На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 27 марта

Этот день в авиации. 27 марта

Rene.gif

1894 - В деревне Сольси-сюр-Мёрт департамента Восж родился Рене Поль Фонк (скончался 18.03.1953 г.), французский лётчик-истребитель, ас 1й Мировой войны, сбивший 75 самолётов противника. Является асом № 1 Антанты и вторым асом всей войны (после Манфреда фон Рихтгофена). Несмотря на то, что с детства интересовался авиацией, при призыве на военную службу в 1914 г.

выбрал специальность военного инженера. Позже Фонк передумал и поступил в лётные курсы, по окончании которых в мае 1915 г. почти два года летал на самолётах-наблюдателях Caudron.

За этот период он и его экипаж сбили два вражеских аэроплана. 15.04.1917 г. Фонк получил долгожданное назначение в истребительную «эскадрилью аистов». Там он уже в мае получил статус аса. К концу года он поднял свой лицевой счёт до 19 побед и получил звание офицера. Рене Фонк всегда шёл по возрастающей. За 1918 г. он записал на свой счёт 56 сбитых противников, причём дважды он сбивал по шесть самолётов за день. К июлю Фонк превзошёл легендарного капитана Жоржа Гюнемера, который с 54 победами оставался французским асом № 1 в течение долгого периода после своей смерти. При всём этом Фонк прославился жесточайшей экономией боеприпасов. При всех своих умениях, Фонк был чёрствым, временами даже несносным. Сослуживцы уважали его за боевые заслуги, но вместе с тем считали хвастуном. Фонк жутко обижался на то, что Гюнемер оставался более популярным у прессы лётчиком, даже когда его рекорд пал.

gea.jpg
1911
- По инициативе министра королевского правительства Греции Элефтероса Венизелосома принят закон об организации в составе Эллинской королевской армии авиаскадрильи, чем сделан первый шаг в истории будущих ВВС Греции. Лётчиков понятное дело было решено обучать во Франции, там же решили и закупить и первые самолёты.

Этот день в авиации. 27 марта

1914 - На биплане С-6, корпус которого был обшит тонкими, тщательно отполированными и покрытыми лаком деревянными дощечками, в результате чего самолёт приобрел обтекаемую форму, И.И. Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту - 111 км / ч, с пятью - 106 км / ч. На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоевывали главные призы на состязаниях военных самолётов.


1916
 - Первый полёт прототипа истребителя Pup (разработчик: Sopwith, Великобритания). Название самолёта "Пап" (Pup - щенок) - это прозвище, данное машине фронтовыми пилотами. Самолёт сохранил форму межкрыльевых подкосов для самолёта 1½ Strutter, но, поскольку он имел уменьшенный на 20% размах крыла, то к нему относились как к "детенышу" ("pup") предыдущих самолётов. Официально оно никогда не было признано, однако прижилось и даже фигурировало в правительственных приказах и рапортах. Он отличался необычайной маневренностью, не терял высоту на крутых виражах, несмотря на слабый двигатель развивал максимальную скорость до 179 км/ч, при том что посадочная скорость, напротив, была минимальной - всего 45 км/ч.
"Пап" оказался исключительно удачным самолетом. Он отличался необычайной маневренностью, не терял высоту на крутых виражах, несмотря на слабый двигатель развивал максимальную скорость до 179 км/ч, при том что посадочная скорость, напротив, была минимальной - всего 45 км/ч. Вскоре во Франции на "Папах" летало уже семь эскадрилий морской и три эскадрильи армейской авиации. В апреле 1917 года 32% английских истребительных эскадрилий было оснащено самолетами фирмы "Сопвич", в том числе три (3, 54 и 66) самолетами "Пап", по 18 машин в эскадрилье. Наибольшим успех истребителя был отмечен 11 апреля 1917 года, когда лейтенант Дж.С.Т. Фолл в ходе одного боевого вылета сбил два германских "Альбатроса" и один "Гальберштадт". 12 мая семь "Папов" из 4-й эскадрильи морской авиации сбили пять "Альбатросов" без потерь со своей стороны. С июля 1917 года "Папы" также служили в эскадрильях ПВО на территории Англии, где успешно перехватывали германские бомбардировщики и цеппелины.

