На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Не доросли: Россия решила не продавать Су-57 за рубеж...

Фото: Fasttailwind / Shutterstock.com

 

Никаких юридических оснований тормозить вывод истребителей Су-57 на рынок нет. Тогда в чём причина отказа от экспорта?

Москва не станет в ближайшие годы продавать зарубежным заказчикам истребители пятого класса Су-57. Сначала машинами этого типа будут укомплектованы российские воздушно-космические силы (ВКС), а уже затем очередь дойдёт и до иностранных покупателей.

Об этом журналистам заявил бывший заместитель министра обороны, а в настоящее время вице-премьер по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.

Как ни удивительно, решение это принято не из соображений секретности или опасений оказаться без достаточного количества современных самолётов в случае начала крупномасштабной войны. Большая война, и это все понимают, России не грозит: хоть Украину оккупируй, хоть Прибалтику танками занимай – дураков прыгать на ядерную державу, владеющую гиперзвуковыми ракетами, в мире не найдётся. Но даже если допустить, что военное столкновение возможно, то и в этом случае российские ВКС готовы к встрече с натовскими летунами.

Российская авиация – одна из самых передовых в мире; ещё в 2017 году доля современных образцов оружия в составе наших ВКС превысила 72% и продолжает расти. Для сравнения, по примерным оценкам, в 2014 году доля новых (то есть произведённых после 2000 года) самолётов в американских ВВС была чуть выше 13%. За прошедшие пять лет американцы интенсивно списывали совсем уже безнадёжное старьё и закупили некоторое количество новых машин, но к российским показателям пока не подошли даже близко.

Почему же российское руководство решило притормозить продажи Су-57? Ведь совсем недавно Москва без тени сомнений «выбросила» на международный рынок не менее революционную новинку – зенитно-ракетные комплексы С-400. «Триумфы» продавали и китайцам, и Индии, и даже не слишком дружественной за последние годы Турции.

Зенитно-ракетный комплекс С-400. Фото: Kuleshov Oleg / Shutterstock.com

Оказывается, всё просто: наши научились играть в маркетинг.

Ничего личного, просто бизнес

Как рассказал Юрий Борисов, Россия весьма успешно продаёт истребители предыдущей генерации – Су-35, относящиеся к поколению 4++.

Пока Су-35 хорошо идёт, не видим смысла в подрыве собственного рынка. Будет необходимость – у нас всегда козырная карта есть, – пояснил вице-премьер.

Ранее информированные источники в военно-промышленном комплексе сообщали, что все документы на экспорт Су-57 согласованы и никаких формально-юридических оснований для того, чтобы тормозить вывод этой машины на рынок, нет. А раз так, то слова Борисова могут означать одно из двух: либо генерал прикрывает подготовку нового крупного контракта, либо же наши оборонщики достигли такого уровня, что стали форматировать мировой оружейный рынок под себя.

Если дело в одном желании не привлекать излишнего внимания к возможной продаже 57-х и тем самым оградить потенциальных клиентов от экономических и политических ударов со стороны Вашингтона – всё понятно: это вполне стандартные манёвры на международном рынке вооружений. Нечто похожее мы наблюдали с индонезийским контрактом на одиннадцать Су-35. Целый год одни индонезийские начальники заявляли, что будут покупать истребители, а другие, не менее высокопоставленные, утверждали, что Джакарта передумала. Скорее всего, о покупке островным государством российских истребителей мир узнает постфактум, а в Вашингтоне и вовсе могут сделать вид, что «не заметили» индонезийского ослушания.

Гораздо интереснее, если заявление Борисова свидетельствует о том, что «Рособоронэкспорт» чувствует себя настолько уверенно, что сознательно ограничивает доступ иностранцев к последним российским разработкам, заставляя их покупать оружие предпоследнего поколения. По сути, это означает, что начавшийся в 2007 году количественный рост продаж наконец перешёл в качественное улучшение позиций российского оборонпрома.

Нонеча – не то, что давеча

Во времена СССР наша страна своё оружие не столько продавала, сколько раздавала задарма всяким «прогрессивным» режимам. Стоило какому-нибудь сумасшедшему диктатору-людоеду, вроде Иди Амина, объявить, что он намерен строить светлое коммунистическое будущее – советские боссы тут же кидались отправлять ему эшелоны новейшей бронетехники, ракет и самолётов. При этом оружие или продавалось по символическим ценам, или поставлялось в кредит, большинство из которых так никогда и не были выплачены.

Новая эпоха российского оружейного экспорта началась после развала СССР и характеризовалась другой крайностью: экономическое положение страны было столь плачевным, что на продажу шла любая техника, за которую иностранцы были готовы платить. Исключение составляли лишь ядерные боеприпасы да средства их доставки.

Общим местом и для советского периода, и для «лихих девяностых» было то, что наша оборонная промышленность стояла в позе «чего изволите» и была готова по велению сначала партийного руководства, а затем и иностранных правителей отправлять за бугор даже то оружие, которого не было в нашей армии.

Слава богу, те времена давно прошли. Сначала было принято правило не отправлять на экспорт технику, не поступившую ещё в наши собственные войска, а затем российские оборонщики и вовсе начали выстраивать иерархическую пирамиду, определяя, кому и что можно покупать.

Сладкое после каши

То, что Минобороны и «Рособоронэкспорт» научились играть в маркетинг по-взрослому, видно на примере того, как в последние годы иностранных заказчиков кормят новинками отечественного авиапрома.

Долгое время жемчужиной российских оружейных контрактов были истребители Су-30. Они относятся к поколению 4+ и способны вести воздушные бои против самых современных истребителей противника, атаковать вражеские корабли и бронетехнику, уничтожать объекты в глубине обороны, в том числе и сильно защищённые ПВО. Настоящие универсальные солдаты современной воздушной войны. К началу нынешнего года Россия продала 500 машин этого типа. Больше всех на «тридцатку» потратилась Индия (250 самолётов), на втором месте – Китай (97 истребителей); также их покупали Алжир, Казахстан и даже Уганда.

Постепенно покупатели «наелись» этим изделием, и на сцену вышел Су-35, относящийся к поколению 4++. 24 такие машины купил Китай, выложив за них 2,5 миллиарда долларов.

Индонезия также заявляла о намерении приобрести 11 истребителей этого типа. В марте нынешнего года появились слухи, что «более двух десятков» Су-35 собирается купить Египет; «Рособоронэкспорт» оперативно выступил с опровержением домыслов, однако все всё поняли.

Впрочем, прелесть ситуации не в этом. Дело в том, что и тридцатый, и тридцать пятый создавались практически параллельно. Ранние прототипы этих машин поднялись в воздух в середине 90-х, а в современном виде оба истребителя оформились в поздних нулевых. При этом Су-35С на несколько лет опередил Су-30СМ. То есть, если бы всё шло исключительно по законам рынка, машины пошли бы на продажу практически одновременно и непрерывно конкурировали между собой во всех истребительных тендерах.

Истребитель Су-35. Фото: Fasttailwind / Shutterstock.com

Вместо этого Россия сначала пустила на рынок двухместную «тридцатку», и только «накормив» ею основных покупателей – предложила одноместные тридцать пятые. Ключевая разница между этими самолётами в том, что двухместные Су-30 лучше подходят на роль штурмовиков и лидеров групп. Второй член экипажа свободен от пилотирования и может целиком сосредоточиться на выборе целей или оценке воздушной обстановки. Одноместные же Су-35 легче и оснащены более мощными двигателями, благодаря чему имеют существенное преимущество в маневренности не только перед западными машинами, но и перед собратьями по семейству (оба истребителя созданы на базе Су-27).

В результате такой политики страны, закупавшие Су-30, оказались перед фактом, что на рынке появился ещё более крутой истребитель, который, может быть, не так хорош в роли штурмовика или бомбардировщика, но уж точно является непревзойдённым воздушным убийцей. Соответственно, у них возник стимул задуматься о расширении авиапарков и закупке некоторого количества «сухих» 35-й модели.

Очевидно, что после того, как наши специалисты придут к выводу, что все, кто хотел и мог купить истребители 4++, это сделали, – на рынок выйдет полноправный представитель пятого поколения, Су-57.

Скорее всего, его первыми приобретателями будут Индия и Китай. Однако случится это не раньше, чем наша оборонка отобьёт все деньги, потраченные на разработку истребителей предыдущего поколения...

Фоменко Виктория

ссылка

Картина дня

наверх