1863 - в Париже Феликс Надар выступил со своим «Манифестом динамического воздухоплавания», провозглашавшим необходимость управления полета человеком, и вызвавшим повышенный интерес к теме воздухоплавания и авиации. Во время войны с Пруссией он подготовил и запустил в небо воздушный шар «Нептун», производивший рекогносцировку прусских войск.
1909 - Орвилл Райт провел последнее испытание испытание на скорость - с пассажиром Benny Foulais на Wright Flyer A поднялся на рекордную высоту 400 футов (120 метров), в этом же полете была показана средняя скорость 42,6 миль в час, маршрут составил 44 мили.
1910 - Первый полет управляемого дирижабля "Кречет" постройки комиссии генерала Н.Кирпичева. Дирижабль был создан военными специалистами Утешевым, Антоновым и Немченко. Имея объем 5750 м3, "Кречет" достигал высоты полета 1500 м. Два двигателя мощностью по 50 л.с. обеспечивали ему скорость полета до 50 км/ч. На борту находились 5 пассажиров.
1910 - Английский самолет Boxkite с двигателем Gregoire 50 л.с. и с крыльями обшитыми полотном с обеих сторон, с первой же попытки поднялся на 50 метров. В июне 1910 года George Challenger подготовил чертежи на самолет, внешне очень напоминающий Farman-IV, однако с изменениями в конструктивных деталях, такими как стальные клипсы и литые алюминиевые гнезда для распорок.
В целом конструкция была более качественная, чем у Фармана, поэтому, когда адвокаты Фармана выдвинули претензии о нарушении их патентов, в суде им отказали, аргументировав значительными улучшениями конструкции.
1914 - Норвежский пилот Йенс Трюгве Гран (Jens Tryggve Herman Gran) впервые в истории пересек Северное море на самолете. На аэроплане Blеriot XI он вылетел из Круден Бей (Cruden Bay) в Шотландии и спустя 4 часа 10 минут приземлился в норвежском Ставангере (Stavanger), преодолев по воздуху 510 километров.
1923 – Первый полет de Havilland DH.50. Самолет мог перевозить четырех пассажиров в закрытой кабине, расположенной между крыльями, а пилот размещался позади них в открытой кабине. Был использован двигатель Siddeley Puma, и в результате получился надежный и экономичный легкий транспортный самолет. Впервые поднявшись в воздух в августе 1923 г., самолет D.H.50 великолепно начал свою карьеру. На ежегодных соревнованиях, которые проводились между Копенгагеном и Готенбургом, он выиграл первый приз в испытаниях на надежность. Между 16 ноября 1925 г. и 17 февраля 1926 г. второй самолет, оснащенный звездообразным двигателем Armstrong Siddeley Jaguar и имевший обозначение D.H.50J, совершил перелет из Кройдона в Кейптаун (25749 км). Позднее, в 1926 г., был предпринят обозревательный (топографический) полет в Австралию. Последовало несколько заказов, и компанией De Havilland было построено 16 серийных самолетов.
1924 - Два японских летчика, Юкити Гото и его бортинженер Минезо Ёнэдзаво, возвращаются в Осаку после завершения первого полета вокруг Японии. Они пролетели 2 727 миль более чем за 33 часа.
1939 - Самолет XB-15 установил ряд рекордов грузоподъемности. В этот день он поднял 31 205 фунтов (14 154 кг) на высоту 8 200 футов (2500 м).
На то время это был самый большой и тяжелый самолет из когда либо построенных в США. Из-за недостаточной мощности двигателей самолет развил максимальную скорость только 314 км/час (195 миль в час).После завершения программы испытаний XB-15 был переоборудован в транспортный самолет. В фюзеляже в хвостовой части был прорезан большой грузовой люк и XB-15 был повторно обозначен как XC-105. В этой роли самолет применялся в течение восьми лет и за это время перевез более 5200 пассажиров, 440000 фунтов груза и 94000 фунтов почты. Самолет выполнил 70 грузовых рейсов и 60 полетов с различными целями, в том числе и в составе противолодочного патруля.
