На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Россия прорвалась сквозь санкции в высшую лигу мировой авиации

Российский самолет МС-21 совершил свой первый полет с отечественными двигателями ПД-14. Это большая победа российского авиапрома, которая позволяет России вернуться в мировую элиту гражданского авиастроения. И хотя российский мотор немного уступает американскому по экономичности, у него есть и ряд неоспоримых преимуществ перед заокеанским конкурентом.

15 декабря 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. Полет продолжался 1 час 25 минут, проходил на высотах до 3500 м и скоростях до 450 км/час.

«Полетное задание выполнено полностью. Двигатели получились достойные. В первом полете они проявили себя отлично», – отметил летчик-испытатель Василий Севастьянов после полета. 

Полетное задание предусматривало оценку устойчивости и управляемости самолета и проверку работы систем и силовой установки на различных высотах и скоростях полета. Также в соответствии с заданием выполнены проходы над взлетно-посадочной полосой в различных конфигурациях механизации крыла.

«Первый полет – это всегда яркое зрелище и волнительное событие. Именно он является ключевым моментом зарождения нового самолета», – говорит главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Гендиректор Ростеха Сергей Чемезов считает, что Россия создала лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации. «В этой высшей лиге только несколько стран, и мы не просто возвращаемся туда, а делаем очень серьезное заявление. На сегодняшний день МС-21 – это самый современный магистральный самолет из всех существующих. Теперь мы можем чувствовать себя значительно увереннее благодаря возможностям, технологиям и перспективам нашей авиации. К этому мы шли больше десятилетия и продолжаем идти», – говорит главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

И особая гордость и победа – это отечественный двигатель ПД-14. МС-21 в конфигурации с моторами иностранного производства – американскими PW1400G-JM компании Pratt & Whitney – летает уже давно, с мая 2017 года. На этот раз тестируется двигатель российского производства.

«Это событие невероятно значимое и радостное. Обыватели рассматривают двигатель как некое приложение к самолету, а на самом деле все наоборот. Двигатель – гораздо более сложное, технологичное и наукоемкое устройство, которое умеют создавать лишь единицы во всем мире», – говорит Гусаров. 

Для бизнес-проекта более важной вехой, конечно, является получение самолетом сертификата типа и старт поставок авиакомпаниям для коммерческой эксплуатации. Первый полет является предвестником этих событий.

«Впереди у МС-21-310 заводские испытания и подключение к программе сертификации. Возможность для заказчиков выбирать тип двигателя самолета расширяет рыночный потенциал лайнера и снижает риски программы», – заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

США испугались российской разработки и попытались остановить рывок России в авиастроении. Однако сделать это им не удалось.

В прошлом году США перекрыли Москве доступ к иностранным композитным материалам. Владимир Путин назвал это тогда хамством. Применение прочных и легких композитных материалов – это не просто технологическая «фишка», это настоящее ноу-хау российских инженеров. Они разработали так называемое черное крыло из композитов. Оно имеет большую длину и улучшает аэродинамику самолета. Композитные материалы одновременно помогли увеличить диаметр фюзеляжа. Доля композита в конструкции превышает 30%, что уникально для лайнеров этого класса.

«Судя по заявлениям разработчиков, большая часть технических проблем, связанная с заменой композиционных материалов иностранного производства на отечественные композиты, уже решена. Значит, МС-21 получит, как и запланировано, сертификат типа к концу 2021 года. А значит, коммерческие полеты в составе российских авиакомпаний лайнер может начать уже в 2022 году», – считает Пантелеев.

Когда будет завершена международная сертификация самолета по европейским нормам, эксперты гадать не берутся. Однако авиационное руководство страны теперь считает приоритетом удовлетворение в первую очередь потребностей внутреннего рынка. Нет ничего драматичного в том, что российские и международные сертификаты будут выданы не одновременно, считает Пантелеев.

Тем более кризис авиаперевозок из-за пандемии и закрытия границ еще долго будет отражаться на рынке даже после того, как будут сняты все ограничения.

Зачем России собственный авиационный двигатель для МС-21? Ведь с иностранным двигателем самолет уже давно готов.

«Создание двигателя ПД-14 велось с нулевых годов, научная работа над ним началась еще раньше. То, что двигатели конструируются позже самолета, обычный процесс, ведь делать их гораздо труднее», – объясняет Гусаров.

ПД-14 – это двигатель нового поколения, который не уступает своим конкурентам. Технологии, заложенные в нем, станут основой целого семейства двигателей большей и меньшей размерности, подходящих для легких и тяжелых самолетов.

Теперь авиакомпании могут выбирать, с каким двигателем они хотели бы приобрести самолет МС-21.

«Создание альтернативной силовой установки – это разумный рыночный шаг. Более того, самолет с отечественным двигателем снимает санкционные риски. Для некоторых клиентов это особенно важно.

Например, для государственных органов. Самолет такой размерности может использовать Минобороны и другие силовые ведомства», – замечает Пантелеев.

Есть рынки, на которых американский двигатель является непроходным, например Иран, Северная Корея, Куба, добавляет эксперт. Один только иранский рынок может поглотить около 200 таких самолетов, как МС-21.

Расход авиационного топлива двигателя ПД-14 ощутимо ниже, чем у двигателя предыдущего поколения. По сравнению с американским двигателем расход топлива у него незначительно, но выше.

«В то же время конструкция ПД-14 проще, и можно значительно сэкономить на техническом обслуживании. Этим российский двигатель очень привлекателен для авиакомпаний, у которых расходы на техобслуживание – это существенная статья расходов», – указывает Пантелеев.

Еще одно преимущество российского двигателя ПД-14 состоит в том, что цена на него не зависит от курсовых изменений, тогда как американский двигатель может серьезно подорожать в условиях девальвации рубля. «Двигатель в структуре стоимости самолета – это самая дорогая комплектующая», – замечает Пантелеев.

Создание ПД-14 увеличит новых высокооплачиваемых рабочих мест на высокотехнологичном производстве, к которому относится сборка авиационных двигателей. Это продукт с высокой добавленной стоимостью, что означает дополнительные налоги в бюджет страны при поставках самолета.

Время для выхода новейшего самолета МС-21 может показаться не лучшим, учитывая кризис в авиационной отрасли. И в условиях высокой неопределенности 2020 года прогнозировать коммерческие продажи лайнера сложно. «Уже никто не ожидает восстановления авиаперевозок до уровня 2019 года раньше, чем в 2023 году. В этом году количество самолетов сократилось, в 2021 году, вероятно, будет наблюдаться продолжение этой тенденции. И только в 2022–2023 годах можно ожидать, что авиакомпаниям потребуются новые самолеты», – считает Пантелеев.

«Сколько понадобится самолетов – вопрос нетривиальный. В докризисный период наши авиакомпании владели не менее чем 700 узкофюзеляжными среднемагистральными самолетами, которым является МС-21, в виде его конкурентов Boeing 737 и Airbus 320», – отмечает авиационный эксперт. «Иркут» озвучил свои амбиции занять 70% внутреннего рынка. Однако Пантелеев замечает, что это довольно стандартная оценка компанией, которая ставит такие же цели и в других сегментах рынка. Между тем эксперт полагает, что помимо 175 самолетов МС-21, на которые уже имеются твердые контракты, в перспективе ближайших десяти лет на российском рынке есть потенциал для продажи еще такого же количества машин.

Ольга Самофалова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх