На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 670 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    👍👍👍Этот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    Да вот и уже началось шествие к могиле и нас, рожденных в первой половине 40-х годов прошлого века…Этот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    Имел удовольствие лично общаться с В. Е. Гудилиным во время подготовки пуска МКС «Буран». Это был один из последних «...Этот день в авиац...

Зеленодольский ракетный корабль рванул в Средиземноморье

Не совсем про авиацию, но тема думаю будет интересна и кроме того - во многом "пересекающаяся" :-)

24.09.2014

Эксперты полагают, что это очень мощный аргумент российского флота

Ракетный корабль «Самум», построенный на Зеленодольском заводе им. Горького, вчера прошел Босфор и Дарданеллы и вышел в Средиземное море. Это первый длительный поход судов этого типа, своего рода «эксклюзив» — боевых машин такого типа нет нигде в мире. Как выяснил «БИЗНЕС Online», их строительство стало этапом в истории завода им. Горького. Эксперт нашего издания отметил, что, возможно, «Самум» отправили в Средиземное море, потому что больше некого, и самые интересные новости по нему еще впереди.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239 Черноморского флота проходит пролив Босфор, следуя в Средиземное море

Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» проекта 1239 Черноморского флота проходит пролив Босфор, следуя в Средиземное море

ДАЛЬНИЙ ПОХОД

Турецкий веб-ресурс turkishnavy.net сообщил, что 21 сентября 2014 года через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море проследовал ракетный корабль «Самум» (проект 1239, шифр «Сивуч») Черноморского флота ВМФ России. Об этом сообщил известный ВПК-ресурс bmpd. Известно, что «Самум» вышел из Севастополя на боевую службу в Средиземное море 20 сентября, сообщают авторы портала. Это первый дальний поход скегового ракетного корабля.

«Сивучи» (два систершипа «Бора» и «Самум») входят в состав 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота. До настоящего времени эти корабли, оснащенные противокорабельным ракетным комплексом «Москит», не совершали дальних походов и не выходили за пределы Черного и Балтийского морей.

Согласно данным веб-ресурса turkishnavy.net, за последние две недели в Средиземное море через проливы проследовали еще 4 корабля ВМФ России, включая ракетный крейсер «Москва» проекта 1164 (7 сентября) и 3 больших десантных корабля проекта 775: «Ямал» (13 сентября), «Калининград» и «Новочеркасск» (оба 17 сентября).

ЖДИТЕ ИНТЕРЕСНЫХ НОВОСТЕЙ

Перебазирование «Самума» для «БИЗНЕС Online» обстоятельно прокомментировал независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург).

http://www.business-gazeta.ru/uploads/samum.jpg

«Малый ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 спроектирован ЦМКБ «Алмаз», в Зеленодольске построена серия из двух единиц (третий корпус был начат, но не достроен, в планах была серия в 16 единиц). До сих пор эти корабли при грамотном использовании остаются очень мощным ударным средством в руках командования ВМФ. Сам проект разрабатывался с середины 70-х, головной корабль («Бора») построили в 1987 году, ввели в строй Черноморского флота в 1989-м, за ним последовал второй МРК «Самум» — его заложили осенью 1991 года и передали флоту в 2000-м. Для тех лет это был, современно выражаясь, весьма и весьма инновационный проект. Создавался он в развитие обычных водоизмещающих МРК проекта 1234/12341 «Овод», но с главным ракетным комплексом «Москит» со сверхзвуковой ракетой и увеличенной мореходностью и автономностью», — сказал Глухов.

По его словам, наши корабли традиционно несут мощное ударное вооружение для нанесения ударов по авианосцам, десантным кораблям и транспортам вероятного противника. «Оводы», например, имеют на борту 6 дозвуковых противокорабельных ракет (ПКР) «Малахит» и до сих пор представляют значительную угрозу, особенно в стесненных районах и акваториях. «Что уж говорить про «Сивучи», каждый из которых несет 8 сверхзвуковых ПКР «Москит», надежно перехватить которые очень проблематично и сейчас. 8 таких же ракет несут и эсминцы проекта 956, и БПК проекта 11551 — океанские корабли водоизмещением в 7 раз больше («Сивуч» имеет полное водоизмещение чуть более 1 тысячи тонн, и он меньше эсминца по длине в 2,5 раза). Благодаря применению катамаранного корпуса (из легкого алюминиево-магниевого сплава) с надувным гибким ограждением в носовой и кормовой части для удержания воздушной подушки между бортами, так называемыми скегами, проект 1239 развивает скорость на тихой воде свыше 45 узлов, то есть это в 1,5 раза быстрее эсминца», — уточнил Глухов.

