Атмосфера военного аэродрома особенно впечатляет, когда переносишься сюда сразу из столичного городского мира – суетного, пестрого, растерянного… А здесь, на летном поле, всё строго, лаконично, сурово по цвету. Строй авиаторов противолодочной эскадрильи в морской форме – другие глаза, другие лица... Вокруг только северный лес. Над нами – облачное небо поздней осени, заставляет ежиться порывистый ветер. Уходит к горизонту просторная «бетонка», на которой ожидают вылета светло-серые силуэты могучих воздушных кораблей, Вот здесь, на аэродроме Кипелово в Вологодской области, понятно, почему Россия и сегодня остается великой державой.
Это воздушные корабли Ту-142. Как сообщают нам открытые источники, в НАТО наш самолет назван bear – «медведь». Сильная машина, созданная после того, как в составе американского флота в начале 1960-х появились атомные подводные лодки — носители баллистических ракет большой - дальности. Создавался самолет около десяти лет! Был принят на вооружение в 1972 году. С тех пор в нашем ВМФ Ту-142 применяется для дальней океанской разведки, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, для поиска и слежения за подлодками.
Четыре турбовинтовых двигателя могут нести его на скорости 700-800 километров в час на тысячи верст от своей базы. С аэродрома в Вологодской области эти машины летают над Северным полюсом, над Баренцевым и Норвежским морями, над Северной Атлантикой, могут долетать до Кубы.
Ту-142 имеет совершенное оборудование для разведки, вооружен торпедами и противолодочными ракетами, двумя пушками и комплексом средств радиопротиводействия, системой отстрела ложных тепловых целей.
Длина самолета и размах крыльев – более 50 метров. Это выдающееся творение отечественной конструкторской мысли, всего нашего ВПК.
…В тот памятный день, о котором идет речь, у одного из самолетов был выстроен экипаж – 10 человек летного и четыре технического составов. Одному из прошедших масштабную модернизацию Ту-142 присваивалось имя «Александр Клубов» в честь одного из лучших советских летчиков-асов Великой Отечественной войны.
В церемонии участвует личный состав эскадрильи. Вынесено Знамя части. Звучит гимн России. С борта самолета снимается полотно, открыта надпись «Александр Клубов». Рядом с выписанным красными буквами именем изображены две Звезды Героя Советского Союза и Андреевский флаг.
С кратким словом обращается к присутствующим заместитель губернатора Вологодской области Евгений Богомазов. Он говорит о значимости этого мероприятия для воспитания у российских граждан патриотизма, готовности к защите Родины. Е.А. Богомазов вручил членам экипажа именного самолета памятные медали «100 лет со дня рождения летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза Александра Федоровича Клубова». (Это памятный знак губернатора Вологодской области, вручаемый гражданам РФ и организациям, внесшим большой вклад в патриотическое воспитание граждан России, ведущим работу по увековечению памяти вологжан – защитников Отечества).
Глава Вологодского района Сергей Жестянников сказал: «Жизнь Александра Клубова, парня из деревни – пример того, как упорством, трудом и стремлением к мечте можно покорить небо. И теперь самолет с его именем продолжит путь Героя. Благодарю командование Северного флота, Клуб деловых людей Вологодского землячества за эту важную инициативу, Правительство области, главу региона за поддержку. Гордимся нашим героем!».
Глава района также отметил, что увековечивание героев Красного берега (место в Вологодском районе, где родился дважды Герой Советского Союза) будет продолжено.
Внучатая племянница великого летчика Анна Бирюкова выступила как представитель семьи Клубовых, славной тружениками и защитниками Отечества, известными деятелями науки и техники:
«Хочу поблагодарить всех участвующих в организации этого мероприятия от имени родственников Клубова: командование Северного флота, принявшего решение о присвоении самолёту имени А.Ф. Клубова; командование авиационной эскадрильи, организовавшего мероприятие; общественные организации: Клуб деловых людей Вологодского землячества в Москве (председатель В.В. Золотов); Вологодскую областную организацию авиаторов «Крылатое братство» (председатель В.М. Бабкин).
Очень символично, что мы собрались именно в Кипелово. Со станции Кипелово Александр Клубов в возрасте 16 лет уезжал в Ленинград к матери. Его старший брат Алексей – мой дедушка – вспоминал, как провожал Александра три километра. Перед войной они ещё раз встретились в Москве, перед тем как Александра направили в авиационный полк в Закавказье. Оба были несказанно рады встрече. Алексей даже не узнал брата, так тот возмужал. На прощание Александр сказал: «Я, Алексей, приеду к вам обязательно, хочу посмотреть девочку, которую нянчил…». Но приехал Александр на родину спустя годы в бронзе и застыл на гранитном постаменте...
Возможно, не состоялся бы Герой, если бы не его первая учительница Римма Григорьевна Геллер. Её часто вспоминал мой дедушка Алексей Федорович. По инициативе Риммы Григорьевны в 1928 году была построена деревянная одноэтажная школа, где учился Саша. Учился он хорошо, очень много читал. Ходил в школу босиком, иной раз нечего было надеть, но всё равно занятия не пропускал. Учительница сразу отметила способности Саши и сказала, что он ещё будет гордостью Яруново. Так и получилось.
Присвоение имени Алесандра Клубова самолёту – очень важное событие. Такие мероприятия необходимы. Память – это то, что объединяет нас сегодня.
Самолёт будет пролетать над его родиной – Яруново. Он будет вновь и вновь взмывать в небо, как будто продолжая полёт Героя и напоминая нашим противникам, что наш народ помнит своих Героев и, если что, также встанет на защиту своей Родины».
Заместитель председателя Клуба деловых людей Вологодского землячества в Москве Михаил Коноплёв напомнил о вкладе Александра Клубова в Победу: в 457 боевых вылетах он сбил лично 31 самолет врага и 19 в группе, уничтожил в штурмовках 16 немецких танков.
М. Коноплёв рассказал о многолетней деятельности Клуба по возвращению дважды Героя в нашу память: участие в организации торжеств в дни его 95- и 100-летия со дня рождения, в создании и установки бюста летчика в Центральном музее Великой Отечественной войныв Москве и в Пионерском сквере Вологды, в присвоении двум школам Вологды и области его имени.
Также М. Коноплёв сказал: Победа 1945 года остается важнейшей скрепой для нашего разобщенного народа. Это линия президента России, которая видна в укреплении государства, перевооружении армии и флота, в успехе Крымской весны, операции в Сирии и других. Это основа и грядущей Русской Победы!
Автор этих строк, написавший книгу «Советский ас Александр Клубов», в своем выступлении на аэродроме отметил: «Мне довелось еще в 1990-2000 годы беседовать с ветеранами, которые воевали с Клубовым, работать с документами в архиве. Александр Клубов по праву входит в число самых выдающихся наших летчиков-истребителей. Он был учеником и лучшим другом легендарного первого трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Когда Клубов в ноябре 1944-го погиб в авиакатастрофе, Покрышкин не мог сдержать слез...
Впервые Клубов особенно ярко проявил себя летом и осенью 1942 года, когда половину его полка сняли с дежурства на границе с Турцией и бросили в пекло боев против рвущихся на Кавказ немецких войск. Они штурмовали танковые колонны на лишенных броневой защиты истребителях, бились в неравных боях с «мессершмиттами». Почти все они погибли, но выполнили поставленные задачи. Клубов был ранен, горел. Сбил свои первые самолеты врага, был награжден первым орденом Красного Знамени.
Также он особо отличился в воздушном сражении под Яссами в 1944-м.
Немцы дали тогда решительный бой, последний раз пытаясь вернуть господство в воздухе. Они сосредоточили здесь свои лучшие эскадры истребителей, где были их самые результативные асы – Хартман, Баркхорн и другие. И потерпели поражение. Клубов был лучшим в тех боях в гвардейской покрышкинской дивизии, окончательно сломившей боевой дух люфтваффе.
Отличало Клубова и увлечение поэзией, он знал наизусть многие стихотворения Пушкина, Блока, Есенина. Покрышкин писал о нем: “Он был беззаветно предан Родине, авиации, дружбе, умный и прямой в суждениях, горячий в споре и тонкий в опасном деле войны”.
Желаю экипажу самолета «Александр Клубов», всем авиаторам эскадрильи быть достойными памяти великого русского летчика!».
После завершения митинга экипажи дальней противолодочной эскадрильи прошли парадным маршем у Ту-142 «Александр Клубов». Жаль, что из-за ковидных ограничений не смогли в этой духоподъемной церемонии принять участие кадеты из вологодской школы №15 имени дважды Героя, а также юнармейцы из школы в селе Кубенское Вологодского района.
Тем более, что после торжественной части гости были приглашены на экскурсию в кабину самолета «Александр Клубов», где могли сесть в кресла командира экипажа, штурмана, бортинженера, оператора, радиста. Задать вопросы авиаторам о сложных многочасовых полетах над морями и океанами, над льдами Северного полюса при свете полярного сияния…
В мероприятии участвовали также глава Федотовского поселения Владимир Якимов, заместитель председателя организации «Крылатое братство», подполковник, ветеран-«афганец» Иван Поздеев, заслуженный художник России, автор памятника А.Ф. Клубову в Вологде Елена Безбородова, житель Красного берега Константин Советов.
На чаепитии после торжественной церемонии И. Поздеев предложил вспомнить и о ведущей роли прежнего губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева в перезахоронении останков А.Ф. Клубова с кладбища во Львове на Введенское воинское кладбище в Вологде в 2001 году. Именно тогда о летчике по-настоящему вспомнили на родине.
Было в Доме офицеров в Федотово и душевное общение с летчиками эскадрильи, ее командиром – гвардии подполковником Денисом Пановым, командиром экипажа корабля «Александр Клубов» гвардии подполковником Андреем Волковым.
Еще на заре века А.И. Куприн писал о летчиках: «Я люблю их общество… Как прекрасна в этих сверхъестественных людях-птицах, дерзко попирающих всемирные законы самосохранения и земного тяготения, как живописна в них беспечная и благородная, страстная и веселая, какая-то солнечная и воздушная любовь к жизни!».
Летчики всегда составляли особое племя, цвет народа. Ведь каждый, даже не боевой полет – это опасность, постоянное, часто предельное напряжение духовных и физических сил человека в необычной для него воздушной среде. С обычным трудовым днем сложный полет не сравнить. Организм выбрасывает в кровь в 10-12 раз больше адреналина, ферментов, сахара. Он работает на пределе…
Как рассказали нам летчики, скоро об именном самолете узнают и «за углом», в странах НАТО, в Норвегии и Великобритании. Их перехватчики обязательно стараются облететь, сфотографировать наших дальних разведчиков. Что ж, пусть почитают гордое имя на борту Ту-142, вспомнят историю. А может, прочтут и строки из воспоминаний А.И. Покрышкина, в которых, кажется, нельзя не услышать душераздирающий рев моторов, грохот очередей, крики пилотов…
«Особенно выделялся своей отвагой и мастерством Александр Клубов. Спокойный и немного флегматичный в обычной земной жизни, в воздухе он преображался, становился дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал врага. У него была душа настоящего истребителя…».
«Наш успех, дерзкие действия группы Клубова ожесточают поединок. Истребители противника наседают все яростнее, клубок сжимается, пушечные и пулеметные очереди слышатся все чаще… Клубов видит всех, всем вовремя подает команды. Его мужество, его сообразительность, его воля связывают всю группу в мощный кулак. Он верен себе…».
Как отмечалось в региональной прессе, «традиция называть боевые машины именами героев активно поддерживается лётчиками Северного флота. Во многих авиационных частях на фюзеляжах самолётов нанесены имена легендарных асов Великой Отечественной войны и послевоенной истории».
Что ж, это поистине наш Бессмертный воздушный полк...
Фото Натальи Ожигиной
Фотографии:
Ту-142 в полёте
Свежие комментарии