На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 2 сентября

Этот день в авиации. 2 сентября

Этот день в авиации. 2 сентября

1896 - В Софии родился болгарский авиаконструктор Асен Христов Йорданов.

Он составил инструкции и руководства по эксплуатации и обслуживанию, осмотру и ремонту некоторых известных самолетов, таких как Lockheed P-38 Lightning, Curtiss P-40 Warhawk, Boeing B-17 Flying Fortress, Boeing B-29 Superfortress, Consolidated Б-24, North American B-25 Mitchell, транспортный самолет Douglas DC-3.

В довоенные годы всеобщего увлечения авиацией в СССР было издано множество замечательных книг об авиации. Особое место среди них занимает опубликованная в 1937 г. книга Асена Йорданова "Ваши крылья". Многие из тех, кто с юношеским увлечением брался за изучение азов летного дела, прекрасно изложенных в этой книге, впоследствии взяли в руки штурвал самолета, штурманскую линейку или карандаш авиаконструктора.

Следующая книга Асена Йорданова, с которой познакомился советский читатель, вышла из печати в 1940 году. Она называлась "Полеты в облаках" и была посвящена вопросам, связанным с полетами по приборам в условиях отсутствия зрительной ориентировки. В книге подробно излагались основы метеорологии, синоптики, аэронавигации, включая радионавигацию, которая в те годы, зародившись, бурно развивалась.

Этот день в авиации. 2 сентября
1906
 - Родился Сергей Александрович Ярцев - конструктор авиационного вооружения.

С 1927 года в КБ приборостроения, где прошел путь от инженера до главного конструктора по направлению. Лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Отечественной войны 1- й и 2-й степени.


Этот день в авиации. 2 сентября

1908 - Родился конструктор ракетной техники В.П.Глушко. Инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик АН УССР и АН СССР, (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член ЦК КПСС (1976—1989).

Этот день в авиации. 2 сентября

1911 - Впервые в России в маневрах войск военных округов применена авиация. Авиационные подразделения Севастопольской офицерской школы авиации и Офицерской воздухоплавательной школы (г Гатчина) приняли участие в маневрах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов.

Этот день в авиации. 2 сентября
1920 - Впервые в Советской России совершена перевозка пассажиров на "Илье Муромце". А.В. Панкратьев, из Сарапула в Екатеринбург.
Этот день в авиации. 2 сентября
1926
 - Летчик М.М.Громов на самолете АНТ-3 успешно завершил полет по маршруту Москва-Берлин-Париж-Рим-Вена-Прага-Варшава-Москва. Старт полета был 31 августа
1927 - Первый полёт экспериментального самолёта Focke-Wulf F 19 Ente. 
В 1925 году Немецкий научно-исследовательский институт авиации заказал компании Focke-Wulf постройку самолёта для оценки практической применимости аэродинамической схемы «утка». Конструкторы Генрих Фокке и Георг Вульф начали работу над проектом F 19 Ente.
Самолёт реализовали по схеме высокоплана с передним горизонтальным оперением и неубираемым шасси. Два двигателя Siemens & Halske Sh 14 позволяли развить скорость до 142 км/ч. Дальность полёта — 400 км. В открытой кабине находился пилот, а в салоне могло разместиться до 4 пассажиров.
Построили 2 экземпляра F 19 Ente. К сожалению, 29 сентября 1927 года на первом самолёте во время испытательного полёта с одним работающим мотором разбился Георг Вульф. После серии демонстрационных полётов на втором F 19 Ente, его передали в коллекцию Немецкого технического музея в Берлине, где он был уничтожен во время Второй мировой войны.

Этот день в авиации. 2 сентября
1935 - Начались авиационные круговые гонки - перелёт 34 лёгких самолётов авиации аэроклубов. Победил Ю.И. Пионтковский на АИР-10 ОКБ Яковлева.


Этот день в авиации. 2 сентября
1937 - М.Ю. Алексеев на СБ бис/2М-103 поднял 1000 кг груза на высоту 12246,5 метров.

Этот день в авиации. 2 сентября

1937 - Прототип палубного истребителя-бомбардировщика Grumman F4F Wildcat - XF4F-2, оснащенный знаменитой "звездой" Пратт-Уитни R-1830, поднялся в воздух. Летчик-испытатель фирмы Грумман Роберт Холл.
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1939 - На следующий день после начала Второй мировой войны, нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн по просьбе группы европейских эмигрантов-физиков, в числе которых были в том числе и Лео Сциллард и Эдвард Теллер, подписал письмо на имя президента США Франклина Делано Рузвельта, в котором содержалось предложение начать работы по созданию ядерного оружия. В послании физиков содержалась информация о том, что на базе специальной переработки урана можно получить новый важный источник энергии, который мог быть использованным для создания исключительно мощных бомб нового типа. Авторы письма, встревоженные наличием аналогичных проектов разрабатывавшихся в только что развязавшей войну нацистской Германии, призвали американское правительство использовать весь научный и военно-промышленный потенциал Соединенных Штатов для того, чтобы опередить гитлеровцев в создании нового оружия колоссальной разрушительной силы.

Этот день в авиации. 2 сентября

1939 - Первые бомбовые удары польской авиации по территории фашистской Германии. Их нанесли летчики VI отряда бригады бомбардировщиков и 41-й разведывательной эскадрильи армии "Модлин" на легком бомбардировщике PZL P-23B Karas.
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1939 - В США Фрэнк Фуллер выигрывает гонку Bendix Trophy на самолете Прокофьева-Северского Seversky SEV S-2. Финишную черту его машина пересекла со скоростью 282,1 миль/ч (453,899 км/ч), что почти на 40 миль/ч (64 км/ч) быстрее победного достижения Кокран 1938 года. Затем он направился в Бендикс, штат Нью-Джерси, установив рекорд скорости трассы Бербанк-Бендикс - 273,1 миль/ч (439,418 км/ч).
 
Этот день в авиации. 2 сентября

1942 - Закончились лётные испытания под Москвой единственного экземпляра А-40 («Летающий танк», «Крылья танка») - летательного аппарата, созданного О.К. Антоновым на базе танка Т-60. Изначально он был предложен в качестве поддержки для партизан. Проводил испытания известный лётчик и опытный планерист Сергей Анохин... Более бессмысленого проекта тогда было сложно придумать.
Самолётом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН командовал П.А. Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планёров. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 м... Первый полёт стал и единственным.

Этот день в авиации. 2 сентября
1944 - Джордж Гербер Уокер Буш пилотировал торпедоносец-бомбардировщик Grumman TBF Avenger из эскадрильи VT-5,1 с авианосца «Сан-Хасинто»... Тогда его звание соответствовало нашему старшему лейтенанту, президентом США он стал гораздо позднее... А тогда сбит был над Тихим океаном японскими зенитчиками. Но спасён был моряками с американской подводной лодки «Финбэк».
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1945 - Церемонией капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури» закончилась Вторая мировая война

Этот день в авиации. 2 сентября
1947 - Первый полёт реактивного палубного истребителя-бомбардировщика Hawker Sea Hawk. Самолёт особенно подходил для применения на море.
Он имел турбореактивный двигатель, расположенный в центральной части фюзеляжа. Опытный образец самолета с нескладывающимися консолями крыла и без посадочного крюка совершил первый полет 2 сентября. Второй опытный образец со складывающимися консолями крыла и посадочным крюком совершил первый полёт осенью 1948-го. Первым поступил в серийное производство "Си Хоук" F.I, на котором устанавливался турбореактивный двигатель Роллс-Ройс "Нин" 101 с тягой 2270 кг.

breguet_731.jpg
1947
 - Состоялся первый полет прототипа французской летающей лодки Br.731, разработанной французской фирмой Breguet. Летающая лодка разработана на базе разведывательной и патрульной летающей лодке Br.730. Работы над самолетом были начаты еще в 1944 году. На Br.731 были установлены более мощные двигатели SNECMA (Gnome-Rhône) 14R-24 мощностью 1590 л.с. Всего было произведено 2 экземпляра летающей лодки. Обе машины поступили в эскадрилью 33S под названиями Altair и Bellatrix. Один из них участвовал совместно с Br.730 в перелете Тулон-Даккар. 

Этот день в авиации. 2 сентября

1947 - Первый самостоятельный вылет истребителя-перехватчика с ЖРД
И-270 (Ж-2). Взлет с работающим двигателем был нормальным, самолет набрал высоту 3000 метров. После этого, в соответствии с заданием, летчик стал планировать на посадку, но из-за неточного расчета, с большим "промазом" посадочных ограничителей, приземлился вне аэродрома. Первый 7-минутный полет стал одновременно и последним. У самолета разбилась носовая часть фюзеляжа, но летчик не пострадал. Машину решили не восстанавливать.

Этот день в авиации. 2 сентября
1953 - На Дейтонском авиасалоне капитан ВВС США Рассел М. Добинс пролетел на вертолете Пясецкого YH-21-PH Workhorse на высоте 6739 метров (22110 футов), установив мировой рекорд высоты над уровнем моря для вертолетов c поршневым двигателем. Этот рекорд до сих пор не побит.
 

Этот день в авиации. 2 сентября

1954 - Первый полёт многоцелевого палубного Ту-91 "Бычок" с ТВД ТВ-2М; Д.В. Зюзин, К.И. Малхасян.

В начале 50-х годов в СССР в очередной раз в военно-политическом руководстве страны был поднят вопрос о создании отечественных авианосцев различного назначения.
Параллельно с созданием авианосцев планировалось разработать палубные истребители, штурмовики и бомбардировщики. Палубный бомбардировщик и штурмовик поручалось спроектировать ОКБ-156, руководимому главным конструктором А. Н. Туполевым.

К началу 1953 г. очередной всплеск интереса к авианосцам в СССР пошел на убыль, и авиация ВМФ меняет свои требования к самолету. Теперь речь идет о создании чисто сухопутного боевого летательного аппарата, предназначенного для действий на прибрежных театрах военных действий.

Этот день в авиации. 2 сентября
1958 - Боевая потеря ЕС-130А «Геркулес» 7406 SS USAF (Rhein-Main AB, Germany). Взлёт был произведён с турецкой авиабазы Инжирлик.
Самолёт радиоразведки, совершавший полёт вдоль советско-иранской границы на высоте 10 000 метров, зашёл в воздушное пространство Союза в районе Ленинакана (нарушение зафиксировано РЛС). На его перехват была поднята дежурная пара МиГ-17 236-й иад, которая обнаружила противника и попыталась принудить его к посадке.
Нарушитель на поданные сигналы не реагировал и был сбит у села Саснашен, в 44 км. южнее Ленинакана. Погибло 17 человек находившихся на борту (в том числе 6 членов экипажа и 11 операторов разведывательных систем).
Этот день в авиации. 2 сентября
1959
 - На полигоне Капустин Яр ракета Р-12 (8К63Ш) впервые в мире стартовала из шахтной пусковой установки. Через 58 сек полета потеряла устойчивость и упала в 100 км от места старта. При осмотре ШПУ обнаружена деформация пускового стакана вовнутрь и найден срезанный стабилизатор ракеты вместе с рулевой машинкой. ШПУ и ракеты были доработаны и проведено несколько успешных пусков ракеты 63Ш (21 и 27 декабря 1959 г.
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1960 - Первый полёт первого серийного Ту-22, выпущенного КАПО им. Горбунова.

Этот день в авиации. 2 сентября

1960 - Катастрофа самолёта Ил-14. Он замыкал группу из трех самолетов, перевозивших полярников, отработавших вахту. Полет проходил по маршруту Мыс Шмидта – Певек – Черский - Чокурдах – Тикси – Хатанга – Диксон – Амдерма – Архангельск – Череповец – Москва.Во время полета на участке маршрута между Архангельском и Череповцом днем в СМУ (облачность 8-10 баллов, нижняя кромка - 300м, дождь и дымка) экипаж снизился ниже предельно малой высоты и самолет столкнулся со склоном горы Белая в 8км от деревни Зихново Плесецкого района Архангельской области, разрушился и сгорел. 18 человек погибло.

Этот день в авиации. 2 сентября
1962 - На КнААПО собран первый серийный истребитель-бомбардировщик Су-7БМ.

Этот день в авиации. 2 сентября
1964 - Катастрофа Ил-18В (СССР-75531) Красноярского УГА под Южно-Сахалинском. Из-за ошибки пилота, летевший из Красноярска в Южно-Сахалинск Ил-18, начал преждевременное снижение и упал в сахалинские сопки...
Погибли 87 человек, 6 пассажиров остались живы. Причины катастрофы - преждевременное снижение ниже безопасной высоты в холмистой местности из-за ошибки в определении своего местонахождения в визуальном полёте ночью в нарушение установленных в районе аэропорта Хомутово правил полёта, а также из-за неправильного восприятия нечётких и неуместных указаний диспетчера.

Этот день в авиации. 2 сентября
1964 - Первый полёт сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28Б с матрицами газеты "Правда"; Ю.В.Петров, Н.М.Шиповский; Шереметьево – Пулково...

Этот день в авиации. 2 сентября

1964 - Польский самолет TS-11 "Искра", пилотируемый А.Абрамовичем, пролетел по замкнутому маршруту протяженностью 100 километров со средней скоростью 715,7 км/ч. В начале 1964-го закончилась разработка двигателя SO-1. Третий прототип TS-11 совершил с ним пробный полет 28 апреля. Летные характеристики оказались настолько высоки, что позволили в конце осени этого же года установить на самолете серию мировых рекордов. "Искру" с бортовым номером 03 облегчили, сняв ненужное оборудование и заднее кресло. С воздухозаборников убрали защитные сетки, а поверхность крыльев отполировали. "Искра" квалифицировалась по правилам ФАИ как реактивный самолет весовой категории от 1750 до 3000 кг.
1965 - Осуществлен очередной 42-й испытательный полет ракетного самолета "Х-15" № 2. Аппарат пилотировал летчик Джон МакКэй (John McKay). Достигнута максимальная высота 73091 м при скорости 5744 км/ч.

Этот день в авиации. 2 сентября

1971 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью РН "Протон-К"/SL-12 был осуществлен запуск АМС "Луна-18". Седьмая экспедиция по доставке на Землю лунного грунта, с помощью КА серии "Е8-5", закончилась жесткой посадкой станции на поверхность Луны. 48-й запуск советского КА с целью исследования Луны.

Этот день в авиации. 2 сентября
1985 - Принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 834-248 о начале работ по созданию пассажирского самолёта местных воздушных линий. Сам же самолёт начал разрабатываться ещё в августе 1982-го года, а к октябрю 1983-го был готовы технические предложения и аванпроект.


Этот день в авиации. 2 сентября
1991 - Лётчик А.А. Синицын впервые посадил сверхзвуковой ВВиП Як-141 на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В сентябре 1992-го этот самолёт был впервые продемонстрирован ил Международном авиасалоне в Фарнборо. На Як-141 установлено 12 мировых рекордов.

Этот день в авиации. 2 сентября
1991 - Начало коммерческой эксплуатации первого серийного гражданского Ан-124-100 «Руслан» (производство ОАО «Авиастар») а/к «Волга-Днепр».

Этот день в авиации. 2 сентября
1995 - Завершение кругосветного перелёата, в ходе которого пройдено около 30 тысяч километров за 160 часов на СМ-92 «Финист» В.П. Кондратьева.
Это семиместный многоцелевой легкомоторник, спроектированный коллективом фирмы "Техноавиа" для решения комплекса задач.
Этот день в авиации. 2 сентября
1995
 - На озере Онтарио, во время показательных выступлений экипажей патрульных машин на международном авиашоу в Торонто. Во время демонстрационного полета на малой высоте "Нимрод" R.1 очевидно вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор, после чего врезался в воду под углом 20°, не оставив семи членам экипажа никаких шансов на спасение.

Этот день в авиации. 2 сентября
1998 - Первый полёт ближнемагистрального пассажирского Boeing 717 (MD-95). Это был самый маленький пассажирский, региональный реактивный, произведённый концерном Boeing. Самолёт - развитие линейки McDonnell Douglas DC-9/MD-80/MD-90. Проектировался фирмой McDonnell Douglas как MD-95, но после поглощения Boeing этой фирмы в августе 1997-го получил новое название - Boeing 717.
Предназначен для эксплуатации на авиалиниях малой и средней протяжённости. Всего сделано 156 машин.

Этот день в авиации. 2 сентября
1998 - McDonnell Douglas MD-11 а/к Swissair выполнявший рейс Нью-Йорк-Женева в результате возникшего в кабине пожара потерял управление и рухнул в Атлантический океан недалеко от бухты Маргаретс, Канада... На борту находились 215 пассажиров и 14 членов экипажа. Все они погибли. Эта катастрофа стала крупнейшей по числу жертв на самолёте McDonnell Douglas MD-11, а также второй по величине - в истории Канады.

Этот день в авиации. 2 сентября

2017 - Катастрофа Ан-2 (RA-35171) в Балашихе во время показательных полетов. Наиболее вероятной причиной катастрофы самолета Ан-2 RA-35171 явился неучет КВС особенностей пилотирования самолета Ан-2 на больших скоростях полета (увеличение потребного времени вывода ВС из крена из-за уменьшения углов отклонения элеронов за счет вытяжки тросовой проводки вследствие значительного возрастания усилий в поперечном канале управления на скоростях 270 - 300 км/ч), что не позволило вывести ВС из снижения при выполнении маневрирования с большими углами крена на предельно малой высоте полета.

Способствующими факторами явились:
- пилотирование ВС на режимах, выходящих за ограничения, установленные РЛЭ самолета Ан-2;
- выполнение маневрирования на высоте, менее установленной для выполнения демонстрационного полета над аэродромом. Погибли Дмитрий Сухорев и Борис Тылевич. Самолет принадлежал Московскому авиационно-ремонтному заводу ДОСААФ.

Картина дня

наверх