О том, как продвигаются работы по новому пилотируемому кораблю "Орел", о деталях испытаний, а также о том, что за "Орленок" будет создаваться для новой национальной космической станции в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин. ..
"К декабрю 2023 года начнутся парашютные испытания и испытания ракетного блока аварийного спасения корабля, - сообщил он. - Вообще, такое впечатление, что у нас давно не создавали ракетно-космическую технику. Переставили телегу с лошадью. Давайте сразу полетим! Куда полетим? Первейшим делом при создании любой космической техники необходимо обеспечить критерий безопасности корабля, возможность спасения экипажа. Тем более, что здесь совершенно другая концепция спасения. Не так как на "Союзе, когда в случае аварии корабль отрывает от третьей ступени ракеты и дальше идет баллистический спуск.
Здесь, не дай бог что, включается собственная двигательная установка корабля, и она пытается довывести его на орбиту. То есть даже если полет прерван, все равно корабль идет вверх: чтобы достичь расчетной орбиты и потом провести уже спуск в расчетной точке. Эта система очень сложная. Соответственно, испытания нужно начать именно с тестирования этой системы. Поэтому мы делаем так: летом 2023 года на космодроме Восточный будут две ракеты. Одна - летная тяжелая "Ангара-А5", которая полетит в рамках второго испытания. Другая - "Ангара-НЖ" (НЖ - наземная жидкостная), один в один как настоящая ракета, только без системы управления. Такие ракеты создаются для "примерки" стартового комплекса. Начинаем заправку "Ангары-НЖ", проверяем, как все работает. После этого, не снимая ракету со старта, устанавливаем на нее корабль с ракетным блоком аварийного спасения и проводим испытания Н0: имитируем аварию на старте. Корабль должен быть сорван твердотопливными двигателями с ракеты, отойти на безопасное расстояние, выпустить парашют и сесть в отведенную точку.
Второй вид испытаний - это имитация аварии в полете на высоте 10-12 км - Qmax. Это мы будем делать при первом пуске с Восточного "Ангары-А5". Я думаю, что это произойдет в апреле-июне 2024 года. И только после этого, когда мы убедимся, что все нормально, все штатно, запустим уже настоящий корабль сначала без экипажа, а потом с экипажем.
Теперь что касается "Орленка". Я пока могу сказать одно: да, у "Орла" ресурс в десять полетов на околоземную орбиту. Но "стрелять" постоянно тяжелым большим кораблем и тяжелой ракетой в интересах той же Российской орбитальной служебной станции - это как стрелять из пушки по воробьям. Очень дорого. В чем, скажем, наше преимущество по сравнению с SpaceX? SpaceX отправляет свой тяжелый корабль Crew Dragon на тяжелой ракете Falcon 9. И сколько бы нам сказки ни рассказывали, все равно это не может быть дешево. У нас ракета среднего класса "Союз-2" с грузоподъемностью 7-8 тонн, у Falcon грузоподъемность под двадцать тонн. Это разные ракеты с разной стоимостью запуска.
Поэтому "Орел" испытывается и создается для дальних миссий, а для околоземной орбиты нам нужен легкий корабль. Грубо говоря, масштабировать "Орла" в "Орленка": сделать не на четырех, а на трех человек, убрать избыточную термозащиту, предназначенную для спуска в атмосфере Земли со второй космической скоростью. Это будет, условно, "Орел-лайт", многоразовый, "грузопассажирский". Задача его - быть в двух ипостасях: в грузовом возвращаемом и пилотируемом вариантах. У нас пока такого грузового корабля нет. Но он появится. Вот наше преимущество: дешевизна и высочайшая надежность".
Свежие комментарии