tp-1.jpg
1924
 - Американский истребитель TP-1 (к тому времени переименованный в XTP-1) установил рекорд, подняв груз в 250 кг на высоту 8980 метров, а через два месяца - 21 мая - 500 кг на высоту 8578 м. На этом лётная история самолета закончилась. Самолет представлял собой двухместный биплан, оснащенный двигателем жидкостного охлаждения Liberty 12 мощностью 423 л.с. Нижнее крыло было меньше верхнего. Вооружение состояло из двух фиксированных пулеметов Browning в носовой части, свдоенного Lewis в задней кабине и Lewis стреляющего вниз через проем. Этот самолет развивал скорость всего 207 км/ч., то есть, как истребитель особого интереса не представлял.

i-7_ris.jpg

1930 - Заключен Договор между фирмой Эрнста Хейнкеля и Гоcyдарственным Трестом авиапромышленности СССР (Авиатрестом). Советская сторона получила право на серийную постройку самолета HD-37C сроком на три года. При этом подразумевалась техническая помощь при освоении в производстве, в самолет вносились также все положительные изменения, реализованные на самолете HD-43. Фирма Хейнкеля в результате сделки обогащалась суммой в 150 тысяч марок.


1934
- Впервые поднялся в воздух аргентинский легкий многоцелевой самолет Ae.C.3 "Urubera" (Блестящая птица). Всего было изготовлено 16 экземпляров самолёта Ае.С.3. Машины оснащалась двигателями AS "Genet Major" (145 л.с.) или Warner "Scrab" (125 л.с.) с деревянным воздушным винтом. Точных данных о списании последнего Ае.С.3 найти пока не удалось, но срок службы этих самолётов составлял не менее 10 лет.


1939
 - В Мельбурне поднялся в воздух первый штурмовик CA-3 Wirraway, построенный в Австралии. Авиационной технической комиссией в США в 1936 году было заключено соглашение о производстве в Австралии по лицензии двухместного многоцелевого самолета типа моноплан North American NA-16 и его двигателя Pratt & Whitney Wasp. Переделкой самолета в Австралии занимался коллектив конструкторов из "Коммонвелс эйркрафт корпорейшн" (CAC) во главе с А. Уэкеттом. Опытного самолета не было. Головная серийная машина впервые взлетела 27 марта 1939 года. Постройка серии велась на заводе CAC в Фишерменс-Бэнд.

Этот день в авиации. 27 марта

1941 - Ленинградский институт инженеров ГВФ преобразован в Военно-воздушную академию им. А.Ф.Можайского (ныне ВИКУ им. А.Ф.Можайского).


1942
 - Взлетел прототип английского транспортного планера GAL.49 Hamilcar. Этот летательный аппарат цельнодеревянной конструкции, включая управляющие поверхности с деревянным каркасом и полотняной обшивкой. Самый тяжелый из транспортных планеров, использовавшихся союзниками во Второй мировой войне, он был также первым британским планером, способным действительно нести танк, 7,1-тонный "Tetrax" или два универсальных транспортера. Он мог, конечно, нести и любые другие грузы общей массой до 7983 кг, включая различные гусеничные и колесные машины союзников.

Этот день в авиации. 27 марта

1943 - Погиб Герой Советского Союза, летчик-испытатель Г.Я.Бахчиванджи (на БИ).
Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.
Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели.


1946
 - Первый полет ночного истребителя P-82С. Десятый серийный P-82B (серийный номер 44-65169) в ходе изготовления переоборудовали в ночной истребитель. Самолет оснастили бортовым радаром SCR-720, размещенном в большом выпуклом кожухе под центральной секцией крыла. Примененный на Р-82С радар SCR-720 был полностью аналогичен радару на специальном ночном истребителе Northrop P-61 Black Widow, имевшем гораздо большие размеры. Для избежания помех от пропеллеров возникла необходимость поместить антенну радара перед ними. Поэтому антенну разместили в выступающем на достаточно большое расстояние корпусе. Из-за длинного корпуса радара появилась опасность возникновения колебаний всей установки и центральной секции крыла. Оператор РЛС располагался в правой кабине. В серии самолет не изготовлялся.