Ходовой мостик

Ходовой мостик «Самума»

«Сивучи» до сих пор самые крупные в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходные боевые корабли, использующие гидродинамическую платформу. Назначение: уничтожение крупных кораблей противника и прикрытие своих соединений и конвоев в прибрежных районах и во внутренних морях.

Предшественники «Сивучей» «Оводы» привлекались для несения боевой службы в Средиземном море в 70 - 80-е годы. Они были реальной угрозой для сил НАТО, но сам кораблик невелик: в качку не мог применять оружие, а экипажи очень страдали от штормов. Поэтому и разработали «Сивуч» — для замены на новом техническом уровне с вооружением нового поколения, с улучшенной мореходностью. Корабельные ударные группы «Сивучей» должны были действовать в Средиземном море, наглухо перекрывая прорыв сил НАТО в Черное море, разумеется, во взаимодействии с другими силами советской Средиземноморской эскадры. Но этого не произошло — перестройка нарушила все планы. Два построенных «Сивуча» несли и несут службу на Черноморском флоте (второй изначально был на Балтике). Но спираль времени провернулась, и настал исторический момент, когда, наконец, второй «Сивуч» — «Самум» — пошел на боевую службу в Средиземку.

«В общем, несмотря на некоторую техническую устарелость (проект создавался на основе технических решений 70 - 80-х годов прошлого века), он своим ударным комплексом может представлять неслабую угрозу надводным кораблям США и НАТО, но есть нюансы, — уточнил Глухов. — РКВП нуждается в прикрытии и целеуказании, его собственная ПВО по нынешним временам малоэффективна. В одиночку он мало что сможет. Да и самому «Самуму» уже 20 с лишним лет, а для корабля с корпусом из легких сплавов это уже много (как там с надежностью?). Автономность РКВП — 10 суток, ну, 2 недели. Это маловато будет. Интересно, он будет пополнять запасы в Средиземке или нет? Зайдет в наш пункт базирования в Тартусе? Или туда и почти сразу обратно? На этот счет информации нет, увы... Поход «Самума» — это своего рода эксперимент командования флотом. Такое было и с ракетным катером Р-60 проекта 12411 «Молния», который в августе 2013 года сходил в Средиземку. Для такого катера столь дальний поход оказался достаточно рисковым мероприятием. Понятно, что после заявлений наших военных и военно-морских руководителей о воссоздании постоянного соединения российских кораблей в зоне Средиземного моря необходимо, чтобы там постоянно пребывали наши корабли. Но новых пока нет (проекты 11356 и 22350 все еще строятся), а существующие в последнее время интенсивно использовались, расходуя ресурс и остро нуждаясь в ремонте. Может, «Самум» послали в Средиземку, потому что больше некого послать? В общем, думаю, будут еще новости по «Самуму», и новости интересные».

 

Фото:
http://bmpd.livejournal.com/1003499.htmlhttp://aquatek-filips.livejournal.com/422163.html

РКВП пр.1239 при движении на полном ходу (бортовые колонки винтов опущены).

Еще по теме:

Рената Мистахова зачислили в «пираты»

28.08.2014

Завод им. Горького заподозрили в захвате судостроительного предприятия в Керчи, создавшего флагман ВМФ Украины — корабль «Гетман Сагайдачный»

Сегодня на зеленодольском заводе им. Горького газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали скандальную информацию, распространенную в начале недели крымскими СМИ: народная самооборона полуострова вместе с представителями завода из РТ заблокировала керченский судостроительный завод «Залив», не пускает на территорию руководство, взламывает кабинеты, изымает документы. В Зеленодольске эту информацию воспринимают с удивлением и заявляют только об одном интересе — законно приобрести «Залив» и разместить на нем уже имеющиеся заказы. Эксперты «БИЗНЕС Online» предупреждают, что любые действия в отношении керченского предприятия могут грозить зеленодольскому предприятию международными санкциями.

Завод им. Горького и Холдинговая компания

Завод им. Горького и холдинговая компания «Ак Барс» приготовили для Керчи немало интересного

«РАБОТАЙТЕ КАК РАНЬШЕ, ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ У ВАС НОВОЕ РУКОВОДСТВО»

Информация о силовом захвате ОАО «Керченский судостроительный завод «Залив» появилась утром 25 августа, сообщает РИА «Новый Регион — Крым». Предприятие заблокировали представители народной самообороны и ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Но позже выяснилось, что завод работает в обычном режиме, а рабочим сказали: «Работайте как раньше, только теперь у вас новое руководство». По данным полиции Керчи, руководство завода о каких-либо противоправных действиях не заявляло.