1943 - Шеф-пилот фирмы Arado Зелле (Selle) с аэродрома в Рейне около Мюнстера впервые взлетел на первом в мире реактивном бомбардировщике Ar234V-l (зав. №130001). Полет, продолжавшийся 14 мин., прошел успешно, если не считать того, что при ударе о землю была полностью сломана тележка-шасси: при сбросе не открылись тормозные парашюты необычной платформы. Зелле был настолько уверен в характеристиках самолета, что уже во втором полете, длившемся 54 мин., достиг скорости 650 км/ч. Но в третьем вылете пришлось совершать вынужденную посадку из-за неполадок в системе управления двигателями
1944 - Умер авиаконструктор, глава ОКБ-51 Н.Н. Поликарпов - Герой Социалистического Труда, кавалер двух Орденов Ленина, лауреат двух Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Под руководством И.И. Сикорского работал заведующим производством. Участвовал в постройке «Ильи Муромца». В 1923-м под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927-м - истребитель И-3, в 1928-м - разведчик Р-5 и учебный У-2 (По-2).
Был арестован ОГУ, работал в «шарашке», где совместно с Д.П. Григоровичем в 1930-м разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931-м коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолёта И-5 было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. По результатам государственных испытаний истребителя И-185 самолёт Поликарпова был назван «лучшим современным истребителем»…
Но только в 1956-м, через 12 лет после смерти конструктора Военная коллегия Верховного Суда СССР прекратила дело в отношении Поликарпова.
После смерти Николая Николаевича его КБ возглавил Владимир Челомей, который сконцентрировал усилия коллектива на разработке первых в СССР крылатых ракет с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (самолётов-снарядов).
1950 - Катастрофа самолёта Ил-12, КВС Александров В.А.
Погода: облачность слоисто-кучевая 1 балл, 1500м, видимость 30км. Экипаж выполнял полёт по маршруту Алма-Ата - Караганда - Москва (внуково). На борту находилось 19 человек и 6 членов экипажа. После набора высоты 150м экипаж приступил к развороту на курс 285°. Через 2мин после взлета очевидцы заметили резкие выхлопы на левом моторе. Через 6мин после взлета экипаж доложил об отказе левого двигателя и о намерении вернуться. Экипаж доложил и получил разрешение на посадку с прямой курсом 30°. Самолет шел на аэродром курсом 110°. Из-за наличия по курсу полета здания элеватора высотой 67м командир корабля довернул правее и выходил на продолженную ось ВПП под углом 80°. Полет на высоте 100м выполнялся с правым креном и некоторым заносом хвоста.
При пересечении продолженной оси ВПП на высоте 50-70м КВС, убирая правый крен, начал доворачивать влево, в сторону неработающего двигателя, одновременно выпуская шасси. Самолет резко развернуло влево. По крутой спирали, потеряв скорость, он ударился под углом 60° к земле правой плоскостью и мотором, взорвался и сгорел. Все 25 человек, находившихся на борту, погибли.
27 июля самолет прошел 100-часовое регламентное обслуживание в Алма-Ате. 29 июля этот же экипаж выполнил облет. Перед взлетом левый двигатель остановился и был запущен через некоторое время. Этот факт экипажем был скрыт. Выяснения причин остановки двигателя не проводилось.
Выводы комиссии по расследованию:
1. Отказ левого двигателя по неустановленной причине.
2. Плохое руководство летной службой в аэропорту Караганды.
3. Ошибка в технике пилотирования ввиду недостаточной тренировки КК полетам на одном моторе (доворот в сторону отказавшего двигателя и выпуск шасси).
КК принял правильное решение производить посадку с прямой. Путаная команда диспетчера, разрешающая посадку курсом 30° и с прямой, дезориентировала его. Большие размеры аэродрома с исключительно ровными полосами подхода и отличные метеоусловия позволяли произвести безопасную посадку с одним работающим двигателем.
Сопутствующие факторы:
- отсутствие квалифицированной помощи коменданта аэропорта – перепоручение руководства полетом недостаточно квалифицированному диспетчеру;
- плохой контроль за состоянием матчасти позволил скрыть факт остановки двигателя перед облетом.
1953 - Родился летчик-космонавт А.Н.Баландин. Совершил единственный длительный (179 суток) полёт на «Союз ТМ-9» и орбитальной станции «Мир» в 1990 году.
1954 - На авиабазе Бетпейдж совершил первый полет прототип нового самолета F11F-1 "Тайгер". Прототип был оснащен бесфорсажным ТРД Райт J-65 (американская копия удачного английского двигателя "Сапфир"). Тяги в 3350кгс оказалось недостаточно для достижения сверхзвуковой скорости. Его пилотировал летчик-испытатель Кэвин Мейер. Этому событию предшествовали 150 часов продувок натурного макета новой машины в аэродинамической трубе Корнелл.
1955 - В Ленинграде образовано Высшее авиационное училище ГВФ.
Постановлением Правительства СССР в Ленинграде на базе Партшколы Политуправления ГВФ и Курсов усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава (КУНС) ГВФ было основано Высшее авиационное училище ГВФ (ВАУ ГВФ). Училище начало работу по адресу Литейный проспект, д. 48 (где ранее размещались и Партшкола, и КУНС); с 1971 года располагается в микрорайоне Авиагородок. Ныне Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
1955 - Вышло постановление Совмине о начале работ над составной ударной стратегической системой, состоящей из сверхзвукового бомбардировщика PC разработки ОКБ-256 Главного конструктора П.В.Цыбина и самолета-носителя Ту-95Н. Предполагалось, что до момента отделения PC будет размещаться в полуутопленном положении в грузоотсеке Ту-95Н на специальной подвеске. После отделения ударный самолет должен был разгоняться до крейсерской скорости 3000 км/ч. Его возвращение на борт Ту-95Н не предусматривалось. Расчетная досягаемость этой системы должна была составлять 12500-13500 км. ОКБ-156 предписывалось переоборудовать в Ту-95Н один из серийных Ту-95.
У Туполева эту тему возглавил И.Ф.Незваль. Во второй половине 1956 г. после совместных с ОКБ-256 предварительных проработок началось проектирование. Работы велись сначала в Жуковском, а затем в филиале ОКБ-156 в Томилино. Подвеска PC потребовала значительного изменения конструкции фюзеляжа и ряда агрегатов Ту-95 (речь шла о грузе массой 30-40 т с достаточно большими габаритами). Для верности взаимную увязку всех систем проводили на натурном макете. К концу лета 1957 г. проектирование удалось завершить, и на завод №18 стали поступать рабочие чертежи, по которым и переделывали специально выделенный бомбардировщик. В 1958 г. готовый самолет-носитель перелетел на аэродром ЛИИ, однако Совмин принял решение о прекращении работ над системой PC. Ту-95Н некоторое время находился на ЛИиДБ ОКБ-156, а в 60-х гг. был передан в музей ВВС в Монино.
1958 - Состоялся первый полет самолета «Кэрибу» de Havilland Canada DHC-4 Caribou ". Разработка самолета начата в 1956 г. в рамках программы исследований транспортных самолетов безаэродромного базирования для ВВС Канады и США. Машина имела прекрасные взлетно - посадочные характеристики и могла использоваться с минимально подготовленных грунтовых ВПП с низкой плотностью грунта (например, рыхлый песок). Кроме того, наличие погрузочной рампы позволяло перевозить грузовые контейнеры и колесную технику с возможностью воздушного десантирования. Задняя грузовая дверь была спроектирована как рампа для грузов до 3048 кг. В военно-транспортном варианте он вмещал до 32 солдат. Самолет Caribou эксплуатировался в канадских ВВС под обозначением CC-108, а в ВВС США - под наименованием АС-1 (в 1962 году они получили новое обозначение - CV-2A). Армия США сделала заказ на 159 машин. Самолеты второго заказа получили обозначение CV-2B. В январе 1967г. 134 самолета Caribou, уже находившиеся в эксплуатации в армии США, были переданы ВВС как военно-транспортные самолеты C-7A и C-7B.