1946
 - Пилот Иванов на транспортном самолете Г-1 (ТБ-1) при подходе к Дудинке попал в снежный заряд и, потеряв ориентацию, зацепил землю. Весь экипаж погиб.

yak_-.jpg
1946
- Приказом МАП № 162сс был открыт официальный заказ на строительство геликоптера и определены сроки окончания работ: по первому экземпляру - 1 января 1947 года, по второму - 1 марта того же года. Машина имела несколько наименований, которые встречаются в документах и публикациях - соосный вертолет Як, экспериментальный геликоптер Як, бемовский вертолет, Як-М-11ФР-1 и, наконец, изделие "Ш". Когда С.А.Бемов впервые получил задание на предварительный проект и рассказал об этом коллегам, кто-то спросил: "Это что, шутка?". Сергей Арсентьевич ответил: "Нет, это - серьезно. Будем строить геликоптер, а обозначение ему дадим "изделие Ш" - "Шутка".

Этот день в авиации. 27 марта

1948 - Летчик-испытатель Г.М.Шиянов завершил заводские испытания бустеров элеронов и руля высоты на самолете Су-9 («К»)

Этот день в авиации. 27 марта

1956 - Первый полет модифицированного стратегического бомбардировщика 3М (210М) ОКБ им. Мясищева, оснащенного двумя ВД-7 и двумя АМ-ЗА, экипаж М.Л.Галлая. В 1956-1959 годах на заводе №23 в Филях построили 74 серийных самолета 3М, причем примерно половина из них получила старые двигатели РД-3М-500 (обозначались 3MC), а остальные — новые ВД-7Б (3МН).


1957
 - Первый полет американского многоцелевого самолета F-101B Voodoo (56-232) с Ламберт-Филд в Сент-Луисе. Последующая программа летных испытаний продолжалась почти два года, закончившись 15 марта 1959 года. 


1965
- Вышло правительственное постановление о разработке и постройке модификации Як-28И, оснащенной РЛС бокового обзора "Булат" с синтезированной апертурой. Машина получила обозначение Як-28БИ и предназначалась для картографирования местности при любой погоде днем и ночью с высокой разрешающей способностью, сопоставимой с фотографическим изображением. РЛС "Булат" на самолете разместили в районе бомболюка. Госиспытания опытного образца станции на Як-28БИ закончились в 1972 г. Приемо-передающий блок с антенной системой располагался в гондоле, которая при подлете к зоне картографирования выдвигалась. Картографирование производилось в условиях прямого полета в полосе шириной 15 км с любого борта. Полеты проходили на малых и средних высотах при скорости 600-1200 км/ч. Испытания проводили летчик Ю.В.Петров, штурман Н.М.Шиповский и ведущий инженер С.И.Яськов. Як-28БИ был выпущен небольшой серией в 50 машин Иркутским авиазаводом. Эти самолеты состояли на вооружении в 886 ОРАП г. Екабпилс (Крустпилс) и в разведполку на аэродроме Укурей в ЗабВО.


1965
- Вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а 12 апреля того же года - и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Работа поручалась ОКБ завода №240, возглавлявшегося генеральным конструктором Сергеем Ильюшиным (с 1966 г. - Московский машиностроительный завод "Стрела", ныне - Авиационный комплекс им. СВ. Ильюшина). Самолет предлагалось делать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М, располагавшего большой дальностью и продолжительностью полета и имевшего вместительный фюзеляж, что было необходимо для размещения комплекса специального оборудования и обслуживающего его тактического экипажа.


1967
- Постановлением Совмина СССР № 271-106 образован в г. Ленинграде «Научно-исследовательский институт командных приборов». Институт специализируется в области создания командных гироскопических приборов, силовых гироскопических комплексов и управляющих двигателей-маховиков для баллистических ракет, ракет- носителей, разгонных блоков и космических аппаратов.

Этот день в авиации. 27 марта

1968 - Юрий Гагарин погиб в катастрофе, выполняя учебный полёт на МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора Владимира Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Причины и обстоятельства авиакатастрофы и на сегодняшний день остаются не вполне выясненными.

В 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский. На момент взлёта условия видимости были нормальными - нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже в 10:30 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась. По невыясненной причине самолёт вошёл в штопор, для вывода из которого не хватило высоты. Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. 
В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва ... В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства. 
Урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серёгина захоронены в некрополе у Кремлёвской стены. На месте гибели Гагарина и Серёгина установлен мемориал.

