1897 - Исследовательская экспедиция в Арктику на аэростате. Шведские учёные Н. Стринберг и К. Френкель (Швеция) во главе с Соломоном Августом Андре предприняли исследовательскую экспедицию в Арктику с целью достичь Северного полюса на аэростате «Орнен» («Орёл») со Шпицбергена. Андре оснастил аэростат объёмом 4531 м3 парусами. Общая площадь парусов на этом «корабле» составляла 78,5 м2. Они крепились к системе тросов и рулей, с помощью которых предполагалось вести аппарат в нужном направлении. Экспедиция окончилась трагично. По всей видимости, учёные не справились с управлением и не смогли противостоять воздушной стихии. Их останки были найдены только в 1930 году на острове Земля Франца-Иосифа.
1907 - Совершил свой первый полёт первый аэроплан со свободнонесущим крылом — летательный аппарат Луи Блерио тип VI «Стрекоза», оснащённый концевыми элеронами.
1911 - Окончание на Ходынском поле перелёта Петербург - Москва, победитель Александр Алексеевич Васильев преодолел на «Блерио-XI» 725 км за 24ч. 41мин. (9ч. 30мин. лётного времени).
1914 - Мировой рекорд продолжительности полёта на биплане «Альбатрос В-2» установил Р.Бем (Германия) - 24 час 12 мин.
1914 - Состоялся знаменитый перелёт Петра Николаевича Нестерова из Москвы в С.-Петербург за 5 часов на "Моране" G.
1921 - Родился Георгий Артурович Баевский — советский лётчик-ас, генерал-майор авиации(1964), Герой Советского Союза(04.02.1944), Заслуженный военный лётчик СССР (17.08.1971 г.), военный лётчик-испытатель 1 класса(1966), кандидат военных наук(1978 г.).
1933 - Первый полёт восьмиместного пассажирского транспортного самолёта Dewoitine D.332. D.332 Emeraude - транспортный самолёт, разработанный французской компанией Dewoitine. Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан Dewoitine D.332 был восьмиместным пассажирским транспортным самолётом Основные стойки его шасси снабжались обтекателями типа штанина, а однокилевое вертикальное оперение имело подкосы и типичные для самолётов Dewoitine очертания. Командир корабля и второй пилот располагались бок о бок в кабине оборудованной впереди передней кромки крыла, а радист размещался сразу за ними. Комфортабельная пассажирская кабина была просторной, хорошо обогреваемой и проветриваемой, пассажирские кресла могли раскладываться для удобства во время ночных перелётов. Тяга создавалась тремя звёздообразными двигателями Wright Cyclone, построенными по лицензии компанией Hispano-Suiza. Этот новый самолёт, названный Еmeraude, совершил несколько впечатляющих демонстрационных полётов в различные европейские столицы.
1935 - Первый полёт самолёта АИР-10 Александра Сергеевича Яковлева, прототипа УТ-2 (лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский). Построено 7323 самолёта, в т.ч. за 1941-1945 годы – 4955.
1938 - Установлен мировой рекорд скорости 610 км/час на Bf-109D с форсированным DB 601. Успех Bf 109 и международная известность профессора Вилли Мессершмитта позволили совету директоров "Байерише флюгцойгверке" сыграть на этом - Мессершмитт был довольно быстро избран председателем правления и управляющим директором, а 11 июля 1938 г его именем была названа и компания, став "Мессершмитт А.Г.". Все патенты и авторские права, полученные "Мессершмитт Г.м.б.Х." за последние два года стали собственностью новой компании.
1939 – Первый полёт норвежского учебно-тренировочного гидросамолёта Marinens Flyvebaatfabrikk M.F.12. До вторжения Германии в Норвегию в 1940 году был построен только единственный прототип.
1940 - Совершил первый полёт истребитель ИП-21 конструкции Михаила Михайловича Пашинина, лётчик-испытатель Павел Ульянович Фокин.
1941 - Совершил первый полёт самолёт Miles M.28, созданный под руководством конструктора Уитни Стрэйта, он предназначался для подготовки пилотов и обеспечения связи. Работу над первым прототипом M.28 Mk.I (U-0232) начали в 1939 году Он оснащался двигателем de Havilland Gipsy Major I (130 л.с.), двухместной кабиной, убираемым шасси и раздвоенным двухкилевым оперением. Это самолёт не нашёл поддержки ни у военных, ни у гражданских специалистов и использовался на фирме Miles до 1942 года.
1946 - Погиб лётчик-испытатель Алексей Николаевич Гринчик (26 декабря 1912 г.р.) на МиГ-9.