1959 - Выполнен первый экспериментальный пуск ракеты Р-7, оснащенной водородным боезарядом.
1962 - Родился летчик-космонавт В.Н.Дежуров. Совершил два полета в космос:
14 марта 1995 с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-21», пилотируемый международным российско-американским экипажем в составе В. Дежурова (командир), Г. Стрекалова и американского астронавта Н.Тагарда. В рамках российско-американской программы «Союз-Шатл» 79 суток работал на российской орбитальной станции «Мир»;
10 августа 2001 года на MTKK «Дискавери» по программе «Спейс Шаттл» для работы в составе долговременного экипажа МКС.
1966 - В районе о.Мидуэй с М-21 № 06941 был осуществлен четвертый запуск D-21А (№504) с полным запасом топлива. В результате "ассимметрии" тяги в момент разделения М-21 на скорости М=3,25 столкнулся с D-21, который повредил правый киль, двигатель и консоль крыла носителя. Неуправляемые M-21 и D-21 рухнули в Тихий океан. Летчик-испытатель фирмы Lockheed Билл Парк и "офицер управления запуском" (LCO) Рэй Торрик успешно катапультировались, но при приземлении в открытом океане Торрик утонул, когда его высотный компенсирующий костюм набрал воду.
1967 - Совершил полет первый, переоборудованный по программе Weapon System 129A, самолет FB-111A. FB-111А - стратегический всепогодный бомбардировщик, созданный на базе истребителя-бомбардировщика F-111 для Стратегического Авиационного командования (Strategic Air Command) США. Он предназначался для замены стратегических бомбардировщиков Boeing В-52С, D и F и Convair В-58А. Самолет, создаваемый под обозначением «А», имел более длинный фюзеляж чем у F-111, для увеличения запаса топлива, необходимого для выполнения стратегических заданий. Кроме того бомбардировщик должен был иметь большую боевую нагрузку, для этих целей на самолет установили удлиненные крылья от версии F-111B. FB-111 оборудован двигателем Pratt & Whitney TF30-P-7, цифровой прицельно-навигационной системой Mark IIB (плюс РЛС управлением вооружения AN/APQ-144) и воздухозаборниками с изменяемой геометрией Triple Plow II. Основным вооружением самолета являлась управляемая ракета Boeing AGM-69A Short-Range Attack Missile (SRAM) с ядерной боеголовкой W6 мощностью 300 кТ. FB-111 мог нести две такие ракеты в бомбоотсеке и по две под каждым крылом на наружных узлах подвески. Альтернативным вооружением самолета были свободнопадающие бомбы - до 11226 кг обычных бомб или 6 ядерных B43 или одна B-77.
1970 - Бой нал Суэцким каналом. Израильские пилоты сбили пять советских МиГов-21 при отсутствии собственных потерь.
1975 - Выполнена первая успешная дозаправка в воздухе самолета Су-15ТМ от самолета Су-15
1983 - На модифицированном North American P-51D Mustang Ф. Тейлор достиг скорости 832,12 км/ч - мировой рекорд для самолёта с поршневыми двигателями. Рекорд превышен в августе 1989 года гоночным вариантом самолёта F-8F "Bearcat" с собственным именем "Rare bear". Скорость 849,5 км/ч.
