«В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бомбить Берлин. Из прорвавшихся к городу 13 самолетов 9 сбито». Так в августе 1941 года немецкая пропаганда отреагировала на первый удар всего 6-ти советских бомбардировщиков по столице фашистской Германии – городу Берлину.
Это событие приобрело огромное морально-политическое значение, когда выяснилось, что ни один из английских самолетов в эту ночь в воздух вообще не поднимался, а таинственные бомбардировщики оказались… советскими! С конца июля 1941 года немцы начали регулярно совершать налеты на Москву. К этому времени расстояние от линии фронта до Берлина составляло уже более тысячи километров, что сильно затрудняло саму возможность успешного нанесения ответных бомбовых ударов по столице третьего рейха. В этой ситуации командующему ВВС Военно-Морского Флота генерал-лейтенанту авиации С.Ф.Жаворонкову пришла в голову гениальная идея: организовать ответные удары по Берлину не из-за линии фронта, а с находящихся в тылу у немцев островов Моонзундского архипелага в Балтийском море. Эта идея понравилась И.В.Сталину, он быстро утвердил план секретной операции по бомбардировке Берлина и назначил её руководителем лично генерала Жаворонкова.
НА БЕРЛИН!
Радиус действия наших дальних морских бомбардировщиков-торпедоносцев ДБ-3 на пределе возможностей действительно позволял при бомбовой загрузке внутри самолета до 1 тонны (10 бомб ФАБ-100) достигнуть столицы фашистской Германии с острова Эзель (Сааремаа) в Балтийском море. При этом полет должен был проходить ночью над Балтийским морем вслепую, строго по прямой и без сопровождения истребителей. Продолжительность такого полета в оба конца превышала тёмное время суток и составляла около 7-8 часов. Для практической реализации плана генерала Жаворонкова к острову Эзель Моонзундского архипелага были срочно отправлены транспорты, успевшие доставить необходимые запасы горючего и бомб. К сожалению, новые транспорты прорваться к блокированному немцами архипелагу уже не смогли, и в дальнейшем связь с островами поддерживалась только по воздуху.
Из личного состава 1-го минно-торпедного авиационного полка авиации Балтийского флота для проведения секретной операции отобрали 20 лучших экипажей, 13 из которых во главе с командиром полка полковником Е.Н.Преображенским и генерал-лейтенантом Жаворонковым сразу же вылетели на находившийся в тылу у немцев аэродром Кагул на острове Эзель. Вся операция проводилась в строжайшей тайне, и полковник Преображенский сообщил экипажам её цель только после посадки бомбардировщиков-торпедоносцев на острове. Для проведения дальней разведки метеоусловий над морем и оказания помощи экипажам упавших бомбардировщиков, на архипелаг были отправлены две большие двухмоторные летающие лодки МДР-6.
Всем было ясно, что после начала бомбардировок Берлина полностью скрыть от немецкой авиаразведки сам факт наличия у них в тылу действующего аэродрома станет невозможно. Для дезинформации противника тяжелые бомбардировщики тщательно замаскировали, а базировавшиеся на этом же аэродроме и ранее легкие самолеты «Чайка» (И-153) просто рассредоточили по обочинам летного поля. Таким образом, создавалась полная иллюзия функционирования аэродрома легких истребителей-штурмовиков ближнего радиуса действия в прежнем режиме.
Тяжелые же дальние бомбардировщики каждую ночь стали скрытно вылетать с острова Эзель и бомбить немецкие порты Данциг, Свинемюнде, Пиллау, Мемель, Либаву, однако плохие погодные условия несколько дней не давали возможности начать налеты на цель номер один - Берлин.
Наконец, вечером, 7 августа 1941 года на Берлин ушли первые три звена по четыре самолета под личным командованием полковника Преображенского. Над Берлином погода улучшилась, весь город был как на ладони. Работало уличное освещение. После взрыва первых же бомб город погрузился во тьму, заработали зенитные батареи и прожекторы. В небо были подняты немецкие ночные истребители с мощными фарами. Отбомбившись, Преображенский приказал радисту выйти в эфир и передать на аэродром: «Мое место – Берлин. Работу выполнил. Возвращаюсь».
В первом налете на Берлин вследствие очень плохих метеоусловий из 12 самолетов только половина смогла прорваться к городу. Остальные же были вынуждены бомбить запасную цель – город Штеттин. Все самолеты вернулись домой без потерь. Физические и эмоциональные нагрузки в полете были настолько велики, что возвращающиеся экипажи шатаясь, покидали самолеты и часто тут же на летном поле падали и засыпали.
НЕУДАЧНЫЙ НАЛЕТ ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ
И.В.Сталина очень впечатлили прекрасные результаты первых налетов на Берлин морских летчиков, и по его личному приказу, в одном из следующих налетов, кроме морских летчиков должна была в полном составе принять участие и только что сформированная 81-я авиадивизия дальнебомбардировочной авиации на новейших дальних бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2. Еще не обстрелянную дивизию бросили на Берлин с аэродрома г. Пушкина Ленинградской области практически без всякой подготовки. Насколько тщательно и продуманно были организованы налеты на Берлин морских летчиков, настолько же бездарно, на скорую руку готовился налет их сухопутными коллегами. Так, только что назначенный командиром 81-ой авиадивизии, один из первых Героев Советского Союза, известнейший полярный летчик комбриг М.В. Водопьянов, по личному указанию Сталина летел на Берлин рядовым пилотом в экипаже другого полярного летчика, будущего Героя Советского Союза Э.К. Пусэпа. Не имевшие боевого опыта бывшие полярные летчики были вынуждены поднимать тяжелые новейшие бомбардировщики с максимальной бомбовой нагрузкой с укороченного грунтового аэродрома.