Этот день в авиации. 27 марта

1972 - Вышел Приказ Министерства авиационной промышленности о разработке проекта штурмовика Су-25Т (Т-8)

Этот день в авиации. 27 марта

1972 - Автоматическая межпланетная станция "Венера-8" была запущена с космодрома Байконур ракетой-носителем "Молния-М".

Этот день в авиации. 27 марта

1972 - Таран самолётом Ан-2 дома в Ворошиловграде.

Экипаж 99-го (Ворошиловградского) лётного отряда должен был выполнять почтово-пассажирский рейс по маршруту Ворошиловград - Северодонецк - Сватово. Экипаж уже прошёл предполётный медицинский осмотр, медицинское освидетельствование, штурманскую и метеорологическую подготовки, когда узнал, что рейс отменили, так как посадочная площадка Сватово была непригодна. Тогда КВС Тимофей Шовкунов сказал второму пилоту, что идёт завтракать, но вместо этого направился на стоянку самолётов, где у дежурного по стоянке взял ключи от самолёта, на котором стоял в наряде. Однако после этого Шовкунов пошёл совсем к другому самолёту. Приняв его у авиатехника, пилот опробовал двигатель, после чего без второго пилота и не выходя на связь с диспетчером в 8:03 вырулил на старт и взлетел с аэродрома.
Выполнив разворот, Шовкунов направился к городу в сторону 27-го квартала. Выполнив разворот на малой высоте, он направил авиалайнер на собственную квартиру - № 42 на третьем этаже четырёхэтажного кирпичного дома № 10. В 8:15 самолёт врезался в верхнее перекрытие квартиры № 46, расположенной на четвёртом этаже над квартирой № 42. Пробив верхнее перекрытие, двигатель отделился и вместе с обломками перекрытия упал на пол квартиры. Остатки крыльев вместе с шасси при этом застряли на балконе квартиры № 46, а хвостовое оперение и пилотская кабина влетели на чердак, вызвав пожар. Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. В самом доме крыша над квартирами № 45, 46 и 47 разрушилась, а в квартире № 42 (где жил Шовкунов) прогнулась и на 5 сантиметров просела потолочная плита, при этом образовалась трещина, через которую квартиру залило водой, когда тушили возникший пожар.
Сам Шовкунов погиб при ударе, в доме при этом никто не пострадал. При анализе крови пилота судебно-медицинская экспертиза алкоголя в ней не обнаружила.
В его самой семье на протяжении всех 13 лет совместной жизни супруги систематически ссорились между собой, причём нередко доходило до драк. Последняя ссора произошла как раз накануне происшествия и ту ночь Шовкунов провёл в квартире один. Жена отмечала, что Шовкунов не раз высказывал ей свою мысль о совершении самоубийства с использованием самолёта. Но руководство авиаотряда, получается, ничего не знало о моральных качествах подчинённых.


1975
 - Поднялся в воздух первый канадский транспортный самолет DHC-7 Dash 7. Укороченный взлет-посадку самолета обеспечивали двухщелевые закрылки увеличенного размера на задней кромке крыла, которые находились в воздушном потоке винтов четырех двигателей. Дополнительно было установлено по четыре интерцептора на каждой консоли крыла. Ближняя к фюзеляжу пара служила в качестве собственно интерцепторов - т. е. гасителей подъемной силы, а внешняя пара использовалась синхронно с элеронами для улучшения управления вокруг продольной оси. Был предложен фюзеляж самолета герметичный, безопасно-разрушаемой конструкции. Приподнятая хвостовая часть и Т-образное оперение обеспечивали вынос стабилизатора и рулей высоты из потока воздуха, отбрасываемого винтами. На самолете установлено трехстоечное убирающееся шасси с двумя колесами на каждой опоре. Силовая установка - четыре турбовинтовых двигателя Пратт-Уитни Эйркрафт Канада PT6A-50.

Этот день в авиации. 27 марта

1977 - Произошла крупнейшая катастрофа в истории гражданской авиации. Экипаж самолета Boeing 747-121 американской авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am), регистрационные знаки N736PA, выполнял рейс по маршруту Тенерифе – Лас-Пальмас (Испания). На борту находилось 380 пассажиров и 16 членов экипажа.

Одновременно с этим экипаж самолета Boeing 747-206B голландской авиакомпании KLM Royal Dutch Airlines (регистрационные знаки PH-BUF) выполнял рейс по маршруту Тенерифе – Лас-Пальмас (Испания). На борту находилось 234 пассажира и 14 членов экипажа.
В 12.30 в здании пассажирского аэровокзала аэропорта Лас-Пальмас взорвалась бомба. Из-за предупреждений о возможном повторном взрыве аэродром был закрыт. Большое количество рейсов было направлено в Тенерифе, среди них рейс KLM 4805 из Амстердама и рейc Pan Am 1736 (прилетевший из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка).
Аэропорт Лас-Пальмас вновь открылся для полетов в 15.00. Из-за того, что пассажиры рейса Pan Am оставались на борту, можно было вылетать из Тенерифе сразу. Однако на рулежках плотно стояли другие воздушные суда. Это означало, что экипажу Pan Am надо было рулить в обратном направлении по ВПП 30 для дальнейшего взлета с нее. Однако выход на ВПП 12 был блокирован Боингом-747 авиакомпании KLM. Рейсу Pan Am пришлось ждать почти два часа, пока все пассажиры KLM (кроме одного) не вернулись на борт и не была произведена дозаправка. После этого рейсу KLM было разрешено рулить в обратном направлении по ВПП 30 и в конце ее выполнить разворот на 180 градусов.
Через три минуты после этого (в 17.02) рейсу PanA m 1736 было разрешено следовать за бортом KLM и рулить в обратном направлении по ВПП 30. Экипажу Pan Am было сказано освободить ВПП по третьей РД и доложить освобождение. В 17.05:44 KLM 4805 доложил готовность к взлету и получил указания о схеме вылета через привод Папа.
Экипаж KLM повторил указания и добавил: «We are now at take-off». Тормоза были отпущены, и KLM 4805 начал разбег для взлета. Вышка Тенерифе, зная, что PanAm 1736 все еще рулит вниз по ВПП, ответила: «Окей… Ожидайте взлет, я вас вызову». Это сообщение совпало с передачей экипажа Pan Am «А мы все еще рулим вниз по ВПП, Clipper 1736».
Эти сообщения вызвали резкий звук в кабине экипажа KLM, который продолжался примерно 3,74 секунды. Вышка Тенерифе ответила: «ПА 1736, доложите, когда освободите ВПП, в то время как экипаж Pan Am ответил: «Окей, доложим, когда освободим». Это вызвало некоторую озабоченность у борт-инженера KLM, спросившего у командира: «Значит, он еще не освободил?» После того, как он повторил свой вопрос, КВС выразительно ответил: «Да освободил, освободил».
За несколько секунд до удара экипаж KLM увидел Боинг Pan Am, который все еще рулил по ВПП. Экипаж попытался уйти с набором и оторвался от ВПП. Экипаж Pan Am немедленно повернул самолет вправо и дал полный газ. Самолет KLM взлетел, но его фюзеляж ударился о хвостовую часть фюзеляжа Pan Am, разрушив его и оторвав хвост. Самолет KLM пролетел неуправляемо еще 150 метров и упал, проехал еще 300 м и загорелся.
Погибли все находившиеся на борту рейса KLM, а также 326 пассажиров и 9 членов экипажа на самолете авиакомпании Pan Am; — в общей сложности 583 человека.
ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА: «Самолет KLM взлетал без разрешения на взлет, в полной уверенности, что такое разрешение было получено, что стало результатом недопонимания между вышкой и самолетом KLM. Такое недопонимание возникло в результате обоюдного использования обычной терминологии, которая, однако, привела к неправильной ее интерпретации. Вместе с некоторыми другими совпавшими обстоятельствами, преждевременный взлет самолета KLM в результате привел к столкновению с самолетом Pan Am, так как последний все еще находился на ВПП, поскольку проскочил нужный перекресток». 


