1897 - Родился пионер космонавтики Юрий Васильевич Кондратюк (настоящее имя - Александр Игнатьевич Шаргей). Советский учёный, один из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная в 1916 году ученым траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».
1907 - В Париже румынский изобретатель и пионер авиации Траян Вуя совершил полёт дальностью почти 20 метров на высоте 4,5 метра, на своей второй машине с 24-сильным двигателем Антуанетт.
1910 - Родился Тимофей Тимофеевич Хрюкин — советский военачальник, лётчик, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза (1939, 1945).
Служил в частях бомбардировочной авиации. В 1936 году добровольцем записался в состав войск СССР, направленных в Испанию для участия в гражданской войне. По возвращении на Родину награждён орденом Красного Знамени.В 1938 году во время Японо-китайской войны (1937—1945) был направлен в Китай. Командовал эскадрильей бомбардировщиков СБ, затем авиагруппой. Совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Руководил налётом на аэродром противника на Тайване (по другим данным, указанным налётом командовал полковник Фёдор Петрович Полынин). Все бомбардировщики под его командованием вернулись назад без потерь.Там же, в Китае, 10 августа 1938 года экипаж бомбардировщика СБ в составе командира Т. Т. Хрюкина и штурмана Ивана Павловича Селиванова якобы потопил некий японский авианосец «Ямато-мару», на котором базировались современные японские истребители И-96, противодействовавшие успешной боевой работе советской авиагруппы в Китае. 22 февраля 1939 года за подвиг, совершённый при выполнении спецзаданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза Т. Т. Хрюкин был удостоен звания Героя Советского Союза. Великая Отечественная война застала генерала Хрюкина на юге Украины в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В этот период Хрюкину приходилось решать огромное количество вопросов, о которых он раньше и не думал: боевые действия ночью, переучивание лётного состава на американские и английские самолёты, перевооружение частей, развитие сети аэродромов, использование средств радионавигации, светомаяков и т. д. В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта (в том числе при попытке его прорыва в ходе Миусской операции), в Крыму. По инициативе генерала Хрюкина под Сталинградом был создан полк «асов» — 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором были собраны лучшие лётчики-истребители из других полков. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом).В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии.С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам. Однажды во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...
1913 - Первая женщина, совершает прыжок с парашютом из аэроплана.Восемнадцатилетняя американка Джорджия Бродвик ('Tiny' Broadwick) по прозвищу Крошка, используя пятикилограммовый шёлковый парашют, прыгает с высоты 305 метров из аэроплана, пилотируемого Гленном Мартином, и благополучно приземляется на поле аэродрома Гриффит-Филд (Лос-Анджелес, штат Калифорния).
1921 - Совершил свой первый полёт английский транспортный самолёт Bristol Type 62 Ten-Seater с двигателем Napier Lion мощностью 450 л.с. После переделки пассажировместимость увеличилась до 9 человек (пассажирская кабина могла вместить 8 пассажиров ещё один, дополнительно размещался в кабине пилота), а экипаж сократился до одного пилота.
1929 - Первый полёт самолёта-амфибии Ш-1 Вадима Борисовича Шаврова, лётчик-испытатель Борис Васильевич Глаголев. По результатам государственных испытаний, проведенных в сентябре 1929 года был сделан вывод о необходимости установки более мощного двигателя.
1929 - Взлетел первый прототип самолёта Vought XF2U-1. Это был двухместный двухстоечный биплан, смешанной конструкции, оснащённый двигателем Pratt & Whitney R-1340C Wasp мощностью 450 л.с. Вооружение самолёта состояло из двух передних 7.62-мм пулемётов, установленных над верхней центральной секцией крыла, и двух таких же пулемётов, в задней кабине на подвижной турели. XF2U-1 прошёл успешно все стадии испытания, после чего был передан для испытаний в Naval Aircraft Factory в феврале 1930 года. Утерян в результате аварии 6 марта 1931 года.
1933 - Состоялся первый полёт прототипа N-1 английского многоцелевого гидроплана Supermarine Walrus. Машину пилотировал главный испытатель ("Шеф Тест-Пилот") "Виккерса" "Мэтт" Саммерс. Он отметил хорошие лётные качества самолёта. Единственным существенным недостатком, проявившимся в первые дни испытаний, стала неважная управляемость на рулении по земле, связанная с недоработками в конструкции шасси. Всего было построено 770 экземпляров машины. Широко применялся англичанами во Второй Мировой войне.
1936 - В Великобритании майор X. Кордес впервые поднял английский опытный средний бомбардировщик HP.52 (Handley Page Hampden ) в небо. Характеристики, полученные в полётах, вселяли оптимизм. Самолёт показал максимальную скорость 426 км/ч. 1000-сильные моторы позволяли брать на борт более 1800 кг бомб в следующем ассортименте: две по 906 кг или 8 по 226 кг. Их место могли занять 680 кг морских мин, при этом HP.52 полагалась мощная радиостанция и радиопеленгатор. Взлётный вес машины увеличился на 1 т по сравнению с заданным в В.9/32 и составил 7258 кг. Вместе с Веллингтоном и Уитли, Хемпден нёс бремя раннего этапа войны над Европой, участвовал в первом налёте на Берлин и первом «рейде тысячи бомбардировщиков» — налёте на Кёльн.
1938 - На аэродроме НИИ ВВС ведущий лётчик-испытатель Александр Кузьмич Долгов провёл лётные испытания(по 22 июля) ,для сравнения характеристик опытного ХАИ-5 с его серийным образцом, самолётом Р-10 М-25В № 14164 (4 серия 16 самолёт).Отмечалось, что изменения на первых сериях самолёта привели к увеличению его полётного веса на 163,5 кг. Ухудшились лётно-технические данные, максимальная скорость самолёта уменьшилась до 360 км/ч на высоте 2900 м, и как следствие, уменьшилась полезная нагрузка. Однако ухудшение лётных характеристик оказалось не главным недостатком серийного самолёта. Вновь появился огромный список дефектов конструкторского и производственного характера. Выявили: дефектов опасных для полётов - 8, снижающих безопасность самолёта - 6 и затрудняющих эксплуатацию - 84. Как результат, в августе 1938 года приёмку машин Р-10 военные приостановили до устранения обнаруженных недостатков.
1941 - Принята на вооружение реактивная артиллерия - пусковые установки БМ-13 ("Катюша"), созданные в НИИ-3.
1943 - Немецкий вертолёт Fa 223E V11, первый из собранных в Лаупхейме, участвовал в показательных полётах для съёмок фильма. Перевозились на внешней подвеске различные грузы: фюзеляжи фирмы Физелер "Шторьх" и Bf 109, авиационный двигатель и хвостовая балка от FW189. Вертолёт, зависая, опускал грузы на колёсные прицепы. Вертолёт поднимал агрегаты попавшего в болото Do 217, но сам потерпел аварию. Тогда Fa 223E V14, пилотируемый шеф-пилотом Карлом Боде и лётчиком-испытателем люфтваффе Герстенхауэром, вылетел из Лаулхейма на спасательную операцию. V11 разобрали и подготовили к транспортировке сотрудники "Фокке-Ахгелис".
1943 - Первый полёт первого серийного английского многоцелевого истребителя Tempest V, испытатель Б. Хамбл. Серийные самолёты имели уже не "автомобильные" двери, о фонарь - "пузырь" с обычной сдвижной секцией. Первые 100 истребителей, названные серией 1, имели пушки Испано Мк. II с боезапасом 200 снарядов на ствол (у "Тайфуна" приходилось по 140 снарядов но одну пушку). Пушки выступали из крыла. Позднее, на серии 2, смонтировали пушки Испано Mk.V, с более короткими стволами. Внесли и ещё ряд мелких изменений. Ещё позже вместо двигателя "Сейбр" ПА стали ставить ПВ или ПС.
1944 - Налёт немецкой авиации 21 июня 1944 года на полтавский аэродром, использовавшийся американской бомбардировочной авиацией при налётах на восточную и юго-восточную части Германии и её сателлитов (операция "Фрэнтик"). 21-22 июня 1944 года 115—120 бомбардировщиков ВВС Германии совершили массированный ночной налёт на аэродром под Полтавой, а в следующую ночь — на аэродром под Миргородом. Советские средства ПВО выпустили по немецким самолётам почти 28000 снарядов и патронов, не сбив ни одного.США официально признали уничтожение в результате этих бомбардировок 43-х своих бомбардировщиков и гибель всего лишь одного своего военнослужащего. После этого челночные бомбардировки «Летающими крепостями» были временно прекращены.
1945 - На заводе № 45, будущем «Салюте», по приказу народного комиссара авиационной промышленности СССР Алексея Ивановича Шахурина было образовано опытно-конструкторское бюро по созданию авиадизелей, ныне ФГУП "Научно-технический центр "Машиностроительное конструкторское бюро "Гранит". На протяжении многих десятков лет коллектив НТЦ «МКБ «Гранит» разрабатывает авиационную технику и обеспечивает конструкторское сопровождение всего жизненного цикла авиационных двигателей, выпускаемых серийными и авиаремонтными заводами страны. Сегодня прославленный коллектив работает в составе дирекции НИР и ОКР АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» и продолжает работу по конструкторскому сопровождению серийного выпуска, эксплуатации и ремонту авиадвигателей.
1947 - Авиакатастрофа Ли-2 (СССР - Л4138) Украинского управления ГВФ в Каркинитском заливе.
На борту находилось 25 пассажиров и 4 члена экипажа. Из-за отказа двигателя во время полёта по маршруту над акваторией Чёрного моря пилот совершил вынужденную посадку на воду в Каркинитском заливе в 2км от берега. Самолёт затонул через 15мин. Утонули КВС, бортрадист и 6 пассажиров, всего 8 человек. Остальные спасены подоспевшими рыбаками. Причина - отказ двигателя произошёл из-за отсоединения тяги высотного корректора.
1951 - Состоялся первый полёт самолёта H.P.88 Manx (VX330). Самолёт был известен и под двумя другими обозначениями - Supermarine Type 521 и YB.2 - внутреннее обозначение фирмы Blackburn - YB2. Разработанный фирмой Handley Page совместно с General Aircraft по спецификации E6/48 экспериментальный самолёт H.P.88 Manx был построен на фирме Blackburn Aircraft Ltd. Самолёт предназначался для исследования нового типа крыла и хвостовой части в интересах проекта бомбардировщика Handley Page H.P.80 Victor. Фюзеляж самолёта представлял собой адоптированный к этому проекту фюзеляж самолёта Supermarine 510 (прототип Supermarine 521 Attacker. Самолёт выполнил около 30 полётов, до катастрофы произошедшей 26 августа этого же года. В катастрофе погиб пилот-испытатель фирмы Handley Page Д.Г.Брумфельд.
1952 - Первый полет Gemeaux V - самолета CM 88R с одним турбовентиляторным двигателем Turbomeca Aspin II c тягой 360 кгс.
1956 - На вооружение советской армии был принят баллистический ракетный комплекс средней дальности Р-5М. Это были первые советские ракеты, способные нести ядерные заряды.
1958 - Родился Геннадий Иванович Падалка — советский и российский космонавт (381-й космонавт мира, 89-й космонавт России).Герой Российской Федерации(5 апреля 1999 года), лётчик-космонавт Российской Федерации(5 апреля 1999 года). Военный лётчик 1-ого класса, полковник ВВС(15.06.1999). Занимает первое место по суммарной продолжительности нахождения в космосе - 878 суток 11 часов 29 минут. Совершил пять полётов в космос.В апреле 2017 года вместе с Сергеем Николаевичем Ревиным, Сергеем Александровичем Волковым и Александром Михайловичем Самокутяевым принял решение уйти из отряда космонавтов, так как, по его словам, ему «надоело бездельничать. Перспективы на полёт нет».С 28 апреля 2017 года приказом начальника Центра подготовки космонавтов освобождён от должности инструктора-космонавта-испытателя 1-го класса и уволен из ЦПК.После увольнения Геннадий Падалка опубликовал открытое письмо с критикой главы Центра подготовки космонавтов Юрия Валентиновича Лончакова и призывом уволить его.
1958 - Первый полёт прототипа сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 (изделие 105) "Шило",лётчик-испытатель 1-го класса Юрий Тимофеевич Алашеев. Серийное производство началось в 1960-м в Казани. Впервые самолёт показан на воздушном параде в Тушино в 1961-м, а в следующем году - уже принят на вооружение.
1960 - Первый полёт первого серийного бомбардировщика Ту-22, собранного на авиазаводе №22 в Казани.
1961 - На вооружение войск ПВО принят ЗРК С-125 "Нева" с ракетой 5В24.
1961 - Состоялся первый полёт английского среднемагистрального грузопассажирского самолёта Aviation Traders ATL.98 Carvair, а в марте 1962 года самолёт Carvair начал регулярные полёты в составе авиакомпании British United Air Ferries.
1962 - Осуществлён очередной шестой испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 3. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Майкл Уайт (Robert Michael White). В полёте достигнута максимальная скорость 5858 километров в час при максимальной высоте подъёма 75190 метров.
1964 - Родился Олег Дмитриевич Кононенко — «Лётчик-космонавт Российской Федерации» (2009), Герой Российской Федерации (2009), Герой Туркменистана (2019). Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса, 473-й космонавт мира, 102-й космонавт Российской Федерации,лейтенант запаса. В 1988 году Олег окончил Харьковский авиационный институт имени Н. Е. Жуковского по специальности «двигатели летательных аппаратов». Совершил четыре полёта к МКС: 2008 г. (Союз ТМА-12), 2011-2012 гг. (Союз ТМА-03М), 2015 г. (Союз ТМА-17М), 2018-2019 г. (Союз МС-11). Продолжительность полётов составила 736 суток 18 часов 43 минут и 5 выходов в открытый космос общей длительностью 32 часа 13 минут. Работает в должности инструктора-космонавта-испытателя Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»(с ноября 2016 года), заместителя начальника ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» и командира отряда космонавтов(с октября 2013 года).
1965 - Родился Ян Ливэй (кит. упр. 杨利伟, пиньинь Yáng Lìwěi) — первый космонавт КНР. Космонавт-герой (2003). Совершил 1 космический полёт в 2003 году на китайском КК "Шень Чжоу-5". Длительность космического полёта составила 21 час 23 минуты.
1967 - Первый полёт поисково-спасательного вертолёта Ка-25ПС, лётчик-испытатель Владимир Михайлович Евдокимов.
1971 - Первый AJ-37 передан шведским ВВС. Серийный выпуск модификации AJ-37 продолжался до 1979 года, было построено 110 самолётов этого типа.
1972 - Первый полёт варианта DC-10-30 американского дальнемагистрального пассажирского самолёта DC-10-10, имевшего крыло увеличенного размаха, более мощные ТРДД и увеличенный запас топлива.
1972 - Мировой рекорд высоты полёта на вертолёте SA 315-001 установил Ж. Буле (Франция) - 12442 м.
1978 - Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин совершил первый полёт на опытном самолёте Су-25 (Т8-1Д).
1984 - Начались полёты В-80 в ходе Государственных сравнительных испытаний В-80 и Ми-28, а испытания Ми-28 начались только 17 сентября и продолжались до 19 апреля 1985 года. Первый этап предусматривал оценку лётно-технических характеристик вертолётов, каждому из которых предстояло выполнить по 27 полётов. Получаемые в ходе этих полётов результаты подтверждали превосходство камовской машины.
1991 - В штаб-квартире Европейского космического агентства в Париже состоялась презентация международной авиационно-космической системы для исследований околоземного пространства, состоявшей из Ан-225 и 250-тонного многоразового космического аппарата Interim HOTOL, разрабатываемого английской компанией Бритиш Аэроспейс. Два летательных аппарата почти идеально подошли друг к другу, ведь Ан-225 изначально проектировался для воздушного старта подобных изделий. Реализация этого проекта реально сулила примерно четырёхкратное снижение стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту по сравнению с вертикальным стартом. Кроме прочего, Хотол мог бы эффективнее других аппаратов решать задачу доставки экипажей на орбитальные станции и производить их эвакуацию оттуда в аварийных ситуациях. Однако очень скоро у проекта обнаружился очень серьёзный недостаток - полное отсутствие государственного финансирования. А частные инвесторы, как оказалось, предпочитают вкладывать деньги лишь туда, где они быстро возвращаются. Если же период до получения прибыли длительный, то инвестора найти почти невозможно. Эта прописная истина сыграла в судьбе проекта Мрия-Хотол роковую роль.
1993 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-57 запущен космический корабль многоразового использования "Endeavour №4" с астронавтами Брайаном Даффи (Brian Duffy, 2-й полёт), Рональд Грэйби (Ronald Grabe, 4-й полёт), Нэнси Карье (Nancy Currie, 1-й полёт), Джорджем Лоу (George Low, 3-й полёт), Дженис Восс (Janice Voss, 1-й полёт) и Питером Уайзоффом (Peter Wisoff, 1-й полёт) на борту. Продолжение медико-биологических исследований и астрономических наблюдений. Первый полёт коммерчески разработанной космической герметичной лаборатории, предназначенной для работы под двукратным давлением при проводимых экспериментов экипажем. Также проведён эксперимент по переработке сточных вод для космической станции. Астронавты провели в космосе около 11 суток и благополучно приземлились на Авиабазе Эдвардс 1 июля 1993 года.
2016 - Первый полёт Су-30МКИ с технологическим демонстратором ракеты BrahMos воздушного базирования был проведён компанией HAL в г. Насик для демонстрации успешной интеграции авиационного комплекса «самолёт-носитель – ракета»...
Свежие комментарии