1785 – В Англии француженка Симони стала первой в мире женщиной, поднявшейся в воздух на аэростате.
1893 – Российский промышленник Юлий Александрович Мелле приобрёл механическую мастерскую, позднее это самолётостроительный завод «Дукс» в Москве, ныне – ОАО «Дукс».
1910 – Родился Рубен Григорьевич Чачикян — советский хозяйственный, государственный и политический деятель.
Лауреат Государственной премии СССР. Участник Великой Отечественной войны. Главный конструктор ОКБ-133 и МПКБ «Восход» (1959-1986 гг.).Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, автор более 150 научных трудов и изобретений.В 1930-м окончил Ленинградский машиностроительный институт и до войны, с 1933 по 1941 гг., работал в Ленинграде, в Особом конструкторском бюро. В 1939 году Чачикян разработал оригинальную систему автоматического управления (САУ) с электрогидравлическим автопилотом, предусматривающим автоматические взлёт и посадку самолетов-бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. В акте по испытаниям подчеркнуто: "... впервые в СССР разрешена проблема создания самолёта тяжёлого типа, полностью выполняющего полёт от взлёта до посадки включительно без экипажа". То есть в 1939 году он создал беспилотник, может быть, не имеющий аналогов в мире. Параллельно с разработкой САУ для телемеханических самолётов Р. Чачикян лично проводил их лётную отработку. Его общий налёт в качестве инженера-лётчика-испытателя за эти 7 лет составил 1400 часов. Началась Великая Отечественная. В 1941 году Чачикян лично участвовал в первом боевом применении управляемого по радиоканалу самолёта ТБ-3. За участие в боевых действиях был награжден орденом Отечественной войны II степени. Позже его решили отозвать из действующей армии и направить в авиационную промышленность, где он занимал различные руководящие посты.В 1945-1951 гг. Р.Чачикян на военном заводе N224, руководит испытаниями разрабатывавшихся при его участии автоматических навигационных систем и систем управления воздушной стрельбой.В 1951 году Чачикяну поручают организацию Государственного специального ОКБ, где он до 1955 года работает главным конструктором. Здесь он награждается вторым орденом Трудового Красного Знамени. Первый получил на предыдущей должности.В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию.После перевода из Ленинграда в Москву Рубен Григорьевич становится главным конструктором и организатором нового комплекса в НИИ-1. До 1959 года под его руководством осуществляется разработка астроинерционных навигационных систем управления дальними стратегическими крылатыми ракетами "Буря" ОКБ Семёна Алексеевича Лавочкина и "Буран" Владимира Михайловича Мясищева. На испытаниях благодаря разработанной Чачикяном системе навигации, дальность полёта ракеты достигла 9000 км при заданной требованиями точности. В 1959 году Р.Чачикян был назначен главным конструктором МПКБ "Восход" и работал в этой должности до 1986 года. Под его руководством за 27 лет были созданы системы парашютной автоматики, обеспечившие приземление первого космонавта планеты Юрия Гагарина, а также барокомандные устройства обеспечения приземления всех космических кораблей. Рубен Григорьевич создал автоматы системы катапультирования для самолётов-истребителей. Умер 12 мая 1996 года.
1915 – Впервые в истории дирижабль атаковал подлодку – немецкий Цеппелин повредил рубку английской субмарины.
1915 – В состав Балтийского флота включён авиатранспорт «Орлица» с 4 гидросамолётами (20 апреля ст. ст.).
1919 - Был выдан сертификат «о допущение к воздушным перевозкам № 5» пассажирского варианта Junkers J.10 (CL.I) второй армейской серии - Junkers J.10 (Zivilversion). Первый пассажирский Junkers мало отличался от базовой модели, было снято ненужное теперь вооружение, а на месте стрелка наблюдателя оборудовали кабину для одного пассажира и багажа или почты, закрыв её застеклённым колпаком. Самолёты использовались на линии Дессау (аэродром Dessau-Mosigkau ) - Веймар (место созыва заседания национального собрания) весной - летом 1919 года. Это была первая воздушная линия Junkers.
1923 - Первый беспосадочный трансконтинентальный перелёт(старт 2 мая). Военные пилоты О.Келли (Oakley G. Kelly) и Дж. Макриди (John Macready) выполнили перелёт на самолёте Fokker T2. Путь из Нью-Йорка в Сан-Диего длиною 4100 километров они проделали за 26 часов 50 минут.
1926 – Родился Георгий Константинович Мосолов — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), Заслуженный мастер спорта СССР (1961), Герой Советского Союза (05.10.1960), полковник (1963 г.).
1928 - У сборочных стапелей Харьковского авиазавода собрались на митинг рабочие, мастера, представители украинского правительства. Звучали слова приветствия, пожелания новых успехов в деле создания отечественной авиации: типичное для той эпохи торжество ознаменовало начало производства опытной серии (4 машины) самолётов К-4 с двигателями BMW-IV.
