1879 - Первый полёт воздухоплавателя-самоучки Михаила Тихоновича Лаврентьева(при рождении Ершова) на своём аэростате.
1902 - Родился Николай Ильич Камов — советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972).
С 1918 по 1923 годы он учился на мехфаке Томского технологического института и сидел за одной партой с известным в то время русским лётчиком, Героем Франции, отличившимся в битве за Верден, Х.Н. Славороссовым. Вероятно, Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению. В 20 лет Камов с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер.
В 1929 году вместе с Николаем Скржинским, Камов создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». В 1935 году под руководством Камова был создан боевой автожир А-7, использовавшийся во время Великой Отечественной войны.В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ им. Н. И. Камова. Камов и Скржинский предложили само слово «вертолёт».
Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.
Николай Ильич Камов умер 24 ноября 1973 года в результате осложнений после операции по удалению опухоли поджелудочной железы. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
1904 - Родился Родился Николай Кириллович Скржинский — советский авиаконструктор.
В 1928 г. окончил Киевский политехнический институт. В 1928—1932 гг. работал в отделе морского опытного самолётостроения в Москве. В 1929 году вместе с Н. И. Камовым построил первый в СССР автожир КАСКР-1 «Красный инженер», а в 1931 г. — его модификацию КАСКР-2.
В мае 1931 года автожир эффектно демонстрировался в полёте над Ходынским полем членам правительства и представителям командования ВВС Красной Армии.
В 1932—1940 гг. работал в Центральном аэрогидродинамическом институте; участвовал в разработке автожиров А-4, А-9, А-10, А-12.С 1947 г. — заместитель главного конструктора в ОКБ А. С. Яковлева, с 1957 г. — главный конструктор. Участвовал в создании истребителей Як-9, Як-3, Як-25, вертолёта Як-100; руководил проектными и научно-исследовательскими работами по вертолёту Як-24 — крупнейшему в мире в то время.
Для Н.К.Скржинского открывались блестящие перспективы: приказом Министра авиационной промышленности от 9 апреля 1957 года Николай Кириллович был назначен главным конструктором ОКБ. Он строил планы, готовился к дальнейшей работе. Но планам конструктора не суждено было сбыться: 20 декабря 1957 года его не стало...Похоронен Николай Кириллович на Новодевичьем кладбище (5 уч., 14 ряд.).
1910 - По указанию военного министерства Военный учебный воздухоплавательный парк преобразован в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу.
1919 - Родился Владислав Николаевич Богомолов — советский конструктор-двигателист. Главный конструктор ОКБ № 2 (КБХМ им. А. М. Исаева) с 1971 по 1985 год, доктор технических наук (1971), профессор. Герой Социалистического Труда (1961). Лауреат Ленинской премии(1958) и премии Совета Министров СССР. Доктор технических наук (1971), профессор.
В 1937 году поступил в Московский авиационный институт. В связи с войной обучение было прервано. С 1940 по 1944 годы работал конструктором на заводе № 301 в Химках, затем в Новосибирске, куда завод был эвакуирован.
В 1946 году окончил институт и был распределён в НИИ-1 МАП. С этого момента карьера Богомолова связана с Алексеем Михайловичем Исаевым. Благодаря своему опыту, выпускник института сразу был назначен ведущим конструктором по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 разрабатывался для первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и был принят на вооружение в 1952 году.
В 1947 году в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А. М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948 года оно передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. В 1952 году на базе отдела № 9 образуется ОКБ-2 НИИ-88.
В марте 1952 года Богомолов назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2.
В 1958 году за разработку двигателей для второй ступени ракет ЗРК С-75 Богомолов награждён Ленинской премией.ОКБ-2 разработало тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применялась и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».
В 1971 году после смерти А. М. Исаева Богомолов становится главным конструктором Конструкторского бюро химического машиностроения (переименовано из ОКБ-2 в 1967 году).Под руководством В. Н. Богомолова или с его участием созданы ЖРД и двигательные установки для космических станций «Салют», «Мир», автоматических аппаратов «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Космос».
В 1985 году по состоянию здоровья Владислав Николаевич уходит на пенсию, но остаётся работать в КБ на должности старшего научного сотрудника и консультанта вплоть до 1992 года.Умер 9 февраля 1997 года. Похоронен на Невзоровском кладбище (Московская область, Пушкинский район).
1917 – Первый полёт Fairey III - родоначальник семейства британских разведывательных бипланов, которые имели очень долгую историю производства и обслуживания как в наземных вариантах, так и в вариантах гидросамолёта.
Появившийся ещё в 1924 году последний самолёт серии Fairey III - Fairey IIIF даже в 1941 году находился в эксплуатации, что говорит об удачности его конструкции. В конце 1917 года гидросамолёт Fairey N.10 был подвергнут переделке - в результате появился самолёт сухопутного базирования Fairey IIIA. Авиация британского флота разместила заказ на 50 двухместных бомбардировщиков корабельного базирования Fairey IIIA, которые должны были прийти на смену самолётам Sopwith 1 1/2-Strutter. Первый серийный Fairey IIIA поднялся в воздух в Нортхольте в июне 1918 года, однако конец Первой мировой войны не дал самолёту продемонстрировать свой потенциал, а в 1919 году машина была объявлена устаревшей.
1919 - Родился Заслуженный лётчик-испытатель СССР Дедух Сергей Григорьевич.
1923 - Состоялся первый полёт Breguet Br.22. Вслед за неудачным Br.XX фирма Societé Anonyme des Atelliers d'Aviation Louis Breguet построила еще один транспортно-пассажирский самолёт, получивший обозначение Breguet Br.22 Leviathan. Самолёт представлял собой переделанный под новую силовую установку Br.XX. После неудачи с тандемым Breguet Bugatti в новом самолёте применили четыре двигателя Lorraine мощностью 260 л.с. объединённых попарно с каждой стороны фюзеляжа по схеме "тяни-толкай". В ходе испытаний стало ясно, что и новая силовая установка не стала более надёжной, к тому же лётные характеристики стали значительно хуже чем у Br.XX. Самолёт так и остался выпущенным в единственном экземпляре, а конструкторы Breguet вернулись к проектированию самолётов с стандартным расположением двигателей.
1926 - Начались полёты советских самолётов на линии Ташкент - Кабул; Шесть серийных Р-1 успешно совершили в 1924 перелёт Москва - Кабул.
1933 - (по 1 октября) В Щёлково начались госиспытания И-Z №39010, вооружённого серийными пушками АПК-4, каждая из которых была снабжена трубчатым магазином на 6 снарядов (+1 - в стволе). Летал М.Сцельников, общий налёт составил 16 ч 20 мин. В отчёте по испытаниям указывалось, что самолёт №39010 изготовлен по образцу опытного и в основных размерных параметрах от последнего не отличается. Кабина лётчика удобна и просторна. На взлёте И-Z быстро отрывается, в горизонтальном полёте идет с отпущенной ручкой, устойчив во всех отношениях, управление мягкое и лёгкое. Испытания на штопор не проводились, однако и тенденции к срыву в штопор не отмечалось. Полученные данные скороподъёмности (5000м за 14 мин) и потолка (7000м) признавались удовлетворительными, а максимальной скорости (259 км/ч) и технической дальности (310 км) - недостаточными. Основными причинами отмеченных недостатков назывались неудачная конструкция шасси и большое сопротивление АПК. Артиллерийское вооружение И-Z испытания выдержало, однако ёмкость магазинов оценивалась как недопустимо малая. В заключение говорилось, что истребители типа И-Z могут быть приняты на вооружение ВВС РККА при выполнении следующих условий: увеличения максимальной скорости (до 300 км/ч), ёмкости бензобаков, количества снарядов (до 20 штук), установки электрооборудования и радио. Особым пунктом шло пожелание увеличить прочность самолёта, так как уже после 300-500 выстрелов его конструкция нуждалась в ремонте.
1933 - Cовершил первый полёт прототип XF7B-1 американского палубного истребителя Boeing F7B. Boeing Model 273 (F7B) был разработан чуть раньше Model 264 (P-29) и отличался от него рядом деталей, а также наличием оборудования для полётов над морем. Из трёх предложенных вариантов для постройки прототипа был выбран Model 273. Это был первый истребитель-моноплан со свободнонесущим низкорасположенным крылом и убираемым шасси, прошедший оценку специалистов ВМС, первый самолёт компании "Boeing" с винтом изменяемого шага и предкрылками.
1937 - Совершил первый полёт американский самолёт PJC. Спроектированный М. Б. Харлоу, профессором аэронавтики Юниор Колледжа в Пасадене (в чью честь и был назван самолёт PJC - Pasadena Junior College), самолёт Harlow PJC-1 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, в фюзеляже которого имелась закрытая кабина, вмещавшая лётчика и трёх пассажиров. Имел традиционное хвостовое оперение, убирающееся шасси с хвостовым колесом и звездообразный двигатель Warner "Super Scarab" в плотно прилегающем кожухе.
1937 - Совершил первый полет опытный образец двухмоторного самолета Эдгара Персиваля Percival Type Q.6 с двигателями de Havilland "Gipsy Six". Он представлял собой свободнонесущий низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом.
1938 - Первый полёт самого большого в мире жесткого дирижабля - германского пассажирского воздушного судна LZ-130 "Граф Цеппелин II". На борту находились 74 человека: члены Министерства авиации и компании Zeppelin, а также строители, техники и инженеры корабля. В общей сложности дирижабль пролетел 925 километров.
1938 - Первый серийный английский морской истребитель-бомбардировщик "Скуа" - Blackburn B.24 Skua (б.н. L2867) поступил в А&АЕЕ (Экспериментальный Центр Аэропланов и Вооружения (Aeroplane & Armament Experimental Establishment/A&AEE) в Мартлешем Хис (Martlesham Heath).
1939 - Родился Лев Николаевич Лысенко - учёный в области динамики, баллистики и теории оптимального управления движения летательных аппаратов. Автор научных трудов и изобретений по проблемам статистической динамики полёта, теории оптимального управления, баллистике и навигации ракет. Действительный член Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Российской академии навигационных наук, Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Почётный профессор Харбинского политехнического института (КНР).Скоропостижно скончался 19 ноября 2018 года на 79-м году жизни...
1939 - Первый полёт вертолёта Sikorsky VS-300 в США, И.И. Сикорский. Это был первый вертолёт Сикорского. Пилотировал сам конструктор. Полёт осуществлялся на привязи в нескольких метрах от земли. После переделки и ремонта, последовавшего после аварии (вертолёт опрокинулся), 13 мая 1940 года Сикорский впервые поднялся в воздух без привязи.
VS-300 имел совершенно примитивный вид. Простой ферменный фюзеляж не имел обшивки. Лётчик открыто сидел на маленьком кресле перед двигателем. Первоначально использовался небольшой мотор "Лайкоминг" в 65 л.с. Вращение от него на трёхлопастный и трёхшарнирный несущий винт, оснащённый фрикционными демпферами, передавалось посредством клиновых ремней. Хвостовой однолопастный рулевой винт устанавливался на длинной коробчатой балке, склепанной из листовой стали. Четыре свободно ориентирующихся колеса шасси располагались ромбом.
1939 - Первый полёт морского патрульного самолёта Bristol Fairchild Bolingbroke, канадской лицензионной версии бомбардировщика Bristol Blenheim Mk IV.
