На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Денис Окань: Импортозамещение-2023. Ту-214 и... не поверите - старина Ан-2!

Ой, какие занятные новости о модном нынче импортозамещении попались мне на глаза сегодня утром! Одна аж из 2015 года, а вот другая...

Обо все по порядку.

По прошествии восьми (!) лет читать такие новости без ностальгической улыбки не представляется возможным. Особенно умилил в статье от 2015 года старина Ту-214 - самолет-ветеран, который, замечу, не так давно (22.

03.22) обещали окончательно 'импортозаместить' к концу года. Прошлого, подчеркну, 2022 года:

Заместить зарубежные детали в отечественном пассажирском лайнере Ту-214 можно за год, заявил вице-премьер Юрий Борисов в ходе рабочей поездки на Казанский авиационный завод им. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

Так официальный представитель государственной власти говорил в марте 2022 года.

Время прошло - кто теперь вспомнит прежние заявления? - поэтому сегодня говорят про 2024.

Пассажирский самолёт Ту-214 на 87% состоит из российских комплектующих. Полное импортозамещение – лишь к концу 2024 года
Чтобы импортозаместить целиком, нужно цифровизировать все процессы изготовления Ту-214
Как следует из плана импортозамещения в авиастроении, опубликованного Минпромторгом, отрасль ждут масштабные изменения.

Импортозамещение Ту-214

Итак, та самая новость из 2015 года, пробившая меня с утра на ностальгию.

Ой, какие занятные новости о модном нынче импортозамещении попались мне на глаза сегодня утром! Одна аж из 2015 года, а вот другая... Обо все по порядку. По прошествии восьми (!-2

"В России должны будут производиться 10 из 22 наименований импортных комплектующих для Sukhoi SuperJet-100 (SSJ100). Среди них - пассажирские кресла, остекление фюзеляжа и др. В остальных случаях доля импорта может остаться на уровнях от 30 до 80%. Для самолета МС-21 шесть компонентов из 35 должны производиться в России.

Больше всего российских компонентов должно быть в самолетах семейства Ту-214 (Ту-204-200) - все 242 импортных компонента должны производиться в России.

Производство должно быть налажено до 2020 г., но некоторые компоненты должны производиться уже со следующего года.

Каким образом будет налажено производство этих компонентов в России, представитель Минпромторга не объяснил".

Вот такие вот дела.

Тем, кто российской авиацией до конца февраля 2022 года не интересовался, поясню: вопрос импортозамещения в отрасли поднялся на несколько лет раньше, а именно в в 2014 году, когда мы узнали, что такое санкции в ответ на #крымнаш. Нет, так-то заявляли о необходимости сеять светлое и доброе куда раньше, но дальше разговоров дело не зашло (в конце статьи приведен исторический пример), но именно в 2014 году об этом стали говорить с особенным пафосом высокопоставленные лица.

(Как сегодня мы уже знаем, пафоса было недостаточно).

С тех пор слово "импортозамещение" стало мелькать все чаще и чаще, однако - по моим наблюдениям, по крайней мере, - ни к чему никого все это не обязывало, и кроме новостей, вроде вытащенной из архивов выше, ничего толком и не делалось. Планы заявлялись, слова произносились, дело топталось на месте и даже откатывалось назад.

Нет, сейчас вроде как засуетились - во исполнение слов президента, сказанных на его встрече с представительницами авиационных профессий 08.03.22 г. о мужике, у которого "пока гром не грянет".

(Несколько, кхм, неожиданно было услышать такие слова).

Подытожим новости про Ту-214:

1. Ту-214 - совсем не полностью, как думали многие, отечественный и легкой "прогулкой" его импортозамещение не будет.

2. Представители власти далеки от деталей и нюансов. Их дело громко заявить, а дальше хоть трава не расти - народ все равно забудет.

3. Наконец-то в ОКБ осмелились признать проблемы и сказать вслух - это радует.

По пункту 1 имею сказать следующее.

О том, что называемые "полностью отечественными" Ту-204, 214 и Ил-96 такими на самом деле не являлись, я не раз говорил в прошлом еще до начала вот этого вот всего во время встреч с подписчиками - как реальных, так и виртуальных. И тогда же выражал вслух сомнения об экономической целесообразности растраты бюджета на эти проекты, если стоит задача выпустить в эксплуатацию куда более современные самолеты. Ту-214 - прямой конкурент МС-21, при этом уступает ему практически во всем, а единственным преимуществом называлось "простота импортозамещения - ведь он отечественный". Так заявляли и после вот этого вот всего, только на фоне ура-патриотизма способность слышать и слушать тех, кто в теме, резко снизилась.

Моя позиция не изменилась. Я не вижу необходимости в трате средств на "выкапывание стюардессы". Нет необходимости вкладывать огромные средства в самолет Ту-214, куда как правильнее (это мое мнение, подчеркну), учитывая обстоятельства, обеспечить в полной степени поддержку проектов МС и SSJ, а также поддержать авиакомпании, которые в этом году испытывают большие трудности - поставка запчастей серыми путями обходится в копеечку, а летать на чем-то надо, пока не наступил второй магический срок - 2030 год.

