В ходе интервью на симпозиуме Ассоциации воздушного боя ВВС США руководитель Центра космических и ракетных систем генерал-лейтенант Джон Томпсон поинтересовался у изобретателя Илона Маска, в каком направлении будет развиваться военная авиация.
Ответ Маска удивил слушателей.«Будущее воздушной войны определённо за автономными дронами... Это не моё видение, это факт, таким будет будущее. Эпоха истребителей завершается, настало время беспилотников».
Позже, в социальных сетях, он уточнил, что речь идёт о беспилотных истребителях, которые способны с лёгкостью одолеть в воздушном бою самый современный американский истребитель F-35.
«Конкурентом F-35 должен стать беспилотный истребитель-дрон, который будет управляться удалённо, но его манёвренность будет улучшена автономными системами. У F-35 не будет шансов справиться с таким противником».
Учтивая одержимость Маска идеей внедрения искусственного интеллекта во все сферы человеческой жизни, мысль о том, что вскоре в небе будут сражаться исключительно роботы вызвала определённый скепсис. Пилот современного реактивного истребителя - одна из самых сложных профессий, требующая от человека многолетнего обучения, безупречных рефлексов, умения мгновенно принимать решения и тысячи часов оттачивания навыков. Принимая во внимание несовершенство технологий искусственного интеллекта, сложно поверить, что робот способен заменить здесь гибкий человеческий ум.
Уже около двух десятков лет передовые армии мира используют ударные беспилотники, вроде американского MQ-1 Predator или израильского IAI Harpy, для выполнения боевых задач. Но у таких дронов миссия сравнительно простая - доставить боеприпас до цели, нанести удар и, желательно (но не обязательно в случае барражирующих боеприпасов) вернуться на базу. В то время как от истребителя требуется выполнение более сложной боевой задачи: умение и возможность вести изнурительный воздушный бой с противником в трёхмерном воздушном пространстве.
Тем не менее военные не ставят крест на технологии беспилотного истребителя. На сегодняшний день существует как минимум несколько прототипов разной степени готовности.
Беспилотная группа поддержки
Наиболее близким к готовности на данный момент является американский БПЛА XQ-58A, названный «Валькирией». Разработан дрон компанией Kratos Unmanned Aerial Systems. Внешний вид «Валькирии» явно даёт понять, что это современное оружие - дизайн откровенно напоминает истребитель F-35. В ходе тестовых полётов беспилотник уже доказал, что способен выполнять свою задачу - вести воздушный бой с противником и оказывать поддержку пилотам истребителей. Дроном можно управлять из кабины самолёта - в этом случае «Валькирия» становится оружием поддержки, которое привязано к истребителю. Также БПЛА может находиться под контролем командного центра, где его, на правах самостоятельной боевой единицы, ведёт оператор.
Разработчики не скрывают, что их беспилотник лишь поддержка для пилотов, «расходный материал», который можно использовать в воздушном бою, сокращая риски для самого пилота и его самолёта. Подробные характеристики «Валькирии» не разглашаются. Единственное, что известно о ней - это возможность летать на «высокой дозвуковой» скорости.
Для управления «Валькирией» из кабины истребителя разрабатывается специальное программное обеспечение - программа Skyborg. Прототип этого софта представлен американскими военными как «искусственный интеллект, помогающий пилоту управлять беспилотником». ИИ способен обучаться, изучая действия пилотов. В теории, такая программа не только улучшит работу беспилотников, но и может подстраиваться под действия конкретного пилота и его манеру ведения боя.
Но «Валькирия» не единственная в своём роде. Компания Boeing, которая на протяжении многих десятилетий создаёт вооружение для военно-воздушных сил США, на данный момент разрабатывает сразу три модели беспилотника-истребителя. Проект ведёт австралийское подразделение компании при поддержке министерства обороны страны. Опытные изыскания в этой области известны под кодовым названием Loyal Wingman.
Австралийцы явно гордятся программой - впервые со времён Второй мировой войны, пусть и не самостоятельно, а только через филиал американского военного гиганта, но всё же стране удалось приобщиться к созданию полноценного боевого летательного аппарата. Дело в том, что, по мнению аналитиков, Loyal Wingman - не вспомогательный боеприпас, а настоящий беспилотный истребитель.
«Loyal Wingman разработан как усилитель огневой мощи и оружие поддержки для управляемых истребителей, таких как F-35A, F/A-18F Super Hornet и E/A-18G Growler, а также для защиты десантных самолётов и самолётов-заправщиков. Главная роль беспилотника - нанести удар по воздушному противнику первым, сократив тем самым потери среди пилотов. Также беспилотник призван оборонять самолёты раннего предупреждения, такие как Boeing 737 Wedgetail от противовоздушных наступательных средств противника», - сообщает австралийский оружейный аналитик Малькольм Дэвис.