В тот же день министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник, согласно РИА «Новости», заявил о необходимости кардинальных решений для стабильной работы предприятия, которое находится в неудовлетворительном состоянии: загрузка — 5%, 600 человек из коллектива работают неполный рабочий день, то есть налицо неэффективное управление. При этом, поскольку предприятие принадлежит украинскому олигарху Константину Жеваго (будучи, кстати, перерегистрированным в России), оно не может рассчитывать на господдержку со стороны правительства РФ. Скрынник указал и на корпоративный конфликт: часть акционеров вместе с трудовым коллективом настаивает на развитии, а часть эти процессы тормозит. В итоге первые при помощи народной самообороны отстранили вторых от руководства. Последние же, как сообщает «Интерфакс-Украина», заявили о рейдерском захвате предприятия, осуществленном 24 августа ООО «Судостроительный завод «Залив», зарегистрированным несколькими днями ранее в Москве. А возглавляет его представитель зеленодольского завода Андрей Жердев. 25 августа на собрании коллектива он, по заявлению ОАО, объявил о том, что ООО «Судостроительный завод «Залив» взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности «Залива». По словам прежнего руководства, рейдеры взламывали кабинеты, конфисковали учредительные документы и печати.

Завод им. Горького сделал Константину Жеваго заманчивое предложение

Завод им. Горького сделал Константину Жеваго заманчивое предложение

Пресс-служба же ООО, по данным «Событий Крыма», заявила: «Лица, причастные к тому, что одна из крупнейших судостроительных компаний Европы поставлена на грань катастрофы, отстранены от руководства компанией. Сейчас мы прежде всего говорим об украинском олигархе Константине Жеваго, который украл акции завода, чтобы превратить его в так называемую «помойку» для легализации незаконных доходов, и о бывшем директоре по маркетингу Валерии Белозерове. Все схемы воровства известны, в ближайшее время Жеваго и его подручными займутся правоохранительные органы».

У ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА ЕСТЬ ДЛЯ «ЗАЛИВА» И ГРАЖДАНСКИЕ, И ВОЕННЫЕ ЗАКАЗЫ

Отметим, что «Залив» и завод им. Горького упоминаются вместе не впервые. Так, 30 апреля в Симферополе прошло совещание, посвященное обеспечению загрузки промышленных предприятий Крыма, в том числе судостроительных. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что завод им. Горького уже назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму. А ранее агентство «Крыминформ» сообщало, что завод им. Горького планирует наладить сотрудничество с «Заливом» по достройке военных кораблей, а также воссоздать там свою сдаточную базу, действовавшую до 1994 года.

В Зеленодольске силовые методы решения вопроса отрицают, но своего вполне коммерческого интереса к «Заливу» не скрывают. «Захват?! У нас интерес только один — законно приобрести этот завод и разместить заказы, которые на сегодня уже законтрактованы», — рассказал вчера «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. По его словам, переговоры о приобретении «Залива» велись в Москве с представителями Жеваго, который и по сей день остается собственником предприятия: «Мы тогда обозначили, что есть огромное желание. Они: «Хорошо, будем думать и вышлем вам коммерческое предложение». С тех пор прошло примерно полтора месяца — ждем, когда они там, в Крыму, между собой разберутся, они что-то никак поделить не могут». По словам Мистахова, российские власти в решении вопроса не задействованы.

Отметим, что 19 августа Скрынник на заседании совмина Крыма сообщил, что проблему с загрузкой «Залива» можно решить только путем дорогостоящей модернизации, и поэтому идут переговоры с российскими инвесторами, которые готовы это предприятие приобрести. Ранее сообщалось, что «Заливом» интересуются ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и «Роснефть» и что правительство РФ хочет сделать «Залив» ядром судостроительного кластера Крыма.

«Залив» — гигантское предприятие (в активе предприятия в советский период строительство в том числе уникального судна -

атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» - единственного в России ледокольно-транспортного судна с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88.

http://www.rosatomflot.ru/index.php?menuid=34

Для справки: Борис Бутома в период 1944-1948г.г. трудился на ныне Зеленодольском судостроительном заводе им.Горького:

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9974 - примечание автора темы)

И этот интерес понятен. Когда-то «Залив» был одним из самых серьезных предприятий судостроительной отрасли Украины, специализирующимся на коммерческом судостроении, строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении офшорных конструкций и продукции судового машиностроения. В 1980 - 1996 годах завод строил серию танкеров дедвейтом 65 тыс. тонн. Была построена серия стационарных нефтяных платформ для Вьетнама. Завод известен как строитель флагмана ВМФ Украины — большого противолодочного корабля «Гетман Сагайдачный» (заложен в 1990 году как «Киров»). Завод ежегодно строил до 3 - 4 корпусов сухогрузов и контейнеровозов и ремонтировал до 35 судов различного класса. Но как вчера рассказал «БИЗНЕС Online» один из сотрудников предприятия, «на заводе уже год нет работы, многие из работников отправлены в отпуска» (что касается силового захвата, то он отметил, что «своими глазами ничего такого не видел»).

«У нас есть для этой верфи и гражданские, и военные заказы большего водоизмещения, чем строятся сегодня в Зеленодольске, — рассказал «БИЗНЕС Online» Мистахов. — Это проекты и «Совкомфлота» (один из крупнейших мировых операторов танкерного флота — примавт.) и «Новатэка» (второй по объемам добычи производитель природного газа в России — примавт.), и минобороны — ведь наш завод с перспективой смотрит на все флоты: мы прорабатываем проекты в Астрахани, на Балтике, в Санкт-Петербурге. В конце концов, завод осваивает новый спектр услуг — жизненный цикл обслуживания кораблей».

По данным полиции Керчи, руководство завода о каких-либо противоправных действиях не заявляло

По данным полиции Керчи, руководство завода о каких-либо противоправных действиях не заявляло

«НЕ СБРАСЫВАЕМ СО СЧЕТОВ И АВИАНОСЦЫ...»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов порассуждать на тему обоснованности желания татарстанских структур приобрести «Залив».

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финнам Менеджмент»:

— Такое желание может оказаться рискованным для компании и несет угрозы для нее. И дело даже не в том, что присоединение Крыма к России не признается большинством стран. Если актив не будет приобретен официально, а с нарушениями прав нынешних акционеров, то против компании могут быть введены санкции со стороны США, Европы и ряда других стран. Вряд ли это нужно зеленодольской компании. Если керченский судостроитель будет приобретаться официально, то риск введения санкций остается, хотя и снизится немного.

Возможно, крымский завод интересен зеленодольскому производителю по нескольким причинам. Во-первых, он расположен на море, что облегчает строительство и поставку судов заказчикам в первую очередь зарубежным. Во-вторых, производимая им продукция или то, что «Залив» может производить, способна дополнить продуктовую линейку Зеленодольска. В-третьих, не исключено, что предприятие в Керчи обладает уникальными техническими разработками, интеллектуальной собственностью, которая интересна заводу имени Горького. В-четвертых, если мощности «Залива» не загружены, то татарстанская компания может перенести туда часть производства, а на освободившихся мощностях у себя разместить новые заказы. Пока причины интереса завода имени Горького к этому активу не называются. Учитывая, что возможных причин выше было названо несколько, стоит дождаться, во-первых, официального объявления о приобретении керченской компании, если таковое состоится. Во-вторых, каких-то объяснений и/или первых шагов Зеленодольска в отношении «Залива», что позволит хотя бы приблизительно понять, как именно будет задействован керченский завод в производственной программе завода имени Горького.

Как рассказал один из сотрудников предприятия «на заводе уже год нет работы, многие из работников отправлены в отпуска»

«Залив» может стать ядром судостроительного кластера Крыма

Ранее федеральные чиновники заявляли о том, что крымские предприятия представляют интерес для российского судостроения, однако никакой конкретики не было. Собственно, как и в случае с «Заливом», в первую очередь нужно решить вопрос с принадлежностью этих компаний, договориться тем или иным образом с их нынешними акционерами, провести всесторонний анализ этих заводов и лишь затем принимать решения о том, как и где их можно использовать. Однако не стоит забывать, что некоторые санкции уже введены против крымских корабелов, и они могут быть ужесточены, что уменьшит возможности их использования.

Прохор Тебин — независимый военно-морской эксперт (Москва):

— В 2000 - 2013 годах завод построил более полусотни судов, преимущественно судов снабжения офшорных платформ, а также контейнеровозов, танкеров и сухогрузов с дедвейтом от 2 тысяч до 35 тысяч тонн. Но завод обладает достаточным потенциалом для крупнотоннажного строительства, неплохими компетенциями в сфере строительства офшорной техники для иностранных заказчиков (в первую очередь Голландии и Норвегии) и, что немаловажно, судоремонта. Не стоит забывать и то, что в советское время верфь активно занималась военным кораблестроением. На заводе же построены уникальный лихтеровоз с ядерной энергетической установкой «Севморпуть» (эксплуатируется в настоящее время ФГУП «Атомфлот») и танкеры типа «Крым» дедвейтом в 150 тысяч тонн.

