1892 - Родился авиаконструктор Н.Н.Поликарпов, глава ОКБ-51. Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда, Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У-2 и Р-5 стали одними из лучших в своем классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка», И-16 составили основу парка истребительной авиации СССР 1934-1940 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».
Умер 30 июля 1944 г.1916 - Первый из 45 заказанных Британским ВМФ мягких дирижаблей "С" типа (прибрежные - coastal) совершил свой первый полёт над станциеё в Пемброке.
1916 - Приказом N 144 начальника морского штаба Главнокомандующего при авиации Черноморского флота был учрежден отряд из четырех дирижаблей для отыскания и уничтожения подводных лодок, а также наблюдения за морем вне видимости береговых постов и других боевых целей. Командиром отряда назначили воздухоплавателя штабс-капитана Липпинга
1923 - В.И.Базаров подал заявку на "воздушно-газовую турбину для авиации" (прообраз ТВД)
1924 - летчик Ефремов выполнил первый полет на пассажирском биплане «ГАЗ №5».
В начале 1923 г. к постройке пассажирского биплана по проекту инженера Е.Э.Гропиуса приступили на авиазаводе ГАЗ No.5. Самолет полностью деревянной конструкции отличался большим вместительным фюзеляжем. Предполагался к использованию в качестве пассажирского, одновременно оценивался в качестве легкого бомбардировщика (бомбовоза). Был оснащен двигателем "Испано-Сюиза" мощностью 300 л.с.
Самолет предстал собой двухстоечный биплан с очень толстым фюзеляжем во всю высоту коробки крыльев. За двигателем "Испано-Сюиза" располагалась просторная пассажирская кабина на четыре места, за ней - кабина летчика и механика (открытая) с входом в нее из пассажирской кабины. Средняя часть фюзеляжа была обшита фанерой, хвостовая - расчалочная с полотняной обшивкой. Под фюзеляжем - радиатор Гроппиуса с регулировочными створками.
Самолет получил наименование ГАЗ No.5, он был построен и оценен как готовый 12 октября 1923 г. По другим данным, постройка завершилась весной 1924 г. Первый полет ГАЗ No.5 выполнил летчик Ефремов 9 июня 1924 г. Затем последовал еще ряд полетов, показавших недостаточную скороподъемность (800 м за 6 минут), увеличенный разбег на взлете, и небольшой практический потолок. Среди недостатков указывалась малая мощность двигателя, однако достигнутая полетная скорость была неплохой - 165 км/ч. О дальнейшей судьбе ГАЗ No.5 сведения не обнаружены.
1926 - Самолет Fokker F.VIIa-3m вылетел со Шпицбергена с членами экспедиции Ричарда Бёрда и Флойда Беннета к Северному полюсу. Экипаж вернулся спустя 15,5 часов с сообщением о покорении Северного полюса. Пилотам досталась слава не меньшая, чем первым космонавтам лет 35 спустя. А самолёт, естественно, получил дополнительные козыри в борьбе с конкурентами. (Лишь через полвека стало известно, что Беннет и Флойд полюса не достигли.)
1928 - Завершился первый в истории авиации перелёт из США в Австралию. Трёхмоторный Fokker F-VIIb-3m, который нёс гордое имя Southern Cross ("Южный Крест") с экипажем из двух австралийских и двух американских лётчиков, вылетев 31 мая из Окленда в Калифорнии, пересёк Тихий океан с промежуточными посадками на Гавайях и островах Фиджи и приземлился в Брисбене, столице австралийского Квинсленда.
1941 - Главный конструктор В.Ф.Болховитинов направил в Наркомат авиационной промышленности официальную заявку на создание реактивного истребителя-перехватчика БИ. Предложение было одобрено, принято, на его основе был уточнен приказ по НКАП. Срок выпуска был установлен 35 дней (вместо трех месяцев, как предполагали конструкторы).
1944 - На вооружение принята РСЗО РС-30 на машине БМ-31-12, разработанной под руководством В.П.Бармина в СКБ "Компрессор"
1944 - С аэродрома "Рингуэй" близ Манчестера впервые поднялся в воздух первый прототип английского стратегического бомбардировщика "Линкольн" (с/н PW925), пилотируемый экипажем под управлением капитана Г. Брауна. Самолет вышел на испытания без вооружения и штатных пропеллеров (вместо предусмотренных проектом четырехлопастных винтов изменяемого шага "Ротол" или "Де Хэвилленд", на нем установили трехлопастные "Хэмилтон Хайдроматик"). С 15 по 23 июля самолет прошел в испытательном центре "Боскомб Даун" предварительные государственные испытания, показав хорошую управляемость и удовлетворительные летные характеристики. Единственным изменением, внесенным в конструкцию по результатам испытаний, стало некоторое увеличение площади рулей направления.