На аэродром ЛИИ приехали министр авиационной промышленности Михаил Васильевич Хруничев, главком ВВС главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин и другие высокопоставленные представители МАП и ВВС. Для показа были подготовлены два первенца отечественного реактивного самолётостроения - И-300 и Як-15, а также трофейный немецкий истребитель Не-162. Первым в воздух взлетел Не-162, пилотируемый лётчиком-испытателем Георгием Михайловичем Шияновым. Выполнив на нём несколько кругов над аэродромом, он прошёл по прямой и произвёл посадку.
Вторым вылетел Як-15, пилотируемый лётчиком-испытателем Михаилом Ивановичем Ивановым. При выполнении последним крутых виражей, А.Н.Гринчик, наблюдая за полётом, сказал, что тоже может делать такие виражи не хуже, чем на Як-15. Однако ведущий инженер А.Т.Карев напомнил ему, что машина на таких режимах ещё не испытывалась. А.Н.Гринчик ответил, что он прекрасно это понимает и поэтому можно не беспокоиться.
После посадки Як-15, А.Н.Гринчик вылетел на И-300 (Ф-1) в свой двадцатый полёт. Самолёт легко оторвался от земли, набрал высоту около 3000-3500 м, затем снизился до 450-500 м и над аэродромом начал выполнять различные манёвры. При выполнении крутых виражей на машине чувствовалась значительная перегрузка, так как при наблюдении с земли было ясно видно, что в это время с концов крыла сходили чёткие инверсионные жгуты. После этого лётчик перевёл самолёт на снижение и со стороны Кратово решил на высоте 100-150 м пролететь над аэродромом с большой скоростью. При подходе к началу аэродрома самолёт вдруг вздрогнул. В этот момент от него отделились два предмета и он, переворачиваясь через правое крыло, перешёл в обратное пикирование и на краю аэродрома врезался в землю и взорвался. Лётчик-испытатель А.Н.Гринчик погиб. Общий налёт первого экземпляра И-300 к моменту катастрофы составил 6 час 23 мин. В присутствии главного маршала авиации К.А.Вершинина в начале аэродрома около взлётно-посадочной полосы были подобраны оторвавшиеся в воздухе съёмная лобовая часть крыла с переходным зализом на фюзеляж и концевая часть левого элерона. Расследование катастрофы показало следующее. Съёмная часть переднего носка крыла (лобовик) с переходным зализом на фюзеляж были предусмотрены для обеспечения во время эксплуатации подхода к тягам управления элеронами, а также для доступа в фюзеляж через имеющийся в этом районе люк. Для обеспечения лёгкосъёмности крепление лобовика осуществлялось к переднему лонжерону крыла стяжным болтом и к ушку, закрепленному на фюзеляже, специальным штырём. При этом тяги управления элеронами проходили над стяжными болтами. При проведении статических испытаний прочность крепления съёмных лобовиков не вызвала сомнений. Однако при проведении статиспытаний не была учтена деформация крыла при перегрузках в полёте в сочетании со встречным скоростным напором. В результате во время полёта большие перегрузки, возникшие при выполнении крутых виражей, привели к деформации крыльев со значительным прогибом консолей крыла вверх. Вместе с этим и под воздействием скоростного напора, штырь крепления лобовика левого крыла к фюзеляжу вышел из зацепления и лобовик начал деформироваться кверху, изгибая стяжной болт вокруг тяги управления левого элерона. В момент пролёта самолёта на малой высоте с большой скоростью лобовик левого крыла сильно задрался к верху и стяжным болтом перерезал тягу левого элерона, а когда болт лопнул, лобовик сорвался с крыла. Самолёт стал неуправляемым, а от большой перегрузки начали разрушаться элероны, рули высоты и направления. Таким образом, главной причиной катастрофы явилось неудачное крепление съёмных лобовиков крыла. В связи с этим на других машинах крепление лобовиков изменили, их стали фиксировать винтами по всему периметру разъёма. Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище...
1951 - Вышло Постановление Совета Министров СССР № 2396—1137, и соответствующий Приказ Министерства авиационной промышленности № 654, согласно которым ОКБ Андрея Николаевича Туполева поручалось начать проектирование нового скоростного дальнего бомбардировщика, получившего наименование Ту-95.
1952 - Первый полёт французского двухместного одномоторного учебно-тренировочного моноплана Farman F-500 «Monitor» I. Это был двухместный свободнонесущий низкоплан смешенной конструкции, оснащённый двигателем Renault 4Po-05 (или Renault 4Pei) мощностью 140 л.с. (100 кВт), с двумя тандемными кабинами, которые были закрыты общим фонарем. Единственный экземпляр самолёта, получивший гражданский регистрационный номер F-WFOF, впервые поднялся в воздух 11 июля 1952 года.
1955 - Состоялась первая передача топлива в воздухе с участием самолёта М-4 №0205, который оснастили расходным баком с насосным агрегатом, опытным комплексным агрегатом заправки (КАЗ) и другим необходимым оборудованием. Система дозаправки "Конус" для бомбардировщика М-4 была создана ОКБ-918 Семёна Михайловича Алексеева. Машина №0104 получила штангу дозаправки. Она прошла неудачно, т.к. после перекачки 400 л. топлива в замке появилась течь, а при расцепке конус оборвался. В дальнейшем произошло немало различных нештатных ситуаций, однако система постепенно доводилась, и испытателям удалось выполнить 30 парных полётов, в ходе которых перекачать 120 т топлива. Заводские испытания системы проходили трудно. В начале роль танкера выполнял самолёт "М", поэтому передача топлива не предполагалась. Однако и сухой контакт оказался непростой задачей. Первыми его попытались осуществить опытные лётчики-испытатели Марк Лазаревич Галлай, Фёдор Фёдорович Опадчий, Николай Алексеевич Степанов. При сближении возмущения от носовой части фюзеляжа заставляли конус колебаться, и попасть в него не удавалось. А вот молодой лётчик-испытатель Николай Иосифович Горяйнов нашёл подход к решению проблемы. Отработав методику на Ил-28ЛЛ, он выполнил первую "сухую дозаправку" на М-4. После предварительного сближения он некоторое время шёл на одной скорости с танкером, затем плавно подвел нос самолёта к конусу и "выстрелил". Во втором полёте Горяйнов выполнил сразу десять контактирований.
1957 - США закрыли программу создания крылатой ракеты “Navaho”, как бесперспективную.
1960 - Умер после тяжёлой болезни Александр Васильевич Сарыгин (09 ноября 1920 г.р.) — советский лётчик-испытатель, полковник ВВС СССР. Герой Советского Союза (09 сентября 1957 года), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (7 октября 1959 года). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 8).
1961 - Первый полёт первого серийного самолёта "Лайтнинг" F.Mk.2 (XN723), пилот Джимми Делл. Первые "Лайтнинг" F.Mk.1А собирались практически полностью вручную. Ни одна из панелей обшивки не была взаимозаменяема, так что можно только представить "счастье" техников самолётов. Требовалось получить как можно быстрее нормальный самолёт (в смысле его обслуживания). В процессе дальнейших уточнений появилось так много отличий от "Лайтнинга" F.Mk.1А, что "Лайтнинг" F.Mk.2 внешне отличался от предшественника отсутствием канала воздухозаборника резервного генератора постоянного тока, расположенного на гаргроте. "Лайтнинг" F.Mk.2 оснастили неполным комплектом запросчика OR946, РСБН "TAКАН", системой суфлирования жидкого кислорода, ввели управление разворота колеса передней стойки шасси. Двигатель "Авон" 201 получил новое сопло с кольцевой форсажной камерой, вместо четырёхточечной, использовавшейся ранее.
1967 - Экипаж Бориса Семёновича Егорова выполнил перелёт на Ил-62 по маршруту Мурманск - Северный полюс - Новая Земля - Свердловск – Москва.
1967 - В Шереметьево образована отдельная Служба бортпроводников. Первые три отряда новой службы – 180 человек – начали работу на международных рейсах, которые обслуживали Ил-18, Ту-104 и Ту-114. Одной из самых известных стюардесс являлась Татьяна Сергеевна Виноградова – легендарная девушка с плаката. Это она призывала «Летать самолётами Аэрофлота!»
1969 - Первый полёт шведского учебно-тренировочного самолёта Saab MFI-15 Safari (он же MFI-17 Supporter). Используя свой опыт в разработке лёгких самолётов MFI-9 и MFI-10 Vipan компания Malmö Flygindustri в 1968 году начала работу над новым проектом — MFI-15 Safari. Участие в проекте принимала и компания Saab. Это должен был быть многоцелевой учебный самолёт с возможностью использования как военными, так в гражданской авиации. MFI-15 представлял собой 2/3-местный высокоплан с неубираемым шасси и Т-образным хвостовым оперением. Оснащался двигателем Lycoming IO-360 (200 л.с.) Крейсерская скорость — 208 км/ч, топлива хватало на 5 часов 10 минут полёта. Мог перевозить до 300 кг груза на внешней подвеске. Выпустили 462 единицы MFI-15 (в том числе и в военной версии MFI-17 Supporter). Самолёты использовались для обучения, доставки гуманитарных грузов, в качестве лёгких штурмовиков и т.д. На сегодня остаются на вооружении ВВС Дании, Норвегии и Пакистана.