Вот как описывает в своих мемуарах взлет самолетов 81-ой авиадивизии будущий дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий: «Мой Ер-2 стоял на предварительном старте в ожидании своей очереди, и я видел, как взлетают товарищи. Это были не те обычные взлеты, которые мы привыкли наблюдать на аэродроме, а цирковые трюки… Когда под самолетом мелькнул край аэродрома, мне ничего не оставалось, как взять штурвал на себя, хотя скорость для отрыва была еще мала. Последовал резкий, огромной силы удар… К упавшей машине подъехало несколько легковых автомобилей. Выслушав мой доклад, генерал одобрительно похлопал меня по плечу и сказал: «Молодец, лейтенант, своевременно убрал шасси». Мою попытку объяснить, что шасси лежат в канаве, генерал не стал слушать, он торопился к другому горевшему самолету…».
А вот, как описывает сам этот полет к Берлину его участник, командир дальнего четырехмоторного бомбардировщика Пе-8 Эндель Пусэп: «Первым поднялся в воздух наш самолет, где летел и командир дивизии комбриг М.В.Водопьянов. За нашим самолетом последовали и остальные. Курс – на запад. «Справа звено истребителей!» – послышался вдруг взволнованный голос стрелка-радиста. «Это же свои, И-16» - успокоил штурман Штепенко. Однако эти «свои» не хотели признавать «своими» нас. Из-под их крыльев забили огненные струи, и в нашу сторону полетели трассирующие пули, которые подожгли один из наших самолетов. «Огонь!» - скомандовал Водопьянов. Заговорили наши пушки и пулеметы… Нападавшие истребители повернули назад, но горящий бомбардировщик начал падать, сопровождаемый черным хвостом дыма… Настроение у нас было прескверное. Неужели на наших самолетах были вражеские летчики? Но дело обстояло совершенно иначе… Это были все же свои И-16, однако никто не удосужился предупредить летчиков о нашем полете! Они даже понятия не имели о существовании таких воздушных гигантов, как наши самолеты …».
Из сумевших тогда взлететь самолетов 81-ой авиадивизии до Берлина добрались и сбросили на него бомбы почти все, но обратно возвратиться довелось далеко не каждому экипажу! Многие были сбиты нашими же средствами ПВО при возвращении на свой аэродром. Самолет Энделя Пусэпа тоже был сбит на обратном пути вблизи линии фронта, по некоторым данным нашей же зенитной артиллерией. После этого случая самостоятельных налетов сухопутной дальнебомбардировочной авиации на Берлин в 1941 году больше не производилось.
ТРАГИЧЕСКИЙ «ЭКСПЕРИМЕНТ» И.В.СТАЛИНА
И.В.Сталин внимательно следил за действиями морских летчиков с острова Эзель. Лично ознакомившись с тактико-техническими данными самолета ДБ-3, он предложил снаружи подвешивать к самолетам более мощные бомбы ФАБ-500 и ФАБ-1000. Бомбардировщик-торпедоносец ДБ-3 действительно мог поднять в воздух такие мощные бомбы на внешней подвеске, но только при новых моторах и взлетной полосе достаточной длины. Возражения наркома ВМФ адмирала Кузнецова Сталина не убедили, и он самолетом послал на остров Эзель летчика-испытателя Героя Советского Союза В.Коккинаки для организации налетов на Берлин с бомбами повышенного веса.
Из всех имевшихся на острове бомбардировщиков нашли только два самолета с относительно новыми двигателями. Две пятисотки подвесили под самолет старшего лейтенанта Богачева, а тысячекилограммовую бомбу – под ДБ-3 капитана Гречишникова. Первым пошел на старт самолет с тысячекилограммовой бомбой. Как и следовало ожидать, самолет разбился, однако, бомба к счастью не взорвалась, а экипаж даже остался в живых! Но приказ есть приказ, и следующим на взлет пошел самолет с двумя пятисоткилограммовыми бомбами. Бомбардировщик старшего лейтенанта Богачева разбился менее удачно: раздался огромной силы взрыв, самолет разнесло в щепки, весь экипаж погиб. Результаты этого трагического «эксперимента» были доложены Сталину, и он уже больше не настаивал на использовании бомб повышенной мощности при налетах на Берлин.
Несмотря на жесточайшие бомбардировки островных аэродромов, успешные регулярные налеты на Берлин производились нашими летчиками еще почти целый месяц практически до полного израсходования имевшихся на острове Эзель запасов бомб и горючего. В этих налетах принимала участие и направленная на острова в помощь морским летчикам группа экипажей дальнебомбардировочной авиации на самолетах Ил-4 (ДБ-3ф). Последний, десятый налет на столицу третьего рейха морские летчики совершили 4 сентября 1941 года. С большим трудом (людей посадили даже в бомболюки), на трех оставшихся исправными бомбардировщиках удалось эвакуировать на Большую Землю только летный состав авиагруппы. Весь обслуживающий персонал – более сотни человек – остался на острове. Сформированная из этих людей пулеметная рота погибла в боях при захвате Моонзундского архипелага немцами. Налеты на Берлин нашей авиацией в 1941 году более не проводились.
Сергей Буйло
Свежие комментарии