1987 - Летчик-испытатель Роман Таскаев и штурман-испытатель Леонид Попов впервые в мировой практике пролетели на истребителе-перехватчике МиГ-31 "изделие 01ДЗ" над Северным полюсом по маршруту Мончегорск-Полюс-Анадырь (Чукотка). Летя в условиях низкого навигационного обеспечения над безориентирной местностью, экипаж, дважды дозаправившись, провел в воздухе 6 часов 26 минут. На обратном пути Таскаев и Попов совершили беспосадочный перелет в Москву вдоль всей северной береговой линии России. Таскаев, Аубакиров и Попов, используя режим дальней навигации, осуществили из Мончегорска несколько полетов над акваторией Северного Ледовитого океана. Задания предусматривали дозаправку от Ил-78, учебные перехваты целей, посадку и взлет на ледовом аэродроме на Земле Франца-Иосифа. Все системы и оборудование работали без отказов.
1987 - В 47 ОГРАП ВВС МВО (аэродром Шаталово) началось проведение войсковых испытаний самолета Су-24МР.
1988 - Заступил на боевое дежурство первый ракетный полк с ракетным комплексом (РК) РС-20В «Воевода»
2001 - Состоялся тестовый полет первого литовского серийного LAK-19. LAK-19 Standart - планер стандартного класса. Конструкция LAK-19 практически такая же как у LAK - 17A, за исключением закрылков. У планеров стандартного класса они отсутствуют. Выпущенные закрылки позволяют уменьшить минимальную скорость (отодвинуть срыв в штопор на меньшую скорость), находится в восходящем потоке в спирали с меньшим радиусом, т.е. быть ближе к центру потока, где скороподъемность выше. Т.е. 15-ти метровый LAK-17A будет быстрее набирать высоту, чем LAK-19, а в свободном прямолинейном полете они не будут иметь друг перед другом преимуществ.
2004 - ЗРС нового поколения "Триумф" рекомендована к принятию на вооружение. Генеральный конструктор А.А.Леманский, НПО "Алмаз"
2008 - Первый полет легкого многоцелевого самолета Piper PA-47 PiperJet. За основу для проектирования взяли турбовинтовой Piper Meridian, но снабдили одним турбовентиляторным двигателем, который установлен на киле. Джет отличается относительно миниатюрными размерами: его длина - 10,29 м, а высота - 5,03 м.
Максимальная дальность полета составляет 2408 км, а потолок крейсерской скорости равен 667 км/ч. При этом высота, на которую способен подняться бизнес-джет - 10670 м. В серии не строился.
Салон снабжен удобными креслами, которые обеспечат комфорт для пассажиров во время полета. Самолет рассчитан в идеале на 6 пассажиров, но, при необходимости, сможет вместить и 7 при изменении конфигурации.
2020 - В США со стартового комплекса SLC-41 Базы ВВС США на мысе Канаверал (шт. Флорида) ракетой-носителем "Атлас-5" 541 AV-088 запущен марсианский зонд "Марс-2020" («Персевирэнс»). Основная цель марсохода – поиски следов микроорганизмов в кратере Йезеро с помощью марсохода и вертолётного дрона.
Посадка на Марс была произведена 18 февраля 2021 года. «Персеверанс» имеет семь научных инструментов для изучения поверхности Марса в районе кратера Езеро. У него есть несколько камер для съёмки и два микрофона для записи звука. В состав полезной нагрузки был также включён беспилотный летательный аппарато (БПЛА) вертолётного типа Ingenuity с единственной целью демонстрации возможности полётов на Марсе. Возможность дальнейшего использования вертолёта для помощи в разведке трассы марсохода, предлагаемая рабочей группой Ingenuity, программой экспедиции не предусмотрена. Более того, рабочая группа «Персеверанс» настаивает на том, что обслуживание запросов испытателей вертолёта отнимает время от основных задач, стоящих перед «Марс-2020». 20 апреля 2021 года марсоход впервые переработал углекислый газ из атмосферы Марса в кислород.
Свежие комментарии