на посадку столкнулся с вертолётом Ми-8Т СССР-25686, набиравшим высоту после взлёта в Сургуте. Столкновение произошло в зоне аэропорта в СМУ. Обломки воздушных судов упали в тайгу и сгорели. Ми-8 (с/н 37 71, 1973 г.в.) выполнял рейс в Нефтеюганск с пассажирами на борту. Все 38 человек (32 пассажира и 6 членов экипажей), находившиеся на бортах, погибли. Причиной столкновения стали ошибочные действия службы УВД. Плохая видимость не позволила экипажам своевременно обнаружить друг друга.

Этот день в авиации. 1 ноября
1977 - Первый рейс Ту-144 с пассажирами на борту на трассе Москва - Алма-Ата. Начало регулярной эксплуатации самолёта. 1 июня 1978 года эксплуатация Ту-144 была прекращена.
Этот день в авиации. 1 ноября

1989 - Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Георгиевич Пугачёв совершил первую посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси" на Су-27К. В этот же день первый взлёт с этого же корабля, который теперь называется "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", на МиГ-29К выполнил лётчик-испытатель Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Ещё позже в тот же день была выполнена первая посадка на ТАКР штурмовика Су-25УТГ, который пилотировали лётчики-испытатели Игорь Викторович Вотинцев и Александр Валерьевич Крутов. До этого времени в СССР на авианесущих кораблях использовались только самолёты вертикального взлёта и посадки Як-38. МиГи и Су значительно превосходили их по своим лётным и боевым возможностям.

Этот день в авиации. 1 ноября

1989 - Первый взлёт с палубы ТАКР "Адмирал Кузнецов", МиГ-29К, лётчик-испытатель Токтар Онгарбаевич Аубакиров.

Этот день в авиации. 1 ноября

2009 - Катастрофа Ил-76МД близ а/п Мирный. Накануне, самолёт доставил в Мирный из Ермолино партию коммерческого груза. Во время руления после посадки КВС привёл в действие электрическую часть системы стопорения рулей и элеронов. Загорелся сигнал «Стопор вкл.». В дальнейшем действий для штатного стопорения рулевых поверхностей выполнено не было. Наиболее вероятно, что после заруливания на стоянку они были застопорены экипажем с применением швартовочных ремней. Утром следующего дня был запланирован перелёт в Читу для приёма на борт и доставки на Северный Кавказ личного состава ВВ. На борту находился основной и сменный экипажи. В процессе предполётной подготовки экипаж предпринимал действия по приведению электромеханической части системы стопорения в положение «расстопорено». При этом табло «Стопор вкл.» продолжало гореть. Восприняв это как ложное срабатывание, КВС принял решение на взлёт. На исполнительном старте он выполнил проверку работоспособности системы управления элеронами путём отклонения штурвальной баранки влево, а затем вправо. Во время отклонения штурвальной баранки вправо произошло стопорение правого элерона вследствие срабатывания его стопорного механизма. В 07:48:04 экипаж приступил к выполнению взлёта ночью в ПМУ с ВПП 24. При этом в начале разбега РУД двигателей были установлены в положение ниже взлётного режима, что не обеспечивало срабатывание звуковой сигнализации предупреждения о застопоренном положении рулей и элеронов. В процессе разбега начал развиваться кренящий момент вправо. Отрыв произошёл с креном 8 град, который продолжал интенсивно увеличиваться. Экипаж попытался парировать кренящий момент рулём отклонением педали и штурвала влево. Ход штурвала влево был ограничен механизмом стопорения правого элерона. КВС, находясь в состоянии повышенного нервно-эмоционального напряжения, и в виду скоротечности развития особой ситуации предусмотренных РЛЭ действий по рассоединению проводки управления самолётом в поперечном канале не выполнил. На 59 секунде полёта с креном около 90 град на скорости 364 км/ч с незначительной вертикальной скоростью снижения самолёт на удалении 1893 м от КТА аэродрома столкнулся с отвалом алмазного рудника "Мир", упал на заснеженное поле, полностью разрушился и загорелся.Погибли все находившееся на борту 11 человек...

Этот день в авиации. 1 ноября

2010 - Начало действий новых Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (ФП ИВП), разработанные с учётом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ICAO), значительно упрощающие порядок полётов для малой авиации, вступают в силу на территории России.

Этот день в авиации. 1 ноября

2018 - Автоматическая межпланетная станция НАСА "Dawn" ("Рассвет", запуск 27.09.2007г) запущенная для исследования астероида Веста и карликовой планеты Цереры, официально завершила свою работу. Аппарат исчерпал все запасы топлива для маневрирования и ориентации. «Dawn» стал первой миссией по исследованию с орбиты более одного небесного тела, первым аппаратом, работавшим на орбите астероида главного пояса Веста (август 2011 по август 2012 г.) и первым на орбите карликовой планеты Церера (с марта 2015 г. по настоящее время). 1 июля 2016 года руководство НАСА приняло решение оставить зонд на орбите Цереры, основная миссия завершена. За это время им собрано 132 Гб данных, в частности, отснято 69000 изображений. Последняя фотография Цереры была сделана в сентябре 2018 года.

Картина дня

наверх