Кто-то, возможно, возразит, мол "Ту-214 давно производят, импортозаместить его все равно легче, он будет дешевле, чем МС-21". Ага, щаз!

Когда дело касается отечественных самолетов, начинается удивительное ценообразование. Для подтверждения этого феномена приведу следующую статью:

"Названа стоимость отечественных самолётов SSJ New, МС-21 и Ту-214"

Цитата:

Из документа следует, что минимальная стоимость импортозамещённого SSJ New для «Аэрофлота» составит 2,256 млрд. рублей (примерно 33 млн долларов по текущем курсу).
Стоимость МС-21 и пассажирского Ту-214 одинакова и составит 3,144 млрд. рублей (примерно 46 млн долларов).

В статье не указывается, как именно в правительстве рассчитали стоимость самолетов. На чем она была основана и почему новейший самолет из серии "прорывных аналоговнет", в который уже вбухано немало денег и еще немало предстоит вбухать, стоит столько же, сколько "почти отечественный, давно производимый" - непонятно.

К ценообразованию вернемся ниже.

Но ладно Ту-214! Самолет этот - плюс-минус современный, пусть и с определенной натяжкой.

Куда как удивительнее другое!

Импортозамещение... Ан-2

Сегодня по новостям прогремело, что требуется импортозаместить... Ан-2! Легендарный "кукурузник", первый полет которого состоялся аж в 1947 году! Импортозаместить биплан на расчалках, двигатель которого уходит корнями в 1930-е годы!..

К слову, замечательнейший самолет - имел честь учиться на нем летать и даже немного поработать.

Автор в кабине замечательного самолета Ан-2. 2000 год

Беда пришла, откуда не ждали, но этому всему тоже есть основания, о них расскажу ниже. А пока, собственно, удивившая утренняя новость на РБК:

Ой, какие занятные новости о модном нынче импортозамещении попались мне на глаза сегодня утром! Одна аж из 2015 года, а вот другая... Обо все по порядку. По прошествии восьми (!-4
"Авиакомпании и ремонтные заводы оценили риски приостановки полетов на самолетах Ан-2.
Авиакомпании столкнулись с риском остановки полетов на самолетах Ан-2 из-за проблем с поставками импортных запчастей. Но уже в /волшебном/ 2024 году для их замены перевозчики начнут получать новые воздушные суда «Байкал», обещает Минпромторг."

И здесь хочется вставить пару слов.

Во-первых, с каких это пор наши авиакомпании стали "получать самолеты"? #ячтотопропустил или как?

Самолеты в плановом порядке раздавались авиаотрядам в старые добрые советские времена. О том, что такая практика возобновилась, я не помню. Наоборот, я слышал гневное "контракты где, я вас спрашиваю"? в исполнении президента не далее как в январе сего года. ВВП распекал Мантурова за бодрый доклад при отсутствии реальных дел и заказов от авиакомпаний (к слову, каким-то значимым образом ситуация за полгода не поменялась, вопрос остается актуальным).

Прежде чем самолёты получить, в капиталистическом государстве необходимо сначала заключить контракт и заплатить кое-какую сумму, только вот авиакомпании, Ан-2 эксплуатирующие, как бы так выразиться помягче... традиционно стеснены в средствах. И в этом, к слову, основная причина того, что до сих пор ни один убийца айфонов, простите, "деда-кукурузника", так и не повторил успех проекта восьмидесятилетней давности. Им просто очень дорого замещать неприхотливого ветерана. А дотации - ну так обещать-обещают, а по факту все сложно.

"Убийцы" - проекты Ан-3 и разные вариации ТВС - таковыми не стали. Упомянутый выше ЛМС-901 "Байкал" тоже не первый год разрабатывается, и конкретно сегодня основная проблема этого самолета - черт побери, снова импортозамещение! Всего-то навсего необходимо заместить импортный двигатель.

Следует заметить, что проект создания этого двигателя лежал на боку много лет, но после февраля 2022 года про него вспомнили, с бока приподняли, смахнули пыль, смазали и пытаются реанимировать до состояния жизни. Процесс реанимации идет, авиакомпании замерли в ожидании - на волшебный 2024 год обещано появление самолета и двигателя в серии, но вопрос с заменой Ан-2 на "Байкалы", точнее, вопрос "где деньги, Зин?", все еще остается насущным.

Первый полет ЛМС-901 "Байкал" - с импортным двигателем

В общем, и с "Байкалом"-убийцей все не так гладко, что, подчеркну - вполне ожидаемо, учитывая обстоятельства...

