Основной недостаток J-20 в его российских двигателях
Истребители пятого поколения — это такой фетиш, обожествляемая вещь для каждой из стран, которые сумели создать подобные чудо-самолёты. И, естественно, что все расхваливают именно свои воздушные машины, находя при этом недостатки у конкурентов.
Вслед за США в авиаклуб пятого поколения вошли Россия и Китай со своими истребителями Су-57 и J-20. Считающийся эталонным в этом классе американский F-22 Raptor дал дальнейшее развитие программы для F-35 Lightning, Россия традиционно использовала свой прежний опыт, взяв лучшее от семейства истребителей «Су», Китай был бы не Китаем, если бы не произвел «китайскую подделку».Во внешнем облике и в технических характеристиках Chengdu J-20 «Черный орел» (по китайской классификации он относится к истребителям четвертого поколения, по западной — к пятому) во многом напоминает американские истребители пятого поколения, а также советско-российский опытный прототип МиГ-1.44, на который «китаец» особенно похож. Тем не менее, истребитель получился у Китая вполне себе действующим. Тут, конечно, надо отметить, что при всех достоинствах китайского J-20, в том числе вполне неплохой универсальной ракеты PL-21 класса «воздух-воздух», у него есть существенный недостаток. Эти истребители комплектуются двигателями российского производства АЛ-31Ф, которые более надежны, чем китайские WS-10 В, но и они не вытягивают на пятое поколение.
Собственно именно двигатели АЛ-31Ф, которые создавались для российского истребителя Су-27, тормозят сейчас путь в пятое поколение и для Су-57 (при этом они оказались достаточно эффективны для более легкого истребителя Су-35, который оценивается как 4+++). Россия активно испытывает новый двигатель, известный как «Изделие 30» — с более высокой удельной тягой, чем у АЛ-31Ф, при сохранении его экономичности с расходом 670 грамм топлива на килограмм-силы в час в крейсерском режиме. Для сравнения, у двигателя Pratt &Whitney F119, которым оснащен F-22, он намного больше — 1,943 кг на килограмм-силы в час.
Китайцы присматриваются к новому российскому двигателю, и именно ему приписывают новые скоростные качества для Су-57, однако рассчитывают сейчас на собственный потенциал производства — двигатели Xian WS-15. Как оказалось, скопировать двигатели тяжелее, чем авионику, тем более что Китай всегда покупал их в Советском Союзе, а затем и в России.
Зная о этой «слабости» своего истребителя пятого поколения, Китай тем не менее регулярно нахваливает J-20, отмечая его выдающиеся характеристики. Как утверждает издание Sohu, он не уступает другим самолётам этого поколения, а по мощи вооружения и качеству радиолокационной системы сопоставим с американским истребителем F-22. Расхваливают китайцы и невидимость своего тяжелого истребителя, утверждая, что по технологиям стелс он даже превосходит аналогичные американские самолёты (российскому Су-57 они здесь ставят слабую тройку).
Истребители J-20 уже стоят на вооружении ВВС НОАК и активно летают (известно как минимум о 6 испытуемых машинах). Эти истребители осуществляют постоянное патрулирование над юго-восточными водами Китая и так называемыми спорными островами в районе архипелага Спратли и островов Дяоюйдао. Китайские эксперты высоко оценивают преимущества своего самолета. «J-20 уже сегодня уникален своей концепцией по аэродинамической компоновке. Она существенно отличается от американских F-22 и F-35, и от российского Су-57. У американских самолетов отличная технология малозаметности, но есть проблемы с маневренностью, а потому они не подходят для ближнего боя. У Су-57 всё наоборот — прекрасная аэродинамика, но отсутствуют реализованные сталс-технологии», — пишет китайское издание Sohu.
О том, что Китай совершил мощный прорыв в сфере высокотехнологичного оружия уже давно известно и не секрет, что Пекин делает ставку именно на современные технологии. Каждая новая китайская разработка вызывает пристальное внимание во всем мире, в первую очередь в США, где ревностно следят за этим развитием. Всё просто — чем мощнее армия Китая, тем сложнее давить на страну с позиции экономических выгод.
При этом многие технические характеристики J-20 остаются засекреченными. Известны лишь его габариты, вес, дальность полёта и практический потолок, частично вооружение. В Поднебесной с гордостью подчеркивают, что весь корпус истребителя собран в Китае, за исключением двигателя. И это главная проблема, с которой может столкнуться Китай при дальнейшем серийном производстве истребителей пятого поколения, связана именно с отсутствием собственных двигателей. Имеющийся WS-10А относится к четвертому поколению и обладает низкой устойчивостью, к тому же имеет малый ресурс эксплуатации. А упомянутый двигатель АЛ-31ФН, который Россия изначально поставляла для лёгких истребителей J-10 (известен на Западе как «Стремительный дракон»), для J-20 оказался недостаточно мощным.
При этом Китай не стоит на месте в области развития авиационных вооружений. Пекин приступил к разработке уже следующего типа истребителей. Этот проект известен как JJ и на настоящий момент его образец уже представлен в тестовом виде (правда, широкой аудитории он показан не был). И, как сообщает Global Times, этот самолет будет обладать стелс-способностью, а в его конструкции используют большое количество современных композитных материалов. По крайней мере, известно, что группа разработчиков из команды JJ получила премию именно за работы в этом направлении. То есть очевидно, что это будет именно самолет-невидимка, обладающий сверхзвуковой скоростью.
Однако проблема с мощными реактивными двигателями для современных истребителей для Китая остается самой главной. Вот и ещё один перспективный и «слишком продвинутый» J-31, который предполагается использовать в качестве палубных истребителей для авианосцев, столкнулся именно с отсутствием соответствующего двигателя. И, как полагают китайские эксперты, проблему удастся решить не ранее, чем через два года. При этом не уточняется, за счет российских двигателей, или собственного производства.
В России двигатели пятого поколения, к которым относят особо секретные «Изделия 30», проходят успешные испытания, в том числе на практике — на истребителях Су-57, для которых они станут двигателями второго этапа. Насколько известно, новые авиационные «движки» представляют собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и имеют сходство с более ранними моделями семейства АЛ-31 и АЛ-41, однако все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющих выйти на уровень следующего поколения.
Будут ли поставлять новые российские двигатели в Китай — пока неизвестно. Свои бы истребители переоснастить.
Виктор Сокирко
Свежие комментарии