1946 - На основании приказа МАП №618, на серийных заводах №31, №21 и опытном №301 в срочном порядке организовывалось производство малых серий реактивных истребителей ОКБ А.С.Яковлева и ОКБ С.А.Лавочкина. На заводе №31 - 20 самолётов Як-15, из которых 15 необходимо было сдать ВВС к 20 октября, на заводах №21 и №301 - соответственно 3 и 5 самолётов И-150, из которых должны были быть готовы к 20 октября соответственно 2 и 4 машины. Также к указанному выше сроку завод № 381 должен был закончить постройку и передать ВВС 8 истребителей И-250.Все мероприятия проводились для обеспечения своевременного выпуска истребителей к ноябрьскому воздушному параду.
1950 - (по 25 октября) на Киш-озере в Риге начались исследования взлётно-посадочных и манёвренных характеристик новой летающей лодки Бе-6 на воде в зависимости от полётной массы, встречного и бокового ветра, волнения водной поверхности, режимов работы двигателей. Параллельно шло выполнение частей испытательной программы, связанных с выявлением реальных эксплуатационных и боевых возможностей самолёта.
Главным в этой программе было изучение условий, при которых во время приводнения возникали т. н. "барсы" (периодические отделения самолёта от воды), и определение ударных нагрузок на корпус лодки, сопровождающих это явление. Из 122 экспериментальных посадок 29 сопровождались "барсами". Выполнено также 29 циркуляции и экспериментальных пробежек по воде. В исследованиях участвовали пилоты М.С.Суханов, С.Ф.Исаков, П.Ф.Захарченко. Был сделан вывод: на Бе-6 "барсы" могут возникнуть только в результате ошибки лётчика, а именно посадки на первый редан.
1958 - На «Комете 4» по маршруту Гонконг - Лондон совершён перелёт протяжённостью 12751 км: стартовав на рассвете, она на закате того же дня прибыла в аэропорт назначения. Площадь крыла на «Комете 4» возросла до 195,5 м2, сохранив свою форму в плане, но с закрылками большей площади и дополнительными внешними топливными баками по 2495 л на передней кромке крыла, переходящими своими зализами с фиксированной щелью в аэродинамические перегородки на верхней поверхности консоли.
1959 - Впервые в истории человечества КА "Е-1А" №7/"Луна-2" доставила на поверхность Луны шаровой и ленточный вымпелы с символикой СССР, точнее в район Моря Дождей в точку с координатами 29.1 с.ш и 0.01 в.д. Впервые рукотворное изделие попало на другое небесное тело. Следом через 27 минут на Луну упала 3-я ступень РН "Восток-Л"/SL-3.
1959 - Совершил первый полёт лёгкий многоцелевой самолёт "Beech" Model 33 Debonair. Он имел обычное хвостовое оперение (в отличие от популярного "Beech" Model 35 с V-образным хвостовым оперением), чуть менее мощный двигатель и вмещал пилота и трёх пассажиров.
1962 - Экипаж сверхзвукового бомбардировщика Convair B-58A-10-CF Hustler в составе Л. Фултона, У. Пэйна и Ч. Хэйнса с грузом в 5000 кг поднялся на высоту 26000 м.
1963 – Первый полёт Mitsubishi MU-2. Двухмоторный турбовинтовой транспортный самолёт MU-2 стал успешным конкурентом для известных машин Beech, Cessna и Piper. Можно сказать, что с него началось возрождение японской авиационной промышленности. В сентябре 1959 года инженеры компании приступили к собственной разработке лёгкого двухмоторного турбовинтового транспортного самолёта. 14 сентября 1963 года первый из четырёх прототипов Mitsubishi MU-2 совершил первый полёт. Самолёт производился до 1986 года, 704 машины были произведены в Японии и Сан-Анджело, штат Техас, в США.
1965 - Осуществлён очередной испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 3. Аппарат пилотировал лётчик Джон МакКэй (John McKay). Достигнута максимальная высота 72847 м при скорости 5662 км/час.