1944 - Железнодорожный туннель Сомюр, через который немецкие подкрепления перебрасывались на фронт в Нормандию, был успешно заблокирован бомбардировщиками «Ланкастеры» применившими обтекаемую 5448-кг бомбу "Тэллбой", сконструированную Бэйрнсом Уоллисом (Barnes Wallis). Одна из этих бомб проломила свод тоннеля и разорвалась внутри него.
1945 - на Центральном аэродроме Москвы завершились (с 29 апреля) заводские испытания самолета «Як-3У». Этот самолет представлял собой попытку «скрестить» планер Як-3 с двигателем Швецова. Самолет получился в общем удачным. Однако к концу войны он был уже не нужен, поэтому испытаний не проходил и все работы на нем были прекращены.
1946 - В 1946 году прототип цельнометаллического истребителя «130» с двигателем «АШ-82ФН», в будущем самолет «Ла-9» предъявили на государственные испытания в ГК НИИ ВВС.
1948 - Первый полет прототипа SE-1210, оснащенного двигателями Renault 6Q мощностью 220 л.с. SE-1210 - летающая лодка, разработанный французской фирмой Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud Est (SNCASE). В 1948 году фирма SNCASE продолжила работу по модернизации транспортной летающей лодке SE-200. Новый проект получил обозначение SE-1200. Предполагалась оснастить его восьмью двигателями Arsenal 24H мощностью 2400 л.с. В этом варианте летающая лодка могла перевозить до 125 пассажиров на трансатлантических линий. Для отработки конструктивных решений была построена уменьшенная копия (в масштабе 1:2,9) получившая обозначение SE-1210. Однако вскоре проект был закрыт.
1953 - Первый полёт французского винтокрыла Sud-Ouest SO.1310 Farfadet. Несущий винт приводился в движение с помощью силовой установки с газотурбинным двигателем "Арриус" для обеспечения питания сжатым воздухом. Для горизонтального полёта в носовой части фюзеляжа был установлен тянущий винт, который приводился во вращение турбовинтовым двигателем "Артуст". Диаметр несущего винта - 11,1 м, размах крыла - 5,8 м, крейсерская скорость - 240 км/ч.
1953 - впервые поднялся в воздух трехместный самолет Fairey Gannet AS.1 под управлением известного летчика-испытателя, обладателя нескольких рекордов скорости Питера Твисса.
1954 - Мировой рекорд высоты для поршневых самолётов категории С-1-е - 11248 м; В.К. Калинин на Ан-2ЗА ("зондировщик атмосферы"), с турбокомпрессором ТК-19. Этот самолёт более известен как Ан-6.
1954 - Образована специальная конструкторская группа В.Н.Челомея, ныне ракетно-техническое НПО машиностроения, г.Реутов. В этом же году приказом министра авиационной промышленности на авиазаводе № 500 в Москве конструкторская группа В.Н.Челомея приступила к проектированию, крылатой корабельной ракеты П-5, принятой на вооружение 19.06.1959 г. постановлением Совета Министров № 685–313. Позднее на базе группы создано ракетно-космическое НПО машиностроения (город Реутов).
1956 - Впервые в СССР превышена скорость 2000 км/ч; В.Н. Махалин на опытном С-1 (прототип Су-7) с АЛ-7Ф, достиг 2070 км/ч.
1958 - Катастрофа самолёта Ил-12П Аэрофлота близ Магадана, при этом погибли 24 человека. Экипаж выполнял рейс Хабаровск - Магадан. Столкнулся с сопкой при заходе на посадку близ Магадана в условиях дождя и низкой облачности.
Согласно мнению следственной комиссии, главной причиной катастрофы стало грубое нарушение авиадиспетчеров по части несоблюдения метеорологического минимума аэропорта «13 км» (Магадан-13), согласно которому минимальная высота облачности была 600 метров, а видимость — 4 километра. Фактическая нижняя граница облачности была 300 метров, то есть вдвое ниже погодного минимума, однако аэропорт не стали закрывать для приёма самолётов. Также способствовало катастрофе то обстоятельство, что командир начал выполнять заход на посадку при погодных условиях ниже метеоминимума, а в процессе пробивания облачности отклонился от установленной схемы.
1958 - Впервые поднялся в воздух в миланском аэропорту Мальпенца транспортный самолет ближнего и среднего радиуса действия с четырьмя двигателями AZ-8L.Самолет имел аэродинамически чистые формы и был оснащен четырьмя звездообразными двигателями Alvis Leonides Mk 22, вращавшими трехлопастные винты изменяемого шага de Havilland диаметром 2,74 м. Крыло имело элероны типа Фрайз, широкие многощелевые закрылки и противообледенительные устройства.Многообещающая конструкция не поступила в производство, единственный прототип ( с новым бортовым RS-1) использовался итальянскими ВВС в качестве "такси".
1960 - Умер генеральный конструктор С.А. Лавочкин. Семён Алексеевич - член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, четырежды лауреат Сталинской премии, дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Создатель ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и различных их модификаций, созданных в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком.
1969 - Катастрофа самолёта Ту-22Р, КК п/п-к Виноградов.
Столкнулся с землёй при выполнении взлёта. Погибли командир корабля и оператор, штурман остался невредим.
1974 - Первый полет экспериментального легкого истребителя Northrop YF-17 "Кобра". YF-17 "Кобра" впоследствии стал известным истребителем "Хорнет" F/A-18. Пилот Henry "Hank" Chouteau.
1982 - Начало воздушного сражения в небе над Ливаном (9-11 июня). В июне 1982 года в небе над Ливаном развернулось крупнейшее со времен Второй мировой войны воздушное сражение, в котором с обеих сторон участвовали сотни боевых самолетов. В ходе сражения израильские ВВС буквально стерли с лица земли российские системы ПВО, в воздушных боях сбили более восьмидесяти вражеских МиГов, не потеряв ни одного своего самолета, и захватили господство в воздухе. Тактические и технические методы ведения воздушной войны, разработанные и успешно апробированные израильским командованием в ходе этой широкомасштабной операции, во многом предопределила пути развития в 21 веке военной авиации, систем ПВО, средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), беспилотных самолетов.
1985 - На планету Венера, в районе долины Русалка в точке с планетоцентрическими координатами 7° 11' с. ш. и 177° 48' д., была осуществлена мягкая посадка спускаемого аппарата АМС "Вега-1". Во время спуска от посадочного аппарата "Веги-1" первые в атмосферу планеты был запущен аэростат. Аэростатный зонд, наполненный гелием, впервые в истории мировой космонавтики совершил полет над поверхностью Венеры на высоте 50 км, и с помощью установленных на нем приборов производил непрерывное измерение параметров атмосферы планеты.
1988 - Катастрофа самолёта Ан-2Р, Тюменская область, 15 км от а/п Тобольска.
В горизонтальном полете столкнулся с ограждением смотровой площадки трубы ТЭЦ на высоте 191 м в 15 км от аэропорта Тобольска, упал на землю и загорелся. 2 человека погибли.
1990 - Осуществлён захват и угон в Стокгольм, Швеция, самолета ТУ-154 рейса Минск – Мурманск одним преступником (Д.Семенов). Жертв нет.
Семнадцатилетний учащийся техникума из города Жодино, что находится в Белоруссии под Минском, Дмитрий Семенов сделал муляж гранаты и купил авиабилет на рейс Минск-Мурманск. Как выяснилось позже, хотел эмигрировать за границу, но путь для этого выбрал, мягко скажем, замысловатый.
Через 40 минут после взлета угонщик через борпроводника потребовал под угрозой взрыва самолета изменить курс и следовать в Стокгольм . На борту самолета находились 114 пассажиров и 7 членов экипажа. Впоследствии оказало, что граната была игрушечная, но в тот момент капитан решил не рисковать и посадил самолет в аэропорту Арланда в Стокгольме. Угонщик сдался и попросил политического убежища. Впрочем, к успеху он не пришел и уже 17 июля был передан обратно в СССР.
Суд дал ему 5 лет колонии, но на свободу он вышел досрочно, через 2,5 года. Швеция, кстати, не осталась безучастной и направили ему в колонию щедрую гуманитарную помощь.
1995 - Первый полёт Eurocopter/CATIC/STA EC-120 Colibri.
1999 - Самолет Бе-200 (с "выставочным" номером 368) перелетает в Париж для участия в 43 международном авиакосмическом салоне "Париж Айр Шоу Ле-Бурже 99". По пути в Париж (и обратно) была сделана промежуточная посадка в словацком аэропорту Кошице. Пилотировал Бе-200 на салоне экипаж - К.В. Бабич, Г.Г. Калюжный, М.Г. Андреев.
2016 - Катастрофа Су-27 пилотажной группы "Русские витязи". Погиб Сергей Еременко.
Утром Ерёменко выполнял показательный полёт на церемонии открытия памятника авиаторам России в подмосковном посёлке Ашукино. Выполнив на Су-27 два пролёта в составе группы «Русские Витязи», он направился на базу - военный аэродром в городе Кубинка. В 3 километрах от места показа у самолёта отказали оба двигателя и возник пожар. Истребитель начал стремительно терять высоту. Ерёменко, стараясь увести машину как можно дальше от жилого сектора, упустил время для катапультирования и погиб вместе с самолётом, который был найден в 4 километрах от Ашукино и в нескольких десятках метров от крайнего дома деревни Мураново.
Свежие комментарии