1892 - Родился Владимир Панфилович Яценко — советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) — за разработку и освоение новых технологических процессов при производстве самолётов.
Работал на предприятиях Владимира Викторовича Слюсаренко, Александра Александровича Пороховщикова и Юлия Александровича Мюллера.
В 20-30-х годах работал в КБ Николая Николаевича Поликарпова и Сергея Александровича Кочеригина. В 1938 г. разработал проект истребителя И-28. С 1937 г. возглавлял КБ на заводе №81 в Тушине, где строились его И-28 и ДИ-6. С 1949 - зам. Артёма Ивановича Микояна, с 1953 - зам. Сергея Владимировича Ильюшина. Теперь в его задачу входило оказание помощи серийным авиазаводам в освоении производства реактивных бомбардировщиков Ил-28. Затем были пассажирские Ил-14 и Ил-18. В 1958 г. по состоянию здоровья В.П. Яценко ушёл на пенсию. Умер Владимир Панфилович в 1964 г.
1898 - Родился Владимир Александрович Фок — советский физик-теоретик, автор основополагающих трудов по квантовой теории поля, квантовой электродинамике, квантовой механике и общей теории относительности. Академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда, член ряда академий наук и научных обществ, лауреат многих национальных и международных премий: 1936 — премия имени Д. И. Менделеева — за работы по квантовой теории строения сложных атомов, 1937 — премия имени Н. И. Лобачевского — за работы, расширяющие идеи Н. И. Лобачевского,1946 — Сталинская премия первой степени — за научные работы по теории распространения радиоволн, завершающихся работой «Дифракция радиоволн вокруг земной поверхности», 1956 — первая премия Ленинградского университета — за книгу «Теория пространства, времени и тяготения»,1960 — Ленинская премия — за работы по квантовой теории поля — «пространство Фока», изложенные в монографии «Работы по квантовой теории поля» (1957).Номинант на Нобелевскую премию по физике.
Умер 27 декабря 1974 года в Ленинграде. Похоронен на Комаровском кладбище. Могила является памятником культурно-исторического наследия...
1909 - Родился Михаил Дмитриевич Гуров – лётчик-испытатель, подполковник.
1916 - Родился Пётр Андреевич Зайцев — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.1 1.1973), подполковник (1957).
1930 - Состоялся первый полёт четырёхдвигательного бомбардировщика ТБ-З (АНТ-6) конструкции ОКБ Андрея Николаевича Туполева, лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. Первый в мире 4-моторный свободнонесущий моноплан-бомбардировщик. Серийное производство самолёта осуществлялось в 1932—1937 гг., всего было построено 818 экземпляров.
1934 - Состоялся первый полёт учебно-тренировочный самолёт C.580, разработанный французской фирмой Caudron. - Самолёт разрабатывался специально для подготовки лётчиков истребителей.
1935 - Первый вертолёт совершивший успешный полёт, французский "Жироплан Лаборатуар" конструкции Луи Бреге и Рене Дорана. Имея в качестве силовой установки 350-сильный двигатель Испано-Сюиза 9Q, приводивший в действие два соосных двухлопастных несущих винта, вращавшихся в противоположных направлениях, 22 декабря 1935 г. этот вертолёт развил скорость 80км/ч. В 1936 г. он поднялся на высоту 158м и провёл в воздухе больше часа, преодолев за это время расстояние в 44 км.
1936 – Первый полёт бомбардировщика North American XB-21. Этот конкурент Douglas B-18 Bolo, оснащённый двумя двигателями Pratt & Whitney R-2180 Twin Hornet мощностью 895 кВт с турбонаддувом, имел экипаж из шести человек и вмещал 4540 кг бомб. Оборонительное вооружение должно было составлять пять 7,62-мм пулемётов, из которых один, размещавшийся в носовой части фюзеляжа, и ещё один, находившийся в застеклённой турели на верхней части фюзеляжа, были оснащены гидроприводом. На обеих сторонах фюзеляжа позади крыла размещались по одному пулемёту; пятый пулемёт находился на половине расстояния между крылом и горизонтальным оперением в нижней части фюзеляжа и вёл огонь вниз. На вооружении не состоял. Основная причина, по которой Авиационный корпус Армии США принял на вооружение Douglas B-18 "Боло" заключалась в том, что B-18 был дешевле.
1937 - На итальянском транспортном самолёте SM.74, получивший регистрационный код I-ROMA (с/н 21003) установлен мировой рекорд скорости с максимальной нагрузкой. Самолёт развил скорость 322,089 км\ч с нагрузкой 10 тонн, летая по замкнутому маршруту общей протяжённостью 1100 км.
1938 - Первый полёт опытного американского истребителя конструкции Северского Republic SEV-AP-4 (Army Purusit 4), оснащался двигателем с турбокомпрессором Pratt&Whitney R-1830-SC Twin Wasp взлётной мощностью 1100 л.с.
1938 - Первый полёт de Havilland Flamingo. Машина была рассчитана на перевозку 12-17 пассажиров и трёх членов экипажа. DH.95, отличавшийся системой уборки шасси с гидравлическим приводом и разрезными закрылками, первоначально был оснащён двумя радиальными двигателями Bristol Perseus XIIC мощностью 890 л.с. (664 кВт). Прототип, за штурвалом которого был шеф-пилот фирмы Джефри де Хэвилленд-младший, поднялся в воздух в Хэтфилде. Построено 14 машин.
1938 - Родился Сергей Викторович Михеев — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОАО «Камов». Доктор технических наук (1984), академик РАН (2011). Герой Российской Федерации (1997), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2009). Лауреат Ленинской премии (1982) и Государственной премии Российской Федерации(1996). Премия имени А. Н. Туполева Российской академии наук (1997).
Сергей Викторович Михеев родился в Хабаровске. После окончания Московского авиационного института Михеева направляют работать в отдел перспективного проектирования ОКБ Н.И. Камова. В 1974 году Михеева назначают главным конструктором, а в 1987 году он становится генеральным конструктором ОКБ им. Николая Ильича Камова. За годы работы в ОКБ под руководством Михеева были построены вертолёт-кран Ка-25К, Ка-50 "Чёрная акула", вертолёт воздушной радиолокационной разведки Ка-31, гражданские многоцелевые вертолёты Ка-32, Ка-27, Ка-126 и Ка-226, всепогодный круглосуточный двухместный боевой вертолёт Ка-52 "Аллигатор", а также перспективный многоцелевой армейский вертолёт Ка-60 "Касатка".
1939 - Состоялся первый полёт самолёта «100» прототипа серийного пикирующего бомбардировщика Пе-2, лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский.
1939 - Впервые поднялся в воздух опытный образец итальянского лёгкого бомбардировщика-разведчика Са.313 (ММ.402).
1941 - Первый полёт палубного тяжёлого истребителя-разведчика Fairey Firefly. Его поднял в воздух шеф-пилот фирмы Фэйри К.Стэниленд.
1941 - Первый полёт американского палубного торпедоносца и бомбардировщика Consolidated TBY Sea Wolf. Производился малой серией, использовался, в основном, для обучения лётного состава ВМС США. Вначале планировалось выпустить порядка 1000 самолётов на заводе Consolidated в городе Алентауне, штат Пенсильвания, но ввиду массового производства Grumman TBF к моменту готовности данного завода заказ был урезан до 180 самолётов.
1944 - Начало заводских испытаний Як-ЗРД. В отличие от обычного Як-3 в качестве ускорителя установлен жидкостный ракетный двигатель РД-1 конструкции Валентина Петровича Глушко.
1945 - Первый полёт прототипа американского лёгкого многоцелевого самолёта фирмы Beech - Model 35 Bonanza имевший V-образное хвостовое оперение.
1949 - Первый полёт истребителя-перехватчика F-86D Sabre Dog.
F-86D имел новый, больших размеров (чем F-86A), фюзеляж, в котором устанавливался двигатель J47-GE-17 (тягой на форсаже 3402 кгc) и радиолокационная станция AN/APG-36. Антенна радиолокатора размещалась в носовой части фюзеляжа, в обтекателе, расположенном над воздухозаборником двигателя. Была увеличена площадь киля, применен цельноповоротный стабилизатор и установлен новый фонарь, откидная часть которого поднималась вверх, а не сдвигалась назад как у предшественников. Конструкция крыла осталась прежней, однако оно было усилено. Изменения коснулись и вооружения самолёта. Произошёл отказ от стрелкового вооружения в пользу 24-х неуправляемых реактивных снарядов Mighty Mouse, размещённых в автоматически выдвигаемой пусковой установке, расположенной под воздухозаборником двигателя.
1950 - В ходе Корейской войны состоялся один из первых крупных воздушных боёв между советскими и американскими лётчиками. Поднявшаяся в воздух с аэродрома Аньшан эскадрилья 177-го истребительного авиационного полка (старший лейтенант М.Я.Фомин) в составе 8 самолётов МиГ-15 в ходе боя с 8 американскими самолётами F-86 «Сейбр» сбила 3 из них, отогнав остальные на территорию Южной Кореи. Наши потери — 2 самолёта. Вторая эскадрилья (капитан П.М.Михайлов) сбила 2 F-86 ещё одной восьмерки американских самолётов.
1953 - Постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1953 г. № 2462-1019 и приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 22 декабря 1953 г. № 275) на заводе № 16 в Казани было организовано ОКБ по разработке авиационных газотурбинных двигателей для бомбардировщиков и магистральных пассажирских самолётов. Ныне - ОАО "Казанское ОКБ "Союз" в составе концерна ПВО "Алмаз-Антей". Основные направления деятельности: разработка, производство и утилизация ракетных двигателей на твердом топливе.
1960 - С космодрома Байконур состоялся запуск космического корабля «Восток 1К № 6» со спутником «Спутник-7-1», в котором находились собаки Жулька и Жемчужина (имена собак менялись и были — Жулька и Альфа, а также Комета и Шутка). Жулька уже летала на геофизической ракете Р-2А под именами Снежинка и Жемчужная 2 июля 1959 года (вместе с собакой по имени Отважная). Также на борту спутника находились мыши, крысы и другая мелкая живность.
Через некоторое время после старта, из-за разрушения газогенератора третьей ступени ракеты-носителя, корабль отклонило в сторону от курса. Стало очевидным, что в космос она не выйдет, и на высоте 214 км произошло аварийное отделение спускаемого аппарата, который приземлился в 65 км юго-западнее посёлка Тура в Эвенкии (в районе реки Подкаменная Тунгуска). В этот район падения срочно вылетела группа спасателей и учёных, но из-за сложностей поиска и крайне низкой температуры воздуха, спускаемый аппарат был обнаружен только 25 декабря. К удивлению спасателей, Жулька и Жемчужина оказались живы, хотя остальная живность, находящаяся с ними в капсуле, погибла. Впоследствии Жульку взял к себе выдающийся учёный-медик — академик Олег Георгиевич Газенко, и она прожила у него около 14 лет. Ныне чучело Жульки представлено в экспозиции мемориального кабинета Олега Газенко в ИМБП.
1961 - Родился Юрий Иванович Маленченко — российский космонавт, полковник, Герой Российской Федерации (24 ноября 1994), лётчик-космонавт Российской Федерации. За свою карьеру Юрий совершил шесть полётов в космос и провёл на орбите в общей сложности 827 суток. За время полётов совершил 5 выходов в открытый космос, один из которых продлился более 6 часов...
1964 - Проведён первый испытательный полёт американского стратегического сверхзвукового реактивного самолёта разведчика "SR-71". Основное отличие от самолёта "Архангел"/"А-12 BlackBird" (Черная птица) созданного фирмой "Локхид", в наличии второго пилота. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Боб Гиллиленд. В полёте была достигнута скорость 1.5М при высоте 15244 м.
1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной 38-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" № 3. Аппарат пилотировал испытатель Роберт Расуорт (Robert Rushworth). Достигнута максимальная высота 24750 м при скорости 5781 км/ч.
1964 - Первый полёт сцепки разведывательного БПЛА D-21A и самолёта носителя состоялся на полигоне в "Грум-Лейк". D-21A оставался на спине носителя во время всего полёта, поскольку изучалась аэродинамика сцепки и работоспособность различных систем. Воздухозаборник и реактивное сопло БЛА были закрыты обтекателями. Идея разработки беспилотного летательного аппарата (БЛА) на основе опыта создания сверхзвукового самолёта А-12 возникла на фирме "Локхид" в октябре 1962-го. Предполагалось, что БЛА будет запускаться в воздухе с носителя А-12. В качестве силовой установки выбрали прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). переименованного в D-21 Аппарат задумывался в качестве одноразового, чтобы минимизировать его вес и стоимость. Однако для спасения фотоаппаратуры и дорогостоящей системы навигации в конструкции БЛА предусмотрели сбрасываемый контейнер с парашютом.
1966 - Первый полёт ракетоплана с несущим корпусом Northrop HL-10.
Поскольку разработка ракетоплана велась в достаточно жёстких финансовых ограничениях, то в целях экономии средств ракетоплан комплектовался уже готовыми элементами и узлами: основное шасси было взято с истребителя F-5 (модификации Т-38), передняя опора -с тренировочного самолёта Т-39, катапультируемое кресло- с истребителя F-106, которое обеспечивало покидание аппаратов даже при транспортировке самолётом В-52, и т.п. Приборное оборудование HL-10 также отличалось простотой - при первых полётах отсутствовали даже датчики пространственного положения. Среди основных измерительных приборов назывались высотомер, акселерометр, датчики скорости, угла атаки и скольжения. Аппарат оснащался двигателем XLR-11 тягой 3,6 т, применявшимся непродолжительное время на самолёте Х-15.
1969 - Создано Научно-конструкторское объединение "Фазотрон", ныне Корпорация "Фазотрон-НИИР".
1970 - Первый испытательный полёт БПЛА Ту-143 «Рейс». Предназначен для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Комплекс создавался на базе только что разработанного БПЛА ВР-2 «Стриж», в виде его облегчённой и уменьшенной версии. Работами по комплексам «Рейс» и «Рейс-Д» в ОКБ Туполева руководил Главный конструктор Г. М. Гофбауэр, а после его смерти Главный конструктор Л. Т. Куликов.
1975 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью РН "Протон-К"/SL-12 был осуществлён запуск КА "Радуга-1" (11Ф638 №11Л) - первого штатного аппарата "Грань" в интересах Министерства Обороны, аппарат предназначен для высокоорбитальной системы связи "Радуга".запущен спутник связи нового типа "Радуга-01". КА типа "Грань" был изготовлен в НПО прикладной механики (ныне имени академика Михаила Фёдоровича Решетнёва) и имел закрытое наименование "Грань" (11Ф638).
1976 - Состоялся первый полёт опытного образца самолёта Ил-86. Экипаж возглавлял заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Иванович Кузнецов. Самолёт Ил-86 является первым отечественным широкофюзеляжным пассажирским самолётом. Потребность в таких самолётах в СССР возникла в 1967 году, когда "Аэрофлот" выработал требования к самолёту на 250-350 мест. В октябре 1967 года было принято Постановление правительства СССР о разработке такого самолёта. В ОКБ С.В.Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта Ил-62М-250 с удлиненным на 6,8 м фюзеляжем. Однако проект развития не получил. На основе комплексных исследований для самолёта Ил-86 был выбран фюзеляж, позволивший установить в одном ряду девять кресел с двумя проходами, причем ширина проходов была сделана больше, чем на широкофюзеляжных самолётах зарубежных фирм. Шасси с тремя основными опорами позволяет эксплуатировать самолёт с ВПП, расчитанной на приём более лёгких самолётов. В 1980 году завершились сертификационные испытания и началось серийное производство самолёта. А 26 декабря 1980 г. рейсом Москва - Ташкент открылась регулярная эксплуатация самолёта на воздушных линиях страны. В истории самолёта Ил-86 начался новый этап, который, без сомнения, стал и качественно новой вехой в развитии советской гражданской авиации. В течение 1981 г. самолёты Ил-86 были внедрены в эксплуатацию сразу на нескольких внутренних и международных воздушных линиях. Высокие лётно-технические данные самолёта Ил-86 получили и международное признание. В сентябре 1981 г. на серийном самолёте Ил-86 экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Волохова установил 18 мировых рекордов: с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 т самолёт развил среднюю скорость 971 км/ч на замкнутом маршруте протяжённостью 2000 км, а с коммерческим грузом от 35 до 80 т самолёт летел со скоростью около 956 км/ч по замкнутому маршруту протяжённостью 1000 км. За 22 года эксплуатации на линиях не было ни одного случая с гибелью пассажиров. (Единственная катастрофа произошла во время технического рейса). Всего было построено 106 самолётов (103 серийных и три прототипа).
1976 - ГНПП "Базальт" сдана на вооружение фугасная термостойкая авиабомба ФАБ-500Т для МиГ-25.
1976 - Впервые осуществлён подводный пуск твердотопливной баллистической ракеты Р-31 ракетного комплекса Д-11 из шахты подводного крейсера в Кандалакшском заливе Белого моря. Головной разработчик комплекса – КБ «Арсенал».
1979 - Поднялся в воздух французский учебно-тренировочный самолёт TB.30В Epsilon фирмы SOCATA - филиала "Aerospatiale" с двигателем мощностью 300л.с. (224 кВ). Epsilon имел цельнометаллическую конструкцию, убираемое трёхколесное шасси, большой откидывающийся фонарь, компоновку кабины и лётные характеристики, необходимые для подготовки пилотов к полётам на более сложном реактивном учебном самолёте ВВС Alpha Jet.
1980 - Начало регулярной эксплуатации Як-42 на авиалиниях. Состоялся первый рейс по маршруту Москва-Краснодар.
1985 - Первый самолёт Ан-72, изготовленный на Харьковском авиазаводе, поднялся в воздух.
1987 - Лётчик-испытатель Николай Фёдорович Садовников совершил первый полёт на втором опытном самолёте Су-33, (Су-27К).
1992 - Первый полёт польского учебно-боевого самолёта I-22 Iryda, оснащённого новыми польскими двигателями К-15 (модернизированная машина, переименована в М-93К).
1998 - Первый полёт бизнес-джета Beechcraft 390 Premier I. Лётчик-испытатель Charlie Volk и бортинженер Warren Gould. Самолёт был разработан как конкурент серии самолётов Cessna CitationJet. Фюзеляж Premier полностью композитный, что исключило необходимость в обычных шпангоутах, позволило уменьшить массу на 20% и увеличить объём салона на 13%. Крыло изготовлено из алюминиевого сплава и почти полностью занято топливными баками-отсеками. Информация в кабине экипажа высвечивается на двух ЖКИ (третий - опционально), являющихся частью комплекта Rockwell Collins EFIS.
1998 - Поднялся в воздух первый серийный испанский средний многоцелевой транспортный самолёт С-295 компании "Airbus Military".
2003 - Первый полёт вертолёта Ми-38 на Казанском вертолетном заводе, лётчик-испытатель Владимир Николаевич Ковтанин.
2019 - Командный модуль корабля американский частично многоразовый пилотируемый транспортный корабль "CST-100 Starliner (Boe-OFT)" («Старлайнер») компании «Боинг» успешно приземлился на испытательном полигоне Уайт-Сэндс на расстоянии около 300 м от расчетной точки посадки. Впервые в истории американской пилотируемой программы посадка проведена на сушу.
2020 - в Китае в 04:37:37.198 UTC со стартового комплекса № 201 (LC-201) космодрома Вэньчан осуществлён пуск новейшей китайской ракеты-носителя “Чанчжэн-8” (Y1) с пятью спутниками на борту "Синьцзишу Яньчжэн-7" [XJY-7 ], "Хайсы-1", "Юаньгуан", "Тяньци-8" (Apocalypse 12) и эфиопский "Чжисин-1A" [ET-SMART-RSS, ETHSAT-6U].
Свежие комментарии