1965 - Состоялся первый полёт самолёта 380L Ladybug (регистрационный номер F-PMET), оснащённого поршневым четырёхцилиндровым двигателем Continental C-90-14F мощностью 90 л.с. Лёгкий многоцелевой самолёт 380L Ladybug был создан в 1965 году французским конструктором Франциском Ледерлином на базе лёгкого самолёта конструкции Анри Минье - HM-380 (в августе этого года на 72 году жизни Анри Минье скончался). Несмотря на внешнюю схожесть самолётов 380L значительно отличается от HM-380.
1966 - На авиабазе Edwards осуществлён очередной пятьдесят пятый полёт американского ракетного самолёта "Х-15", № 3. Самолёт пилотировал лётчик Уильям Дэйн (William Dana). В полёте достигнута максимальная скорость 5770 километров в час при максимальной высоте подъёма 22980 метров.
1976 - Врезался в воду только что взлетавший с авианосца "Кеннеди" F-14. Самолёт затонул на мелководье, а вблизи находились корабли ВМФ СССР. Неизвестно как отреагировали советские моряки на затонувший истребитель, зато американцы развили бешеную активность, даба исключить саму возможность подъёма секретного самолёта вероятным противником. В район гибели "Томкэта", расположенный недалеко от английской ВМ Базы Скапа-Флоу, спешно вышли два буксира и спасательное судно. Самолёт подняли и доставили для осмотра в английскую базу Росайт, ракеты "Феникс" с "Томкэта", когда он ещё находился на дне, сняла исследовательская субмарина ВМС США NR-1.
1979 - Произошла попытка угона самолёта Ил-18 в США. Самолёт выполнял рейс Анадырь - Магадан - Хабаровск. Но борту находился конвой внутренних войск. Один из конвоиров, рядовой Данченко, угрожая табельным пистолетом, пытался захватить самолёт. Начальник конвоя - прапорщик Евдокимов, сделал попытку разоружить его, но был тяжело ранен. Тогда угонщика застрелил второй конвоир - рядовой Серикбаев. Экипаж и пассажиры во время этого инцидента не пострадали.
1984 - Полковник Джо Киттинджер начинает первый одиночный перелёт через Атлантику на гелиевом аэростате "Рози О`Грейди" (до 18 сентября). Он стартует в Карибу (штат Мэн, США) и приземлится в Савоне (Италия). Путешествие протяжённостью 5700 км будет продолжаться 86 часов.
1984 - В небо поднялся двухместный F-16D Block 25, сохранивший габариты, массу и оборудование одноместного варианта, но отличающийся на 580 кг меньшим запасом топлива и, соответственно, меньшей дальностью полёта.
1990 - Под аэропортом Кольцово Свердловск разбился Як-42, летевший по маршруту Волгоград - Свердловск. Падение произошло в 2.00 ночи местного времени. Погибли 4 человека.
1997 - В ходе авиашоу неподалеку от Балтимора, штат Мэриленд, у одного из F-117A в полёте разрушилось крыло. Самолёт рухнул на землю, ранив 6 человек. Пилот сумел катапультироваться.
Комиссия по расследованию установила, что во время захода ночью в облаках пилот утратил ориентировку в пространстве, в результате чего развился левый крен. Пилот был плохо знаком с западной системой отображения на индикаторе пространственного положения, поскольку до этого летал только на самолётах советской/российской постройки, где принцип отображения земли абсолютно другой. Кроме этого, в крови капитана был обнаружен алкоголь.
2013 - Первый запуск ракеты "Эпсилон". Это японская трёхступенчатая твердотопливная ракета-носитель лёгкого класса, ранее известная как ASR (от англ. Advanced Solid Rocket — передовая твердотопливная ракета), разработанная и сконструированная Японским аэрокосмическим агентством (JAXA) и IHI Corporation для запуска лёгких научных космических аппаратов. Её разработка началась в 2007 году, как замена четырёхступенчатой твердотопливной ракеты-носителя «Мю-5», использование которой было прекращено в 2006 году. Ракетой доставлена в космос орбитальная ультрафиолетовая обсерватория SPRINT-A/HISAKI массой 340 кг.
Свежие комментарии