Только вот не для каждого ожидаемо и очевидно. На днях представители власти в очередной раз продемонстрировали свои познания в области рынка и экономики:

"Ой, а что случилось?" - полпред президента в ДФО Трутнев выразил удивление неожиданному росту стоимости самолета "Байкал".

Ой, а что случилось?

"Мы посмотрели работу компании «Аврора». Компания развивается, работает, но там есть вопросы, связанные со строительством нового самолета для внутренних линий. Мы поддерживали строительство самолета «Байкал», но в процессе [он] начал почему-то расти в цене."

Действительно, как же так - время идет, а новый самолет почему-то требует больше денег? Не иначе как враги народа постарались! Ну ничего, разберутся как следует и накажут кого попало.

Ну а ценник после этого вырастет еще - не знаю, сомневаетесь ли вы, мой дорогой читатель, но у меня сомнений в этом нет. Ведь ценник должен не с потолка браться, а на основе реальных затрат плюс получение прибыли для возможности дальнейшей работы. Конечно, если богатое государство все проспонсирует, в том числе и "получение самолетов", можно любой ценник нарисовать, включая нулевой...

Тогда к чему подобное удивление?

Не понимаю.

Во-вторых, кажущаяся на первой взгляд абсурдной новость про импортозамещение ветерана еще той, советской, авиации Ан-2, на самом деле, если разобраться, вполне ожидаемая. Только об этом никто не думал, включая и автора этого канала. Ну вот просто не думалось об этом на фоне все остального, и все тут.

Дело в том, что производство Ан-2 еще в 1950-х было передано за рубеж. В СССР собрали незначительную часть от всего количества выпущенных когда-либо Ан-2.

Ан-2. Возможно, в Волгограде - не помню, где сделал фотографию

Наибольшее количество этих самолетов было выпущено в некогда дружественной Польше. С 1958 года ей были переданы права на производство этого самолета и определен порядок продажи Ан-2 в СССР. На заводе WSK «PZL-Mielec» в польском городе Мелец полномасштабное производство сохранялось до конца 1992 года, а отдельные мелкие серии выпускались до января 2002 года.

Всего в Польше было выпущено 11915 экземпляров Ан-2, из которых 10440 было поставлено в СССР (и далее в СНГ после распада СССР).

Ан-2 производился по лицензии в Китае в различных вариантах с наименованиями Shijiazhuang Y-5 и Nanchang Y-5.

Да, теперь-то понятно, что решение передать производство Ан-2 за рубеж и свернуть его в СССР было поспешным и необдуманным. Поэтому и получили сегодня неприятности на свою голову - совсем в этом вашем Союзе о будущем не думали! Одним словом - совок!

(Если что, только что был сарказм).

Забавный факт: авторские права на "Кукурузник", как выяснил Минпромторг еще в 2014 году, принадлежат... Кому бы вы думали?..

Авторские права на биплан Ан-2 принадлежат европейскому концерну AIRBUS, хотя споры о том, можем ли мы на эти права начхать с того самого года не прекращаются, а в свете сегодняшних событий, понятное дело, размышлять "чихать или нет" даже не требуется - это происходит по умолчанию.

Подытожим новости про Ан-2:

1. Дожили - надо импортозаместить Ан-2.

2. Порядка 60 позиций комплектующих Ан-2 необходимо импортозаместить.

3. Правительство в этом не видит проблем - скоро в авиакомпании начнут поступать "Байкалы".

4. На какие средства авиакомпании будут менять Ан-2 на "Байкалы" - пока не ясно.

6. Но рост цены нового самолета почему-то удивляет.

Млять, рост цен на автомобили и огурцы их не удивляет, а рост цены на "Байкал" требует расследования!

-=(о)=-

Ну и дабы на правильной ноте закрыть разговор об удивительных планах и заявлениях ответственных лиц, которые не понесли никакой ответственности ни за слова, ни за срыв планов, вытащу из архива еще одну замечательную новость - из далекого 2005 года.

Автор канала был молодым и еще стройным, только-только знакомился с буржуйским самолетом Боинг-737, поработав до этого два года на Ту-154 и не растеряв еще веры в новости о планах возрождения былого величия...

Да, я очень хорошо помню эти планы и свою наивную веру.

Российский авиапром станет третьим в мире

Вчера стало известно, что в Минпромэнерго завершена разработка стратегии развития авиапромышленности на период до 2015 года.
Этот документ, который министр Виктор Христенко представил президенту 8 февраля, оказался весьма либеральным - и по предложенной методике реформирования отрасли, и по взглядам на международную кооперацию.
Главной целью программы является превращение России в третий центр мирового авиастроения и завоевание к 2015 году 10 % мирового рынка продаж магистральных и региональных самолетов. При этом объем продаж только российских пассажирских самолетов должен составить почти $6 млрд руб. Для достижения этой цели планируется создать частно-государственную объединенную авиастроительную компанию.


Вот для каких целей было запланировано создать ОАК.

Всего доброго!
Летайте безопасно!

Автор: Денис Окань

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх