1783 - Первую в Европе демонстрацию псевдопарашюта осуществил француз Себастьян Ленорман. Воспользовавшись парашютом собственной конструкции с жестким конусообразным куполом диаметром 0,76 метра, он прыгнул с крыши одноэтажного дома, а спустя несколько дней повторил прыжок с крыши высокой башни обсерватории в Монпелье. 1909 - доклад князя Б.Б. Голицына о необходимости развития воздушного флота в России в собрании членов Совета министров, Государственной Думы и Государственного Совета под председательством П.А. Столыпина (13 декабря ст. ст.). 1912 - Родился лётчик-испытатель А. Н. Гринчик, подполковник. Окончил Московский авиационный институт. Окончил лётную школу ЦАГИ. Провёл испытания ББ-МАИ, БОК-15, испытания Ме-109Е-3 на штопор, СК-2 на штопор. С 1941 на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл испытания Та-3 на штопор. Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 — лётчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО г.Москвы), совершил 62 боевых вылета, сбил лично 2 и в группе 4 самолёта противника, был ранен. Выполнил первый полёт на первом отечественном реактивном самолёте И-300 (МиГ-9) и провёл его испытания. Провёл испытания: Ла-5 на устойчивость, Ил-6 на устойчивость, Ще-2 на штопор и устойчивость, МиГ-8 «Утка» и ряд других испытательных работ. За время работы в ЛИИ им освоено 120 типов летательных аппаратов различного назначения. Он участвовал в испытаниях 14 опытных самолётов, а при испытании 4 опытных самолётов являлся ведущим лётчиком-испытателем. Погиб 11 июля 1946 года при выполнении полёта на опытном МиГ-9 при показе авиационной техники высокопоставленным представителям МАП и ВВС. |
1916 - Родился военный лётчик-истребитель Н. Ф. Кузнецов, заслуженный военный лётчик СССР (1967), Герой Советского Союза (1943), генерал-майор авиации, д-р воен. наук. Участник советско-финляндской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 436 (67 гв.) иап, был командиром эскадрильи. 6 января 1943 г. в воздушном бою на подступах к Ленинграду на горящем самолёте таранил истребитель противника. Совершил 252 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил лично 25 и в группе 12 самолётов противника. После войны до 1978 г. продолжал служить в ВВС. Участник войны в Корее. В 1963-1972 гг. был начальником Центра подготовки космонавтов. Автор книги «Фронт над землёй». |
1920 - Приказ Реввоенсовета Республики о реорганизации морской авиации Балтийского и Черного морей. На этих морях в целях объединения частей морской авиации для совместных действий с флотами и флотилиями были введены должности начальников Воздушных флотов Балтийского, Черного и Азовского морей. Штабы воздушных бригад преобразовали в штабы начальников воздушного флота морей. На Балтийском и Черном морях предусматривалось по два гидродивизиона, состоящих каждый из двух гидроотрядов и морского истребительного отряда. Начальником Воздушного флота Черного и Азовского морей стал морской летчик М. М. Сергеев. 1922 - Введен в строй первый японский авианосец Хосё |
1928 - Родился Заслуженный лётчик-испытатель CCCР М. В. Петляков, полковник. Окончил Качинское ВАУЛ. Лётчик-испытатель авиазавода № 1 (г. Самара); испытывал серийные МиГ-17. Лётчик-испытатель авиазавода № 135 (г. Харьков); испытывал серийные МиГ-15УТИ. Лётчик-испытатель авиазавода № 292 (г. Саратов); испытывал серийные Як-25, Як-27 и их модификации. Провёл ряд испытательных работ на Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-28, МиГ-17, МиГ-19, СМ-19, СМ-51, Су-7, Ту-4, Ту-16. Испытывал серийные Ту-124, Ту-124Ш, Ту-134, Ту-134А, Ту-134Б, Ту-134Ш. |
1941 - В Казани в результате объединения двух заводов, (эвакуированного из Москвы №22 и №124) создан авиазавод им. С. П. Горбунова №22 (ныне Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова - филиал ПАО "Туполев"). В годы Великой Отечественной войны здесь производились самолёты Пе-2 и Пе-8. После войны Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ил-62, Ту-22, Ту-22М2(М3), Ту-160, Ту-214. |
1942 - Состоялся первый полёт истребителя И-220 (МиГ-11) конструкции ОКБ А. И. Микояна, А. И. Жуков. 26 сентября испытания И-220 No.01 были прекращены по просьбе главного конструктора А.И.Микояна. К моменту прекращения государственных испытаний И-220 No.01 уже полным ходом шли испытания истребителя И-225 с мотором АМ-42Б и турбокомпрессором ТК-ЗООБ, который должен был иметь более высокие летные характеристики. Первый экземпляр И-225 построили на базе самолета И-220 №.02 путем замены силовой установки. |
1948 - Впервые в СССР на экспериментальном самолёте Ла-176 в полёте со снижением достигнута скорость звука — 1105 км/ч, лётчик О. В. Соколовский.
1950 - В небо над Приморьем вторгся американский разведчик RB-29. Пара МиГ-15 сбила нарушителя. Американский самолет упал в море. Экипаж пропал без вести. |
1955 - Постановление Совета Министров СССР 1952-1047 «Разработка поисково-спасательного комплекса "Архангельск" на базе самолёта Ту-16», которое обязывало МАП в III квартале 1956 г. оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на государственные испытания в I квартале 1957 года. (Ту-16С)
1955 - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР создано СКБ-172 (артиллерийского вооружения) Пермского машиностроительного завода имени Ленина. На него были возложены работы по созданию образцов ракетной техники. В 1975 году на базе КБ машиностроения и Пермского завода химического оборудования было образовано производственное объединение "Искра", ставшее впоследствии ОАО "НПО "Искра". |
1956 - Состоялся первый полёт истребителя-перехватчика F-106A Delta Dart фирмы Convair.
Целью полета была летная тренировка командиров экипажей – слушателей ШВЛП. В 12:17 мск экипаж произвел взлет в а/п Баратаевка для перелета в а/п Курумоч, где самолет произвел посадку в 12:53. В период с 12:53 по 18:00 было выполнено 10 учебных полетов. После их завершения на борт были взяты служебные пассажиры – бригада рабочих Воронежского авиазавода по ремонту самолетов и инженер по эксплуатации. В 18:00 самолет произвел взлет. Совершив один тренировочный заход по кругу, экипаж набрал эшелон 3 300 м и начал перелет на Баратаевку. В 18:22 экипаж доложил СКП о подходе к аэродрому на высоте 3 300 м и получил разрешение на снижение до 1 000 м с докладом о пролете ДПРС с МКпос=204°. Левое кресло занимал командир эскадрильи Моткин, правое – зам. ком. отряда Тарасов. После пролета ДПРС экипаж получил разрешение на снижение до 400 м к началу второго разворота и дальнейший заход на посадку правой коробочкой. После четвертого разворота экипаж вышел на визуальный полет на высоте 350 м. Затем экипаж доложил пролет ДПРС на высоте 200 м, передал, что видит ВПП, и запросил разрешение на посадку. РП разрешил посадку правее основной ВПП. Экипаж дал подтверждение и включил фары. Через несколько секунд полета по глиссаде самолет резко изменил траекторию движения, перешел в пикирование, столкнулся с землей под углом 50-60° и загорелся. Резкое изменение траектории началось на высоте 120-150 м. Прогнозом погоды предусматривалось в облаках и осадках интенсивное обледенение. Фактическая погода на 18:10 – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 373 м, видимость 10 км. В соответствии с анализом метеообстановки, прогноза погоды, данных о погоде с бортов самолетов и непосредственным докладом экипажа погибшего самолета установлено, что в облаках в районе Ульяновск-Курумоч имело место обледенение от слабого до интенсивного. Заход на посадку проходил с высоты 350-370 м визуально, при видимости старта, в обычных ночных условиях и обеспечивался включенными системами ОСП и курсоглиссадной системой, а также светотехнической системой ночного старта. Место столкновения находится точно на линии захода на посадку с МК=204° на расстоянии 1 240 м с недолетом до БПРС на вспаханном поле. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 18:42 мск (19:42 м. вр.). Разброс обломков – 70х60 м. Все системы самолета до столкновения с землей отказов не имели. В декабре 1960 г на самолете двигатели НК-4 заменены на АИ-20 3-ей серии. Самолет передан в ШВЛП 19.12.60.
1964 - Первый полк с МБР Р-9А/SS-8/“Sasin” комплекса “Десна-В” шахтного базирования заступил на боевое дежурство под городом Козельск.
1972 - Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты МР-УР-100. 15А15 (РС-16А) разработки КБ «Южное» под руководством В.Ф.Уткина. 1972 - 117 бомбардировщиков Б-52 "Stratofortress" совершили налёт на Ханой (операция Linebacker II), крупнейшей воздушной бомбардировки с времени войны во Вьетнаме по настоящее время.
1974 - Ракетой-носителем «Протон-К» выведена на орбиту станция «Салют-4», проработавшей на орбите 774 дня. Орбитальная станция «Салют-4» (КБ Королёва) представляла собой модифицированную станцию «Салют-1». Вместо четырёх солнечных батарей, установленных попарно на переходном и агрегатном отсеке, были установлены три поворотные на цилиндрической части малого диаметра рабочего отсека. Площадь солнечных батарей была увеличена с 28 м2 (на «Салюте-1») до 60 м2, генерируемая электрическая мощность — до 4 кВт. |
1975 - Лётчик-испытатель В. С. Ильюшин совершил первый полёт на втором опытном самолёте Су-25 (Т8-2). |
1975 - Начались первые в мире полёты с коммерческими грузами сверхзвукового самолёта Ту-144 по трассе Москва — Алма-Ата. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт. При взлётной массе 195т и грузоподъёмности 15т при крейсерской скорости 2200 км/ч он имел расчётную дальность 6500 км. На самолёте имелись турбореактивные двигатели НК-144. Впервые Ту-144 достиг скорости звука 5 июня 1969 г., скорости 2М — 26 июня 1970 г. В 1971 г. начались демонстрационные полёты по разным странам. |
1976 - Первый успешный полёт самолёта с мускульным приводом «Госсамер Кондор», П. Б. Маккриди (США).
1976 - Впервые осуществлен подводный пуск твердотопливной баллистической ракеты Р-31 из шахты подводного крейсера К-140 в Кандалакшском заливе Белого моря на глубине 50 м при скорости лодки 5 узлов. Головной разработчик комплекса – КБ «Арсенал». Новая ракета Р-31 при стартовой массе 26,84 т, близкой к уже стоявшей к тому времени на вооружении жидкотопливной Р-29, имела вдвое меньшую дальность, вдвое меньший забрасываемый вес и низкую точность. Поэтому было решено в серийное производство комплекс Д-11 не запускать, и в 1989 он был снят с вооружения. Всего было выпущено 36 серийных ракет Р-31, из них 20 были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года министерство обороны приняло решение об утилизации всех имеющихся ракет этого типа методом отстрела. С 17 сентября по 1 декабря 1990 все ракеты были успешно запущены, после чего 17 декабря 1990 лодка К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл. |
1980 - Первый полёт самолёта Ил-86 с пассажирами по маршруту Москва-Ташкент. |
1986 - Состоялся первый полёт вертолёта Ми-34, лётчик-испытатель Б. В. Савинов. |
1986 - Первый полёт Ил-76ЛЛ3 (Ил-76МД СССР 76492) для испытания двигателя Д-90А (ПС-90А). 1992 - F-16 ВВС США сбили иракский МиГ-25 в "бесполетной зоне" на юге Ирака
1993 - Катастрофа самолёта Ан-26Б (RA-26141) "Авиалинии Кубани - АЛК", аэропорт Гюмри (Ленинакан), КВС Аристархов. Экипаж выполнял рейс Краснодар (Пашковская) – Ленинакан (Гюмри). Самолет перевозил два плохо закрепленных автомобиля и бочки с бензином, был перегружен и имел предельно заднюю центровку. Самолет официально выполнял грузовой рейс, однако на борту находился 31 пассажир, из которых только 6 были официально заявлены на рейс. Остальные были самовольно взяты экипажем непосредственно перед взлетом. Экипаж выполнял заход на посадку ночью в тумане (видимость - 600 м - ниже минимума КВС). |
1994 - Образован ГНПЦ «Звезда-Стрела». |
2013 - Транспортный самолёт Ан-12 Иркутского авиазавода (б/н 12162), выполняя заход на посадку на аэродром Иркутск-2, столкнулся с наземными сооружениями между БПРМ (расположенным в 1700 м от порога ВПП) и порогом ВПП (на удалении около 760 м от порога ВПП, с боковым уклонением вправо на 90 м от оси ВПП) на территории расположенного вблизи аэродрома военного склада (109 арсеналГРАУ). Погибли все 9 человек, находившиеся на борту самолёта.
Свежие комментарии