1981
ышло решение Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам № 280 о проведении глубокой модификации Як-38 - создании варианта Як-38М. При этом ставка делалась на новые двигатели. МНПО "Союз" под руководством О. Фаворского путем кардинальной переработки Р-27В-300 создало ПМД Р-28-300 с максимальной горизонтальной тягой 7100 кгс и вертикальной 6700 кгс. Одновременно конструкторы Рыбинского ОКБ улучшили параметры своих ПД, доведя тягу нового РД-38 до 3250 кгс. Два прототипа Як-38М были построены в ОКБ в 1982 году. 30 ноября 1982 года летчик-испытатель Митиков выполнил на Як-38М (серийный № 0413, борт № «82») первое висение, а 10 февраля 1983 года — первый полет по «полному профилю». Заводские испытания машины прошли с 7 декабря 1982 года по 3 июня 1983 года, после чего самолет был передан на совместные Государственные испытания, этап «А», завершившийся в конце 1983 году. Як-38М был принят на вооружение и поступил в эксплуатацию на авианесущие корабли, однако ожидаемого резкого повышения их боевого потенциала не принес. Новые двигатели оказались даже более «прожорливыми», чем их предшественники, поэтому ТТХ штурмовика улучшились незначительно, и его ударные возможности продолжали оставаться ограниченными. Тем не менее, Як-38М добросовестно отслужили положенное время и с июля 1991 года стали выводиться в резерв.


1990
- Катастрофа Ил-76МД (CCCP-78781) Узбекского УГА в районе Кабула. Когда самолет находился на высоте 5400м, диспетчер распорядился прекратить заход на посадку. Шасси и закрылки были убраны, но, тем не менее, самолёт продолжил снижение, затем потерял скорость, начал крениться и, наконец, в перевернутом положении рухнул в горах в 4км от аэродрома. Самолет доставлял груз топлива в своих баках. Управлял самолетом гражданский экипаж Иркутского ОАО. В составе экипажа находились инженеры Ташкентского ОАО. Погибло 9 человек.
Сваливание самолета в процессе маневрирования произошло в результате сочетания следующих факторов:
    - невыдерживание экипажем режимов полета по скорости, рекомендованных ИЛЭ-76 для различных конфигураций самолета, что снизило располагаемый запас по углу атаки до критических режимов;
    - недостаточный контроль членов экипажа за определяющими параметрами полета, что привело к нарушению установленных ограничений по допустимому углу атаки и минимальной скорости полета;
    - отсутствие навыков пилотирования самолета на больших углах атаки, обусловленное несовершенством системы подготовки экипажей к действиям в особых случаях полета;
    -пилоты не смогли распознать выхода на критические углы атаки и реализовать рекомендации ИЛЭ-76 по предотвращению сваливания;
    Необходимость маневрирования по схеме снижения в условиях боевых действий на режимах, близких к летным ограничениям и наличие трех самолетов, следующих в облаках с малыми интервалами без соответствующего радиолокационного контроля, создали сложную обстановку для экипажа, которая усугубилась после сообщения диспетчера о необходимости временного прекращения снижения в связи со взлетом самолета Ан-32, что привело к изменению сложившегося стереотипа действий у экипажа.


1991
- Состоялся первый полет французского легкого многоцелевого самолета TB-200 Tobago XL фирмы SOCATA. Французский сертификат летной пригодности самолет TB-200 получил 30 октября 1991 года.

1993 - Утверждено новое ТТЗ на будущий учебно-боевой самолет Як-130 ОКБ Яковлева. Согласно утвержденному в октябре 1990 г. тактико-техническому заданию (ИЗ), новая машина должна была иметь два двигателя, посадочную скорость не более 170 км/ч, длину разбега и пробега не более 500 м с возможностью базирования на грунтовых аэродромах, перегоночную дальность 2500 км и тяговооруженность 0,6-0,7. Кроме того, желая получить УТК для обучения летчиков всех родов авиации, заказчик требовал обеспечить возможность репрограммирования характеристик устойчивости и управляемости самолета, фактически - возможность моделирования поведения машин различных типов и классов, от маневренных истребителей до тяжелых ракетоносцев. В числе обязательных условий было создание самолета исключительно на основе отечественных комплектующих. По тогдашним оценкам командования, необходимо было построить не менее 1200 новых машин.

Новые требования оказались несколько мягче прежних. Например, перегоночную дальность сократили чуть ли не на 500 км, посадочную скорость увеличили до 180-190 км/ч, а длину пробега - до 700 м. Отдельно был оговорен предельный угол атаки - не менее 25 град.

Этот день в авиации. 27 марта

1994 - В Германии на испытательном аэродроме фирмы DASA близ Мюнхена после досадной задержки, вызванной сбоем программного обеспечения БЦВМ, состоялся первый полет прототипа N 1, создаваемого совместными усилиями Великобритании, Германии, Испании и Италии, истребителя "Еврофайтер-2000" (EF2000), названного DA1.

mcdonnel_f-15act.jpg

1996 - Первый полёт опытного истребителя F-15 ACTIVE (Advanced Control Technology for Integrated Vehicles - перспективные технологии управления авиационными комплексами) с УВТ. В рамках этой программы на самолёт F-15B №71-0290 установили два двигателя F100-PW-229 со всеракурсными управляемыми соплами P/YBBN (Pitch/Yaw Balance Beam Nozzles – «балансирные» сопла с отклонением по тангажу и курсу) фирмы «Пратт-Уитни».

Отклонение створок сверхзвуковой части сопел P/YBBN обеспечивало поворот вектора тяги двигателей на угол до 20О в любом направлении со скоростью перекладки до 120О/с. Конструкция самолёта была усилена для восприятия появившейся боковой составляющей тяги величиной примерно до 1800 кгс (расчетная вертикальная составляющая тяги - до 2800 кгс). В ходе испытаний диапазон полётных условий, при которых осуществлялось отклонение вектора тяги для управления по тангажу и по курсу, был расширен до скоростей, вдвое превосходящих скорость звука. В 1998 г. была проведена дальнейшая доработка самолёта, в результате внесли изменения в систему управления вектором тяги (программа ILTV - Inner Loop Thrust Vectoring).


1999
 - Огнём ЗРК С-125 югославскими ВС над Югославией сбит американский самолет-невидимка "Стелс", бомбардировщик F-117А Nighthawk («Ночной ястреб»). Ракета 5В27Д МКБ «Факел» изготовлена ВМП «Авитек». F-117 был сбит комплексом С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО под командованием сербского полковника Дани Золтана. Пилот подполковник Дейл Зелко катапультировался и был спасен поисковой группой спустя семь часов.

mai890sh-4.jpg

2003 - Легкий сельскохозяйственный самолет Авиатика-МАИ-890СХ стал первым (и пока единственным) сельскохозяйственным самолетом в России, получивший сертификат типа. Он относится к классу "очень легких самолетов" (VLA - very light airplane) и сочетает в себе достоинства "ультралайтов" и легких смолетов традиционной конструкции.

2004 - беспилотный экспериментальный самолет NASA X-43A длиной 3,66 м с помощью ракеты Pegasus был поднят на высоту 29 км, после чего отделился от разогнавшей его ракеты, включил гиперзвуковой ПВРД - прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковой камерой сгорания (scramjet)собственную двигательную установку и в течение 11 секунд совершал активный полет, развив скорость 7 Мах (свыше 8 тыс. км/ч).

Этот день в авиации. 27 марта

2006 - в 23.36 (местн), ночью, при заходе на посадку в населенном пункте Русское Устье, Республика Саха (Якутия) потерпел катастрофу вертолет Ми-8 RA-24679, принадлежащий авиакомпании «Полярные авиалинии» Саха (Якутского) УГАН ФСНСТ. На борту вертолета находились 5 членов экипажа и 7 пассажиров, все граждане России. В результате происшествия погибли 5 человек, остальные получили травмы различной степени тяжести.

idf-12.jpg
2007 - публично представлен двухместный прототип лёгкого многоцелевого истребителя F-CK-1D (серийный номер 10006), разработки: AIDC, Тайвань. После выкатки самолёту в торжественной обстановке присвоили наименование Xiong Ying.

SARLupe_Auto8

2008 - запуск ракеты-носителя «Космос-3М» и четвёртого космического аппарата — немецкого спутника «SAR-Lupe».


2011
 - На авиашоу во Флориде потерпел крушение спортивно-тренировочный самолёт Як-52. Во время показательного выступления он рухнул на землю и взорвался.
Как сообщает The Florida Times-Union, в результате катастрофы погиб 58-летний американский пилот Уильям Уолкер, выполнявший фигуры высшего пилотажа. На земле никто не пострадал: самолёт упал примерно в 800 метрах от зрителей.

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий Быковский
2019
- Умер участник первого набора космонавтов, дважды Герой Советского Союза Валерий Быковский

Картина дня

наверх