Очевидно, к «противовоздушным наступательным средствам» стоит отнести и истребители противника. Можно сделать вывод, что Local Wingman способен вести воздушный бой, отвлекая врага от основных ударных сил. Так зачем же в одном военном блоке создаётся сразу несколько прототипов для решения одной и той же боевой задачи? Дело в том, что главным отличием австралийского БПЛА от «Валькирии» является наличие автономной системы управления - творение «Боинга» будет обладать возможностью вести бой самостоятельно.
А что в России?
В России также ведутся работы над созданием беспилотного истребителя, но подход несколько отличается от западного. В то время как США нацелены на создание «беспилотного щита» вокруг своих самолётов, ВВС России внедряют беспилотные системы в истребители будущего. Уже известно, что перспективный истребитель шестого поколения Су-57 будет управляться удалённо. Но также известно, что и новый МиГ получит функции беспилотника.
По словам Игоря Тарасенко, генерального директора корпорации «МиГ», новый перспективный истребитель-перехватчик МиГ-41 с высокой долей вероятности будет оснащён возможностью беспилотного полёта. Также известно, что самолёт будет разработан по технологии стелс, а значит будет незаметен для радаров противника. По непроверенной информации, в арсенале самолёта может оказаться лазерное и электромагнитное вооружение, способное выжигать «глаза» ракетам. Помимо непосредственно МиГ-41 корпорация ведёт работу и над беспилотниками поддержки, аналогичным по принципу действия «Валькирии».
Как можно заметить, все вышеперечисленные разработки частично подтверждают слова Илона Маска - беспилотники действительно вскоре станут автономной составляющей техники военно-воздушных сил. Но на данный момент любые беспилотные системы - и дроны поддержки, и системы управления истребителем - используются скорее как вспомогательный инструмент пилотируемых истребителей, а не их прямой конкурент. Но даже несмотря на это, существует ещё один фактор, который может если не отменить, то значительно замедлить появление полноценных роботизированных «эрзацев».
Угнать за 60 секунд
По мнению военного эксперта Константина Сивкова, идея Илона Маска не может быть жизнеспособной, так как в любой армии мира существуют средства перехвата, исключающие возможность управлять БПЛА удалённо.
«Беспилотник не может заменить пилотируемый самолёт. Маск, предлагая такую идею, демонстрирует свою некомпетентность в военных вопросах. Это предложение дилетанта. Дистанционное управление, которое в дополнение предлагает Маск, легко нейтрализуется, беспилотник сажают на чужой территории и вовсю используют против создателей», - сообщил эксперт в эфире НСН.
Действительно, появление беспилотников в небе существенно расширило возможности сил противовоздушной обороны. Помимо средств физического устранения - пушек и ракет - нейтрализовать БПЛА возможно, нарушив работу его программного обеспечения.
За последнее время количество разнообразных средств радиоэлектронной борьбы возросло многократно - от компактных систем противодействия, которые любой человек способен использовать в одиночку, до массивных комплексов. Средств «сломать» дрон существует великое множество. Начиная от систем прицеливания, совмещённых с боевыми модулями, которые способны в автоматическом режиме отстреливать любой вражеский летающий робот в зоне поражения, заканчивая установками РЭБ, «выжигающими» электронику дрона - такие системы являются сравнительно дорогими, но признаны эффективными.
Возможно ли «угнать» вражеский беспилотник? Да, возможно. И таких систем на удивление немало. В США существует система Apollo Shield, созданная для устранения дронов, оказавшихся на запрещённой территории. При активации комплекса он определяет нарушителя, анализирует принимаемые им сигналы и подаёт помехи, после чего перехватывает управление. Таким образом оператор направит захваченный дрон куда ему заблагорассудится, а хозяин беспилотника ничего не сможет изменить.
В России существует огромное количество разработок с аналогичным принципом действия. Например, комплекс РЭБ «Автобаза». В 2014 году расчёт комплекса успешно перехватил американский разведывательный беспилотник MQ-5B, совершавший полёт над полуостровом Крым.
«Беспилотник шёл на высоте примерно четыре тысячи метров и практически был незаметен с земли. С помощью комплекса РЭБ «Автобаза» удалось разорвать связь БПЛА с его американскими операторами. В результате, аппарат совершил аварийную посадку и достался силам самообороны почти целым», - говорится в сообщении «Ростеха».
Захват беспилотника - задача вполне выполнимая. Поэтому скорое появление беспилотных истребителей, предсказанное Илоном Маском, остаётся под вопросом. Более того, создатели беспилотников прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и стараются защитить свои творения от уничтожения или угона. И это противостояние может перерасти в новую гонку вооружений - производители беспилотников будут разрабатывать средства противодействия РЭБ, а они, в свою очередь, будут разрабатывать новые способы угона беспилотников. На сегодняшний день РЭБ значительно превосходит БПЛА как в качестве, так и в количестве.
Алексей Курильченко
Свежие комментарии