1974 - Катастрофа самолёта Ан-26, КК Е.К.Кулагин, Остафьево, транспортный полк ВВС. В этот день Кулагин в качестве инструктора на самолёте Ан-26 выполнял полёты по программе подготовки правых лётчиков на аэродроме Дягилево днём в ПМУ. В одном из полётов было принято решение произвести заход и посадку с одним выключенным двигателем. После того, как борттехник выключил двигатель и зафлюгировал винт, выключение было продублировано пожарным краном, но закрыли кран работающего двигателя. Высота была 400 м, РУ-19 работал. Пытались запустить один из двигателей, но не хватило высоты. После столкновения с землёй самолёт разрушился, а кабина оказалась в реке на глубине 6 метров. Все пять членов экипажа погибли. Остался один бортмеханик - он по распоряжению командира понёс плановую таблицу к РП на КДП. Первый потерянный самолёт Ан-26. Экипаж похоронен на гарнизонном кладбище в Остафьево...
1977 - Состоялся первый полёт экспериментального самолёта с турбореактивным двухконтурным двигателем Ball-Bartoe JW-1 Jetwing после испытаний в аэродинамической трубе большого диаметра. По компоновке JW-1 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан. Основное убирающееся шасси дополнялось хвостовым колесом, движущую силу создавал ТРДД Pratt & Whitney Canada JT15D-1. Исследовалось стреловидное крыло, имевшее прорезь на верхней поверхности, проходившую примерно на 70% размаха, благодаря которой поджатый воздух, отбираемый от вентиляторной ступени двигателя, мог распределяться по крылу. Непосредственно у каждой щели располагалась аэродинамическая поверхность с узкой хордой, известная как "усилитель", для управления воздушным потоком на крыле. В течение 1978 года Jetwing выполнил множество экспериментальных полётов.
1979 - На территорию северной Австралии упали фрагменты первой американской, 77 тонной орбитальная станция "Skylab". Большинство обломков упало в Индийский океан, часть упала в море в 160 км от г.Балладонии. За время активной эксплуатации станции на ней побывало три экипажа.
1991 - Из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К - Т-10К-8. Пилотировавший его Тимур Автандилович Апакидзе благополучно катапультировался.
1997 - Состоялась передача ВВС Индии первой партии многофункциональных истребителей Су-30МКИ.
2002 - Совершил первый полёт лёгкий многоцелевой самолёт A500, разработанный американской фирмой Adam Aircraft Industries.
2003 - FAA выдала Бе-103 сертификат типа №A55CE.
2011 - Катастрофа Ан-24РВ (RA-47302) под Стрежевым. Авиалайнер Ан-24РВ авиакомпании «Ангара» выполнял регулярный внутренний пассажирский рейс (по заказу авиакомпании «Томск Авиа») ИК-9007 (СП-5007) по маршруту Томск—Сургут, но через 1 час и 26 минут после взлёта у него отказал и загорелся двигатель №1 (левый). Экипаж совершил вынужденную посадку на реку Обь в 17 километрах от Стрежевого, но от ударов о подводные препятствия самолёт разрушился на две части. Из находившихся на его борту 37 человек (33 пассажира и 4 члена экипажа) погибли 7, ещё 26 получили ранения различной степени тяжести...
Эвакуация пассажиров происходила через аварийный люк в кабине экипажа, а также через образовавшийся разлом в хвостовой части фюзеляжа. Все выжившие пассажиры самостоятельно покинули самолёт с помощью экипажа и подоспевших местных жителей, в том числе рыбаков на моторных лодках. Для доставки спасателей к месту катастрофы были использованы 3 парома из Стрежевого и 3 вертолёта авиакомпании «Нижневартовск Авиа». Из находившихся на борту лайнера 37 человек погибли 7 пассажиров. Остальные 30 человек выжили, 26 из них (в том числе все 4 члена экипажа) получили ранения различной степени тяжести...
2013 - Fмериканский межпланетный зонд New Horizons (запуск 19.01.2006г), находящийся в настоящее время между орбитами Юпитера и Сатурна, впервые в истории запечатлел крупнейший спутник Плутона – Харон. Всего было сделано шесть снимков.
2021 - Британский миллиардер, основатель компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон отправился в испытательный суборбитальный полёт на пассажирском ракетоплане VSS Unity. 70-летний Брэнсон стартовал на границу с космосом со взлётно-посадочной полосы, расположенной в штате Нью-Мехико первого частного космодрома Соединенных Штатов Spaceport America. Это первый в истории запуск корабля компании с полным экипажем. Компанию миллиардеру составляют три астронавта компании: бывшая сотрудница NASA Бет Мозес, уроженка Индии Сырыша Бандла и инженер Колин Беннет.тНа высоту около 15–20 км космический корабль поднял самолёт-носитель VMS Eve (Virgin MotherShip Eve), после этого Unity отцепился и запустил свой двигатель. Он разогнался до сверхзвуковых скоростей и поднялся до высоты почти 86 км над Землей. Там экипаж был в невесомости около четырёх минут. Затем ракетоплан отправился на посадку в космопорту «Америка». Пилоты сажали его в ручном режиме: ракетоплан приземлялся как планер, тормозя подвижным хвостовым оперением.
Свежие комментарии