1930 - Состоялся первый полёт прототипа самолёта (J9037) общего назначения Armstrong Whitworth AW.17 Aries. Armstrong Whitworth AW.17 Aries был разработан в 1929 году на базе успешного самолёта Armstrong Whitworth Atlas. Испытания Aries Mk.I показали, что его характеристики практически аналогичны выпускаемому серийно Atlas Mk.II и нет никого смысла заниматься выпуском новой модели.
1932 – Состоялся первый полёт летающей лодки МБР-2 Георгия Михайловича Бериева, лётчик-испытатель Бенедикт Леонович Бухгольц. Полёт состоялся в Севастопольской бухте Голландия, после рулёжек и пробежек самолёт оторвался от воды. Затем, после завершения испытаний МБР-2, было совещание в ЦКБ ЦАГИ, где против запуска машины в серию возражал Андрей Николаевич Туполев, не любил дерева и предложил свой МДР-2, но против него возражали лётчики. На следующий день Г.М.Бериев опять говорил с Николаем Михайловичем Харламовым, тот посоветовал найти заказчика - ГВФ и поручил А.Н.Туполеву дать Г.М.Бериеву возможность разработать пассажирский вариант МБР-2 - тот выделил группу.
1932 – Начались лётные испытания самолёта ОКБ Александра Сергеевича Яковлева АИР-6 с М-11, лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский.
1933 - Поднялся в воздух DoJ II f bos, этот тип иногда ещё называли "Валь-33". DoJ II f bos, имел увеличенный до 27,2 м размах крыла, поддерживаемый дополнительными подкосами, редукторные моторы BMW VIU (750 л. с.) и полностью закрытую пилотскую кабину. Эти самолёты также строились в Манцеле. Запас горючего у них достигал 4720 л, что увеличило дальность полёта до 3600 км - более чем в полтора раза по сравнению с DoJII a Bos. Взлётный вес стал 10 тонн.
1937 - Закончились госиспытания ЗИГ-1 конструкции Андре Лявиля, Александра Васильевича Кулева и др. и построенного на заводе им. Гольцмана. 1 экземпляр разбили 15 ноября 1935 года. Доводил П.И. Эберзин. Всего построили 7 и эксплуатировались как ПС-89 до 1942 года.
1940 - Совершил первый полёт прототипа французского лёгкого истребителя VG.39.01 фирмы Arsenal. Максимальная скорость самолёта составила 625 км\ч на высоте 5700 метров без потери манёвренности и других лётных данных. Пилоты,летавшие на VG.39,очень хорошо отзывались о нём, однако слишком быстрое продвижение противника вглубь Франции заставило прервать испытания. Прототип был эвакуирован в Тулуз-Бланьяк и 15 июня 1940 г. он был уничтожен во избежание захвата немецкими войсками.
1942 - Постановления Государственного Комитета Обороны
№ 1690 « О графике выпуска самолётов и авиационных моторов в мае месяце 1942 года».
№ 1694 « О восстановлении производства самолётов ТБ-7 с моторами АМ-35А на заводе № 22 в г.Казани».
1943 - Первый полёт цельнодеревянного Curtiss-Wright C-76 (CW-26) Caravan. Это военно-транспортный самолёт цельнодеревянной конструкции, спроектированный на случай ожидаемой нехватки лёгких сплавов в условиях производства военного времени. Однако и опытный и серийный образцы не прошли несколько критических лётных и статических испытаний, и после того, как производство алюминия в США оказалось достаточным для требований военного времени, заказ на C-76 были отменён, а его производство прекращено.
1945 - Первый полёт с включением реактивного двигателя прототипа американского палубного истребителя XF15C-1.
1948 - Начало госиспытаний СХ-1 (Ан-2) в НИИ ВВС,лётчик-испытатель Георгий Иванович Лысенко. Таков был порядок - все советские самолёты независимо от назначения проходили через руки военных.
1952 - Катастрофа самолёта Ли-2(СССР-Л4602), Якутская АССР, 95 км северо-западнее аэропорта Хандыги.
Экипаж выполнял полёт по маршруту Якутск - Хандыга - Оймякон - Зырянка - Аллаиха. На борту находился груз весом 1 635 кг, состоящий из почты, запчастей, труб, цемента и сундуков. Прогноз погоды был благоприятным. Через 1час 17мин после взлёта экипаж в последний раз вышел на связь с аэропортом Хандыга, затем на запросы не отвечал. Самолёт обнаружен 11 мая в 95 км северо-западнее а/п Хандыга-Теплый Ключ с азимутом 330° на северо-западном склоне первой горы Верхоянского хребта разрушенным и сгоревшим. Столкновение с горой с МК=93° произошло на высоте 1 200 м. Зацепив правой плоскостью за гору и потеряв её, самолёт развернулся и ударился о гору носовой частью. Затем он сполз вниз на 100-120 м по склону в ущелье. 4 человека погибло. Причинами катастрофы являются 1) Неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ Якутска. 2) Плохая организация, руководство и обеспечение безопасности полёта со стороны командования а/п Якутск. 3) Грубое нарушении НПП ГА-51 в части организации и подготовки экипажей и полётов со стороны командования 46 ато. 4) Недисциплинированность КВС, нарушившего НПП ГА-51. 5) Передаваемые на борт пеленги были неправильными и дезориентировали экипаж о местонахождении самолёта.
1952 - Первая посадка американцев на Северном полюсе, осуществлённая подполковником У. Бенедиктом и подполковником Дж. Флетчером на колесно-лыжном самолёте ВВС США Douglas C-47 «Skytrain». Всего вместе с пассажирами на полюс высадилось 9 человек.
1957 - Первое испытание баллистической ракеты средней дальности Jupiter intermediate range ballistic missile (IRBM) и первое применение установленного на ракете двигателя S-3D, развивающего тягу в 150000 фунтов на протяжении 2,5 минут полёта.
1958 - Лётчик-испытатель Владимир Михайлович Пронякин совершил первый полёт на серийном самолёте Су-9 на заводе №153.
1963 - Первый полёт американского серийного лёгкого многоцелевого самолёта PA-30 Twin Comanche. Построено более 2000 единиц.
1976 - Boeing 747SP авиакомпании Pan Am, названный Clipper Liberty Bell, устанавливает мировой рекорд кругосветного перелёта: 1 день 22 часа 26 минут, вылетев в восточном направлении из аэропорта им. Джона Кеннеди (Нью-Йорк) и снова туда же вернувшись. Cтарт был 1 мая и заправка в Дели и Токио. Средняя скорость в течение всего полёта составила 809,24 километров в час.
1977 – Первое висение самолёта вертикального взлёта и посадки Белл XV-15 с поворотными двигателями (США).
1985 - Столкновение над Золочевом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в небе около Золочева (Львовская область). Авиалайнер Ту-134А предприятия «Аэрофлот» выполнял рейс SU-8381 по маршруту Таллин—Львов—Кишинёв, но при заходе на посадку во Львове практически лоб в лоб столкнулся с военно-транспортным самолётом Ан-26 ВВС СССР, выполнявшим рейс СССР 101 по маршруту Львов—Москва. В результате столкновения погибли все 94 человека в обоих самолётах.Причиной катастрофы явились грубые нарушения правил УВД, допущенные диспетчером ДПП и руководителем полётов а/п Львов, разрешивших снижение Ту-134А с пересечением эшелона, занятого другим ВС, вследствие неправильного определения их взаимного местоположения в районе приводной радиостанции Золочёв. На борту Ан-26 находилось высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа во главе с командующим генералом-майором авиации Евгением Ивановичем Крапивиным.Вторым пилотом Ан-26 был лейтенант Валерий Валерьевич Быковский. Сын космонавта Валерия Быковского...
2006 – Пуск ракеты-носителя «Союз-У» с ИСЗ фоторазведки «Кобальт-М» разработки «ЦСКБ-Прогресс» с космодрома Плесецк.
2006 - При заходе на посадку в аэропорт Адлер (Сочи) потерпел катастрофу и упал в Чёрное море а/к «Армавиа» Аэробус A320. Самолёт столкнулся с водной поверхностью и разрушился. Обломки затонули на глубине около 700 м. Погибли все находившиеся на борту - 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Согласно отчёту МАК, причиной катастрофы стали несогласованные и несоответствующие Руководству по лётной эксплуатации (РЛЭ) данного типа самолёта действия экипажа в стадии попытки набора высоты после получения команды диспетчера об уходе на второй круг. Рейс 967 заходил на посадку в сложных метеоусловиях с использованием автопилота. В момент точного нахождения на глиссаде, в посадочной конфигурации, экипаж получил указание диспетчера об уходе на второй круг из-за снижения нижней границы облачности ниже метеорологического минимума для выбранной полосы посадки. Выполняя данное указание, экипаж на высоте около 340 метров прекратил снижение и начал правый разворот с набором высоты. В процессе выполнения этого разворота командир экипажа отключил автопилот и, кратковременно переведя самолёт в режим набора высоты, своими дальнейшими действиями перевёл самолёт на снижение. Последующие действия экипажа в попытке набора скорости и высоты были нескоординированными и недостаточными для вывода самолёта из снижения.
2007 – Начались лётные испытания ТВВД с двухконтурностью 16,7 НК-93 на Ил-76ЛЛ.
2007 – Правительство РФ утвердило новое «Положение о Генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов, систем и комплексов вооружения и военной техники».
2018 - При взлёте с аэродрома на базе Хмеймим в Сирии в 9:45 мск потерпел крушение истребитель Су-30СМ. По данным Минобороны, огневого воздействия не было. Причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы. Оба лётчика, до последних минут боровшиеся за самолёт, погибли.
Свежие комментарии