Сейчас завод простаивает, но для отечественного судостроения является весьма интересным активом. Особый интерес представляет наличие сухого дока 360×60×13,2 метра с двумя кранами грузоподъемностью по 320 тонн и двух горизонтальных стапелей по 400 метров. Корпусообрабатывающий цех имеет производственную мощность 60 тысяч тонн стали в год. Для сравнения: этот показатель равен аналогичному у ключевой военной верфи России — «Севмаша». Завод может стать одним из центров крупнотоннажного строительства.

Еще в апреле  завод им. Горького назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму

Еще в апреле завод им. Горького назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму

Судя по имеющейся информации, оборудование на заводе достаточно современно, производительность труда отвечает требованиям рынка. С другой стороны, в последние годы завод в основном работал на строительство сравнительно небольших судов и для начала крупнотоннажного строительства придется перенацелить производство, восстановить утерянные компетенции и, в частности, установить более мощные краны.

Разумно ли переносить туда строительство с Зеленодольского завода — вопрос сложный. В принципе, учитывая довольно высокую загрузку зеленодольцев и востребованность их продукции ВМФ и береговой охраной, в том числе Черноморским флотом, завод имени Горького мог бы начать строительство на «Заливе» небольших серий проверенных массовых проектов. Но сколько времени нужно для того, чтобы развернуть строительство, неизвестно. Определенный резон это имеет и для поддержки завода в ближайшей перспективе. Больший интерес представляет расширение продуктовой линейки «Ак Барса», выход на рынок офшорного и крупнотоннажного строительства, увеличение доли гражданской продукции. Не стоит забывать и о политически и социально значимой задаче — об укреплении связей Татарстана и крымских татар.

В целом крымские верфи интересны российским ВМФ и береговой охране как с точки зрения строительства кораблей самых различных типов, так и с точки зрения участия в процессе судоремонта. Это поможет сократить издержки в долгосрочной перспективе, укрепит тыл флота и экономику региона. Говорить о возможности строительства на «Заливе» авианосцев и других крупных надводных кораблей считаю преждевременным, но и эту возможность нельзя сбрасывать со счетов.

Михаил Барабанов — научный редактор журнала «Экспорт вооружений»:

— Керческий завод «Залив» — это, разумеется, потенциально очень ценный актив, поскольку, обладая сухим строительным доком длиной 360 метров и шириной 60 метров, это один из трех судостроительных заводов бывшего СССР (в Николаеве, Херсоне и Керчи), позволяющий строить суда длиной 300 метров и более. Плюс у них две стапельные нитки по 400 метров длиной, и технологии крупноблочного строительства. Именно в Керчи были построены самые крупнотоннажные советские суда — пять танкеров типа «Крым» (по 150 тысяч тонн дедвейтом и длиной 295 метров). Естественно, что такой док потенциально позволяет строить почти все что угодно, включая морские нефтегазоплатформы и тому подобное. Есть у Керчи и военные мощности, на которых в советские времена строились СКР проекта 1135 и ПСКР проекта 11351 (последним стал «Сагайдачный»).

Поэтому для зеленодольцев это приобретение потенциально может радикально расширить их судостроительные возможности во всех спектрах судостроения — гражданском, оффшорном и военном. Другое дело — реальная сохранность всего этого (особенно в кадровом отношении) и необходимость вложений в восстановление и доведение до современного уровня.

В любом случае, переход завода «Залив» под контроль зеленодольцев и «Ак Барса» можно всецело приветствовать, поскольку зеленодольский завод — реально успешно действующее частное судостроительное предприятие, и лучше, если «Залив» достанется им, а не паразитарному монстру ОСК, который даже со своими нынешними активами нормально работать не может. Если «Залив» отдают Зеленодольску, то это, возможно, свидетельствует о том, что высшие российские власти окончательно разочаровались в ОСК, которая, вероятно, худшая из всех российских госкорпораций.

Тимур Латыпов

Источник

Еще новости по теме:

На керченском судостроительном заводе "Залив" модернизируют производственные мощности на 7 млрд рублей

Судостроительный завод "Море" предлагает Минобороны РФ производить противолодочные корабли "Сокол"

(пр. 1145 "Сокол" является разработкой Зеленодольского ПКБ :

http://www.zpkb.com/ru_about/history/)

Программа развития крымского судостроительного завода "Залив" будет готова весной 2015 года - Минпромторг

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх